Благодаря предоставленной Германом возможности потестировать его катамаран в течении нескольких недель в различных условиях, получилось сложить своё мнение в плане лучших практик эксплуатации современных круизных катамаранов, которое попробую сейчас и систематизировать.
До этого опыта с круизными катамаранами таких размеров и поколения небыло, и хотелось в том числе оценить каково оно для человека пришедшего со спортивных лодок и катамаранов, а круизный формат "с семьёй" ограничивался лодками однокорпусными.
Первое, что интересовало - как оно ходит под парусами, ведь "катамараны не лавируются". По ощущениям, однокорпусный опыт тут скорее вредит, и попытки идти на кате как ходили до этого на однокорпусных лодках приводят к ужасным лавировочным углам и дискомфорту. Что следует учитывать:
- катамаран не имеет балласта, он лёгкий. 44футовая Хелия со всем оборудованием весит как 40футовая однокорпусная "мореходная" лодка подготовленная под дальняк, при том что катамаран имеет куда больше площади парусов.
- катамаран ходит с минимальными углами крена, что влияет на настройку грота (рецепты типа "гик в ДП, задаём твист, режемся" только дрейф увеличивают)
- катамаран быстро разгоняется, но так же быстро тормозится об волну.
- бесшвертовый катамаран имеет сильный дрейф, и чтобы нормально выходить на ветер в лавировку нужно этот дрейф минимизировать
Чтобы минимизировать дрейф нужно неочевидным для однокорпусных (помним, крена и поперечной качки практически нет, и увод с курса на волне минимален) способом настраивать паруса и не давать катамарану тормозиться об волну, т.к. скорость тут же падает а дрейф остаётся.
Для Хелии 44 самыми комфортными условиями для лавировки были 15 узлов истинного ветра, волна при этом поднималась небольшая и движению практически не припятствовала, угол относительно истинного ветра был в районе 56-58 градусов, скорость катамарана стабильно равна половине скорости истинного ветра (это при том что катамаран загружен под завязку), в итоге 14 с хвостиком миль в лавировку были пройдены за 4 часа, что даёт скорость выхода на ветер чуть меньше 4 узлов и лавировочный угол в районе 110 градусов. Как по мне - результат весьма достойный, большинство чартерных однокорпусных лодок так не смогут.
У Германа есть трек с того перехода, если посчитает нужным - выложит.
Минимальная скорость истинного ветра, при которой получалось поддерживать скорость ката в половину от скорости ветра - 7 узлов. Кат при этом шёл порядка 3.5-4, слегка увеличивался дрейф. Если оставалась остаточная волна - то из-за хлопанья парусов (крена нет, сила тяжести их форму не держит) на дизель случалось переходить и раньше. Самый дискомфортный ветровой диапазон для лавировки был в районе 20-30 узлов, когда раздувало высокую частую волну которая моментально останавливала кат, в итоге скорость болталась в районе 4х узлов плюс постоянные удары в "мост" и некомфортная килевая качка (помним что кат лёгкий, вертикальные ускорения в носовых каютах будут сильнее чем у тяжелых однокорпусных). Выше 30 узлов частота волн уменьшалась и профиль их разглаживался, торможение уходило, можно было нормально идти на зарифленных.
В общем, резюмируя по лавировке - в определённых волновых условиях и с оптимальными настройками парусов круизный катамаран на ветер выходит не хуже чем если бы шёл под мотором. При сильной частой волне - тяжелые однокорпусные на ветер выходить будут лучше, но и у них условия на борту при этом будут так себе. В прочем и на катамаране под мотором идти против такой волны будет тяжело, так что эту проблему нужно решать стратегически, т.е. не попадать в вынужденную лавировку при таких условиях..
Теперь касаемо "катамараны ходят быстрее однокорпусных". Да, но совсем не потому что конструктивно могут обеспечить бОльшую пиковую скорость. Мне, не смотря на спортивный опыт (а может и из-за него) было физически некомфортно на попутных курсах с ускорениями до 15 узлов с волн. Это уже и сильные удары в мост и слэмминг корпусов, и сильное зарывание подветренного поплавка в волну с заметным замедлением и усилением вымпельного ветра как следствие, что вдавливает подветренный корпус в воду ещё сильнее. Реакция на рулёжку у этого катамарана сильно заторможенная и об отработке волн и компенсации/предотвращении опасных ситуаций с зарыванием в воду и речи нет, в итоге практически перманентно катамаран идёт на автопилоте, вахтенный работает только с парусами (в лучшем случае). И вот это отсутствие возможности как-то повлиять на ситуацию с помощью рулёжки меня сильно напрягало на высоких скоростях.
В итоге самым комфортным было идти на скорости не более 7-8 узлов в лавировку, и не более 10 узлов на попутных курсах, регулируя настройки так чтобы катамаран шёл медленнее волн, причём настолько чтобы не срывался в глиссирование с них.
И вот в таком режиме кат идёт спокойно и комфортно даже в 40узловой ветер.
Т.е. средняя скорость у круизного катамарана будет не шибко отличаться от скорости однокорпусной лодки. Разве что бОлее длинная однокорпусная будет лучше преодолевать волнение.
Так почему-же я считаю что катамаран способен ходить быстрее? Секрет в лёгкости управления, в лёгкости несения вахт. Два человека способно в течении практически неограниченного времени обеспечивать круглосуточную навигацию лодки, без накапливания усталости, совершая все необходимые манёвры в одни руки. Это конечно ещё заслуга Германа в плане доработки катамарана под практически полную автономность и соло-управление (подробнее напишу в его ветке), но имхо оно именно так и должно быть на любом круизном катамаране. Ложиться спать после вахты с осознанием того что сон ничто не потревожит - бесценно 6-8 часов продежурить в одиночку ночью - вообще не вопрос, причём я даже яхтенной экипировки привычной с собой не брал. В общем, за 17 дней похода прошли тысячу миль, и это с дневными вылазками с семьёй во всякие интересные места по пути следования, зависанием по нескольку дней в наиболее понравившихся местах на якорных стоянках и т.п.
Если бы шли в четверо рук на однокорпусной лодке - успели бы гораздо меньше. При этом сильно потеряли бы в комфорте. А брать однокорпусную в районе 50-60 футов - это уже сильно тяжелее в плане манёвров при ограниченном экипаже.
Так что имхо в плане соотношения комфорта и скорости передвижения кат такого размера - вне конкуренции, если речь не о спорте а об отдыхе.
Немаловажный момент - т.к. 99.9% времени катамаран идёт на автопилоте, важно чтобы стоял хороший навигационный комплекс, и чтобы все его датчики были отьюстированы а автопилот настроен под особенности конкретно этого катамарана. Обратной связи по рулю нет, инерция на поворот у лодки очень большая, и понять баланс парусов из-за этого очень непросто. Если электроника настроена правильно - то по показаниям угла ветра, скорости, дрейфа и тд можно понять что происходит и насколько эффективны настройки парусов, а если там разброд и шатание - крыша едет от невозможности происходящего. Путаница ещё возникает от того что курс по ГПС (sog) и скорость идёт с дрейфом, а курс по компасу и лаг - без, и для разных приборов можно в качестве опорного задавать что один, что другой. В итоге кат на одном галсе несётся 8 узлов с дрейфом 0.8, а на другом - еле ползёт 4.5 узла с дрейфом 3.. Подробнее про электронику (гармин) будет в ветке по Хелии 44
Маринами не пользовались, подходили только раз чтобы воды добрать. Стоянка на якоре близко к берегу (осадка мизер) в самых козырных местах - норм, волна толком не качает (на однокорпусном было бы тяжко), береговая розетка не нужна, стиралка на борту есть, соседи по марине не шумят, фалы не бьют, кранцы не скрипят - кайф. Марины после этого воспринимаются как коммуналка, да и время постановки на якорь и снятия с него покороче швартовки будет..
В целом ощущения крайне позитивные. Комфорт, безопасность, полноценный отдых и питание независимо от погодных условий и хорошая степень независимости от берега, а так же то что катамаран фактически разбит на разные непересекающиеся зоны обитания/отдыха и на нём реально можно потеряться (соответственно нет психологического давления от тесноты и есть возможность уединиться помедитировать если есть желание, для любого человека на борту).
Все эти преимущества проявляются при длительной жизни на борту, при желании быть независимым от береговой инфраструктуры. При недельных набегах на море или когда деньги на лодку есть а эксплуатировать её времени нет (и будет стоять на приколе в марине 90% дней в году) кат становится не так привлекателен. Ну и в любом случае, если есть желание взять семью на борт, особенно если они сами не яхтсмены с хорошим послужным списком - однозначно катамаран.
Размер в 44 фута (плюс-минус) - удобный, т.к. позволяет всё организовать для управления в одни руки, размер парусов не запределен, повсюду можно дотянуться, при этом места и для семьи хватает с головой, и друзей пригласить, и барахло распихать. Ходовые качества позволяют идти со средне-яхтенной скоростью но при этом в комфорте.
Расписал далеко не всю накопившуюсю информацию, и так "простыня" вышла, готов ответить на уточняющие вопросы.