Для больших судов вопрос о лавировке даже не ставится.
Их планируют на рейсах, выполняемых в зоне постоянных ветров. Типа пассатов.
Что касается вспомогательного вооружения, то катера обычно не ходят подобными маршрутами. Владелец ездит туда-сюда. И возить с собой достаточно объемный змей и недешевую аппаратуру управления им для того, чтобы пять-десять часов за всю навигацию под ним походить - на любителя.
Т.е. вполне возможно, но соотношение "цена/качество" не радует.
Ну не совсем в лавировку, а градусов 60 к попутному ветру. Это парус-кайт позволяет, причем без снижения тяги, но вот тут-то и нужен постоянный контроль (компьютерный), чтобы кайт не "клюнул" в воду.
Да, владельцы катеров "ездют" туда-сюда, но подобное вооружение позволяет им рыбачить (тролить на дорожку) не задействуя даже вспомогательный двигатель. В тишине. Змей до 15 квм легко помещается в спортивную сумку. (что не больше традиционного вспомогательного парусного вооружения).
Никакой аппаратуры управления (тем более недешевой) не нужно! Я показал самостабилизирующиеся паруса-змеи, у них минимальное управление. Чтобы идти под небольшим углом по ветру - достаточно вручную немного повернуть и зафиксировать строповую планку, усилие на ней небольшое, поверьте. Строповая планка - это отрезок алюминиевой (стеклопластиковой) трубы или даже деревянный черенок с роликами (блочками) на концах, чтобы стропы не перетёрлись. А лебедку можно использовать любую шестерёнчатую (рычажной надоест выбирать 100 метров) из "люминиевого" сплава на 200 - 750 кг из ближайшего автомагазина за пару тысяч рублей, как я и сделал.
Просто однажды при свежем ветре я не смог вручную приземлить своего змея 12 квм, стропа даже сквозь перчатки врезалась в руки. Змей был привязан к машине, ради интереса снял ручник, и машину меееедлено, но потянуло. Пришлось резать стропу, чтобы он упал, еле нашли его через 3 км. После этого пошел и купил лебедку на 250 кг за 1600 рублей. Однажды даже решил измерить тягу змея в свежий ветер багажным безменом на 50 кг. Тяга была 35-47 кг! Но с лебедкой - ерунда. А сейчас прикупил анемометр, чтобы и силу ветра знать, а то все "на глазок"...