"...Мансарда, мезонин, флигель, антресоли, чердак - я все это путаю и разницы никакой не вижу."
В.Ерофеев. Москва - Петушки.
Теоретические измышления звучат красиво и где-то даже убедительно. Но мне больше по душе на практике проверить. Утверждают, что лесовоз имеет начальную отрицательную остойчивость и только наличие леса на палубе с достижением определенного крена даст дополнительную плавучесть и удержит судно от опрокидывания. Вот не стану спорить, возможно в годы первых пятилеток, в эпоху "больше, выше, быстрее" кто-то и шел на риск загружаясь лесом пока судно не заваливалось на борт. В мою эпоху такое было недопустимо. Вот, скажем, лесовоз Пионер Холмска.
Это судно типа лесовоз-пакетовоз. Почему пакетовоз? Если приглядитесь ( лучше фотки не нашел ), то увидите, что лес загружен поперек судна и никаких стоек-стензелей не видно. Их и нет, только короткие на высоту крышки люка чтобы насыпать россыпь вдоль борта и уложить сверху лес в пакетах поперек. Длина леса в пакете 4 метра, ширина судна 17 метров, всего помещалось 4 пакета поперек и это была стандартная загрузка судов этого типа. Ну, там сверху тросами стягивали кое-как, но это мало удерживало если крен большой. А сколько выдержит? И вот решили именно на Пионере Холмска испытать, найти предел,при каком угле крена лес посыплется за борт. Загрузились и стали кренить балластом. И вот когда палуба ушла в воду, а это примерно 15 градусов, то судно резко упало дальше до 25 градусов. Лес не попадал за борт, удержался. А еще и судно удержал от дальнейшего крена. Испытание прекратили, не стали дальше искушать судьбу.
Это уже форс-мажор, никто в таком состоянии в море судно не поведет. Так что никогда я не видел чтобы диаграмма статической остойчивости на практике имела ложку, начальная остойчивость всегда была положительной.
А работал я на этом красавце
А еще на таком
Вот на нем мы завалились как-то настолько, что вода была на палубе надстройки, что гораздо выше верхней палубы где трюма находятся. Вот там, где черный борт переходит в белое, там палуба надстройки. И ни в коем случае не по причине ложки в диаграмме, а по причине недостаточной остойчивости и появления свободной поверхности в балластном танке.
А вобще-то я дико извиняюсь, что принял участие в этом трепе не по теме.
Сообщение отредактировал В. Мельников: 18 декабря 2016 - 08:24