Расчётные значения предельной скорости шквального ветра Vпр для судов разных размерных категорий приведены в Таблице.Сила ветра в баллах, соответствующая Vпр снята со шкалы балльности.Через V обозначена предполагаемая скорость порывов ветра, которую должны выдерживать суда в установленном районе плавания.
Различные КО установливают нормированные значения предполагаемой динамической ветровой нагрузки в зависимости от района плавания или класса/ категории судна.
Так например:
- судам поднадзорным РРР, в зависимости от класса устанавливаются ограничения скорости ветра в порыве: М-СП, М-ПР, М (24 м/сек); О-ПР, О (21 м/сек); Р, Л (17 м/сек) /1/,
- стандартами ISO предполагается, что скорость порывов в районах плавания судов категорий А,B,C и D доходит до 28,21,17 и 13 м/сек /2,3/,
- для расчётов остойчивости ИМО предписывает принять скорость постоянного ветра 26 м/сек (давление 504 Па) /4/, которой сопутствуют порывы V=26 √1,5 = 31,84 м/сек /5/,
- судам с ограничением по району плавания РС расчётная скорость постоянного ветра может быть уменьшена: неогр. 26 м/сек, R1 21,8 м/сек, R2 18,4 м/сек /10,стр.398/.
При анализе ветростойкости, в качестве наиболее неблагоприятного действия динамического характера рассматривают случай порывистого ветра /6/.С целью совершенствования норм остойчивости проф. каф. теор. корабля ЛКИ Р.В. Борисовым с сотр. и представителями РС опубликованы результаты изучения спектров порывистого ветра /7,8/.Рекомендованные добавки на порывистость (m) и предполагаемое давление постоянного ветра P,Па для неограниченного и ограниченных районов плавания частично задействованы в Правилах РС2020 /9/, см. в приложениях Таблицу 2.1.4.1
Опираясь на эти данные, для каждого района было расчитано давление ветра в порывах Рпор = (1+m) Р и соответствующая предполагаемая скорость порывистого ветра V=26√(Рпор/504):
неограниченный (32м/сек), R1 (27м/сек), R2 (23м/сек), R3-RSN (16м/сек).
В районе прибрежного плавания R3 ветровая нагрузка РС не регламентирована.Поэтому с учётом ограничений скорости ветра в порывах, принятых ISO для прибрежных судов кат. "С" и РМРС в районе R3-RSN будем считать, что предполагаемая скорость шквального ветра в районе R3 состовляет 16-17 м/сек (ветер 6 баллов).
Нормированные значения предполагаемой, расчётной скорости ветра в порывах по данным разных КО сведены в Таблицу в приложениях.
Как видно из Таблицы представленные рыболовные суда показали высокую устойчивость к динамическим ветровым нагрузкам до погружения фальшборта под воду. Отношение К = Vпр / V ≥ 1 свидетельствует о том, что при динамической ветровой нагрузке и качке одновременно, расчётная устойчивость судов к воздействию шквального ветра обеспечена в принятых условиях.В зависимости от размера суда выдерживают ветер от 7 до 12 баллов, в порывах от 22 до 45 м/сек.Наблюдается некоторая тенденция возрастания ветростойкости с увеличением размерной категории.Мотоботы менее 15 метров выдерживают крепкий ветер, маломерные рыболовные суда штормовой, малые и большие 12 баллов. Несколько неожиданным оказался тот факт, что ветростойкость малых рыболовных судов лишь немного уступает большим.Хотя эти два типа судов несоизмеримы по размерам.По мере возможности попытаемся дополнить статистику и уточнить связь размеров судна и его ветроустойчивость.
1.ПКПС РРР 2015,т.2,ч.II Остойчивость,п.2.1.5.
2.А.Назаров О правилах классификации малых прогулочных судов. Корабел.ру №2, 2011
3.ГОСТ ИСО 12217-1, 2013
4.Межд. кодекс остойчивости судов в неповр.состоянии 2008, гл. 2,п.2.3.3
5.Deybach, Intact stability criteria for naval schips,1997
6.И.К.Бородай.Мореходность судов
7.Р.В.Борисов,М.А.Кутейников,А.А.Лузянин,В.Р.Самойлов.Об определении нагрузки на судно от нерегулярного ветра при нормировании остойчивости судов//Научно-техн. сборник РС,2017,№48/49,стр.70-76
8.Р.В.Борисов,А,А,Лузянин.Предложения по корректировке сил давления ветра при нормировании остойчивости судов.Морские инт. технологии,№1(43),т.1,2019
9.Правила класс. и постройки морских судов РС 2020, ч.IV Остойчивость,табл.2.1.4.1
10.А.И.Новиков, В.Г.Зиньковский-Горбатенко.Теория и устройство судов и тех. средств освоения шельфа,т.1,Севастополь,2011.
Прикрепленные изображения