Так получилось, что теперь я работаю в Болгарии. Душа просилась в море, пришлось ее успокоить, купив небольшой килевой дейсейлер. Изначально я думал купить яхту где-нибудь в другой стране ЕС, но доставка оказалась слишком хлопотным делом. Хочу поделиться своим опытом покупки яхты в Болгарии, возможно он кому-нибудь пригодится.
Болгарский рынок яхт совсем маленький. Тем не менее, удалось найти подходящую лодку. Объявления о продаже я искал на сайтах http://www.mobile.bg/index_yacht.html и http://olx.bg/avtomo...-karavani-c377/ В поиске надо использовать слово «ветроходна», что в переводе означает «парусная». Все продавцы, которых я обзвонил, либо понимали русский на достаточном уровне чтобы можно было узнать нужную информацию, либо давали телефон русскоговорящих родственников и дальнейшие переговоры шли через них. Получилось значительно сбить цену в ходе торгов, но переговоры затянулись аж на несколько месяцев.
Изучение болгарских законов показало что иностранцы не могут зарегистрировать яхту, но это могут сделать болгарские юридические лица. Любой иностранец может открыть фирму в Болгарии. Государственная пошлина за регистрацию ООО — около 50 евро, минимальный уставный капитал — 1 евро. Зарегистрировать можно самостоятельно, в том числе и через Интернет, что снижает размер пошлины в два раза. Я предпочел воспользоваться услугами болгарского юриста, что стоило еще около 50 евро. Некоторые наши соотечественники берут за открытие фирмы 500 евро, что мягко говоря вызывает недоумение. Процесс регистрации фирмы занимает одну неделю.
Покупка яхты в обязательном порядке оформляется у нотариуса. Нотариус составляет договор купли-продажи и специальное письмо для ДИК, на основании которого ДИК ставит яхту на учет. Стоимость оформления зависит от стоимости лодки, поэтому болгары могут предложить занизить сумму. В моем случае стоимость оформления была около 35 евро, поэтому в документах написали все по-честному. Нотариус, видя иностранца, может потребовать присутствие переводчика. В таком случае переводчиком может выступить продавец.
ДИК — это болгарская государственная инспекция по судоходству, отвечающая за регистрацию. На основании нотариального акта купли-продажи и письма от нотариуса ДИК выдает свидетельство о регистрации. Процесс регистрации занимает несколько дней. Такса за регистрацию у меня была около 30 евро. Есть одна маленькая тонкость: заплатить таксу можно на месте только карточкой болгарского банка. Если такой нет, придется идти в банк и оформлять перевод безналом на счет ДИК.
После получения свидетельства о регистрации необходимо пригласить на борт инспектора, который проведет технический осмотр. В ДИК сказали что это лучше делать перед спуском на воду, поэтому этот этап я еще не прошел. По словам бывшего владельца моей яхты, инспекторы проверяют главным образом наличие спасательного оборудования.
В целом процесс оказался на удивление прост, даже не смотря на то, что я не знаю болгарского. Перегонять яхту в Россию я пока не планирую, поэтому таможенными вопросами я не интересовался.