На радаре одна за другой, появляются больше десятка отметок, идут двумя кильватерными колоннами… В милях пяти сразу высветилось несколько судов с «ёлками» на мачтах:
- Траулеры, с океанской стороны Симушира! Я дизельэлектроход «Чуркин», подхожу с юго-запада – ответьте, кто может… –
- «Чуркин», я БМРТ «…». Какие проблемы?
- Да уточнить хотел, договориться: как вас обходить лучше?
- Ну, мы тут по изобате … метров таскаем, с океана – в пролив Дианы. Некоторые – еще дальше в Охотское… Забег делаем мористее. Думаю, вам лучше дальше от острова держаться.
- Договорились! Пока вы все правее моего курса, скорость у меня – 12! Подойду ближе, не будет окна между вас – отверну в океан.
-Минут через десять, становиться ясно – не проскачу. И тут, со штурманского диванчика, встает Альберт Моисеич. Сладко потягивается, заходит в рулевую…
- А! Корабли!?
- Да. – отвечаю как можно спокойнее - Это Находкинские БМРТосы, по изобате … метров идут, в пролив заворачивают, а те что правее – навстречу, на постановку забегают…
- Лево на борт!-
- Отставить!! Моисеич, с лева две мили – Симушир! Я с рыбаками договорился – нам в право надо!
- Но они же справа!! У нас скорость больше – обгоним! Пять градусов по компасу влево! – и сам добавляет пару зубцов на реостате телеграфа.
- Резче крутнем – по корме пройдем. Их впереди – как стена пекинская, друг за другом…
- Нет–нет! Никаких резких поворотов! На руле – еще пять влево!
- «Чуркин», мы ж вроде договорились… Так мы тебя к острову прижмем – вправо крути!
- На руле – еще пять влево!!
- Моисеич, мы уже в Диану вошли. Может затормозим уже, что ли? Пусть рыбаки проходят.
- Нет-нет! Мы обгоним… Еще левее берем!
- Курс 180!! Мы в берег идем – полторы мили!!
- В какой берег, мы ж в океане!!
- Да мы уже давно в Охотском море – вокруг Симушира крутанулись!! Тормозить надо!!
И тут, на наше счастье, на вахту приходит заспанный старпом: в суете я и разбудить его забыл.
- Старпом, сделай что нибуть!! Меня второй задрал уже тут!!
- Слава, тормози!!! До берега восемь кабельтовых!!!
- Лево на борт! – орет с перепугу чиф и тут же рвет телеграф на самый полный назад. Полупустое судно начинает колотиться как в агонии.
- Мостик – машина! Ничего не перепутали: исполняем «самый полный назад»?
- Исполнять!! – орем хором со старпомом. И, глядя на экран радара - Вова, вы как здесь оказались?
- Ой, Слава… Кэп не вовремя проснулся…
Спасибо тебе, дизель-электрическая схема!
….
Поднимаюсь на ночную вахту. Штиль, туман такой, какой только может быть весной на севере, рядом с ледяным полем. И «белая ночь» - словом, «ежик в тумане». Капитан, как всегда, на мостике, гипнотизирует карту:
- Второй, ты здесь был? – Читаю: …Карагинский залив, бухта Оссора. – Изучай, через час полезем…
Бухта почти круглая в плане, образована впадающей с севера речкой, отделяется узкой дугообразной косой. Одна на полторы мили. На узком фарватере и у самой косы глубина приличная, но чуть севернее – все хуже. В северо-восточной стороне указан поселок.
- Говорил с диспетчером комбината, надо лезть под самый берег, будут возить двумя плашкоутами! Говорит, там лед разбитый и глубоко – где он там это нашел? Но карта старая… Так и по лоции – дерьмо, а не бухта для нас. Там еще пирс, говорит, длинный и на конце мачта с прожекторами – должны увидеть.
- Моисеич, а почему только два дизеля в схеме?
- Я приказал: потихонечку пойдем…
Идем, точнее ползем. На телеграфе «полный», но скорость как у пешехода: лед весенний, рыхлый – но ровный: крошится на кашу и тормозит… И молочный туман, в бухте стал еще плотнее. Но тут диспетчер по УКВ:
- О, «Чуркин»! я ваши огни вижу, на мачте!
- Вот черт глазастый! Наверно высоко сидит… Яклич, что там на эхолоте? Подворачиваем на деревню.
Лезем. Эхолот тарахтит, глубина уменьшается. Мельче и не надо бы! Но – середина бухты! И где «разбитый лед»?
- «Чуркин», я вас что-то не вижу. Вы, случайно, не к старому поселку пошли? Ха, так нас там уже лет десять как нет: новый поселок и комбинат на самом конце косы! Разворачивайтесь…
Легко сказать: под килем может метр всего и лед…
- Моисеич, может третий дизель запустим, веселее будет?
- Нет-нет, потихонечку!.. – Начинаем юлозить и медленно разворачиваться.
- Яклич, я там точку поставил, в четырех кабельтовых – выходи в нее…
Бухточка маленькая, скорость черепашья, шкалы радара минимальные… В какой-то момент вместе с переключением шкал, что-то щелкнуло и у меня в мозгах: и стал я воспринимать значения цифр дистанции в окошке ПКД на порядок больше, хотя и видел нарисованную запятую, отделяющую целые мили от десятичных! Сработало восприятие обстановки: полный ход на телеграфе + медленное изменение изображения на радаре + офигенное раскрытие измерителя по кромке карты… И когда капитан спросил наше положение, я бодро отрапортовал:
- В принципе, мы в точке, но до берега еще далеко!
- Да? Сколько там?
- Еще четыре МИЛИ!
- Да, тогда идем еще… - и пошли, не сбавляя.
Ладно, у меня «щелкнуло», а у капитана? Но через минуту, уткнувшись в локатор, я стал замечать неладное: берег стал надвигаться с угрожающей быстротой – судно рванулось на свободной воде…
- Ну вот и прожектора обещанные, и лед побитый – будем сбавлять…- капитан положил руки на ручки телеграфа.
И в этот момент кто-то перед нами просто «обрезал» туман! В ста метрах прямо перед нами был длинный пирс с прожекторной мачтой на конце! Там седело с десяток рыболовов - на зорьку вышли, в три часа «белой» ночи! Рядом на берегу возвышалась двухэтажка из дикого камня с большой вывеской.
- Что ЭТО? – руки капитана упали, перебросив телеграф на самый полный назад.
- «Сельмаг», Альберт Моисеич…
Капитан «заледенел»: вцепился в поручень под иллюминатором, не шевелился, не мигал – и руки белые… А на меня наоборот накатила апатия: ну и ладно, воткнемся в берег, он тут очень приглубый. Жаль, груза никого нет и топлива мало, но можно балластироваться… Вышел на крыло – вперед еще идем! И странно как то, нос должен влево уходить! А он как по ниточке, прямо в пирс нацелен!
- «Чуркин», вы, наверно, близковато подошли… - заволновался диспетчер.
Да уж, наверно! Уже не понять что эхолот отбивает! Ух, а какие рыбачки то шустрые, на бегу удочки сматывают – не врет поговорка… Так, встали. Интересно: встали – «сели» или… Из за нависшего штевня не видно, коснулись пирса или нет? Вроде толчка не было…
- Ну?? - кэп «не размораживается», но голос прорезался – и то хорошо.
- Толчка не чувствовал! Стоим пока! – идут томительные секунды: «Эх, говорил же – третий дизель нужен!» Струя от винта уже у первого трюма…
- Ну!? – не выдерживает кэп.
- Врооооде, пошли назад – говорю я медленно, с задержкой. – Да! Пошли!
«Все же интересно, почему нос влево не ушел? И сейчас, так же ровненько назад идем? … Пора и сбавить на телеграфе, но кэп «замороженный», трогать страшно! Растает – точно убьёт! Нам только драки с ним не хватало! Ну ка, поближе к двери – бежать придется…»
Тем временем, судно ровненько пятясь, вошло в свою колею, и туман опять поглотил все… Приняв «высокую стойку», раскачиваюсь – пробую сцепление подошв с палубой! Капитан медленно отпускает поручень, поворачивается ко мне (сейчас кинется!!):
- Бывает, правда Яковлич? – кивает в подтверждение головой. Голос спокоен и взгляд мирный!
- Д-да, бывает! Конечно! – отвечаю, совсем офигевший от такого оборота.
- Так, пошли в ту же точку!
- Может третий дизель…
- Нет-нет! – перебивает капитан – Потихонечку!