Теория это система. Система основанная на расчетах и доказательствах. Личный опыт в некоторых ситуациях не всегда может быть доказательством. Просто из-за выводов, не учитывающих все факторы, существовавшие в данный момент. Для меня не доказательно утверждение, что при движении задним ходом судно или не, или хуже управляемо. Не один десяток лет и на разных лодках выхожу с марин и стоянок клубов задним ходом. Что сделаешь, лодка на слипе кормой вперед сбрасывается. И при этом, отходя, всегда маневрирую между стоящими судами до выхода на свободную воду. И на реке, где течение, и на озере. С управлением румпелем, и с Д.У. И ни разу проблем с маневрированием не было. И просто двигался задним ходом при необходимости вылезти из водорослей, даже на бревенчатом плоту с "Салютом" приходилось задним ходом с отмели слезать. При помощи друзей, конечно, но с последующим обходом мели. И все всегда поворачивало. А тут вдруг оказывается, что просто боком несло с повернутым двигателем. Судно всегда поворачивается вокруг ЦБС. Хоть его полюсом называть, хоть еще как-то. Другое дело, что реальный ЦБС гвоздями к судну не приколочен. Гуляет по лодке вперед-назад и от дифферента, и от поднятых-опущенных шверта, рулей, мотора. Даже от волнения. Это, в реальных условиях, и причиной рысканья на повороте может быть. А причиной движения боком при повороте на заднем ходу может быть например ветер, если у судна осадка малая, а парусность большая. На заднем ходу скорость не велика и влияние ветра сказывается сильнее. Меня тоже сносило на пустой надувнухе с мотором, но ветер был приличный, я сидел на корме один и нос лодки был задран. Не убеждает и заявление, что установленный мотор смещает ЦБС к самому мотору. В какой-то степени смещает, но не очень значительно (в случае с катамараном ТС). ЦБС - центр бокового сопротивления зависит от геометрии и площади погруженной части судна. У катамарана с баллонами 6 м., при погруженной части в 0,25м ( а где-то так и должно быть у ТС) площадь погруженной части 2-х баллонов будет 6,0*2*0,25 м.кв. Это 3 м.кв. Даже если по КВЛ будет 5 м., то 2,5 м.кв.. А погруженная площадь ноги и винта ПЛМ 5 сил вряд ли больше 0,3 м.кв. Сместит ЦБС, конечно, но не к самому мотору, а всего лишь в его сторону. Приводить для примера суда с легким корпусом и тяжелым мотором да еще стремящиеся выйти на глиссирование, думаю, не корректно. У ТС груженый и не скоростной катамаран. Ходить ему по реке с высокими берегами, частыми поворотами. Бояться сильного ветра до выхода на равнинную часть пути не приходится. Ветры будут верховыми, в макушках лиственниц шуметь. А все наши сомнения и пугания парировать не всегда большим поворотом румпеля. ИМХО.