ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Было желание приобрести универсальную лодку как с функциями байдарки для туристических походов, так и с хорошими параметрами глиссирующих лодок для рыбалки и отдыха.
Наилучшим образом для этого просматривались каботы и катабайды.
Выбор был сделан в пользу катабайда, так как он имел катамаранную схему, что делало его более «живучим» при движении по мелким участкам рек и при причаливании к берегу, а также придавало горизонтальное положение лодки при стоянке на берегу.
При согласовании комплектации оборудования, заказал усиление нижней части баллонов привальной лентой.
Приобрел лодку BL500 в феврале 2018 года и эксплуатирую два сезона.
Коротко изложу свои впечатления.
- Качество изготовления.
В целом качество изготовления хорошее. Два замечания (субъективные):
- торцы пайолов имели небольшие острые фаски, которые пришлось дорабатывать;
- в месте стыковки баллона, транца и днища с наружной стороны не совсем аккуратная приклейка усилительных лент.
2. Транспортировка.
Важным фактором в выборе конструкции лодки была её простота и компактность в сложенном состоянии. Лодка этим требованиям полностью соответствует.
Практикую отдельные укладки: - собственно лодки, и пайолов с сидениями, что существенно облегчает погрузку-разгрузку в багажник автомобиля.
- Байдарочный режим движения.
Использовал в начале байдарочные весла длиной 2,4 м – получалось неудобно из-за ширины лодки.
Во втором варианте использовал весла длиной 3,2 м – оказалось также неудобно из-за большой длины весел.
Вместе с этим лодка имеет достаточную парусность, что работа байдарочными веслами становится не продуктивной.
В итоге оптимальным вариантом движения на веслах получается работа штатными распашными веслами. Из чего можно сделать вывод, что это плавсредство НЕ БАЙДАРКА.
- Мощность двигателя, скорость движения и расход топлива
(ПЛМ «SUZUKI 9,9 AS», винт 3х9,25х11").
При мощности двигателя 9,9 л.с. и загрузки два человека, максимальная скорость составляет 30 км/час при nдв=4250об/мин (вождение носит спортивный характер). Оптимальная скорость (спокойная, безопасная) 24-26 км/час при nдв=3500об/мин.
Средний эксплуатационный расход топлива – 3,0-3,2 л/час.
С четырьмя человеками на борту максимальная скорость составила 22 км/час при nдв=3850 ос/мин.
При "раздушенном" двигателе, это 15 л.с., с загрузкой два человека, достигнутая максимальная скорость 36 км/час при nдв=4900об/мин. Оптимальная скорость 24-26 км/час при nдв=3500об/мин.
Средний эксплуатационный расход топлива примерно 3,5 л/час.
С четырьмя человеками на борту максимальная скорость 28-29 км/час.
Увеличение мощности двигателя было вызвано желанием сохранить оптимальную скорость движения независимо от загрузки лодки.
Следует заметить, что с двумя человеками при скорости движения выше 28 км/час, лодка полностью выходит на глиссирование (поднимается на баллоны) и из тоннеля вода начинает бить о дейдвуд, вызывая большое брызгообразование в кормовой части.
- Остойчивость и безопасность.
В дрейфе на глубине залазил в лодку через борт – опасения большого крена или переворота не подтвердились.
При загрузке трое взрослых и ребенок, высоте волны 1,3 м (попали в шторм), кокпит на половину был залит водой, при этом вопросов по остойчивости и запасу плавучести не возникало, что позволяло уверенно продолжать движение. Можно утвердительно констатировать, что лодка достаточно безопасна при плавании на водохранилищах, больших озерах и реках.
- Эксплуатация.
Лодка обладает хорошей курсовой устойчивостью, плавно идет по ряби на оптимальной скорости. При небольших волнах происходит забрызгивание кокпита, из-за чего приходится сбрасывать скорость.
Рыбалка одному или вдвоем очень удобна, только необходимо рационально размещать скарб, учитывая ограниченность для перемещения по длине лодки.
Конструктивная ширина кокпита делает не совсем удобным положение туловища при работе румпелем, что ведет к утомляемости спины при длительных переходах.
Лодка узкая и легкая вследствие чего её без проблем можно вытащить на берег, протащить через камыши и т.д.
- Заключение.
Думаю, есть смысл установить Т-образный продольный редан (Н=40 мм) в качестве брызгоотбойников.
Считаю, оптимальным было бы увеличение ширины лодки до 1,5 м, что улучшило условия обитаемости при эксплуатации.
На сайте фирмы прочитал, что в настоящее время катабайд BL500 имеет ширину 1,43 м и 5 герметизированных отсека. Эти мероприятия являются существенным шагом в повышении потребительских свойств и безопасности изделия.
Коллективу «CATMARINE» желаю дальнейших успехов и процветания.
Александр Бурлак
г. Бердск