Перейти к содержимому

Фотография

Пока при памяти - "Только одну правду"


Сообщений в теме: 338

#26 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 04 февраля 2016 - 11:42

- ГКП – штурман! Курс 140  –  и ко мне, продолжая начатое: – Мы плаваем, как и вы – по обыкновенным картам и теми же рекомендованными курсами, когда не «воюем». Но на выход получаем и секретные карты, можешь посмотреть: Босфор Восточный - во всей красе! Разницу видишь? Да, максимальное насыщение по масштабу, что море, что берег…

Штурман что-то быстро прикидывает на путевой карте:

- ГКП – штурман! До района – 28 минуты!  - я вытаращил глаза – Что? Не слышал? Нас же сверху запрашивали – вот этот динамик – «время прибытия в район». Мы на «парадный» ход вышли.

- Ну,  РЛС «Донец-2» - прибор известный, а вот это, что за пара «шкафов» у борта, пульты какие то?

- Правильно думаешь: левый ПУС – пульт управления стрельбой РБУ, правый – торпедами…

- Что, все прямо от сюда и все тебе?

- Можно и от сюда, но не мне. Это старпомовское дело.

- А еще от куда и кому?

- Есть такой – БИП, слышал? Вот от туда можно все и из всего. И отключить можно, все, а то…

- А то… что?

- А то получится, как на празднике… Рассказать?

  -  День ВМФ – наш праздник! Видел как во Владике его отмечают? Да-да, со стрельбой, бомбами и десантом в спортгавань… А случайно на последнем не был? Ну, слушай:

Разработало начальство сценарий зрелищный! Без десанта, правда – но смотрелось наверно хорошо: в районе, поближе к публике - вертолетами с ОГАС (опускаемая гидроакустика) «обнаружена» лодка; первыми туда летят корабли первой линии, то есть – мы, и с дистанции километра накрывают район из РБУ – и в сторону; через пять минут туда залетают торпедные катера и все утюжат глубинками! Ура, мы победили! И вот все начинается: вертолеты сваливают, мы на подходе, зарядка РБУ – по шесть бомб в каждый – ввод данных – это все из БИПа и от туда доложили: «Управление передано». Команда: «Ключ на старт!»  С ходового летит старпом, по карманам шась – ключа нет! В сейфе, в каюте, в кармане каком? Кинулся он в каюту, был там … долго. Уже два наших отстрелялись, флагман нас раздалбывает, и все в сторону уходим. Влетает старпом: ключ в гнездо, круть-круть –«К стрельбе готов!» - орет! А пацаны в БИПе по телевизору своему – на пушке теленаводку видел? – смотрят, в районе уже торпедники, а у них вспыхивает – «ключ на старте»! Вырубить сообразили… А сверху старпому: «Я те стрельну, я тебе так стрельну!..» - капитан у нас строгий, повезло вам, что он в отпуске. Словом, подгорел старпом. Потом с торпедой еще…

- ГКП – штурман! До района 18 минут-

- Да расскажу, ничего там секретного нет. Все проще было, но дольше. На стрельбы вышли, торпедные. С торпедой СЭТ-40 знаком? Ну, изучали даже – тогда сам знаешь, по легкому от ее не уйти! На малом ходу стрельнули левой – попадание! Стреляем правой – вроде мимо, все время вышло. Еще подождали. И тут один наблюдатель орет: «С левого борта – торпеда!!» Все к борту: повезло, вдоль борта на встречном курсе летит с погружением в метр, и поперек красным по белому - «Учебная». Ее поисковую программу помнишь? Когда она на минимальное заглубление выходит? Правильно, если не сработали все бесконтактные взрыватели! Выходит, она уже как минимум один раз под нами прошла, но не взорвалась «почему-то» :) ! И сейчас вышла на контакт! Минут тридцать пытались уйти от удара: хода, курсы, полная тишина… А расстрелять нельзя! Потом акустик потерял ее, пока сообразили, что в очко нацелилась… Словом, получили скользящий удар по туннели правого винта – отделались легким испугом, можно сказать! Потом двое суток искали ее – не всплыла, наверно, разбилась.

-ГКП – штурман! Пять минут до района!


Сообщение отредактировал LVY2: 04 февраля 2016 - 11:49

  • 14

#27 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 06 февраля 2016 - 17:38

- Главарь! Когда «сасательные» мотоботы до ума доведем? Когда у твоих механиков на это «время» появится? – Николаич в задумчивости крутит в пальцах доминошку. – А сяду я на «конца»!

- Николаич, давай в следующем рейсе… Вот с трюмной гидравликой разберёмся…  Слазь, слазь! Короткий «конец» оказался!

- А я на другого!..  Ты мне это в предыдущем рейсе обещал. Через месяц холода будут, проблем добавится – устанешь движки раскручивать! Кстати, на зимнее масло заявку пиши… Отрублю «баяна»!

Через пару часов на мостике:

- Николаич, есть предложение! Мы ж, как всегда, в Успение за водой будем заходить, да? Я прикинул, завтра часам к 12-ти будем у входа в бухту. Всё равно до вечерней швартовки на якоре стоять. Идея: на подходе, за полмили, объявляем шлюпочную тревогу, весь экипаж в лодки. Вы вахтой уходите на якорь. У нас вся мехаслужба расписана в мотоботах, остальные – на юли-юли! Вот когда механцы, обязательно с главарем, поболтаются как дерьмо :lol: … Для страховки, один мотобот работает гарантированно! Да мы и на юли-юли выгребем, если что, и их утащим!  Конечно, если погода будет :shuffle:

- Умник, собирай потом вас по синю-морю…

На следующее утро меня поднял сигнал шлюпочной тревоги…

Через час на воде завелся второй мотобот, но третьего пришлось брать на буксир. К выходу в очередной рейс он то же работал как часики! А самыми шустрыми оказались два бота с ВРШ и системой тяни-толкай (юли-юли) – через час были на борту.

-----

Встали к эстакаде Успения, заливаемся водой. Через день-два – Новый год! Рождается очередное предложение:

- Николаич, я тут прикинул: если мы приходим в Находку на моей вахте, на ночной – моя «козлиная», но на Новый год вахтить будет старпом! А значит, и вы можете с родней праздновать…

- Понял… Поговори с механиками. Стоянка в Находке может быть долгой – придется еще раз сюда заходить.

Заступаю на ночную вахту, ещё не добрали котельный танк. Прокладываю курсы, считаю: маршрут с выходом на рекомендованные – 47 миль, уже не успеем; переход в прибрежной зоне в полутора милях от мысов – 42 мили! Надо заканчивать с водой немедленно! Есть, правда, экстремальный маршрут – 36 миль. Механики, правда обещают 14 узлов… В штурманскую заходит кэп:

- Сэконд, чем порадуешь?

- Берем в котельный… Да вот прикидываю…

- Так, отдаем шланги! Идем по среднему варианту. Командуй!

00.45 Темная, беззвёздная ночь. Выбрали якорь:

- Машина – мостик! Василич, на тебя надежда, дави по прогреву!

Через час поднимается кэп:

- Ну что, успеем? Надо успеть! – втискивается в своё кресло с правого борта, в углу рядом с телеграфом. Вскоре, уткнулся лбом в ладони на поручне – задремал.

Считаю: машина прогревается медленно, не успеваем. Подхожу к рулевому, пальцем показываю на картушке новый курс, ближе к берегу… И так раза три. Жмемся к мысам на пределе!  Огибаем Поворотный, меньше двух кабельтовых, и тут капитан поднимает голову:

- Вовка, а что за лампочка на мачте мигает – на палубе отблеск?

- Это не на мачте, это маяк.

- Какой маяк, где?

- Поворотный, над нами…

- Сколько до берега!? :o

- Уже больше двух кабельтовых… Отходим от берега!

- Тааак, теперь внимательно!  Запрашивай точку в первом районе! –

Начинаю метаться: радар – карта – радиостанция – радар – карта…

- Вовка, ты пароход видишь под носом?

- Нет ничего! До самого района чисто!

- Ты не в радар, сюда смотри: вот носовой топовый – показывает слева 30 – а вот кормовой! – показывает справа. – Мы прямо в него летим! Право на борт!! – и через пару секунд бросает реостат телеграфа на полный назад!

Я только сейчас обращаю внимание, что впереди пропали огни города и кораблей на рейде. В их отсветах угадывается огромный балкер, явно вышедший из Восточного порта по рекомендованному курсу! Боже, какая прелесть эта дизель-электрическая схема: кинул телеграф – и вся проблема! Мы резко уваливаемся вправо, под корму углевозу.

- Лево на борт! Вовка, что «умер»: точку дали? Курс прямо в току – и бросает телеграф на «полный вперед».

- Мостик – машине! Ревизор, ты свою смену разбудил? Двадцать минут осталось…

Появляется старпом, протирает глаза:

- Ну что, не успели!

- Я тебя не будил – еще 15 минут!

- Ну, пока машину из режима, в точку заход…

- Секонд, боцман на баке? Сколько до района? Скажешь, как войдем.

- Николаич, вошли! Но до точки – три кабельтова! Время – без двух минут…

- Боцман, отдаем правый! – и телеграф на средний назад! – Все, старпом, пошли спать. :D  Секонд, заканчивай тут: доложить всем, кому надо, не забудь…


Сообщение отредактировал LVY2: 06 февраля 2016 - 17:46

  • 13

#28 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 07 февраля 2016 - 10:32

На радаре одна за другой, появляются больше десятка отметок, идут двумя кильватерными колоннами… В милях пяти сразу высветилось несколько судов с «ёлками» на мачтах:

- Траулеры, с океанской стороны Симушира! Я дизельэлектроход «Чуркин», подхожу с юго-запада – ответьте, кто может… –

- «Чуркин», я БМРТ «…». Какие проблемы?

- Да уточнить хотел, договориться: как вас обходить лучше?

- Ну, мы тут по изобате … метров таскаем, с океана – в пролив Дианы. Некоторые – еще дальше в Охотское… Забег делаем мористее. Думаю, вам лучше дальше от острова держаться.

- Договорились! Пока вы все правее моего курса, скорость у меня – 12! Подойду ближе, не будет окна между вас – отверну в океан.

-Минут через десять, становиться ясно – не проскачу. И тут, со штурманского диванчика, встает Альберт Моисеич. Сладко потягивается, заходит в рулевую…

- А! Корабли!?

- Да. – отвечаю как можно спокойнее  - Это Находкинские БМРТосы, по изобате … метров идут, в пролив заворачивают, а те что правее – навстречу, на постановку забегают…

- Лево на борт!-

- Отставить!! Моисеич, с лева две мили – Симушир!  Я с рыбаками договорился – нам в право надо!

- Но они же справа!! У нас скорость больше – обгоним! Пять градусов по компасу влево! – и сам добавляет пару зубцов на реостате телеграфа.

- Резче крутнем – по корме пройдем. Их впереди – как стена пекинская, друг за другом…

- Нет–нет! Никаких резких поворотов! На руле – еще пять влево!

- «Чуркин», мы ж вроде договорились… Так мы тебя к острову прижмем – вправо крути!

- На руле – еще пять влево!!

- Моисеич, мы уже в Диану вошли. Может затормозим уже, что ли? Пусть рыбаки проходят.

- Нет-нет! Мы обгоним… Еще левее берем!

- Курс 180!! Мы в берег идем – полторы мили!!

- В какой берег, мы ж в океане!!

- Да мы уже давно в Охотском море – вокруг Симушира крутанулись!! Тормозить надо!!

И тут, на наше счастье, на вахту приходит заспанный старпом: в суете я и разбудить его забыл.

- Старпом, сделай что нибуть!! Меня второй задрал уже тут!!

- Слава, тормози!!! До берега восемь кабельтовых!!!

- Лево на борт! – орет с перепугу чиф и тут же рвет телеграф на самый полный назад. Полупустое судно начинает колотиться как в агонии.

- Мостик – машина! Ничего не перепутали: исполняем «самый полный назад»?

- Исполнять!! – орем хором со старпомом. И, глядя на экран радара - Вова, вы как здесь оказались?

- Ой, Слава… Кэп не вовремя проснулся…

Спасибо тебе, дизель-электрическая схема!

….  

Поднимаюсь на ночную вахту. Штиль, туман такой, какой только может быть весной на севере, рядом с ледяным полем. И «белая ночь» - словом, «ежик в тумане». Капитан, как всегда, на мостике, гипнотизирует карту:

- Второй, ты здесь был? – Читаю: …Карагинский залив, бухта Оссора. – Изучай, через час полезем…

Бухта почти круглая в плане, образована впадающей с севера речкой, отделяется узкой дугообразной косой. Одна на полторы мили. На узком фарватере и у самой косы глубина приличная, но чуть севернее – все хуже. В северо-восточной стороне указан поселок.

- Говорил с диспетчером комбината, надо лезть под самый берег, будут возить двумя плашкоутами! Говорит, там лед разбитый и глубоко – где он там это нашел? Но карта старая… Так и по лоции – дерьмо, а не бухта для нас. Там еще пирс, говорит, длинный и на конце мачта с прожекторами – должны увидеть.

- Моисеич, а почему только два дизеля в схеме?

- Я приказал: потихонечку пойдем…

Идем, точнее ползем. На телеграфе «полный», но скорость как у пешехода: лед весенний, рыхлый – но ровный: крошится на кашу и тормозит… И молочный туман, в бухте стал еще плотнее. Но тут диспетчер по УКВ:

- О, «Чуркин»! я ваши огни вижу, на мачте!

- Вот черт глазастый! Наверно высоко сидит… Яклич, что там на эхолоте? Подворачиваем на деревню.

Лезем. Эхолот тарахтит, глубина уменьшается. Мельче и не надо бы! Но – середина бухты! И где «разбитый лед»?

- «Чуркин», я вас что-то не вижу. Вы, случайно, не к старому поселку пошли?  Ха, так нас там уже лет десять как нет: новый поселок и комбинат на самом конце косы! Разворачивайтесь…

Легко сказать: под килем может метр всего и лед…

- Моисеич, может третий дизель запустим, веселее будет?

- Нет-нет, потихонечку!.. – Начинаем юлозить и медленно разворачиваться.

- Яклич, я там точку поставил, в четырех кабельтовых – выходи в нее…

Бухточка маленькая, скорость черепашья, шкалы радара минимальные… В какой-то момент вместе с переключением шкал, что-то щелкнуло и у меня в мозгах: и стал я воспринимать значения цифр дистанции в окошке ПКД на порядок больше, хотя и видел нарисованную запятую, отделяющую целые мили от десятичных! Сработало восприятие обстановки: полный ход на телеграфе + медленное изменение изображения на радаре + офигенное раскрытие измерителя по кромке карты… И когда капитан спросил наше положение, я бодро отрапортовал:

- В принципе, мы в точке, но до берега еще далеко!

- Да? Сколько там?

- Еще четыре МИЛИ!

- Да, тогда идем еще… - и пошли, не сбавляя.

Ладно, у меня «щелкнуло», а у капитана? Но через минуту, уткнувшись в локатор, я стал замечать неладное: берег стал надвигаться с угрожающей быстротой – судно рванулось на свободной воде…

- Ну вот и прожектора обещанные, и лед побитый – будем сбавлять…- капитан положил руки на ручки телеграфа.

И в этот момент кто-то перед нами просто «обрезал» туман! В ста метрах прямо перед нами был длинный пирс с прожекторной мачтой на конце! Там седело с десяток рыболовов - на зорьку вышли, в три часа «белой» ночи! Рядом на берегу возвышалась двухэтажка из дикого камня с большой вывеской.

- Что ЭТО? – руки капитана упали, перебросив телеграф на самый полный назад.

- «Сельмаг», Альберт Моисеич…

Капитан «заледенел»: вцепился в поручень под иллюминатором, не шевелился, не мигал – и руки белые… А на меня наоборот накатила апатия: ну и ладно, воткнемся в берег, он тут очень приглубый. Жаль, груза никого нет и топлива мало, но можно балластироваться… Вышел на крыло – вперед еще идем! И странно как то, нос должен влево уходить! А он как по ниточке, прямо в пирс нацелен!

- «Чуркин», вы, наверно, близковато подошли… - заволновался диспетчер.

Да уж, наверно! Уже не понять что эхолот отбивает! Ух, а какие рыбачки то шустрые, на бегу удочки сматывают – не врет поговорка… Так, встали. Интересно: встали – «сели» или… Из за нависшего штевня не видно, коснулись пирса или нет? Вроде толчка не было…

- Ну?? -  кэп «не размораживается», но голос прорезался – и то хорошо.

- Толчка не чувствовал! Стоим пока! – идут томительные секунды: «Эх, говорил же – третий дизель нужен!» Струя от винта уже у первого трюма…

- Ну!? – не выдерживает кэп.

- Врооооде, пошли назад – говорю я медленно, с задержкой. – Да! Пошли!

«Все же интересно, почему нос влево не ушел? И сейчас, так же ровненько назад идем? … Пора и сбавить на телеграфе, но кэп «замороженный», трогать страшно! Растает – точно убьёт! Нам только драки с ним не хватало! Ну ка, поближе к двери – бежать придется…»

Тем временем, судно ровненько пятясь, вошло в свою колею, и туман опять поглотил все… Приняв «высокую стойку», раскачиваюсь – пробую сцепление подошв с палубой! Капитан медленно отпускает поручень, поворачивается ко мне (сейчас кинется!!):

- Бывает, правда Яковлич? – кивает в подтверждение головой. Голос спокоен и взгляд мирный!

- Д-да, бывает! Конечно! – отвечаю, совсем офигевший от такого оборота.

- Так, пошли в ту же точку!

- Может третий дизель…

- Нет-нет! – перебивает капитан – Потихонечку!


  • 18

#29 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 08 февраля 2016 - 10:39

Почти мистика

Ночь. Идем во Владик, подходим к находкинской вертушке – классический перекресток. Уткнулся в тубус радара в штурманской: с юга подходит иностранец, идет в Находку; нас настигает пассажир, целится обойти слева. Со стороны залива Находка много крупных отметок – танкера в десятом районе (?). Уже на подходе к центральному бую, замечаю цель справа: что-то выходит из Находки. Моряк из рулевой:

- Вова, справа пароход большой – отворачивать не будем?  -  моряков двое – у нас нет авторулевого. Парни грамотные: один – разжалованный второй помощник (Виктор), второй – с пятого курса мореходки, заочник после армии (Саня).

- Перебьется! Это он нам должен уступить! –

- Вова, уверен? Может отвернем, пока не поздно…

- Молчать! На руле, пятерку влево по компасу! – пялюсь в радар: от «негодник» - вправо берет, подальше буй обойти хочет, что ли? – Саня, возьми еще пяток влево.

….

- Вова, давай отвернем – здоровучий гад! Раздавит – не заметит!

- Виктор, не паникуй! Он должен – пусть и ворочит! Добавь пару зубцов на телеграфе!

….

Наконец, радарная отметка покатилась под корму:

- Ну вот, я же говорил – поворачивает… - довольный выхожу из штурманской, на правое крыло: передо мной огромная стена – борт гружёного контейнеровоза! Он на левой циркуляции, и я отчетливо понимаю – не отобью корму – можем удариться задницами! – Саня, право на борт!!

- Вот засранец, а! Он что, раньше не мог отвернуть?

….

Шло время. Неоднократно рассказывал этот случай, даже коллегам. И они, вроде соглашались: может не вникали. Я же всегда считал себя правым. (?) И вот снится мне сон. Даже не сон, а все в реалиях: вся та же обстановка, во всех подробностях, все те же мои команды, действия и поступки! Исключая одно: я с самого начала понимаю, что полностью не прав! Но сделать ничего не могу, язык говорит сам, а я мучительно не могу совладать со своим телом! На последнем моменте просыпаюсь, вскакиваю…

- Вова, что случилось? Ты что мокрый такой?.. – жена ощупывает меня в потемках. «О боже, когда ж это было? Год назад! Да, в июле, кажется, день не помню… А сейчас что – июль!..»

- Ревизор, вставай! Плашкоут подводят. – матрос старпомовской вахты уходит. Встаю, одеваюсь – когда уж отосплюсь нормально…

Стоим у Шикотана, на якоре напротив бухты Крабовая: частичная выгрузка – для обкатки консервного завода. Выхожу на палубу: туман – хоть гвозди вбивай! «Так, с правого борта никого, с левого – то же. Может с кормы?» - В полусонном состоянии иду на корму, постепенно оживая…-« А какого черта плашкоут под кормой делать будет? И катера буксирного не слышно… Да вроде ж, катерники вчера жалились: радар сдох, новый надо у погранцов клянчить, с арестованного япончика… Так, стоп! А был ли матрос? Надо у старпома узнать, но так, что бы за «дурика» не приняли…»  Поднимаюсь на мостик.

- Ревизор, что не спишь? – встречает удивленный старпом. – Да закрыли мы трюма… Спи иди, пока можно! Туман, катер на рейд не идет – радар сдох!

….

….

- Сэконд, отчет готов, запаковал? Вот агенту под расписку передай. Отход оформлен. Готовим машины, вызывай лоцмана – отходим...

- Николаич, может подменишь на вахту – задолбался, третьи сутки на ногах.

- Сэконд, ты у меня железный… Да и вахты то твоей осталось – до Аскольда не дойдешь…

Действительно, не дошли. Спустились с матросами в мою каюту, для традиционной церемонии успешного завершения очередного рейса: с тальманами последних рабочих трюмов – по чарке. Совпало, оказались мои рулевые. Сели, поставили, открыли – курим, чуть не вырубаясь от усталости.

- Вова, давай завтра – уже сегодня, после дневной, сядем по человечьи?

- А давай, Вить…  - я и не замечаю, как Саня берет со стола переполненную дымящимися окурками пепельницу и уносит в туалет-душевую.

- Вова, вставай! У тебя горит что-то: полная каюта дыма! – старпомовский матрос безжалостно дербанит за плечи. Прежде чем ответить, вспоминаю: выгрузка закончилась, вышли в море, вахту сдал…

- Пошел на хрен, спать хочу!

- Да вставай, дым у тебя, говорю!! Я за заваркой бегал, смотрю – из каюты валет. А от куда – не пойму. –

Ха, точно дым. С метр от подволока – слоем, интересно:

- Ладно, иди на вахту – разберусь! – «А действительно, от куда дым? И где горит? Так, проветрим… - открываю люмик в лобовой и дверь из каюты – Вот, уже лучше! И так: под столом – нет, под диваном – нет, под столом рабочем, в холодильнике… А что я ищу, что я шарахаюсь по каюте? Матрос заходил… Какой матрос, опять шиза едет…» - закрываю люмик – и в люлю!

- Вова, Вовка вставай, мать твою! Горит где-то!! Меня старпом послал, проверить… – тот же матрос пытается меня растормошить.

- Ну что, опять ты!.. Во, действительно – дым. Ладно-ладно, сейчас проверю все: сигарета может… Иди на вахту! – «Дым-дым, проветрить надо – дышать нечем… Вот, хорошо! Под столом – нет, под диваном – нет, под столом рабочим, в холодильнике… А что я ищу? Какой матрос – в отпуск надо…»

Падаю в кровать: «Вот блин, посцать захотелось: вставать не охото! Но если сейчас перетерплю – утром проснусь раньше чем можно! Ладно, сейчас схожу!»

Встаю, распахиваю дверь в туалет и – приседаю от снопа пламени, вырвавшегося на встречу: запахло опаленными волосами…

- Ааа, вот что горело – то! А то: дым – дым! Сюда смотреть надо было! – отчитываю себя в голос, сразу все понимая и соображая. – И кто же это мою урну с бумагами запалил?  

После первого пламенного «пыха» стало виднее и понятней: хорошо горит обшивка переборки выше уже выгоревшей стальной урны, и начинает – подволок! За основным пламенем – краны от душа-лейки. Обматываю руку рубашкой – дотягиваюсь до ближайшего, горячей воды. Но надо ж холодную! Обжигаюсь, но дотянулся! И когда под струями холодной воды зашипела урна и повалил пар, понял: «Дурень, какая разница – холодная или…». Спокойно перекурив и хорошо затушив окурок, открыл лейку и еще раз основательно пролил все переборки и подволок в туалете. Все, спать!

  Не писанный закон нашей канторы: второго помощника раньше 11.00 не будить! Еще до конца не проснувшись, слышу: кто-то топчется в каюте – жить надоело? Тело подсказывает: время не больше чем 10.30!

- Секонд, вставай. Уже одиннадцать! – делаю вид, что сплю! – Просыпайся, время уже…

- Десять тридцать! А то и меньше!

- Эть, точно! Слушай, Вовка, у тебя грамм пятьдесят не найдется, холодненькой?

- Холодненькой – нет. Но в серванте – открытая. Николаич, дай поваляться…

- Да пожалуйста… А закусь какой имеется?

- В холодильнике, мясо там, под струганинку…

- Графин пустой – вода то есть?

- Да в туалете налей!, йё..

- Ну нихрена себе! Это что у тебя тут!! – слышу неподдельное возмущение кэпа.

- Что ты там увидел такое? – заинтересованный встаю и подбегаю к туалетной двери. – Ну нихрена себе! Аааа! Так это ж я горел ночью!!  Забыл совсем!

- Ты думаешь, что я к тебе зашел так рано? Я часов с шести на ногах: запах гари почувствовал в своем туалете! Я в семь часов всех поднял, все каюты перешерстили, только к тебе – ни-ни. Как же – ревизор отдыхает! Мог бы ночью старпому на мост позвонить…

- Вот еще раз ночью, после выгрузки не подменишь, как делают многие капитаны – все сгорим!

И Николаич внял!


Сообщение отредактировал LVY2: 08 февраля 2016 - 10:41

  • 17

#30 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 09 февраля 2016 - 09:32

*
Популярное сообщение!

Главный враг штурмана.

Ночь безлунная, морозная, штиль. Принимаю вахту:

- Ну, лежим в дрейфе! Машина не на ходу – механики что то разобрали – два красных на мачте! Правда, постоянные не горят, выставили аварийные, на аккумуляторах – светят паршиво… Вот эта вязанка – «трояк» показывает на тройку ошвартованных друг к другу судов поносу  - и та что справа – на якорях. Нас слабо подносит к тем, что впереди. Наша очередная плавбазе «Северодонецк» в той связке, что на траверзе.

Слушаю, кручу ПКД на «Доне», стараясь запомнить отсчеты дистанций. Помимо больших отметок еще шесть маленьких:

- А это что за «малыши»?

- Это РСы, в дрейфе. Но их не куда не несет – для них лед прочный.

Обошёл вокруг рубки, пересчитал РСы. Да, лед ровненький, тонкий. Но нас сдувает: с левого борта проломленная нами «дорога».

- Что-то не понятно: туда несет, сюда не несет! Судя по льду – вправо несет?

- Ну не знаю, меня вперед несло!

Начался трындеж пересменки, дела отступили. Но через минут пятнадцать, глянув на «связку» справа, понял – дрейфуем совсем не так, как обещано, а как виделось самому! Кручу ПКД: «Так, по носу было чуть больше двух – почти так и осталось, с права сейчас 2,8. А было? Точно помню – восемь десятых! Неужели за треть часа на целую милю! Это ж через сорок минут… А там еще якорьцепь натянута… Под килем – 60 метров! Плавбазам хорошо, у них глубоководный. А мне что делать?»

- Машина – мастик! Василич, дай один дизель в схему, минут на пять – не больше…

- Яклич, не могу, дорогой! Охлаждение гребного разобрали – профилактика! Все в курсе: главарь кэпу рапорт подавал… Тебе «трояк» не говорил что ли?

- Говорил… Тут ситуация – патовая!

- Вова, не могу – сожжём гребной, без вариантов! Выкручивайся…

Смотрю в радар – без сомнений: через полчаса будем на форштевнях трех судов!

- «Чуркин» - плавбаза «Северодонецк»! Это вы у нас поносу, правым бортом к связке? Коллега, я  понаблюдал – можете раньше времени пришвартоваться. Только извини: у меня на форштевне кранцев не предусмотрено [font="wingdings;"] :) [/font]!

- Да, опасность есть – у меня машина не на ходу… Сейчас придумаем что нибудь…

- Тогда поторопись!

- Виктор, звони боцману – срочно на бак! Саня – за мной! – Бежим на бак: «А черт, кэпа не предупредил…»  - Саня, бросаем правый! Ленточным придерживай – тут глубоко! Разгонится – повырывает все, на хрен…

Загремела цепь, долго – но остановить удалось, пятая марка точно на брашпиле встала! Оборачиваюсь: в капитанском люмике мелькнула широкая физиономия. Судно начало медленно разворачиваться против течения – зацепились! Прикидываю, где будет корма – над набитой якорной цепью плавбазы! Только б не дунуло вдруг! Прибегает боцман: «Глубина какая? Ещё бы травить надо!» - «Куда?..»  -«Да, больше некуда!»

- Секонд, давай на мост! Боцман, виро якорь! И как подорвешь – быстрее, как сможешь!

- Че меня не поднял!.. Да что ты маслопупов слушаешь! Тоже мне, нашел родственников! Механик - это главный враг штурмана, запомни навсегда!.. Ладно, минуты три на одном дизельгенераторе гребной поработает – а больше и не надо, надеюсь… Боцман, подорвал? Виро на третьей!

Нас разворачивает лагом, понесло, а уже некуда. Мозг кипит: наш якорь висит низко, якорьцепь плавбазы – натянута. Но как туго?  Работать надо только назад – впереди много проблем будет, судов куча! Дёрнемся рано – сцепимся якорями , поздно – навалимся корпусом!

- Вовка, ну как ..?

- Рано!

- Думаешь? Ладно, терпим! Боцман, докладывать каждую!

 - Пора, Николаич!

- Терпим!! Боцман, сколько?

 - «Чуркин»! Отрабатывайте!!

- Мостик, одна смычка на брашпиле!

- Спокойно, коллеги. Уже отходим – как можно спокойнее выдает Николаич в «трубу», а сам рвет телеграф на «полный назад».

Оба завороженно смотрим за якорьцепью плавбазы- дернется – придется жвакогалс отдавать. «Носопыра» плавбазы с якорным огнем проходит в метрах тридцати на уровне нашего мостика…

- Мостик, якорь чист! -
  Фу, проехали! Даем стоп, катимся назад. Пошел вокруг рулевой рубке на левый борт: «Один РС, два, три … пять. Шестого нет – на лов ушел… А что это за огонь новый, над кормовой шлюпочной? Ё!! РС под кормой, утопим!»:

- Николааааич! Тормози! Рээса утопим!! – рву в рубку, падаю на обледенелом шпигате и уже волком, на четырех костях подлетаю к телеграфу – полный вперед! – Саня, лево на борт!! – Ох как медленно руль перекладывается…

Николаич, шедший моим же маршрутом, так же как и я, обматерив шпигат, следом за мной врывается в рулевую, но, как минимум - бурым медведем:

- Сожжешь!! – хватает телеграф – «стоп», но через три нелегкие для него секунды – «полный вперед»! и считает в голос – иии-раз, ииидва, иии-три…  -

Выбегаю на левое крыло: РС покачивается на параллельном нам курсе, в трех метрах от борта– его отбросило нашим «полным»!. Между нами –  льдинка тонкого льда!

- Николаич, стопори, проехали… Все нормально!

Смотрим на РСа с верху, остановились ровно напротив. Дали «отбой» машине. Закурили, успокоились. На РСе тишина – нас начинает оттаскивать.

- Вот интересно, а что эти то помалкивают, и до того и сейчас? Спят, что ли?

- А хрен их знает! Спустись – разбуди…

- Эй, на Рээсе! – шлюпочная вровень с их мостиком.

На крыло выбегает взмыленный чел:

- А, «Чуркин»… Да я слышал все, видел! Так и думал, что наехать можете… Да механика, вражину, найти не мог…


Сообщение отредактировал LVY2: 09 февраля 2016 - 11:18

  • 20

#31 canis_major

canis_major

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 975 сообщений
  • Из:СПб-Мск
  • Судно: ---

Отправлено 09 февраля 2016 - 13:02

Замечательно. Издавайтесь. Чуть причесать тексты - и будет замечательная проза. Ну и еще бы куда-нибудь прилепить Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей :).


  • 3

#32 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 09 февраля 2016 - 13:10

«Чуркин»

 

он?

 

Изображение


  • 1

#33 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 09 февраля 2016 - 16:05

Вот спасибо, обрадовал, как чукчу снегом! Фоток того периода не сохранилась. :( 

Он, родимый – два года жизни! На фото – молодой еще: на мачте, на крыше "гнезда" ледового наблюдателя, видна парабола антенны старенькой, даже для меня, РЛС «Нептун». (На штурманской практике, на ТР д/э «Иван Степанов» антенна «Нептуна» стояла на пеленгаторной: при ветре больше 15 м/с приходилось веслом  помогать её вращению.)  При мне уже стояло два «Дона». Это советский проект, и постройка николаевская.. А наши суда отличаются и прочностью, и отличным поведением на волне: мне не случилось на переходе попасть в такие условия, что бы вынудили выбирать безопасный курс, всегда были приемлемые крена и никаких ударов корпусом! Правда, на упомянутом «И.Степанове» пришли с раздавленными воздухозаборниками (они были большой бочкообразной формы) и двумя выбитыми люмиками в ходовой рубке – поспешили слегка! В таком корпусе строились две модели: чистый пяти трюмный рефтранспорт (ТР) на четыре тысячи мороженной рыбы и производственный рефтраспорт (ПТР) на 2700 тонн . «Чуркин» - последний из ПТРов, работавший в этом режиме: в экспедиции принимал сырец, морозил-солил, при забивки трюмов – летел в порт на выгрузку. Цех морозки и мощная рефустановка - под средней надстройкой (у ТРов там трюм №3). При мне все промоборудование законсервировали, и мы пошли в режиме ТР. Серия начиналась в пятидесятых, от сюда «национальные» особенности: вдоль и поперек корпуса были проложены обмотки размагничивания, усиленный ледовый пояс (40 мм), дополнительно – район форштевня, сорокатонные стрелы-тяжеловески, документация по погрузке танков (с чертежами!), усиления палуб фундаментами под пушки и подбашенные отделения. Четыре дизель-генератора (7200 л.с.) на один гребной электродвигатель пер.тока, винт ФШ. С бронзовым винтом – до 15,5 узлов. Экипаж – 152 чела, из которых около ста – производственная служба. Собственно-команда то же большая, за счет мехслужбы: полные комплекты, начиная со стармехов - дизелисты, электрики, рефы. При режиме ТР – часто становились учебными: 25 четырехкоечных свободных кают на главной палубе средней надстройки: как то возили-учили пару месяцев 40 морекак с предами, из родной мореходки. Не даром, последнее из специально-учебных судов, пришедших на ДВ бассейн в 1970 году – д/э «Забайкалье» - тот же проект. Эти суда часто использовались как оперативные ледоколы в рыболовных районах: большая энерговооружённость, высокая маневренность машины, усиленный корпус, а главное, по моему – оптимальный  дифферент в широком диапазоне загрузок за счет классической двухостровной схемы. К сожалению, «и на старуху…». Сменивший меня старпом, как рассказывали – по глупой самоуверенности, загнал таки «Чуркин» на четыре месяца в ледовый плен, в районе Магадана, в дали от «проторенных дорог».


Сообщение отредактировал LVY2: 09 февраля 2016 - 16:42

  • 5

#34 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 09 февраля 2016 - 16:35

Замечательно. Издавайтесь. Чуть причесать тексты - и будет замечательная проза. Ну и еще бы куда-нибудь прилепить Толковый морской словарь для бестолковых сухопутных читателей :).

Спасибо.

Мне то же нравится: читаешь - как заново живешь. Ведь столько приколов было - нарочно не придумаешь! Давно собирался, а недавно обнаружил - кое что реально забывается.

А может это результат безделья. Тогда через месяц все кончится: потеплеет и начнется - жизнь!

P.S,.

Словарь - за мной, издание - за вами? :shuffle:


Сообщение отредактировал LVY2: 09 февраля 2016 - 16:36

  • 0

#35 БЧ-5

БЧ-5

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 912 сообщений
  • Из:Урал
  • Судно: Был крейсер

Отправлено 10 февраля 2016 - 00:24

[color=rgb(40,40,40);][font="verdana;"]Добавь пару зубцов на телеграфе![/color][/font]

[color=rgb(40,40,40);][font="verdana;"]Я такую команду с 1974 года не слышал!!! С д/э "Волчанск".
Класс..[/color][/font]

Сообщение отредактировал БЧ-5: 10 февраля 2016 - 01:01

  • 2

#36 Ёшкин Кот

Ёшкин Кот

    Морской Котик

  • Капитан
  • 2 611 сообщений
  • Из:Парижу

Отправлено 10 февраля 2016 - 00:50

[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;font-size:16px;background-color:rgb(238,242,247);]Добавь пару зубцов на телеграфе![/color]

 

[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;font-size:16px;background-color:rgb(238,242,247);]Я такую команду с 1974 года не слышал!!! С д/э "Волчанск".[/color]

[color=rgb(40,40,40);font-family:verdana, arial, tahoma, sans-serif;font-size:16px;background-color:rgb(238,242,247);]Класс..[/color]

У меня "по молодости" еще смешнее было. 4 помощник на швартовках на мостике как раз и дергает ту ручку телеграфа по команде, ведет черновой судовой журнал, контролирует правильность выполнения команд рулевым... .

Первый выход из Мурманска, обращенная ко мне команда лоцмана: "Ну... поехали вперёд на троечке...!!!" 

Недоумение... - в мозгу что-то проносится про классическую "птицу-тройку", тройку гнедых запряжённых туманом и всё такое... . :o

Капитан всё понял, рассмеялся и пояснил: "..три "зубчика"... три "зубчика" поставь на передний ход..."  :D

На телеграфе дизельэлектрохода было 32 тех "зубчиков" - 16 на передний и 16 на задний ход.


Сообщение отредактировал Ёшкин Кот: 10 февраля 2016 - 01:14

  • 2

#37 Микул

Микул

  • Офицер
  • 8 440 сообщений
  • Из:Кондопога

Отправлено 10 февраля 2016 - 01:16

Мне то же нравится: читаешь - как заново живешь. Ведь столько приколов было - нарочно не придумаешь! Давно собирался, а недавно обнаружил - кое что реально забывается.

А может это результат безделья. Тогда через месяц все кончится: потеплеет и начнется - жизнь!

 

Так это что, сейчас пишется???

Железная память... Как говорится, "сымаю шляпу" :)

Я-то думал, из старых записок.


  • 0

#38 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 10 февраля 2016 - 03:25

У меня "по молодости" еще смешнее было. ...

Первый выход из Мурманска, обращенная ко мне команда лоцмана: "Ну... поехали вперёд на троечке...!!!" 

А меня смешило обратное, от лоцмана: "Самый малый - вперед!" :w00

 

Так это что, сейчас пишется???

   

Раньше некогда было (хотя и порывался), а "помойки оттают" - опять не будет:)

Вот про лед заговорил - и накатывает...

Спасибо, ребята, за внимание - самолюбие тешит, очень! И рад слышать "родственные души". :shuffle:


  • 0

#39 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 10 февраля 2016 - 03:31

[color=rgb(40,40,40);][font="verdana;"]Добавь пару зубцов на телеграфе![/color][/font]

[color=rgb(40,40,40);][font="verdana;"]Я такую команду с 1974 года не слышал!!! С д/э "Волчанск".
Класс..[/color][/font]

Систершип, как сейчас говорят! Еще "Эгершельд", "Космонавт Комаров".

Вот что нарыл: http://fleetphoto.ru/projects/3008/

http://fleetphoto.ru/projects/2738/

Попутал: нашего Балтийский строил.


Сообщение отредактировал LVY2: 10 февраля 2016 - 06:48

  • 0

#40 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 10 февраля 2016 - 06:51

Кают-компания, обед. Кэп – за доминошками.

- Секонд, я там «трояку» координаты оставил: РС-придурок под берегом уже неделю вмороженный стоит – за водкой в Озерновск пытался пробиться. У нас пятая очередь на погрузку – сходи, вытащи дурика. Корпус почистим… да, «дед»? «Рыба»! Ну-ка показывай…  Да, забыл! По пути где-то, «Художник Врубель» будет куковать – пустым на лед вылез! Нашли кого к «алику» послать! – обколешь, бедолагу! Капитану привет – однокашник…

- «Художник Врубель» - «Чуркин»! Меня наблюдаете? Мы с кормы вдоль вашего правого пройдем? Добро. – ТР «Врубель» точно с такой же как у нас силовой, с почти теми же размерениями, но с одной кормовой надстройкой-коланчей и, соответственно, задранным носом. Пустым – в лед лучше не соваться! Поднимается кэп:

- Вовка, «Врубель» здесь? – кивает на УКВешку.

- Да, Николаич, капитан на мосту! Мы с ним «отошли» на десятый.

- Петро-Степаныч, на связи? Здравствуй, дорогой! Ну как, семь – дети? Мы все как-то на встречных курсах с тобой… - и мне: - Ну что так далеко-то? Ближе бери – у него полкорпуса на льдине!

Беру ближе, стараясь не попадать в колею «Врубеля». Лед большими полями, заснеженный, вроде ровный, до полуметра. Ломается с пушечным грохотом, и встает ропаками вдоль борта. Проходим в метрах двадцати, по «целине», ни одной трещины в сторону «Врубеля»! Прошли, и тут – «БАБАХ»! Трещина вдоль его другого борта и судно начинает кренится вместе со льдом в сторону нашей колеи, быстро… и ооочень сильно! Аж дыхание перехватывает, у нас… «ФУУХ»! «Врубель» бортом соскальзывает с ломающегося льда и размашисто продолжает раскачиваться. Выглядит так, словно произошел бортовой сброс новодела со строительного слипа!

- Степаныч, дорогой, ты как там, жив?

- Ну что тебе сказать, Валера – спасибо, друг… Пойду штаны поменяю, и совсем хорошо будет :)

Из «гнезда» на мачте рассмотрел: вроде есть проход к нашему РСу, но надо обходить! Помчались! Ходом пробили пару перемычек – и точно: канал чистой воды почти до бедолаги. Стоит носом на нас. Меньше часа прошло и мы уже на подходе!

- «Бедолага» на связи? Слушай: как стоишь – не дергайся! Я прохожу слева, разворачиваюсь без остановки, на циркуляции и возвращаюсь за тобой с другого борта! Вот тогда и пристроишься в кильватер.

Но быстро сказка сказывается: на циркуляции застрял. И начались «трудовые будни»: разгон, отворот, удар, раскачивание, разгон – в новое место удар! [font="calibri, sans-serif;"]И ветерок сменился, «канал» затягивает. [/font]Уже пристроился за нами РС – связь с ним плохая, работает на аварийных аккумуляторах. С каждым нашим рывком он то же бежит следом. Не всегда удается его вовремя предупредить об очередной остановке: РС оказывается под самой кормой – ну как разогнаться? Вахта кончается, а я застрял, как пробка в «Солцедаре»! (Та еще отрава была!) Ну как вахту сдавать, позор!

- Машина – мостик! Василич, собери четыре в схему – рвануть надо. И смотри там: с полного на полный придется!

- Ну, надо – так надо, давай. Посмотрим.

- «Бедолага» - «Чуркин»! Ты стой – где стоишь. Я сейчас рванусь вперед, на сколько получится, что бы дистанцию между нас сделать. Потом уж разбегусь побольше и тебе скомандую.

- Д..на я так… - ни хрена не разобрать, но меня надеюсь понял?

Рывок, метров на двадцать не меньше! Во, четыре – это сила!  Теперь назад! … И сразу – Полный вперед!

- «Чур…» сто..  я то… меня!

- «Бедолага», поехали – не отставай!

С грохотом пробиваем перемычку – вот так! И подопечный успевает! Молодцы!

Появляется старпом и его возбужденные матросы:

- Ревизор, ну ты даешь, йё! Вы чуть РээСа не утопили!!... Мы на корме чай допивали… Вы вперед первый раз рванули и РС за нами! Вы стоп и назад! РС – задний, но почти сразу кормой в лед уперся, а меду нами льдина толстая. Мы ее кормой в РСа - БАБАХ! Того разворачивает, льдина ему на палубу. РС кренится, его струей под лед затаскивает! Кэп их как заорет: «Все на лед!!» - и сам кубарем… Мы уж думали – пиз.. пароходу вместе с машинерами! :o Тут вы вперед врубили: фонтан через их палубу! Мы вперед. Слышим, ты ему по станции кричишь: «Не отставай!» и РээСик выпрямился. Кэп их на льду: «Народ, за мной!!» и все опять на борт… Кино!! :D


Сообщение отредактировал LVY2: 10 февраля 2016 - 14:45

  • 19

#41 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 11 февраля 2016 - 06:04

«Нехорошая тенденция».

Все началось с первого рейса, даже с первой швартовки. Тяжёлая водонепроницаемая камбузная дверь выходит прямо на палубу юта на левый борт. В двух метрах от нее в корму, над ватервейсом укреплен «бублик» клюза, через который очень удобно-необходимо подавать швартов, продольным. Но если этот швартов «вдруг» порвется ближе к кнехту, то удар в эту дверь будет ооочень приличным! Старые морячки-повора это знают! Но вот новые, да любознательные? А такая появилась, перед самым выходом: первый раз – как в первый класс!

- Ой! А чё ета? Рыба большая?! – хохлушка-полнушка тычет в воду.

- Это не рыба, дельфин. Животное.

- Животные? А че они ныряют, замыривают – а не тонут?

И при первой же швартовки все совпала: в момент открытия двери – швартов лопнул! Удар -  дверь захлопнулась! Замерли! Тишина. Досталось кому или… Распахиваем дверь: на палубном кафеле раскинуто пухленькое тело! Моргает! И прямо на наших глазах растет опухоль на лбу. Обошлось! (Правда позже, все мужики в этом сильно сомневались… Но может она «по жизни» была такой!)

 Но рейс продолжался: внеочередной инструктаж по ТБ, росписи, каски на голову! Но уже через неделю, при приеме пресной воды в бухте Успения, плотник ломает ногу! Очень традиционно: наступил на раздутый водяной шланг, проложенный по трапу – и каска не помогла и старпом с выговором!

Второй рейс был немного дольше, и кончался без травм. Но рейс заканчивается с подписанием документов по выгрузке!

 Стоим у причала в порту, вечер, дождь.

- Вова, давай в город сорвемся, хотя бы в «Лотос», что ли. – получаю провокационное предложение от Сереги, третьего дизельного. – Вроде выгрузки нет – дождь на всю ночь обещают.

- Заманчиво... Подожди на трапе, я к стивидорам сбегаю, прозондирую, предупрежу.

- Эй, Серега! Погоди! – бежит вахтенный четвертый механик - Серый, меня на проходной девчонка ждет – я туда-обратно!

- Давай, пока ревизор сходит…

И уже на берегу, слышу:

- Серый, там Василич звонил – калорифер не работает! Посмотри…

Через полчаса возвращаюсь, Сергея нет – увезла «скорая»! Информация сбивчивая: что-то оторвало, не то палец, не то ладонь. Как – никто не знает!

Через пару часов нарисовался пострадавший, с сильно  перебинтованной правой рукой:

- Черт попутал: захожу в калориферную, щупаю моторы – вроде все работают. Свет слабый, не вижу – крутятся или нет. Дай проверю: указательный палец в решётку вентилятора электромотора – тык. Не лезет! Я мизинец… Не чувствую ничего - значит не крутится! Выдергиваю – полпальца нет! Потом - боль! Крутится, мать его… :(

На утро, опять инструктаж внеочередной: не суй пальчик, увидишь – зайчик! А стармех – премию не увидел…

Следующий рейс. К утру подходим в район промысла. На переходе покачивало. Сдаю смену старпому:

- Слава, вроде с утра швартовки не будет, озадачь матросов, пусть по твиндекам пройдутся, может гофтара рассыпалась.

- Хорошо. Сначала льяльные колодца почистят.

Так и началось: до обеда чистили колодца, после обеда – паковали гофтару.

Часам к трем появился один мой вахтенный.

- Саня, ну что там, все закончили? А где Виктор?

- Да, что-то приболел. Пусть отдохнёт, пока в дрейфе лежим.

К вечеру ошвартовались к плавбазе, начали погрузку. На ночной вахте Виктора нет - опять «приболел». После вахты, захожу с Сашкой к нему в каюту – лежит на койке, читает книгу…

- Привет. Че валяемся? – присаживаюсь на кровать в районе его ног.

- Ой! – вскрикивает Виктор и скрипит зубами.

Откидываю одеяло: обе ноги от колен – распухшие синие колодки.

- Рассказывай!

-  Утром колодца чистили: для прохода в трюм, выдернули тепловую «подушку» в твиндеке, на против скобтрапа. Рыбинсы на просвете не разложили, и «подушку» не воткнули. После обеда, полезли в твиндек. Шурик первый, я за ним. И видел же, что лаз в трюм открыт!.. Спускаюсь, что-то рассказываю ему… Вот я уже поравнялся с ним, вот-вот на палубу встану… Ну и делаю, так – прыг со скобтрапа… и полетел… сквозь дыру, в трюм - пятками в бетон! Как еще мордой скобтрап не зацепил… С горяча, сам вылез, вроде не так болело. Но сейчас – жутко!

-  Так, я к чифу на мостик! Саня, одевай его. На плавбазу отправим, там врачей полный штат – разговор слышал!

Через полчаса отправляем на грузовом парашюте. Забрали назад часов через 12-ть, таким же путем. Хоть рентгенаппарат на базе и не работал, умница-хирург на ощупь определила разлом обеих суставов ступней, с чем то еще тяжёлым: все собрала и запаковала в гипс. Во Владике распаковали, поглядели под рентгеном – класс! – и опять запаковали. Прошло чуть больше месяца, и Виктор опять был у нас!

А в следующий рейс, вместо Виктора, пошел Пашка, практикант из «шмоньки», 18-ти лет – спокойный, рассудительный не по годам парень. Догружаемся, под бортом другой плавбазы, перерыв на обед: пересадка бригад, промежуточные подсчеты тальманов… Поднимаюсь на мостик, принимаю вахту. И тут какая-то суета и крики на втором трюме! Смотрю – там уже старпом…

- Опять дурацкая история! – старпом мечется по мостику. – Ну когда ж это кончится!.. Девчонка-тальман с базы рассказывает: уже бригада вылезла, а тут опять парашют груженый подают – поставте в трюм, говорят, потом разгрузим. Пашка там еще был. Парашют опускается, раскачивается и бьёт в пиллерс на углу комингса. Как в том же месте Пашкина рука оказалась – только он знает: правую ладонь раздробило, пальцы… санитарка приезжала - собрали… Говорит, у их хирурга – руки золотые…

Павла, после операции на базе, сразу отправили на берег – в Устьбольшерецк, западная Камчатка. Понималось, что его сразу отправят в Петропавловск.

Подробности узнали только через два месяца, когда Пашка пришел за документами:

- Подсчеты начал: рукой тетрадку держу у пиллерса, спиной к просвету. Слышу, на верху ругаются – еще один парашют подают… Потом смотрю, меня тень накрывает! Понял, парашют опускается: сам в сторону, а тетрадку с ручкой правой рукой придержал на пиллерсе… – и тут удар… В деревенской больнице чуть не подох: заражение началось – местный врач-алконавт вообще ничего не делал, даже повязку не менял… пока мужики в палате не взбунтовались: я по ночам орал. В Питере двадцать дней… Вот, что на базе собрали с тем и остался… - смотрю: из всей пятерни – три толстых «сборных» пальца, очень на клешню похоже, еще не зажило...

А тем временем, идем в очередной рейс. Заходит в гости капитан:

- …Вовка, тебе не кажется, у нас не хорошая тенденция наблюдается?

- Кажется! Осталось только …

- Молчи! Ни слова... – обрывает капитан.

Стоим под бортом очередной плавбазы, та – на якоре. Погода – предел для швартовки: свистит, но волна не большая – берег рядом. Не симметричная «вязанка» сильно «рыскает» на якоре. Под наш правый борт, по ходу, заходит на швартовку восьмидесятиметровый сахалинский ПР (производственный реф). Долго целится и почти угадывает нужный момент. Успеваем принять по одному продольному. Но ветер оттаскивает их, быстро, а шлагов на турачке брашпиля мало – швартов быстро контрофорится, раскручивается вьюшка – швартов кончается… Слышим команду: - «Отдать швартовы!». Но их уже не могут ослабить, что бы наши могли сбросить с кнехтов! В итоге, кормовой бросают, наши его выбирают. На баке ПРа задержка, потом двое бросают швартов, отбегают, а один – падает!

- Все, мужики! – восклицает Николаич, наблюдавший все это время за баком ПРа в бинокль. - У нас больше не будет ни одного несчастного! А там – труп! – вешает бинокль и быстро уходит с мостика.

ПР отошел на полмили и встал на якорь. Еще через час его капитан попросил на связь нашего:

- Валерий Николаевич, вы чаще свежие документы получаете! Скажите, по оформлению несчастного со смертельным – имеете? ... Боцман, скомандовал «на три – бросаем», а сам «репку» «проводить» хотел, подсунулся: швартов с турачки разматывается, удлиняется и бьёт по голове…

А у нас, в течении последующего года – никто даже пальчик не порезал!


Сообщение отредактировал LVY2: 11 февраля 2016 - 07:10

  • 10

#42 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 21 февраля 2016 - 16:24

«Первая самостоятельная»

Стоим на якоре, в Босфоре. Осенне-зимний период, но на первом катере капитан не приехал, а старпом – слинял. Не прошло и полчаса, вызывает диспетчер:

- «Чуркин», заказывайте лоцмана: швартовка к причалу. Кто за старшего на борту?

 Быстро-быстро начинаю соображать: кэпа подставлять «изяяяя»! Рискнуть, назваться старпомом – на причале в порту может оказаться инспектор портнадзора, который может знать настоящего старпома, и вопросы могут к чифу появятся…

 

- Как никого: мне твой капитан все уши прожужжал – поставь к стенке! Вот место в ПСРЗ нашлось!

А, в Приморский завод! Ну там то посторонних не будет! Еще бы лоцман какой-нибудь из молодых оказался:

- А, вот катер подходит – старпома вижу на борту… - «поправляюсь» и успокаиваю диспетчера канторы.

Поднялся лоцман -  не знакомый!

Вход в Золотой Рог почти наполовину перегораживает китобаза «Дальний Восток».

 - Лоцман, а что там за ней? –

- Встречного никого не будет! Поехали!..

Смело, не сбавляя выныриваем из-за ее и - перед нами встречный военный транспорт!!

Подходим к месту швартовки: отдать левый – затормозить с разворотом – отдать правый – и кормой к причалу. Классика!

- На баке – отдать левый! Старпом – самый малый назад! – командует лоцман.

Левый якорь падает, электро-схема движения – рассыпается! Телеграф на «стоп», долгая минута – схема собрана!

- Даю малый назад!

- Нет-нет! Самый малый!

Длинь-длинь – схема рассыпалась… Судно движется… Проходим мимо выбранной позиции…

- Задержать якорь! – но судно тяжелое, цепи мало - якорь ползет.

Машина отработала только с третьей попытки: якорь черт знает где, а мы еще дальше…

- Старпом, давай переложим левый. Правильной и красивой швартовки не получилось. Но, «еще не  вечер» - это мая первая самостоятельная :)!

Выбираем якорь, долго юлозим-прицеливаемся – бросаем! Гребем назад. Хорошо идем, но в метрах сорока – судно словно наткнулось на что-то: встало и пошло вперед!

- Боцман, как канат?

- Слабо! Четыре в воде!

- Ой! Здесь же плита у причала!! – лоцман вскидывает руки – У вас какая осадка?

Ну вот, приплыли! Вот только не это! И лишние свидетели мне не нужны. Делаю контрольную перекладку руля с борта на борт – без замечаний.

- Ну я тут к соседу привяжусь, назад не пойду… Давайте вашу квитанцию… - лоцман не возражал, даже чаю не допил – слинял!

Да вроде подходили мы сюда раньше уже, почти сюда!

- Корма - мостик. Третий там? Гена, притащи лот, промерь – что у нас под кормой?  - как и ожидал: зря паниковали.

- Василич, что с машиной?

- Яклич, на двух дизелях в момент дачи хода перепад нагрузок большой… ты давай сразу хоть на зубок побольше, потом, если надо, через пару секунд сбавляй…

Вдоль соседнего судна дотянулись до причала, обвязались. Через пару часов пришел Николаич:

- А я на переправе на главного диспетчера напал: «Когда к причалу поставишь!?» А он мне: «Глаза протри – вон твой, швартуется!»…  Лоцман струхнул зря, плита метров в пятидесяти дальше. На будущее: не знакомым лоцманам доверяй, но проверяй! – никто не знает твой пароход лучше тебя! А боцман лопухнулся, передержал канат…

Наступил глубокий вечер, начальство тихо разбрелось по домам… И тут опять вызывает диспетчер:

- … Готовьте машину! Лоцман к вам вышел: швартовка к 47-му причалу, на выгрузку! Старпом на борту?

Смело подтверждаю! Прибыл тот же лоцман – общаться проще.

- Здорово, чиф! Давно не виделись… Идем по ходу, левым бортом…

Было б сказано…

Идем в потемках, прицелились. Стопорим. Пора отрабатывать – ну, лоцману ж виднее… Да ни хрена ему не виднее!

- Пора отрабатывать!

- Ну, давай самым малым…

Даю «малый», «средний»… Судно идет быстро…  Полный назад!

- Чиф, добавь немного…

- Работаю полным!.. На баке, боцман, сколько до носа впередистоящего «горбача»?

- Метров пятнадцать... Десять!.. Пять!!  Метр!..

- Боцман, сколько? – наш штевень закрывает «нос» впередистоящего.

- Метр…

- Ну?.. – На «горбаче» вахтенный помуха бежит на бак…

- Меетр…

- Ну?..

- Меетр…

Все, встали! Чуть пошли назад и - стоп! На «горбатом» вахтер спокойно уходи со своего бака. Выдохнули… Через час, на палубе:

- Боцман, какой длины твой метр?  

- По-разному, ревизор :)… Ну что, с первой самостоятельной тебя! Веселая тебе вахта досталась!


  • 13

#43 RomBar

RomBar

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 004 сообщений
  • Из:Псков
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 22 февраля 2016 - 02:31

Да уж, лоцмана - это реальное зло. Сам могу несколько случаев припомнить, когда они лажались. Посылать их подальше вроде неудобно, а выполнение их "рекомендации" может плохо кончиться.
  • 1

#44 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 22 февраля 2016 - 04:59

Про лоцманов, вспомнилось!

В Находкинском ПСРЗ была «своя лоцманская» служба. В самом «аппендиксе» бухты, на акватории завода, судов скапливалось в ремонте – под сотню! Особенно под Новый год: новых в ремонт приняли, а старые – не сдали. Суда, от СТРа до средних рефтранспортов, были натыканы вдоль причала, как сельди в бочке, а где лагом – то в четыре ряда. И все без кранцев… И все «выведенные из эксплуатации»: без хода, связи и своего электричества. Перестановка судов начиналась после шести вечера и иногда, особенно зимой во льдах, продолжалась до утра. Капитаны буксиров-жучков и пары кантовщиков своё дело знали: на простые передвижки старые лоцмана не приходили, сидели в диспетчерской. Диспетчера: милая Галочка и суровая Танечка – хоть и сидели в ста метрах от моря – терминологии морской придерживались не очень:

- Двоечка, сорок первый – на связи?! Надо кран-пятерочку поставить между БМРТосиками «А» и «Б».

- Яволь, Галина Васильна - жучок БК-2 и РБТ-241 отваливают от пирса.

- Галин-Васильна! А туточки места нет: все плотно-ровно…

- Ну уж, как-нибудь там, раздвиньте – и всуньте, пожалуйста… Но надо глубже, чтоб до причала достало…  

- Сорок первый – двойке: чур я первый всовываю :shuffle:

- Да тут как бы с двух сторон не пришлось, обоим работать… А «раздвигать» - кантовщика вызовем! :lol:

 Но на серьезные швартовки лоцмана приходили на «флагманский» катер, выполняя не то чтоб руководящую, скорее связующую и посредническую роль. Фактическое командование выполнял капитан «флагмана», успевая и «баранку» крутить и реверсы дергать. Все проходило в высоком темпе, т.к. стесненность акватории и желание поспать хоть часик подстегивало. И некоторые появляющиеся молодые лоцмана очень долго просто «не въезжали в эту тему», а первое время просто дублировали слова «флагманского» капитана по УКВ, не успевая даже в смысл вникнуть:

- Двойка, упрёшься – отдавай и выскакивай! Сорок первый – страхуй от бочки! Семьдесят пятый – поджимай нос! … Двойка – жив? Молодец, одерживаю – смотри… Юра, кто у нас следующий?.. Сорок первый, готовь «А-шку»!

- Юра, ё-моё! Почему «А-шка» еще на береговом питании? и береговой трап на борту? Диспетчера!!

- Галин-Васильна! Почему «А-шка» еще на береговом питании? и береговой трап на борту?

Галочка, растягивая слова:

- Ну, я вот сверху смотрю: крановщик – стоит, береговой электрик – стоит, а почему – не знаю…

- Юра, передай: «У капитана «Корабела» тоже стоит, а почему – не знает!» :(

- Галин-Васильна, у капитана «Корабела» тоже стоиииит… Ой!! – лоцман от испуга отшвыривает микрофон… В эфире пятиминутная тишина… :D


Сообщение отредактировал LVY2: 22 февраля 2016 - 09:33

  • 12

#45 БЧ-5

БЧ-5

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 912 сообщений
  • Из:Урал
  • Судно: Был крейсер

Отправлено 22 февраля 2016 - 14:10

Один-в-один! В 74 под Новый год (на 75), стоим на рейде в Находке, в очереди на разгрузку, все стенки заняты. Потом воткнули куда-то, кормой, лишь бы с рейда убрать. Все, кто смог свалили, кто во Владивосток, кто на берегу осел. На ВТОРОЕ января (!) затеяли перешвартовку, на борту одни салаги, минимальный состав. Переставились. Зато потом народ полдня пароход ("Волчанск" - такой же проект) ездил по причалам искал.


  • 1

#46 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 23 февраля 2016 - 08:32

Один-в-один! .... Все, кто смог свалили, кто во Владивосток, кто на берегу осел. На ВТОРОЕ января (!) затеяли перешвартовку, на борту одни салаги, минимальный состав. Переставились. ...

Да,  в те времена быстро из "ползунков" выпрыгивали!

 

Самая «Первая самостоятельная»

- Вовка, ты как, в расчете остойчивости - сечешь? Ну, я тоже, так скажем, «не уверен в ногах». Скоро в док заходить, с минимальным дифферентом. По опыту знаю: заливали носовые днищевые танки, до третьего трюма – получали около метра на корму. Попросил ревизора с соседнего парохода, прикинуть – больше трех метров насчитал! Давай-ка вечерком, у меня сядем напару – обоим полезно, а тебе – так вообще необходимо! Кстати, как с аттестацией?

Вечером считаем: шлюпок – нет, их лебедок – тоже, грузовых стрел, лебедок, брашпиля, якорей, крышек трюмов, четырех дизелей и их генераторов… Берем балласт: форпик, танки 1, 2…Часа через четыре «рожаем» - крена нет, дифферент на корму 117 см, но метацентрическая высота – отрицательная! Легкий шок!  Минус 15 см! Мы что, сейчас только швартовыми и причалом удерживаемся? Не даром крен в пару градусов налево!

- Вовка, не паникуй! Где там «Рекомендации для капитана»? Может это и не страшно…

Нашли, для состояния «порожнем» - минус 15! Но мы же «разобраны»! Сколько убрали над КВЛ, а сколько под? Еще через час пришли к «консенсусу»: с низу убрали, полюбому, не больше чем с верху! Но плаваем только за счет ширины, и крен больше пятнадцати градусов – смертелен.

Сдали все бумаги для докования, ждем постановку. Ясности – ноль, каждый день откладывают с утра – на вечер, вечером- на утро. Воскресенье.

- Вовка, я звонил диспетчеру – до вечера стоим. Мы с женой – к родственникам, к обеду вернемся.

Но к обеду – звонок диспетчера:

- «Чуркин», катера за вами пошли: постановка в плавдок №3. Что? Почему не можете? Один «третий» на борту? А у меня рапорт вашего капитана: судно готово! «Третий», ну что ты волнуешься: поставим как положено! От тебя там ничего и не зависит… Ну хорошо, ждем капитана один час – люди пока пообедают. Но учтите: если будет простой дока – за ваш счет!

- «Чуркин», капитан на борту? Нет? Что, согласны идти без капитана? Так, минуточку.

- «Чуркин», сейчас к вам поднимется наш лоцман – напишите ему расписку о вашей ответственности…

- Никакой расписки не будет! Я и так несу полную ответственность за судно, как вахтенный и единственный помощник капитана! Не хотите ставить – ваше дело! Но учтите, утренний ваш разговор с капитаном, где вы перенесли постановку на вечер, занесен в судовой журнал…

Через полчаса подошли катера, начали отвязываться. Залез на пеленгаторную палубу – лучше видно! Мечусь как зверек в клетке: отослал «связного» на корму… Ух, связи никакой! Вроде и проинструктировал народ – а так «поматериться» хочется! Отдаем последний швартов – судно начинает медленно крениться на правый борт… А тут еще и катера дернули… Остановились – почти на десяти градусах! По мере выхода катеров на линию ДП, крен уменьшился, до ноля. Фух, поплыли!

Заходим в док. Рядом на башне ухмыляющийся вахтенный докмейстер:

- «Траечек», не переживай – все нормально!  Поставим – как бутылку в холодильник! :D  - и уже в мегафон:

- На «Чуркине»! Капитан! Пошлите на оконечности судна своих помощников – показать матросам линию ДП на корпусе! Допуск -  +/- 20 см!  И принимаем контрольный трос! - и ржот, довольный! :lol:

К вечеру приходит Николаич. Напрягся – сейчас всыпит!

- Ну как, Вовка! Расчеты подтвердились? Отлично! А мы на виадук вышли, смотрим – вас повели. Развернулись – и в кино…  А встали хорошо: нос сантимов на десять в право, а корма – точно!

- Я думал, ты мне «шары» открутишь, за самовольство…

- Вот если б только «думал» и не действовал - точно б открутил! Мы ж вместе считали! А в рапорте я указывал – никаких резких движений… В таких моментах от нас надо только одно – смелость… она города берет! :)


Сообщение отредактировал LVY2: 23 февраля 2016 - 11:34

  • 12

#47 krovaviy

krovaviy

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 083 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 23 февраля 2016 - 10:58

метацентрическая высота

не* мето*


  • 0

#48 БЧ-5

БЧ-5

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 912 сообщений
  • Из:Урал
  • Судно: Был крейсер

Отправлено 23 февраля 2016 - 14:26

Кусок жизни! Мотобот на пароходе зимой оживить - даже не лотерея, а рулетка: в Де Кастри отстаивались, моториста аппендицит прихватил. Смайнали мотобот, завели(!) он с моряками и мотористом, в одеяло закутанным - ноябрь месяц был, отвалил от борта и в кабельтове красиво заглох. Часа два они там что-то ладошками согревали, чихали, дымили сизым дымом. Куда-то увезли мотыля, но пароход ждать не будет. Ушли потом обратно в Бошняково, продолжили какую-то колбасу и баранов мороженых на плашкоут сдавать на рейде. Мотористу не повезло- начальство "Востокрыбхолодфлота" запичужило потом рефрижератор куда-то через Сангарский пролив сельдь-иваси в бочках с плавбазы забирать . Он нас только в Находке догнал!


Сообщение отредактировал БЧ-5: 23 февраля 2016 - 14:49

  • 0

#49 БЧ-5

БЧ-5

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 912 сообщений
  • Из:Урал
  • Судно: Был крейсер

Отправлено 23 февраля 2016 - 15:07

Топикстартеру извинения и предложение- если это лишнее, я удалю сразу, без претензий. Просто пароход однотипный, времена те же самые "почти былинные", на самом деле - пока что-то помнится! Тему заводить из-за нескольких эпизодов излишне, так, что "под вашим флагом", так сказать...
 
 
 
Первая запись в Трудовой книжке – «Ученик матроса». Я там на д/э "Волчанск" такую штуку учудил!
 
Мы на Сахалин в ноябре 1974 года в Татарский пролив чего-то повезли съедобное - колбасу, туши бараньи, говядину со свининой. Навигация закрывалась, и остров на зиму снабжение запасал в Александровское, Бошняково, Углегорск . Берега там плохие, укрыться негде, и в шторм мы в Де-Кастри бегали прятаться (перегруз плашкоутный, на рейде – занятие небыстрое). После шторма ночью якоря начали выбирать, а там грунт илистый. Капитан говорит (вахта моя была, на мостике штурман да я, боцман на баке с матросом брашпиль оживляют) – «давление воды в системе маловато грязь с якорь-цепи смывать. Пройдись по верхней палубе, где -то пожарный рожок открыт, в клюзе напор слабый» (там омывалка из пожарной системы запитывалась). Я пробежал, всё закрыл, слышу – ещё где-то вода в ватервейсе шумит. Нашел за запасной лопастью винта маленький клапан, с трудом в щель залез и закрыл.
 
В море вышли, я у штурмана спрашиваю – «Открыть всё обратно?» Он говорит – «без тебя откроют, рули спокойно».
К вечеру обнаружили, что пожарная магистраль на верхней палубе перемерзла! Зима. Никто не подумал, что на пароходе есть худой юноша, способный залезть в щель между лопастью и переборкой и перекрыть СЛИВ, с пожарной магистрали! Чтобы труба не перемерзала, там в самой нижней точке вода потом сливалась. Две недели механики магистраль паром грели, водой горячей поливали, в кают-компании переругались с палубной командой! «Кто-то из ваших, закрыл, узнаем – убьем»! С мостика видно было, как они в телогрейках на ветру и брызгах мучаются, а ты в ботиночках и рубашке в тепле сверху на них смотришь и думаешь – догадаются или нет!.. Пока к Японии в тепло не спустились и само не оттаяло, недели две прошло. Якорь выбирать нужно, а в клюзе воды для смыва грязи с якорь-цепи нет. Пожарные шланги с кормы тянут, уплотнения воду травят, вода брызгами на морозе застывает, руки мерзнут. Кошмар! За давностью лет можно рассказать, я думаю.

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  2009F2.jpg   150,98К   366 Количество загрузок:

Сообщение отредактировал БЧ-5: 23 февраля 2016 - 15:28

  • 10

#50 LVY2

LVY2

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 008 сообщений
  • Из:Находка
  • Судно: Алькор
  • Название: SELENA

Отправлено 23 февраля 2016 - 15:29

 

Топикстартеру извинения...Тему заводить из-за нескольких эпизодов излишне, так, что "под вашим флагом, так сказать...

 

Да пожалуйста! Все мы тут- под одним флагом :)


  • 2



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей