Ну,не стоит так категорично!Делайте скидки на разницу между моторными и парусными.Я,как мазута,прекрасно понимаю,что человек хотел сказать,Вы,как теоретик, понятия не имеете о чем он говорит! Когда судно стоит,это не значит,что мотор заглушен,а винт не крутится. Очень часто - совсем наоборот!Уперся носом в стену и отрабатываешь машиной НА МЕСТЕ.И вот тут очень важно,чтоб параход УПРАВЛЯЛСЯ, стоя на месте,Поскольку это жизнь,а не теории, в ней присутствует и ветер и течение и чтобы стоять в определенном положении, приходится очень активно работать и газом и реверсом и штурвалом,отрабатывая порывы ветра,волны и прочие чудеса.
Поэтому управляемость на стоячем ПХ нормальная, означает следующее: судно стоит на месте,реверс машина включена на передний ход,обороты выше холостых и судно реагирует на перекладку руля.Реально, такой маневр я осуществляю в 90% швартовок. И если судно тупое, а ветер с берега, то исплюешся пока корму подобьешь
Илья, спор - ни о чем. Просто разное толкование термина "управляемость". Обычно под ним понимается возможность изменения направления движения судна.
Коллега Barquero все прекрасно понимает. Он - не теоретик. И на данный момент (пока) такой же моторник, как Вы.
Для консенсуса предлагаю говорить о поперечной силе, которая возникает на пере. Чтобы она появилась, необходимо, чтобы на перо набегал поток. Собственно Вы об этом и писали.
При этом нет никакой (!) разницы чем этот поток вызван: движением судна, работой винта или чем-то другим. Именно эта сила и создает момент, поворачивающий судно. На ходу или упертое носом (кормой) куда-то. На ходу она обеспечивает управляемость, на стопе (практически на швартовах, поскольку носом в пирс - тоже швартовка) - возможность удерживать корпус в нужном положении. Это, скорее, стабилизация. Если говорить о терминах.
Разговор начался с шайб, потом перешел на закрылок. Оба этих устройства позволяют увеличить СИЛУ на пере. А в каком режиме этот эффект использовать - дело десятое.
Перо перед винтом, о котором пишет коллега Лотос, тоже просто создает дополнительную поперечную силу на заднем ходу.
На мой взгляд, если плясать от физики, меньше поводов для терминологических конфликтов.