Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Строительство Кузи-83, опыт и вопросы

Кузя 83

Сообщений в теме: 120

#1 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 28 июля 2014 - 16:05

Доброго всем времени дня.

 

После некоторого раздумья приступил к постройке швертбота. По поводу проекта размышлял здесь: http://forum.katera....a-nesting-pram/

 

В конечном итоге выбор пал на Кузю. Аргументы следующие:

1. Первая постройка – проект должен быть несложным.

2. Наличие понятных «чайнику» чертежей (см п 1)

3. Чертежи в автокад – возможность сделать раскрой на ЧПУ (меньше шансов накосячить при раскрое см п 1) – брал здесь http://forum.katera....#820883=&page=4

4.  Чертеж был масштабирован в корел так, чтобы умещаться на лист 1,5х3 – нет необходимости в заусовке, наибольшая длина детали – борта – получилась 299 см (могу поделиться файлом, кому надо, но пока не собрал –  без гарантий, что все сходится)

 

В настоящий момент приобретены: 1 кг аэросила, 1 кг микросфер, стеклоткань Т-23 (отделка снаружи) и стекловуаль (отделка изнутри), Этал-370 (смола) и Этал-47 (отвердитель).

Приобретена и раскроена фанера ФСФ 4 мм 2/3. Надо отдать должное любезным девушкам, которые за бесплатно оперативно и не кривя лицо перевели файл из dwg  в cdr, «замкнули контуры» и смасштабировали детали на лист. Вероятно, все это просто, если знаешь и имеешь возможность сделать сам, но я не знаю и не умею, так что мне пригодилось.

 

На результатах раскроя остановлюсь немного. Меня, прежде всего, удивило наличие огромного количества заусенцев, а также сколы шпона на острых углах. Объяснением был рез поперек волокон. Также диаметр фрезы в 6 мм означил неприятную щель, которая образовалась после стяжки проволокой, в носовой части, где прорезь должна  была составлять менее 6 мм.

 

Так же как и при попытке собрать модель 1:3 из картона не понятно, как встает носовой транец. Возможно ли, что я перепутал «верх-низ» скул?

 

Спасибо.

Прикрепленные изображения

  • photo 1.JPG
  • photo 2.JPG
  • photo 3.JPG
  • photo 4.JPG

  • 0

#2 d.s.a.

d.s.a.

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 7 сообщений
  • Из:Находка
  • Название: ПВХ

Отправлено 29 июля 2014 - 07:56

Изображение

 

Фреза то ли тупая была, то ли скорость проводки слишком высокая.

С нормальной фрезой так ломать не должно. 

Был ли смысл в ЧПУ-раскрое при таком качестве?


  • 0

#3 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 30 июля 2014 - 10:07

Безусловно, такая бахрома не радует, но по крайней мере я избавился от ошибок, связанных с разметкой деталей на листе и их выпиливанием.
  • 0

#4 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 04 августа 2014 - 12:35

По результатам очередного сеанса трудотерапии сделал для себя следующие выводы:

 

1. Раскрой на ЧПУ при первой постройке - благо. Из-за отсутствия опыта и скалывания намеченной карандашом линии (см п 2) ровный рез лобзиком, да еще протяженный, получается плохо. Как следствие – работа шкуркой. И если с 4 мм фанерой это не проблема,  то изменение размеров детали после доводки в перспективе может создать проблемы.

 

2. Ребята-раскройщики не виноваты в безумном количестве заусенцев: судя по всему приобретенные листы березовой фанеры имеют присущую склонность к сколам и заусенцам, тк даже использование на моем лобзике пилок fine сut и для фигурной резки (с мелким зубом) не давало заусенцев только при распиле со скоростью 1-2 мм в секунду. Все что быстрее автоматом приводило к сколам и заусенцам.

 

Отдельное спасибо коллеге Якорю за ответы на вопросы и советы. Установил форшпигель почти без проблем.

 

Переделал транец: решил, что нужны интегрированные ручки для переноски. В носу сделаю ручку из пенькового каната.

 

Экспериментировал с приобретенной смолой этал-370 и отвердителем этал-47. Прежде чем писать о результатах, хочу проконсультироваться с технологами Эпитала, потом уже расскажу.

Прикрепленные изображения

  • photo 7.JPG
  • photo 6.JPG
  • photo 8.JPG

  • 0

#5 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 11 августа 2014 - 19:12

Прошедшие выходные экспериментировал с смолой Этал 370 и отвердителем этал 47. Последний покупался как отвердитель малоокрашивающий смолу - практически бесцветный. По факту вместо светложелтого цвета он оказался цвета крепкого чая, хотя смолу окрашивает не сильно. Почему заговорил про цвет? Хочу тонировать фанеру под тик и не красить лодку.

 

Так вот, делюсь опытом. Инструкция к отвердителю допускает пропорции от 40% до 60%, чем меньше, тем дольше встает смола. На практике при 20-22 градусах 110 грамм смолы, приготовленной в пропорции 1 к 0.4, вскипели в пластиковом стаканчике через приблизиетльно 15-20 минут. Перелив в широкую тару с высотой слоя в 5-7 мм удалось увеличить срок жизни до 20-25 минут, при этом начиная с 15 минут смола земтно густеет.  

 

В учетом вышесказанного прошу совета. На фото ниже эксперименты по пропитке стеклоткани (Т-23). В литературе пишут, что после пропитки ткань не должно быть заметно, должна оставаться только ее текстура, которая заполняется при повторном проходе поверхности кисточкой. Как мне кажется, ткань не всегда пропитывается, предположительно из-за замасливателя. На фото нормально пропиталась или нужно отжигать? Также мне показалось странным, что после приклеивания ткань можно оторвать от основы. Так должно быть?

 

без пропитки неотожженная

один слой пропитки отожженная

два слоя пропитки отожженная и неотожженная

 

Спасибо.

Прикрепленные изображения

  • без пропитки.jpg
  • два слоя пропитки.jpg
  • один слой пропитки.jpg

Сообщение отредактировал tromb: 11 августа 2014 - 19:13

  • 0

#6 Либерал

Либерал

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 228 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: CCYD 55 Venezia
  • Название: Liberty Tours

Отправлено 11 августа 2014 - 19:55

Когда надо разрезать дерево - не на забор, а чтобы ровно и красиво получилось, я обычно в бытовых целях пользуюсь лобзиком и... пилкой по металлу, а не по дереву. Зубья меньше, такая пилка не рвет материал. Да, медленнее. Но лучше потратить лишнюю минуту на распил, чем потом полчаса на выравнивание края.


  • 0

#7 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 11 августа 2014 - 22:44

1. Для чистого без заусенцев распила как фанеры, так и дерева использую узкие пилки с двухсторонней заточкой, называются "для фигурного реза". такие как на картинке. Скорость резки высокая, заусенцев практически нет.

Рекомендации для выбора пилок - http://www.master-fo...g-tests?Id=1464

2. Возьмите зажигалку и прожгите стеклоткань. Если будет дымится, то ткань нужно отжигать. 

Прикрепленные изображения

  • PL.jpg

Сообщение отредактировал Якорь: 11 августа 2014 - 22:47

  • 0

#8 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 11 августа 2014 - 23:27

2. Возьмите зажигалку и прожгите стеклоткань. Если будет дымится, то ткань нужно отжигать.

Грел ткань на разогретой электроплите: через 4-5 секунд начинает в течение 2-3 секунд активно идти дым, ткань немного желтеет. Кажется, что после отжига теряет в прочности - легче рвется. Вот описание. Написано, что применяется в стеклопластиках. Это не означает, что не нужно отжигать? http://raosteklotkan...cteklotkan-t-23
  • 0

#9 Папик

Папик

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 874 сообщений
  • Из:Можайск

Отправлено 12 августа 2014 - 00:11

ткань отжигать.... кузя 83...

Господи - мы в каком веке то живем ? 

я в шоке... 


  • 0

#10 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 13 августа 2014 - 20:08

Отжигают в основном электроизоляционную стеклоткань, т.к. она идет на парафиновом замасливателе, конструкционную стеклоткань на солановом замасливателе отжигать не нужно.


Сообщение отредактировал Якорь: 13 августа 2014 - 20:09

  • 0

#11 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 14 августа 2014 - 16:18

ткань отжигать.... кузя 83...

Господи - мы в каком веке то живем ? 

я в шоке... 

Ну вот вы и в моей теме отметились :)


  • 0

#12 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 14 августа 2014 - 16:22

Отжигают в основном электроизоляционную стеклоткань, т.к. она идет на парафиновом замасливателе, конструкционную стеклоткань на солановом замасливателе отжигать не нужно.

 

Ткань Т-23 приобреталась как конструкционная для использования в стеклопластиках, однако очень заметна разница в пропитываемости отожженной ткани по сравнению с неотожженной. 

 

Наблюдения подтверждаются автором блога здесь: http://clipperwind.b...og-post_19.html см фото и текст от 24 мая 2012г. Видимо тоже буду отжигать феном.


  • 0

#13 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 706 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 14 августа 2014 - 17:18

Когда будешь оклеивать,в одну руку шпатель, в другую фен,пропитывается на ура.Я брал ткань такую же и там же.По эпиталу,я брал недели три назад,очень тёмная,до этого партии были намного светлее.


  • 1

#14 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 14 августа 2014 - 17:25

Когда будешь оклеивать,в одну руку шпатель, в другую фен,пропитывается на ура.Я брал ткань такую же и там же.По эпиталу,я брал недели три назад,очень тёмная,до этого партии были намного светлее.

Ну, все подтверждается. Я в эпитале был в середине июля. Когда созванивался с технологами, про цвет сказали "вы сами знаете, какого качества у нас в стране сырье".

 

Про смолу и ткань: предварительно грунтуете смолой или смолу поверх ткани? 


  • 0

#15 rbt06

rbt06

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 706 сообщений
  • Из:Люберцы
  • Судно: катер
  • Название: Тюлень

Отправлено 14 августа 2014 - 17:33

 

 

Про смолу и ткань: предварительно грунтуете смолой или смолу поверх ткани? 

Смолу на корпус,сверху ткань,помогая шпателем,потом шпатель и фен,уходят излишки и пузыри,не перегревай смолу!


  • 0

#16 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 14 августа 2014 - 17:36

Смолу на корпус,сверху ткань,помогая шпателем,потом шпатель и фен,уходят излишки и пузыри,не перегревай смолу!

Спасибо, попробую.


  • 0

#17 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 14 августа 2014 - 19:16

Я клею всегда наоборот... На сухую фанеру укладываю ткань, аккуратно разглаживаю (для этой цели идеальный инструмент небольшая щётка типа сапожной) чтобы не было морщин, на ткань выливаю порцию смолы и пластиковым шпателем (можно кистью, но хуже) разгоняю по ткани, ткань становится прозрачной секунд через 10...15 после нанесения смолы. Замес делаю по 40...50 грамм смолы, не больше, хватает приерно на 1- 1.5 квм поверхности, мне спешить не куда, с перекурами... :)  В смолу перед оклейкой всегда добавляю ~10% ацетона (не растворителя!) для более быстрой пропитки и чтобы смола не саморазогревалась. Ацетон испаряется прямо "на глазах"! Пока разгоняешь смолу шпателем по ткани - ацетон уже испарился. Фен не использую.

Прикрепленные изображения

  • 004.jpg

Сообщение отредактировал Якорь: 14 августа 2014 - 19:23

  • 1

#18 Sergey.Akinshin

Sergey.Akinshin

    Старший матрос

  • Основной экипаж
  • PipPipPip
  • 96 сообщений
  • Из:Одинцово
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 14 августа 2014 - 21:10

Фанеру тоньше 10 мм надо лазером резать, а не фрезой!


  • 0

#19 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 01 сентября 2014 - 10:41

За прошедшие три недели вывел для себя интересную жизненную закономерность: если ты считаешь, что у тебя достаточно свободного времении, чтобы самому построить лодку, то начни ее строить. Тогда родственники быстро напомнят тебе о бесчиленном множестве дел, о которых ты не знал, забыл или не доделал и быт вокруг тебя заметно улучшится. И на работе начальство вдург вспомнит про тебя и ты ощутишь свою важность и полезность. Вот только сроки строительства... Короче говоря, почти как с отпуском: денег нужно в два раза больше, а свободного времени окажется в два раза меньше :)

 

Если по делу, то никто нигде не упоминал, что строительство лодки совершенно не аналогично ни плотничеству, ни даже столярке. Существеннейшее отличие в том, что там в большинстве случаев работа ведется с кубами, параллелепипедами и пр, что накладывает серьезный отпечаток на мышление, которое не годится для лодки. В ней из всех линий вы едва найдете с десяток прямых и только пару-тройку параллельных. Это я к тому, что когда был выклеян транец с усилением досками, то после примерки стало ясно, что борта отходят от транца не под прямым углом, а плюс около 15 градусов и доски относительно транцевой плоскости нужно было оставлять с припуском на это "расширение". В итоге транец готов, но с внутренней строной образовались щели около 5 мм, которые придется зашпклевывать смесью смолы и опилок.

 

Любопытно, что будет еще интересного?


  • 0

#20 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 01 сентября 2014 - 16:59

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]О сколько нам открытий чудных[/font]
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.


  • 0

#21 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 01 сентября 2014 - 17:02

.....Это я к тому, что когда был выклеян транец с усилением досками, то после примерки стало ясно, что борта отходят от транца не под прямым углом, а плюс около 15 градусов и доски относительно транцевой плоскости нужно было оставлять с припуском на это "расширение". В итоге транец готов, но с внутренней строной образовались щели около 5 мм, которые придется зашпклевывать смесью смолы и опилок.

 

 

Это называется "малка". Замазывать шпаклевкой не надо. Возьмите рубанок и смалкуйте транец по месту. 


  • 0

#22 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 01 сентября 2014 - 18:01

Это называется "малка". Замазывать шпаклевкой не надо. Возьмите рубанок и смалкуйте транец по месту. 

 

Думал уже, не работат. Вернее основные фанерные листы придется переделывать и вот почему. Малковать транец по линии борта - значит увеличивать ее длину и уменьшаем длинну лини по скуле. Выравнивать дальше линию по скуле - уменьшать линию транца по днищу. Мне кажется, что проще при установке транца заполнить полости смесью опилок со смолой.

 

Не точно нарисовал, но идея, думаю, видна.

Прикрепленные изображения

  • Транце.jpg

Сообщение отредактировал tromb: 01 сентября 2014 - 18:02

  • 0

#23 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 09 сентября 2014 - 09:40

Движемся потихоньку: установил транец, стянул все медными скрутками, затонировал.

 

Выбор тонировки - отдельная тема. Во-первых, брать лучше тонировку чисто водную или на летучем растворителе без каких либо добавок акрила и пр, тк многочисленные испытания показали, что любая тонировка хоть немного, но ухудшает адгезию смолы. Во-вторых, даже идеально ровная и однотонная березовая фанера не тонируется равномерно, по непонятным причинам случают непрокрасы и белесости. 

 

Следующим номером идет привальный брус и начало работ по склейке.

 

Прикрепленные изображения

  • photo 1 (2).JPG
  • photo 2 (2).JPG

  • 0

#24 tromb

tromb

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 234 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Кузя-83

Отправлено 22 сентября 2014 - 18:08

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Из новостей - вклеил бимс из 18 мм сосновой доски  и подготовил привальный брус из рейки 10х40 мм. Пришлось потратить время на то, чтобы в очередной раз укоротить подставки-козлы, теперь еще на 30 см :) В итоге высота подставок стала 50 см. [/font]

 

[font="arial, helvetica, sans-serif;"]Контрольные обмеры длин, диагоналей, высот показали, что одинаковых измерений немного :) в основном разбеги от 0,5 до 1,5 см, что для трехметровой лодки мне показалось приемлемым. Фактически скорлупка готова для укладки эпоксидных галтелей, для чего замочил в эпоксидке опилки в трехсотграмовой мерной чаше.[/font]

Прикрепленные изображения

  • photo 12.JPG

  • 0

#25 Якорь

Якорь

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 499 сообщений
  • Из:Ульяновск

Отправлено 22 сентября 2014 - 18:15

Чем фанеру пропитывали? Эпоксидка на эту пропитку ляжет?


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей