Перейти к содержимому

Фотография
* * * * - 4 Голосов

выбор катамарана 44 -48фт.


Сообщений в теме: 1683

#1101 lvov

lvov

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 419 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: Oceanis 40.
  • Название: Alexandra

Отправлено 12 февраля 2019 - 22:21

Многие владельцы, сверлившие отверстия ниже ВЛ, отмечают разные толщины монолита от запредельно скромных 4 до 16-18-20 мм, в зависимости от места.

 

С чем это связано? Тут версий множество. Самые радужные связаны с надеждами на то, что строившие эти катамараны люди знают свое дело.

 

У меня  измерение толщины было связано с тем, чтобы правильно рассчитать длину вставки кингстона не более того., потому и в книжечку не записывал для памяти... Если на лодке ходил где на такой толщине по сути висел чугунивый киляка, то тут-то чего переживать... киль точно не оторвется, потому как полиуретан в пластике....


Сообщение отредактировал lvov: 12 февраля 2019 - 22:28

  • 0

#1102 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 25 февраля 2019 - 23:35

Сделал обзор лагун46 https://youtu.be/88FkEJAzkDM
  • 2

#1103 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 26 февраля 2019 - 12:42

да уж, действительно ощущение что на коленке слепили проект кое-как, смасштабировав кат помельче.. Насчёт батарей - а что мешает их перед мачтой разместить, раз там мёртвая зона? 

Что касается разводки электрики - имхо всё можно сделать куда компактнее и без потери лёгкости в обслуживании, такое ощущение что тоже не заморачивались.

Пост управления на крыше с нулевой видимостью ввёл в ступор. Ведь когда берёшь лодку в чартер то лёгкость портовых манёвров ещё важнее т.к. и привычке к лодке нет и риски куда серъезнее чем когда оно своё.

 

После чартера таких катамаранов и появляются отзывы "на катамаран ни ногой"...


  • 1

#1104 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 442 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 26 февраля 2019 - 22:03

 

 

После чартера таких катамаранов и появляются отзывы "на катамаран ни ногой"...

 

При этом чартерные компании охотно предлагают потенциальным владельцам и инвесторам по жизни  варианты "совместной" работы в чартере.

 

Чисто для информацми:

 
Этот новой Лагун 46 владелец в апреле покупает за 748 тыщ баксов и в течение 7 лет не несет по нему никаких расходов, получая при этом гарантированную прибыль в 9.5% имея возможность самому кататься на нем 7 недель в году. 

Или финансируя 60% стоимости владелец получает те же условия, но без доходов, 


  • 0

#1105 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 26 февраля 2019 - 22:14

При этом чартерные компании охотно предлагают потенциальным владельцам и инвесторам по жизни  варианты "совместной" работы в чартере.

 

Чисто для информацми:

 
Этот новой Лагун 46 владелец в апреле покупает за 748 тыщ баксов и в течение 7 лет не несет по нему никаких расходов, получая при этом гарантированную прибыль в 9.5% имея возможность самому кататься на нем 7 недель в году. 

Или финансируя 60% стоимости владелец получает те же условия, но без доходов, 

И получая через 7 лет убитый катамаран. Очень похоже на сдачу квартиры в почасовую аренду гастарбайтерам на время работы. Уходишь в 7:30 на работу, а в квартиру приходят 10 гастарбайтеров и живут там до 19:00. И так каждый день. :) 


  • 0

#1106 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 442 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 26 февраля 2019 - 23:35

Очень похоже на сдачу квартиры в почасовую аренду гастарбайтерам на время работы. Уходишь в 7:30 на работу, а в квартиру приходят 10 гастарбайтеров и живут там до 19:00. И так каждый день. :)

 

ДЫк за чартерными катами другие инвесторы по жизни еще и охотятся и для этого находят свои аргументы!  :P


  • 0

#1107 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:03

я как-то брал лодку в чартер у такой конторы (управляют флотом частных лодок на означенных выше условиях) и потом случайно пересёкся с её владельцем. Мужик был не в восторге (лодка в чартере была третий год) т.к. с его слов её били уже раз 5 и корпус похож на "пятнистый щасвирнус" т.к. ремонтировали её абы как, плюс движок наматывает часы как-то уж слишком быстро, плюс внутри многое уже раздолбано и не работает. Сказал что лучше бы взял БУ лодку от первого владельца в нормальной комплектации, чем получил раздолбанную лодку с минимумом ресурса мотора и парусов,  в минимальной комплектации после чартера , задорого..

 

Ещё сказал что часто на подобное в их среде ведутся те кто к парусам-яхтам не имеет отношения, рассматривают просто как инвестицию чтоб деньги не лежали. Но по итогам экспериментов выяснилось что продать лодку после окончания "прокатного" периода за озвученную при оформлении этого контракта остаточную стоимость невозможно, в итоге есть риск вообще уйти в минус.


  • 3

#1108 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:20

Тоже с этим согласен. Брал хелия44 в сардинии в чартер лодка 2014г мы были в окт 2015, те лодке мах 2 сезона. Много царапин, корма покоцана, а кат в топе с геной, кондеями ДАЖЕ ПОСУДОМОЙКА была, по возвращению в чк на базу, поинтересовался-хозяин поляк, купил "для себя"но так, чтобы в чартер ходила, дальше судьбу не знаю, но вряд ли хозяин в плюсе...
  • 0

#1109 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 442 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:35

но вряд ли хозяин в плюсе...

 

 

 в итоге есть риск вообще уйти в минус.

 

Так или иначе, но на чартерные лодки есть свой - особый - охотник.

 

Понятно, что для того, чтобы продать чартерную лодку ее надо для этого подготовить. Их и готовят. Кто как умеет.

Кто-то получше, кто-то просто борта натрет до блеска....  

 

Те, кто покупает лодку вроде как для себя, но готов сдавать ее  в чартер - такой типаж яхтовладельца в принципе отличается от тех, кто категорически не приемлет никаких чартеров для своей лодки.

 

Про "выход в прибыль" в аналогичных схемах продажи никто никогда не говорит. Покупатели, идущие на подобные сделки, мотивированы другими вещами, а бывает и просто красивыми словами и собственным понятийным аппаратом.   


  • 1

#1110 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:37

Я бы не стал в такую авантюру ввязываться...
  • 0

#1111 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:38

ага. Там ещё приколы в контракте бывают что мол владелец может пользоваться лодкой только вне сезона, когда спрос невелик. А амортизация лодки считается по усреднённому тарифу, не учитывая сезонных колебаний. В то время как то что в январе стоит 700е за неделю, в июле-августе может и за двушку пойти.. :) В итоге доходы прокатной конторы заметно выше расчётных. На вопрос "как так?" отвечают что это элемент управления рисками, что может так случиться что лодки никто арендовать не будет и оператор останется в убытке :) Теоретически да, но на этот случай у них есть страховка. Которая вроде и не про это (не про компенсацию упущенной прибыли), но есть способы её "подоить" в случае хренового сезона, главное сильно не наглеть. Детали мне рассказывать отказали :)

Такое ощущение что честным в этом бизнесе делать нечего. По крайней мере во французской части средиземноморья.. 


  • 1

#1112 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 442 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 27 февраля 2019 - 19:42

Я бы не стал в такую авантюру ввязываться...

 

И я не стал бы.

 

ага. Там ещё приколы в контракте бывают что мол владелец может пользоваться лодкой только вне сезона, когда спрос невелик. А амортизация лодки считается по усреднённому тарифу, не учитывая сезонных колебаний. 

 

Контракты бывают разные. Все зависит от хитрож@пости прокатной конторы. B)


Сообщение отредактировал Steamer: 27 февраля 2019 - 19:42

  • 1

#1113 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 05 марта 2019 - 00:27

Сделал обзор fp astrea 42
https://youtu.be/oS6wjArPzww
  • 4

#1114 sergeii-san

sergeii-san

    Матрос

  • Основной экипаж
  • PipPip
  • 46 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 05 марта 2019 - 06:34

Много спасибо за обзор!
  • 1

#1115 Пенс

Пенс

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 281 сообщений
  • Из:Россия
  • Судно: скамейкер...пока что

Отправлено 05 марта 2019 - 14:50

Сделал обзор fp astrea 42
https://youtu.be/oS6wjArPzww

по мне , так носовые иллюминаторы внутрь удобнее, когда наружу их пытаются выломать стаксель шкоты при перемене галса


  • 0

#1116 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 05 марта 2019 - 22:55

То пенс.
Спорно.
Иллюм внешний забудешь закрыть-вода в салон не попадет, плюс две ручки, кондовые, проветривается хорошо,
Иллюм внутрь, забыл закрыть- покупай новые девайсы, плюс сушИ салон, 6 хиленьких ручек.
А за шкотами все равно следить, они и под крышу попадают, а у меня еще и под ступеньку на мачте, поэтому сразу после поворотавыбираю слабину и проверяю не рабочий шкот, и ониготрв к след повороту, уже привычка, а кто ко мне впервый раз, да даю инструктаж...
  • 1

#1117 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 15:54

Благодаря предоставленной Германом возможности потестировать его катамаран в течении нескольких недель в различных условиях, получилось сложить своё мнение в плане лучших практик эксплуатации современных круизных катамаранов, которое попробую сейчас и систематизировать.

 

До этого опыта с круизными катамаранами таких размеров и поколения небыло, и хотелось в том числе оценить каково оно для человека пришедшего со спортивных лодок и катамаранов, а круизный формат "с семьёй" ограничивался лодками однокорпусными. 

 

Первое, что интересовало - как оно ходит под парусами, ведь "катамараны не лавируются". По ощущениям, однокорпусный опыт тут скорее вредит, и попытки идти на кате как ходили до этого на однокорпусных лодках приводят к ужасным лавировочным углам и дискомфорту. Что следует учитывать:

- катамаран не имеет балласта, он лёгкий. 44футовая Хелия со всем оборудованием весит как 40футовая однокорпусная "мореходная" лодка подготовленная под дальняк, при том что катамаран имеет куда больше площади парусов. 

- катамаран ходит с минимальными углами крена, что влияет на настройку грота (рецепты типа "гик в ДП, задаём твист, режемся" только дрейф увеличивают)

- катамаран быстро разгоняется, но так же быстро тормозится об волну. 

- бесшвертовый катамаран имеет сильный дрейф, и чтобы нормально выходить на ветер в лавировку нужно этот дрейф минимизировать

 

Чтобы минимизировать дрейф нужно неочевидным для однокорпусных (помним, крена и поперечной качки практически нет, и увод с курса на волне минимален) способом настраивать паруса и не давать катамарану тормозиться об волну, т.к. скорость тут же падает а дрейф остаётся.

 

Для Хелии 44 самыми комфортными условиями для лавировки были 15 узлов истинного ветра, волна при этом поднималась небольшая и движению практически не припятствовала, угол относительно истинного ветра был в районе 56-58 градусов, скорость катамарана стабильно равна половине скорости истинного ветра (это при том что катамаран загружен под завязку), в итоге 14 с хвостиком миль в лавировку были пройдены за 4 часа, что даёт скорость выхода на ветер чуть меньше 4 узлов и лавировочный угол в районе 110 градусов.  Как по мне - результат весьма достойный, большинство чартерных однокорпусных лодок так не смогут.

У Германа есть трек с того перехода, если посчитает нужным - выложит.

 

Минимальная скорость истинного ветра, при которой получалось поддерживать скорость ката в половину от скорости ветра - 7 узлов. Кат при этом шёл порядка 3.5-4, слегка увеличивался дрейф. Если оставалась остаточная волна - то из-за хлопанья парусов (крена нет, сила тяжести их форму не держит) на дизель случалось переходить и раньше. Самый дискомфортный ветровой диапазон для лавировки был в районе 20-30 узлов, когда раздувало высокую частую волну которая моментально останавливала кат, в итоге скорость болталась в районе 4х узлов плюс постоянные удары в "мост" и некомфортная килевая качка (помним что кат лёгкий, вертикальные ускорения в носовых каютах будут сильнее чем у тяжелых однокорпусных). Выше 30 узлов частота волн уменьшалась и профиль их разглаживался, торможение уходило, можно было нормально идти на зарифленных.

 

В общем, резюмируя по лавировке - в определённых волновых условиях и с оптимальными настройками парусов круизный катамаран на ветер выходит не хуже чем если бы шёл под мотором. При сильной частой волне - тяжелые однокорпусные на ветер выходить будут лучше, но и у них условия на борту при этом будут так себе. В прочем и на катамаране под мотором идти против такой волны будет тяжело, так что эту проблему нужно решать стратегически, т.е. не попадать в вынужденную лавировку при таких условиях.. :)

 

Теперь касаемо "катамараны ходят быстрее однокорпусных". Да, но совсем не потому что конструктивно могут обеспечить бОльшую пиковую скорость. Мне, не смотря на спортивный опыт (а может и из-за него) было физически некомфортно на попутных курсах с ускорениями до 15 узлов с волн. Это уже и сильные удары в мост и слэмминг корпусов, и сильное зарывание подветренного поплавка в волну с заметным замедлением и усилением вымпельного ветра как следствие, что вдавливает подветренный корпус в воду ещё сильнее. Реакция на рулёжку у этого катамарана сильно заторможенная и об отработке волн и компенсации/предотвращении опасных ситуаций с зарыванием в воду и речи нет, в итоге практически перманентно катамаран идёт на автопилоте, вахтенный работает только с парусами (в лучшем случае). И вот это отсутствие возможности как-то повлиять на ситуацию с помощью рулёжки меня сильно напрягало на высоких скоростях. 

В итоге самым комфортным было идти на скорости не более 7-8 узлов в лавировку, и не более 10 узлов на попутных курсах, регулируя настройки так чтобы катамаран шёл медленнее волн, причём настолько чтобы не срывался в глиссирование с них. 

И вот в таком режиме кат идёт спокойно и комфортно даже в 40узловой ветер. 

Т.е. средняя скорость у круизного катамарана будет не шибко отличаться от скорости однокорпусной лодки. Разве что бОлее длинная однокорпусная будет лучше преодолевать волнение.

 

Так почему-же я считаю что катамаран способен ходить быстрее? Секрет в лёгкости управления, в лёгкости несения вахт. Два человека способно в течении практически неограниченного времени обеспечивать круглосуточную навигацию лодки, без накапливания усталости, совершая все необходимые манёвры в одни руки. Это конечно ещё заслуга Германа в плане доработки катамарана под практически полную автономность и соло-управление (подробнее напишу в его ветке), но имхо оно именно так и должно быть на любом круизном катамаране. Ложиться спать после вахты с осознанием того что сон ничто не потревожит - бесценно :)  6-8 часов продежурить в одиночку ночью - вообще не вопрос, причём я даже яхтенной экипировки привычной с собой не брал. В общем, за 17 дней похода прошли тысячу миль, и это с дневными вылазками с семьёй во всякие интересные места по пути следования, зависанием по нескольку дней в наиболее понравившихся местах на якорных стоянках и т.п. 

Если бы шли в четверо рук на однокорпусной лодке - успели бы гораздо меньше. При этом сильно потеряли бы в комфорте. А брать однокорпусную в районе 50-60 футов - это уже сильно тяжелее в плане манёвров при ограниченном экипаже. 

Так что имхо в плане соотношения комфорта и скорости передвижения кат такого размера - вне конкуренции, если речь не о спорте а об отдыхе.

 

Немаловажный момент - т.к. 99.9% времени катамаран идёт на автопилоте, важно чтобы стоял хороший навигационный комплекс, и чтобы все его датчики были отьюстированы а автопилот настроен под особенности конкретно этого катамарана. Обратной связи по рулю нет, инерция на поворот у лодки очень большая, и понять баланс парусов из-за этого очень непросто. Если электроника настроена правильно - то по показаниям угла ветра, скорости, дрейфа и тд можно понять что происходит и насколько эффективны настройки парусов, а если там разброд и шатание - крыша едет от невозможности происходящего. Путаница ещё возникает от того что курс по ГПС (sog) и скорость идёт с дрейфом, а курс по компасу и лаг - без, и для разных приборов можно в качестве опорного задавать что один, что другой. В итоге кат на одном галсе несётся 8 узлов с дрейфом 0.8, а на другом - еле ползёт 4.5 узла с дрейфом 3.. :) Подробнее про электронику (гармин) будет в ветке по Хелии 44

 

Маринами не пользовались, подходили только раз чтобы воды добрать. Стоянка на якоре близко к берегу (осадка мизер) в самых козырных местах - норм, волна толком не качает (на однокорпусном было бы тяжко), береговая розетка не нужна, стиралка на борту есть, соседи по марине не шумят, фалы не бьют, кранцы не скрипят - кайф. Марины после этого воспринимаются как коммуналка, да и время постановки на якорь и снятия с него покороче швартовки будет..

 

В целом ощущения крайне позитивные. Комфорт, безопасность, полноценный отдых и питание независимо от погодных условий и хорошая степень независимости от берега, а так же то что катамаран фактически разбит на разные непересекающиеся зоны обитания/отдыха и на нём реально можно потеряться (соответственно нет психологического давления от тесноты и есть возможность уединиться помедитировать если есть желание, для любого человека на борту).

Все эти преимущества проявляются при длительной жизни на борту, при желании быть независимым от береговой инфраструктуры. При недельных набегах на море или когда деньги на лодку есть а эксплуатировать её времени нет (и будет стоять на приколе в марине 90% дней в году) кат становится не так привлекателен. Ну и в любом случае, если есть желание взять семью на борт, особенно если они сами не яхтсмены с хорошим послужным списком - однозначно катамаран. 

 

Размер в 44 фута (плюс-минус) - удобный, т.к. позволяет всё организовать для управления в одни руки, размер парусов не запределен, повсюду можно дотянуться, при этом места и для семьи хватает с головой, и друзей пригласить, и барахло распихать. Ходовые качества позволяют идти со средне-яхтенной скоростью но при этом в комфорте. 

 

Расписал далеко не всю накопившуюсю информацию, и так "простыня" вышла, готов ответить на уточняющие вопросы. 


  • 17

#1118 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 226 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 16 мая 2019 - 16:36

... самым комфортным было идти на скорости не более 7-8 узлов в лавировку, и не более 10 узлов на попутных курсах... 

Очень хороший анализ, схоже с моими ощущениями. А я думал что только мне напряг гнать больше десяти узлов :D


Сообщение отредактировал В. Мельников: 16 мая 2019 - 16:36

  • 0

#1119 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 16 мая 2019 - 17:10

Спасибо, бретон! Отлично отдохнули!
  • 0

#1120 Kir13

Kir13

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 104 сообщений
  • Из:Красногорск
  • Судно: тримаран
  • Название: Rikki Tikki

Отправлено 16 мая 2019 - 17:48

Хорошее описание. По своим ощущениям лучше рулятся более старые FP. Для меня в плане рулежки леопард оказался наиболее приятным, руля слушается лучше, и как то легче скорость набирал.
  • 0

#1121 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 мая 2019 - 19:20

Просто супер рецензия!! Спасибо большое!


  • 0

#1122 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 19:21

Хорошее описание. По своим ощущениям лучше рулятся более старые FP. Для меня в плане рулежки леопард оказался наиболее приятным, руля слушается лучше, и как то легче скорость набирал.

 

в любом случае до рулёжки даже обычной однокорпусной лодки круизным катамаранам очень далеко, да и не нужно это концептуально. Удовольствие от рулёжки нужно получать в совсем другом формате имхо, на спортивных катамаранах и скорости выше, и контроля куда больше, и самое главное - рисков значительно меньше. 

А на круизном кате я бы не за рулёжкой гнался, а скорее наворачивал логику автопилота и оптимизировал управление парусами, чтобы повышать среднюю скорость.

На катамаранах уже есть все датчики необходимые для того чтобы автопилот работал на опережение и обруливал волны, и сам сравнительно безопасно сёрфил с волн уходя от заныривания в волну. У меня в голове уже сложился алгоритм работы такого автопилота и тренеровки модели его поведения (статистическая модель определения периодичности и амплитуды волн), поработаю над ней на досуге. В идеале ещё больше повысит комфорт катамарана, а живой рулевой в таком режиме просто упарится рулить сколько-нибудь продолжительное время.

 

Ну и другой момент - эффективность у рулей такой небольшой площади слабая, а тормозят кат при больших углах перекладки они будь здоров, что тоже увеличивает дрейф. 


  • 1

#1123 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 19:43

ещё вспомнилось, из того что якобы очевидно, но пока с этим вживую не столкнёшься - не задумаешься.

 

Например то, что ходить под одной генуей крайне непродуктивно. Нет крена и сопутствующего приводящего момента, нет балансирующего геную грота, и в итоге кат сильно уваливает. Чтобы он держал курс - нужно сильнои перманентно отклонять руль под ветер (на приводку), что зверски увеличивает дрейф, катамаран еле-еле ползёт боком. Более-менее продуктивно одну геную можно нести при угле вымпельного больше 60 градусов.

 

Похоже по-этому на некоторых свежих моделях мачту сильно сместили в корму и уменьшили грот, не меняя ЦБС. Чтоб граждане отдыхающие могли ходить под одной генуей и не напрягаться.. :)

 

Другое наблюдение - про ходьбу под одним мотором в условиях бокового ветра. В случае безветрия или ветра по направлению близкому к нулю или 180гр, чтобы кат держал курс при ходьбе под одним мотором автопилот перманентно отклоняет руль для компенсации разворачивающего кат момента. Что и сопротивление лишнее оказывает, и вызывает дрейф в сторону поворота руля, подъемная сила на нём ведь никуда не делась.

Например, идём на правом движке, кат стремится развернуться влево, соответственно штурвал отклонён вправо градусов на 10-15 (а рули влево), и катамаран бодро дрейфует влево при казалось бы прямолинейном движении.

А теперь добавим боковой ветер. В зависимости от того что у катамарана парусит больше, его и разворачивать будет соответствующим образом. И это можно использовать при ходьбе под одним мотором, чтобы уменьшить степень отклонения руля и его торможение.

Если сильнее парусит корма и кат разворачивается на ветер, то идём на наветренном моторе. Если при боковом ветре быстрее уваливается нос, то соответственно идём на подветренном моторе. Руль для компенсации будет отклоняться меньше (при моих тестах, на 20 узлах ветра, отклонение руля уменьшалось на 4-5 градусов), топлива тратим меньше/быстрее приходим куда нужно.

Так же для балансировки ката при ходьбе под одним мотором можно использовать грот/геную. Главное чтобы вымпельный был не острее полного бейдевинда, иначе парус может и тормозить, особенно если ветер слабый.

При краткосрочной аренде эти нюансы особой роли не играют, а когда кат свой и ходишь на нём много - сплошная польза. 


  • 3

#1124 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 20:35

если вас заинтересовал катамаран ради теоретически достижимых скоростных характеристик, с точки зрения высокой скорости суточного перехода, то рецепт тут имхо только один - повышать длину. Чем больше длина - тем меньше влияние волн, и соответственно лучше проявляются преимущества катамарана. На Хелии, при лавировке, постоянно представлялось что было бы куда лучше если бы поплавки были длиннее на несколько метров, и не таких полных обводов, чтобы меньше тормозились при утыкании в волну. 

Ну а далее нужно решать, будете ли ходить самостоятельно (т.е. ограничение по размерам) или постоянно на борту будет присутствовать команда. Если второе - то может оказаться что однокорпусная лодка бОльшей длины из схожего ценового диапазона окажется удобнее.

Другой вариант снять ограничения по физическому размеру катамарана - всё автоматизировать, но это фактически равносильно наёму той же команды, но только она будет сидеть на берегу, и не всегда там где нужно.. :)

 

Известные мне катамараны более спортивной архитектуры (со швертами) и/или значительно хуже по эргономике по сравнению с Хелией (т.е. во время вахты будет тратиться куда больше сил), или стоят в несколько раз дороже, и во столько же раз сложнее конструктивно. Бывает вообще весело, встретили мы по-дороге американцев (семья с 4мя детьми, идут ленивую кругосветку) на St Francis 50, кастомный южноафриканский кат стоимостью за миллион. Смотрю как он внутри организован - салон внутри практически как у Хелии, разве что центральная кухонная стойка узкая и морозилки там нет. Кормовое пространство и палуба плюс пост управления организованы настолько коряво что создаётся ощущение тесноты плюс нужно бегать к мачте (исключительно по борту) чтобы выполнять часть операций. Внутри корпусов планировка тоже вызывает вопросы.

Но зато якобы быстрый катамаран, поплавки довольно узкие. Как по мне - тот самый случай когда выигрыш в скорости и гипотетической мореходности совершенно не стоит потерь в удобстве.

В слабые ветра (до 15 узлов) катамараны со швертами и/или узкими корпусами эффективнее ходят в лавировку и процентов на 30 быстрее.

В сильные ветра катамараны бОльшей длины (и желательно не сильно полными носовыми обводами) будут меньше тормозиться об волны и скакать на них. 

Проблема Хелии в том что когда после неё смотришь другие проекты, не проходит ощущение что у тебя какую-то конечность ампутировали.


  • 1

#1125 Kir13

Kir13

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 104 сообщений
  • Из:Красногорск
  • Судно: тримаран
  • Название: Rikki Tikki

Отправлено 16 мая 2019 - 21:19

Автопилот вещь хорошая и полезная, но после того как меня крутанул автопилот на 90градусов, а потом на другой почти на 120 на разных лодках доверие к ним ослабло.
Лодки чартерные
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей