А как вы хотите определять поведение на волне по расчету гидростатики?
Головой конечно. Когда достаточно много проводишь времени на воде, представление о том как эта вода взаимодействует с корпусом вполне себе появляются.
Упрощённо. Например, если у вас волна догоняющая, а лодка "толстозада" да с острым носом, то по мере подъёма кормы, нос будет зарываться. При этом ЦБС перемещается дальше в нос. После начала скольжения корпуса с волны эту самую корму относительно нового ЦБС заносит в сторону. Вот вы получили гарантию того, что ваше судно на попутной волне будет изрядно рыскать. Хватит руля или нет, зависит от многих факторов. А вот силы с которой её будет рыскать зависит от того насколько сильно занырнёт нос (строевая) и как сильно при этом уёдет ЦБС.
Если у вас напротив будет лодка с узкой вельботной кормой и сравнительно полным носом (традиционные обводы для многих типов судов и времён), то напротив. Корма будет проваливаться, ЦБС смещаться в корму. Если ЦБС сместиться в корму от ЦТ, то судно вообще флюгером встанёт перпендикулярно фронту волны.
При обгоне волны, всё с точностью да наоборот, плюс ещё влияние скорости.
Вопрос как бегло оценить степень рыскания - а по смещению ЦБС. Если вы просто посмотрите на то, как смещается строевая и ЦБС хотя бы в статике, в первом приближении представление получите.
Понятно, что на волне ватерлиния будет другой, но для первого приближения и это уже очень показательно.
Сообщение отредактировал roman-3k-hi: 21 марта 2023 - 18:48