К сожалению нет под рукой ссылки на источник, но тут на форуме это уже наверно пятая тема про европейский VAT, где то эти ссылки есть.
В вольном изложении:
1) Для лодок изготовленных после 1984 (если не ошибаюсь) года есть такое понятие как - "VAT статус", оплачен или нет.
2) Новые лодки купленные нерезидентом без оплаты VAT должны покинуть ЕС в течении месяца следующего за месяцем передачи лодки покупателю.
3) Старые лодки купленные нерезидентом теряют статус "VAT оплачен" и должны покинуть ЕС в течении 18 месяцев или заплатить VAT по новой. ( в голову такое не помещается но так написано)
4) Старые лодки проданые резидентом ЕС другому резиденту ЕС также теряют статус "VAT оплачен" в том случае если на момент сделки лодка находилась за пределами таможенных границ ЕС (!)
5) Лодки принадлежащие нерезидентам ЕС могут быть ввезены в ЕС без оплаты VAT на срок до 18 месяцев с опцией продления на 6 месяцев при ряде условий.
Сомнений в наличии такого регламента нет.
Вот с применением на практике - проблемы, пока, слава богу.
,
Спасибо, теперь стало понятно о чем речь (слава Богу, а то я уже перебирал 112-ю Директиву как Папанов свой маузер в известном рассказе). Речь о таможенных правилах ЕС, и том VAT, который называется "налог на импорт". На это указывает в частности применение таможенного термина "статус VAT оплачен". Как только речь заходит о методах таможни, заканчивается налоговое право, и начинается исполнение процедур.
Я, к сожалению, не специалист по таможне, но непременно просмотрю нормы Таможенного Кодекса ЕС. Охотно верю, что найду там и про 1984 год, и про все остальное. Теперь соображения по приведенному перечню проблем.
- Про новые лодки которые куплены нерезидентом без оплаты VAT и должны покинуть ЕС в течении месяца. Я вообще-то ровно про это и писал в первом посте, о системе разных ставок VAT в зависимости от цели: вывоз из ЕС - ставка VAT 0% (не надо платить продавцу), оставляем в ЕС - ставка VAT 20%/18%/23% (зависит от страны). То есть, если при покупке транспортного средства заявить продавцу, что я нерезидент и прошу выставить счет с VAT в 0%, продавец так и сделает. Это означает, что лодка (или машина, или прицеп и т.д.) куплена с целью вывоза в ближайшее время из ЕС. То что я назвал псевдоэкспортом. То есть мы понимаем что никуда не будем лодку вывозить, но все равно просим счет без VAT чтоб дешевле заплатить. Но можно ведь и честно сказать, что никакого вывоза не будет, и счет тогда выставят с VAT, который нужно будет оплатить сразу при приобретении самому продавцу. Но VAT уже будет уплачен. Это может быть выгоднее при оплате рассроченным платежем.
- Про старые лодки, которые также куплены в ЕС. Если их купили у налогообязанного резидента ЕС, они так же в цене будут содержать VAT. Если их купили у неналогообязанного резидента ЕС, они куплены с VAT, "зашитом" в цену лодки. Действительно, таможенные правила могут упрощать жизнь, по умолчанию считая, что невозможно проконтролировать, куда в реальности уехал нерезидент на этой лодке, и если он причалит в очередной раз спустя полтора года после приобретения, таможенный зольдатик возможно вправе требовать опять VAT, как бы намекая что за это время он уже вывез из ЕС лодку а теперь ее ввез обратно.
Это были, так сказать, рассуждения ботаника, а не агронома. Теперь о практике.
Навскидку - возможные пути лечения. Обратите внимание, что все крутится вокруг статуса владельца - нерезидента, или вокруг термина "ввоз". Первый возможный путь: дать лодке нового владельца - резидента ЕС, основав юридическое лицо в ЕС. Есть места в которых максимально упрощены правила регистрации юрлиц и их отчетности. Тот же Лондон со своими офшорками. Даже наша Эстония со своими МТÜ (НКО), которой можно передать яхту и внести собственность в регистр дорожного движения (у нас лодки регистрируются вместе с автомобилями, и получают госномера), а затем раз в год подавать годовой отчет состоящий в основном из ноликов и слов "отсутствует". Эстонское НКО основывается за 15 минут лицом, имеющим электронное удостоверение личности, которое может быть выдано и иностранцу (за две недели), желающему создать в Эстонии юрлицо. И сразу лодка окажется в собственности резидента - юрлица. Этот путь категорически не подходит пенсионеру, купившему в Швеции лодку 70-х годов, но для руководителя фирмы, особенно имеющей в штате бухгалтера или даже опытного секретаря со знанием языков, вполне сгодится. Или для хорошо оплачиваемого специалиста. Тут же все упирается в цену вопроса. В Эстонии например можно найти бухгалтера, который за 50-60 евро в год раз в году охотно подаст отчет - пустышку.
Второй вытекает из базовых положений налогового права. Надо проверить, нельзя ли применить к "лодочному движению" те же таможенные режимы что и к сухопутному. Я о режиме оформления временного вывоза. Суть режима как раз в избежании VAT с импорта при последующем ввозе этим же владельцем этого же имущества в ЕС. Я сделаю запрос в таможенный отдел Налого-таможенного департамента, через месяц они ответят. У меня уже профессиональный интерес.
Пока все это писал, сообразил, в чем может быть правовая загвоздка, и причина всех сложностей. Морская граница ведь всего несколько миль от берега. И с формальной точки зрения не важно, что с той стороны скажем Балтики другая страна ЕС. Само море в ЕС не входит. Формально лодка отплыв от берега на столько-то миль, уже пересекла границу ЕС, произошел тот самый вывоз.