Перейти к содержимому

Фотография

Строите моторную яхту? - Ошибки и руководство от заказчика

строительство моторной яхты Брюс Робертс

Сообщений в теме: 1409

Опрос: Ваше мнение о теме (81 пользователей проголосовало)

Продолжать тему?

  1. Да, тема интересная, я на нее подписался (77 голосов [95.06%])

    Процент голосов: 95.06%

  2. Заканчивай, таких тем тысячи (4 голосов [4.94%])

    Процент голосов: 4.94%

Голосовать Гости не могут голосовать

#651 Лев Николаевич

Лев Николаевич

    Капитан яхты

  • Капитан
  • 3 920 сообщений
  • Из:Кондопога
  • Судно: Парусно-моторное.
  • Название: Госпожа Разлука

Отправлено 15 марта 2017 - 21:59

 

Заземлены мачты на стальной яхте?

 

Обязательное условие.

 

Вот изобразил на схеме.

Спасибо за терпение.

Упустил главную цель  схемы - отбор 13.5 вольт. Теперь логично.


  • 0

#652 pashteto

pashteto

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 16 сообщений
  • Из:М.о.
  • Судно: пластик 7.7м

Отправлено 15 марта 2017 - 22:49

Спасибо, все понял


  • 0

#653 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 16 марта 2017 - 01:45

Заземлены мачты на стальной яхте?

У меня лодка из стеклопластика, построка польская, Конрад - 46.  Вооружение стаксельная шхуна.


  • 1

#654 jTester

jTester

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 371 сообщений
  • Из:Belarus

Отправлено 16 марта 2017 - 13:21


Монтаж аккумуляторов.

Идеальная схема соединения аккумуляторов в банку мне представляется так

Изображениесхема подключения батарей.JPG

Ее подрядчик и реализует.

Переизбыточная доже по смыслу, не считая что есть клеммы с тремя проводами. Вот люди работают http://forum.ixbt.co...49:7247:821#821

с наборами 96В 300 Ач и не парятся даже выравнивателями. Выравниватели все равно различают только целиком АКБ, так что переполюсовка отстающих банок возможна. Хорошая практика - это  все АКБ не только одной марки, но и одной партии. Вместо 3х последовательных перемычек хорошо поставить предохранители на ток, который в паспорте значиться как разрушающий для АКБ. Тогда зазря не погибнут две секции из 3х.

Изображение


Сообщение отредактировал jTester: 16 марта 2017 - 13:44

  • 0

#655 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 338 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 16 марта 2017 - 15:26

Без опрессовки, закрытую клемму использую как ёмкость с расплавленным припоем. Облужённый конец провода просто "топлю" в клемме.

п.с. Я не сильно электрик... мозг сломал "об схему". Друзья объясните сирому как это работает. :(

Нельзя так делать для силовых клемм. При возможном ослаблении затяжки клеммы, она начнет греться, припой расплавится и провод выпадет из клеммы. Хорошо если при этом ни чего не закоротит и не устроит пожар.


  • 2

#656 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 338 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 16 марта 2017 - 15:31

Здорово.

Но без луженого провода изолента принципиальна, так как за счет ее клеевого слоя обжатого термоусадкой, кабель полностью герметизируется.

 

Есть термоусадка с клеевым (термоклей) слоем - отлично герметезирует.

 

По схеме. Если нет задачи отбирать на потребители 12 вольт, то стоит соединить батареи в группы по две последовательно, а уже эти три группы запараллелить.


  • 0

#657 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 18 марта 2017 - 01:37

Монтаж аккумуляторов.

Идеальная схема соединения аккумуляторов в банку мне представляется так

Изображениесхема подключения батарей.JPG

Мне кажется, что соединения одноименных клемм между собой в центральной части натюрморта лишние.

Все будет и без них работать.


  • 0

#658 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 338 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 18 марта 2017 - 04:12

Мне кажется, что соединения одноименных клемм между собой в центральной части натюрморта лишние. Все будет и без них работать.

Не только лишнее, но и вредное. Но если нужно что то питать 12тивольтовое от этой точки, то соединение в кучу позволит немного уменьшить вредность.
  • 0

#659 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 18 марта 2017 - 10:01

Не только лишнее, но и вредное. Но если нужно что то питать 12тивольтовое от этой точки, то соединение в кучу позволит немного уменьшить вредность.

По тому, как нарисована схема, я сделал вывод, что 12V с нее не снимается.


  • 0

#660 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 18 марта 2017 - 10:41

я бы так сделал

 

Прикрепленные изображения

  • Bats.gif

  • 0

#661 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 18 марта 2017 - 10:43

Обязательное условие.

 

У меня лодка из стеклопластика, построка польская, Конрад - 46.  Вооружение стаксельная шхуна.

Посмотрел всю литературу, что у меня есть про молниеотводы, на стеклопластиковой и деревянной яхте - согласен обязательная вещь. А вот на стальной, я что-то так и не понял как его делать. Молния это пробой конденсатора между облаком и землей, в случае например сухой грозы, воздух находящийся между пластинами конденсатора идеальный диэлектрик. Соответственно напряжения хватает для пробоя 1-2 км диэлектрика, так что краска или что-то там еще удержит молнию это абсолютная ерунда. Соответственно роль молниеотвода ее просто направить на землю. Предположим на мачте стоит молниеотвод и молния пойдет на землю по нему, так он скорее всего проложен вдоль других проводов, которые получат большую наводку и от такого молниеотвода будет только вред. Вот поставить на всех антеннах УЗИП (стоит не дорого всем рекомендую), чтобы если молния попадет не в мачту, а в антенну, чтобы она не пошла по проводке, а слилась на землю, я считаю обязательное условие. Вообщем, как делать молниеотвод на не большом стальном судне, я не понял.  

Переизбыточная доже по смыслу,

Вот это интересный вопрос, что переизбыточно, а что нет, перечислю рекомендации, которые я посчитал не нужны (переизбыточны): 1. Отдельная земля на радиоаппаратуру. 2. Конвекторы DC24-DC24 на отдельные важные части аппаратуры. 3. Борьба с наведенным электричеством проводом между друг другом (скруткой проводов между собой - не хотелось заставлять подрядчика или есть интересный метод перехода с двух проводной на четырехпроводную проводку - так в нем запутаешься). 4. Раздельная проводка 12В, 24В и 220В 

Нельзя так делать для силовых клемм. При возможном ослаблении затяжки клеммы, она начнет греться, припой расплавится и провод выпадет из клеммы. Хорошо если при этом ни чего не закоротит и не устроит пожар.

Совершенно верно. Коллеги пайка это очень здорово, сомнений нет, но почему не выбрал пайку 1. Если паяешь не сам (как в моем случае) очень сложно проконтролировать, как она велась. Почему то никто не упомянул, но если паять толстые провода, то я полагаю использование теплоотвода обязательно, иначе через жилу частично повредиться изоляция, причем это проверить крайне сложно - то есть или паять надо самому или стоять надо тем кто паяет. 2. Обращу внимание, что Американским яхтенным стандартом (ABYC) пайка запрещена, то есть только одновременно с обжимом. 3. Трудоемкость пайки сравнима в случае с использованием луженых проводов, при использовании не луженых проводов, она более трудоемка.  

Есть термоусадка с клеевым (термоклей) слоем - отлично герметезирует.

 Спасибо, не встречал, посмотрю.  

Не только лишнее, но и вредное. Но если нужно что то питать 12тивольтовое от этой точки, то соединение в кучу позволит немного уменьшить вредность.

Не согласен, такое соединение выполнено не для снятия дополнительно 12В, что как раз я считаю делать нельзя, а именно для созданий одинаковых условий и резервных соединений для всех батарей. Проведите виртуальный стресс тест, что будет с соединением, когда одна батарея начинает выдавать вместо 12В, скажем 8В. И между ними не стоит контроллер, хотя и он не всесилен, то желательно чтобы перезарядка распределилась равномерно на оставшиеся 5 батарей. Так как типичный выход и строя банки на 24В, это недозаряд одной батарей и как следствие, перезаряжая другую зарядное устройство выводит ее из строя. Правильно написал коллега jTester выше, использование одноименных одной емкости, а лучше и одной партии, батарей крайне желательно.

И подчеркну, нельзя одну банку использовать и на 24В, и 12В.

Я для 12В (к сожалению совсем без нее не получается) поставил отдельную группу.


  • 0

#662 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 18 марта 2017 - 10:54

я бы так сделал

Смотрите,

1) в проводах есть падение напряжения, то есть у Вас всегда две батареи которые ближе к зарядке имеют другое напряжение (большее) чем те, которые стоят дальше, то есть зарядное устройство поддерживает общий заряд и скажем, если на одной батарее 12.5В, то на другой 11.5В - это приведет к быстрому выходу из строя;

2) по такой же причине нельзя снимать с одной банки и 12В и 24В - у Вас часть батарей снабжает только сеть 12В, а все вместе снабжают сеть 24В, то есть та часть которая снабжает 12В разрядится быстрее. Зарядное устройство будет заряжать обе части, как итог: часть 24В будет перезаряжена, а часть работающая на 12 и 24В будет не дозаряжена.

3) проведите стресс тест, просто обнулите одну из трех батарей - соединение же между частями одно, соответственно ее нагрузку возьмут не все пять батарей, а две оставшиеся, что также приведет к их большему перезаряду.


  • 0

#663 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 18 марта 2017 - 11:58

Смотрите,

1) в проводах есть падение напряжения, то есть у Вас всегда две батареи которые ближе к зарядке имеют другое напряжение (большее) чем те, которые стоят дальше, то есть зарядное устройство поддерживает общий заряд и скажем, если на одной батарее 12.5В, то на другой 11.5В - это приведет к быстрому выходу из строя;

2) по такой же причине нельзя снимать с одной банки и 12В и 24В - у Вас часть батарей снабжает только сеть 12В, а все вместе снабжают сеть 24В, то есть та часть которая снабжает 12В разрядится быстрее. Зарядное устройство будет заряжать обе части, как итог: часть 24В будет перезаряжена, а часть работающая на 12 и 24В будет не дозаряжена.

3) проведите стресс тест, просто обнулите одну из трех батарей - соединение же между частями одно, соответственно ее нагрузку возьмут не все пять батарей, а две оставшиеся, что также приведет к их большему перезаряду.

Вы заблуждаетесь.

1) При разнице длин проводов, которые могут получиться на вашей лодке, этим можно пренебречь. Прикиньте, какую разницу потенциалов вы получите на нескольких десятках сантиметров провода при удельном сопротивлении меди [font="arial, sans-serif;font-size:small;"]1.7 · 10 [/font][font="arial, sans-serif;font-size:small;"] [/font]8[font="arial, sans-serif;font-size:small;"] (Ом · Метр).[/font]

[font="arial, sans-serif;font-size:small;"]Если уж на то пошло, вас ведь не смущает, что двух абсолютно одинаковых батарей в природе не существует и вы при этом их параллелите.[/font]

2) Да, при питании нагрузок 12В один блок батарей будет разряжен больше, но при включении нагрузки 24В или зарядки, эта разность потенциалов будет выравниваться.

Если ток подключенной нагрузки не превышает ток заряда, никакого вреда для батарей не произойдет.

При зарядке также никаких проблем не возникнет - ток в более разряженном блоке батарей будет больше, чем в менее разряженном из-за разницы во внутреннем сопротивлении. При этом, когда правая часть будет уже полностью заряжена, весь ток заряда будет забирать левый блок и никакого перезаряда происходить не будет. 


Сообщение отредактировал Alexey711: 18 марта 2017 - 12:05

  • 1

#664 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 18 марта 2017 - 14:56

Смотрите,

...

Для любителей симметрии с переключателем 12/24 В

Прикрепленные изображения

  • Bats2.gif

  • 1

#665 Alexey711

Alexey711

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Из:Moscow

Отправлено 19 марта 2017 - 00:52

Для любителей симметрии с переключателем 12/24 В

Чтобы уж совсем все было правильно ...

Прикрепленные изображения

  • Bats2.gif

Сообщение отредактировал Alexey711: 19 марта 2017 - 00:55

  • 1

#666 SerzhTor

SerzhTor

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 215 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Three-hulls boat
  • Название: TKL

Отправлено 19 марта 2017 - 02:47

weeFOX сказал: "Вообщем, как делать молниеотвод на не большом стальном судне, я не понял."- http://www.zandz.ru/...kogo_sudna.html Принцип один для судов любого размера. "Задача состоит в перехвате и отведении тока молнии по безопасному для защищаемого объекта пути в воду. В противном случае, высока вероятность возникновения различных повреждений судна – от искрения кабелей до нарушения целостности днища." Сложно в море от молнии защититься. Там же: 2.1. Правила по молниезащите и заземлению морских судов.

Сообщение отредактировал SerzhTor: 19 марта 2017 - 02:58

  • 0

#667 yfafyz

yfafyz

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 338 сообщений
  • Из:РОССИЯ
  • Судно: помошник

Отправлено 19 марта 2017 - 04:55

Влексею711 - нельзя пренебрегать паденем на перемычках. Хозяину тему. Свинцовые аккумуляторы не бояться перезаряда (в разумных пределах), в случае чего - долить воды. А вот основная их проблема на лодке - осыпание, и как итог кз одной банки. Вот из этого и смотрите живучесть батареи.
  • 1

#668 SerzhTor

SerzhTor

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 215 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Three-hulls boat
  • Название: TKL

Отправлено 19 марта 2017 - 18:21

Краска и шпаклевка при напряжениях разряда молинии не то что не являются изоляторами, а их даже и не заметит никто.

В тех же правилах есть противоречие: "Металлический киль, напрямую контактирующий с водой, и не изолированный от нее плотными слоями краски или стеклопластиком, считается лучшим заземлителем. " По логике, если киль хорошо окрашен, то он уже не есть лучший заземлитель для молнии. Яхтсмен тут приводил случай повторного удара молнии в леерное ограждение с его разрушентем, а вовсе не в мачту. Почему так? Молния идет по пути минимального оммического сопротивления. Полагаю медный кабель, под соединенный к леерному ограждению и опущенный в воду, решит проблему защиты яхты с хорошо окрашенным стальным корпусом. Иначе разряд прожгет краску в том месте где есть царапина и сопротивление диэлектрика локально понижено.

Сообщение отредактировал SerzhTor: 19 марта 2017 - 18:34

  • 0

#669 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 19 марта 2017 - 20:14

Яхтсмен тут приводил случай повторного удара молнии в леерное ограждение с его разрушентем, а вовсе не в мачту. Почему так?
Молния идет по пути минимального оммического сопротивления.
Полагаю медный кабель, под соединенный к леерному ограждению и опущенный в воду, решит проблему защиты яхты с хорошо окрашенным стальным корпусом.
Иначе разряд прожгет краску в том месте где есть царапина и сопротивление диэлектрика локально понижено.

Как я понял, речь идет об этом случае. По приходу в порт проверяли все. Итог, мачты заземлены, леерное ограждение заземлено. Соединения не окислены.

 

Как получилось так, что 17 метров молниеотвода (мачты) не сработало, а сработало 2 метра (высота борта) - так и не поняли.

 

Но одна мысль появилась. Леерное ограждение соединено с килем на миделе по бортам медной шиной 100кв.мм. Мачты соединены с килем шиной 160 кв.мм. Но, ограждение имеет еще две точки соединения, это путенсы штага и ахтерштага. Они в свою очередь соединены с мачтами через стоячий такелаж. Вот и вырисовывается  картинка в виде электрически замкнутого колпака над лодкой. В момент удара шли с креном градусов 20, оба удара были в наветренный борт.

 

Чтобы было понятно с такелажем приведу фото лодки под спойлером:

Скрытый текст

 

Нижнюю часть фальшкиля не окрашиваю. Там голый чугуний.


Сообщение отредактировал r0b0k0t: 19 марта 2017 - 20:17

  • 1

#670 SerzhTor

SerzhTor

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 215 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Three-hulls boat
  • Название: TKL

Отправлено 19 марта 2017 - 22:06

Как я понял, речь идет об этом случае. По приходу в порт проверяли все. Итог, мачты заземлены, леерное ограждение заземлено. Соединения не окислены.

Как получилось так, что 17 метров молниеотвода (мачты) не сработало, а сработало 2 метра (высота борта) - так и не поняли.

Но одна мысль появилась. Леерное ограждение соединено с килем на миделе по бортам медной шиной 100кв.мм. Мачты соединены с килем шиной 160 кв.мм. Но, ограждение имеет еще две точки соединения, это путенсы штага и ахтерштага. Они в свою очередь соединены с мачтами через стоячий такелаж. Вот и вырисовывается картинка в виде электрически замкнутого колпака над лодкой. В момент удара шли с креном градусов 20, оба удара были в наветренный борт.

Чтобы было понятно с такелажем приведу фото лодки под спойлером:

Скрытый текст


Нижнюю часть фальшкиля не окрашиваю. Там голый чугуний.

Все у вас в норме, по правилам.
Я помню кадры скоростной съемки молнии. Она как бы нащупывает путь туда, где меньше сопротивление. Если у вас 2 шины по 100мм2 от леерного ограждения по бортаи, то их суммарное сопротивление меньше (параллельное соединение сопротивлений), чем шины 160мм2 от мачты.
Это и сыграло свою роль. Путь через 17м воздуха и через леерные шины оказался для молнии более удобным, чем через мачту и далее. В статье указано, что молния часто бьет рядом с кораблем.
Ей так более нравится.

Сообщение отредактировал SerzhTor: 19 марта 2017 - 22:14

  • 0

#671 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 19 марта 2017 - 22:46

2) Да, при питании нагрузок 12В один блок батарей будет разряжен больше,

Хорошо, значит в первой стадии назовем ее "разряд" мы совпадаем, батарея работающая одновременно на 12В и 24В разрядится больше.
Возникнет, например во такая ситуация, см. ниже. На левой батареи будет 10В, на правой 11В, общий вольтаж 21В.
 

но при включении нагрузки 24В или зарядки, эта разность потенциалов будет выравниваться.
Если ток подключенной нагрузки не превышает ток заряда, никакого вреда для батарей не произойдет.
При зарядке также никаких проблем не возникнет - ток в более разряженном блоке батарей будет больше, чем в менее разряженном из-за разницы во внутреннем сопротивлении. При этом, когда правая часть будет уже полностью заряжена, весь ток заряда будет забирать левый блок и никакого перезаряда происходить не будет.

[color=#000000;][font="Tahoma, Helvetica, sans-serif;"]А вот тут я ничего не понял, но давайте разберем ситуацию "заряд"[/color][/font]
Зарядное устройство будет одновременно заряжать обе батареи до общего напряжения 24В. Для простоты давайте примем допущение что скорость зарядки линейна и в каждую батарею зарядное устройство за одинаковое время подаст заряд в результате которого напряжение каждой батареи увеличиться на 1.5В.
Соответственно напряжение левой батареи составит 11.5В, правой 12.5В после первого цикла разряд-заряд, общее 24В.
разряд-заряд.JPG
После второго цикла разряд напряжение будет 9.5 и 11.5, в результате второго цикла заряд напряжение будет 11В и 13В и так далее, пока вскоре батареи не выйдут из строя.
 


weeFOX сказал:

"Вообщем, как делать молниеотвод на не большом стальном судне, я не понял."-

http://www.zandz.ru/...kogo_sudna.html
Принцип один для судов любого размера.

"Задача состоит в перехвате и отведении тока молнии по безопасному для защищаемого объекта пути в воду. В противном случае, высока вероятность возникновения различных повреждений судна – от искрения кабелей до нарушения целостности днища."

Сложно в море от молнии защититься.

Ничего не сложно.
Я внимательный читатель по Вашей ссылке в середине страницы:
На суднах с металлическим корпусом организация заземления не требуется. Корпус стальных и алюминиевых яхт выполняет роль «щита Фарадея», защищая экипаж судна от воздействия электрического поля.
 
Поэтому цель молниеотвода: защита людей (на стальной яхте проблемы не представляет) и защита аппаратуры (а вот тут молниеотвод принесет только вред, почему изложено в сообщении №653 выше). Или надо делать для молниеотвода отдельную мачту и отдельную магистраль для прокладки, на что нет места.
Единственный риск прима молнии антенной, что в этом случае делать, также в сообщении №653.
 
 

Влексею711 - нельзя пренебрегать паденем на перемычках.
Хозяину тему. Свинцовые аккумуляторы не бояться перезаряда (в разумных пределах), в случае чего - долить воды. А вот основная их проблема на лодке - осыпание, и как итог кз одной банки. Вот из этого и смотрите живучесть батареи.

Про падение - согласен.
Про перезаряд - луше этого избегать, но съем и 12В и 24В с банки приведет не к перезаряду, а просто к выходу из строя, так как перезаряд будет развиваться по нарастающей.


  • 0

#672 SerzhTor

SerzhTor

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 215 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Three-hulls boat
  • Название: TKL

Отправлено 19 марта 2017 - 23:59

weeFOX, бережного бог бережёт: Есть и такое мнение: " Рис. 1. Общий вид предохранителей Рис. 1. Общий вид предохранителей Удар молнии в мачту или корпус может вывести деревянное или пластмассовое судно из строя. Особую опасность в этом случае представляют незаземленные мачты, проходящие до самого киля — разряд молнии проходит через мачту почти без сопротивления и пробивает киль и обшивку. Но даже при хорошей грозозащите молния может причинить неприятные последствия. Например, девиационная таблица компаса становится непригодной после удара молнии на расстоянии до 200 м, так как после этого меняется собственный магнетизм судна. Установлено, что вокруг заземленных предметов, как, например, молниеотводов, металлических мачт, антенн, образуется как бы защитный шатер, показанный на рис. 2. Главный размер, определяющий базу шатра а, зависит от высоты мачты или расположения защитного провода и определяется зависимостью: За основание шатра следует принимать не палубу, а воображаемую плоскость, поднятую над палубой на высоту человеческого роста (1,85 м). Рис. 2. Защитная зона вокруг правильно заземленной мачты Рис. 2. Защитная зона вокруг правильно заземленной мачты Из рисунка видно, что в данном случае рулевой подвергается опасности при ударе молнии. Эту опасность можно устранить, соединив клотики мачт проводом; если мачты деревянные, то провод должен находиться в хорошем контакте с заземленными молниеотводами этих мачт. Защитить от молнии моторное судно, не имеющее высокой мачты, труднее, даже при наличии хлыстовой антенны, высота которой над палубой редко достигает трех метров. Кстати, эта антенна должна иметь ручной переключатель, который в любой момент можно перебросить на «заземление», или же отвод перенапряжения. Для неметаллических судов стоит предусмотреть установку специальной молниезащитной сетки, заземленной двумя концами. На судах из пластика такую сетку можно заложить непосредственно в обшивку корпуса под декоративный слой. Если при ударе молнии этот слой разрушится, его легко восстановить. Навешенный на мачту металлический провод, одним концом опущенный в воду, может считаться надежной защитой лишь в том случае, если под водой имеется достаточно большая переходная площадь с сопротивлением в пределах 0,5—1 ом. При малой переходной площади и значительном сопротивлении в воде образуется «воронка напряжения» — гигантский перепад потенциалов между концом провода и водой. Эта разность потенциалов может привести к тому, что яхта попадет под второй удар, который последует из воды и окажется сильнее и разрушительнее первого, вследствие эффекта так называемого «каскадного наложения». Поэтому на пластмассовых судах, у которых тяжелый балласт закладывается внутрь обшивки и контакта с водой не имеет, необходимо к подошве киля прикреплять специальные металлические пластины из нержавеющей стали, латуни, бронзы или меди. Одним словом, чем больше на судне металлических частей, обеспечивающих переход заряда из атмосферы в воду, тем лучше. Но не следует забывать о том, что обилие металла часто вредно сказывается на приборах радиосвязи, создавая большие помехи и неточности при определении курса судна. Предохранительное устройство, показанное на фотографии, запатентовано, поэтому подробности его конструкции пока неизвестны, но принцип работы заключается в следующем. В устройстве имеется расчетный искровой промежуток, который, во-первых, свободно пробивается не только основной молнией, но даже боковым ее ответвлением значительно меньшего напряжения, что обеспечивает надежное заземление, а во-вторых, представляет собой прерывающее звено в общей цепи молниеотвода, что является необходимым условием для обеспечения беспрепятственной радиосвязи. Устанавливаются такие устройства, например, между вантами и вант-путенсами. Рис. 3. Варианты прокладки молниеотвода Рис. 3. Варианты прокладки молниеотвода Предохранительное устройство лучше делать из нержавеющей стали. На рис. 3 жирной линией обозначена прокладка кабеля молниеотвода от основания мачты до килевого болта и показаны рекомендуемые положения прерывателей. Необходимо отметить, что отклонения от рис. 3 при монтаже прерывателей могут вызвать ослабление грозозащиты или ухудшение радиосвязи. К основанию деревянной мачты нужно проложить провод заземления, так как сейчас применяются в основном металлические фалы, и часть заряда, попавшего в фаловую лебедку, может переброситься на какой-либо заземленный предмет внутри яхты. Очень многое зависит от качества исполнения монтажа всех соединений н узлов. Существенным условием нормальной работы молниеотвода является правильный замер пробивного сопротивления заземления, которое следует проверять не реже, чем через два года. В качестве главного провода молниеотвода рекомендуется использовать изолированный медный кабель сечением 35 мм2 (в крайнем случае алюминиевый сечением 50 мм2). Для боковых отводов следует применять изолированный медный кабель сечением 16 мм2 (в крайнем случае алюминиевый сечением 25 мм2). Для обеспечения грозозащиты корпуса из дерева или стеклопластика рекомендуем выполнить следующие работы. Основание форштага соедините главным проводом с килевым болтом. Оковку штевня, якорную лебедку и конец якорной цепи соедините с главным проводом при помощи бокового отвода. Металлическую обшивку корпуса, степс и саму мачту соедините с килевым болтом при помощи главного провода. Туалет и водопроводные трубы заземлите боковым отводом. Отрицательный полюс аккумулятора, цистерны воды заземлите главным проводом, антенну и водопроводные трубы — боковым отводом. Путенс ахтерштага соедините главным проводом с килевым болтом; металлическую коробку кокпита, баллер руля, транец, топливные баки, двигатель, валопровод, металлические накладки заземлите боковым отводом. Оковку соедините с вантами мостиком из главного провода, так как при расслабленных вантах не всегда обеспечивается хороший контакт. Для обеспечения нормальной радиосвязи необходима установка предохранительных устройств с расчетным искровым зазором в местах крепления штагов и на антенне. Корпус из МЕТАЛЛА или армоцемента соедините с основанием форштага чистым медным кабелем сечением 35 мм2 или равноценным по проводимости нержавеющим материалом; штевень, якорную лебедку и якорную цепь соедините боковым отводом. Топ мачты, основания штагов и антенны оборудуются так же, как и на судах из дерева или пластика. Приведенные сведения получены немецким инженером-электриком Эрихом Вебером, занимавшимся изучением воздействия грозового разряда на суда. За последние 10 лет это наиболее исчерпывающие сведения по защите судов от ударов молнии,..." http://www.barque.ru..._from_lightning Конечно это может показаться избыточным. Однако так и не нет ясности, как заряд из корпуса уйдет в воду. А это минимум 20 кулон и с напряжением под 1000в между корпусом и водой, если молния угодила в мачту. PS. Я не стал текст сокращать, тк между абзацами для яхт с деревянными и пластиковыми корпусами есть полезные абзацы инфы , пригодные и для стального судна. Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться, чем недобдеть.

Сообщение отредактировал SerzhTor: 20 марта 2017 - 00:52

  • 0

#673 jTester

jTester

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 371 сообщений
  • Из:Belarus

Отправлено 20 марта 2017 - 13:30

... которые я посчитал не нужны (переизбыточны):  

Переизбыточны имелись ввиду провода между АКБ. Достаточно по одному. Я вам приводил ссылку и фото. Там все АКБ последовательны. Как будут жить в вашем варианте - раскажите через год-другой, интересно. На танках были 12в последовательно - парраллельно и 24в параллельно. Но это были чисто стартерные.


  • 0

#674 weeFOX

weeFOX

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 373 сообщений
  • Из:Петрозаводск
  • Судно: траулерная яхта
  • Название: Малая лиса

Отправлено 25 марта 2017 - 01:43

Как будут жить в вашем варианте - раскажите через год-другой, интересно.

Расскажу. Надо, правда, тестер аккумуляторов будет купить - в планах есть.

 

 
 
Первым сданным помещением начисто - оказалась сауна.
Уже на 1,5 м2 делать меньше.
Файл_004 (8) (Копировать) (2).jpeg
 
Подключение приборов, на примере подключения зарядного устройства, на мой взгляд выполнено отлично
Файл_008 (2) (Копировать) (2).jpeg
Как писал выше: наконечники обжаты, герметично заизолированы; экран заземлен; кабеля промаркированы.
 
Примерили ножницы для вала.
Из варианта фрезы и ножниц я выбрал ножницы. Качество исполнения очень понравилось - рекомендую.
Разобрался, как они устроены.
Это фактически подшипник с вращающейся внутренней обоймой вместе с валом 
Файл_002 (11) (Копировать) (2).jpeg Файл_003 (7) (Копировать) (2).jpeg
и внешней обоймой (это кольцо между двумя прокладками) которая фиксируется неподвижно вот таким устройством. Ее предстоит прикрепить к мортире.
Файл_000 (18) (Копировать) (2).jpeg
Крутятся легко от руки.
Конус на средней части ножниц выполнен из какого то цинк-алюминиевого сплава и представляет из себя одновременно анодную защиту. На конце его имеются две небольшие прокладки типа капролоновых. Интересно будет ли электроконтакт с корпусом, проверю.
 
Попробовали вращая от руки перекусить щепку сечением с карандаш проблем не вызвало, следа на режущих кромках не осталось.
Не возьмусь утверждать какая сталь, но похожа на закаленную Р6М5.
 
 
Выбор привального бруса.
 
Встречал в качестве привального бруса: половинку стальной трубы, деревянный привальник, резиновый.
Роль стальной трубы, как привальника, я не понимаю, хотя очень популярное решение.
Деревянный не аккуратно смотриться, но легко меняется.
Я решил остановиться на типовом резиновом.
Размер хотелось пропорционально выглядевший, самый большой из прилично выглядевших я нашел 90 мм.
Сечение выглядит так, черный 90 мм, белый 60 мм.
bn_9065_bw.jpg
 
Продается кусками по 12 метров. Два по бортам, один по корме.
Привальник продается из двух частей резина (основная и декоративная) и внутренняя полоса из нержавейки равномерно привальник прижимающая - на картинке их видно.
Осторожность не подвела и внутреннюю металлическую полосу я не покупал (она продается кусками по 2 метра - купил один на пробу)
 
Ее использовать проблематично и реально она не нужна.
 
Дело в том, что по борту проходят стрингеры. Они не паралельны ватерлинии и пересекаются с осью привальника.
 
Для установки болтов приходиться заклепки устанавливать не по прямой линии, а со смещением, чтобы обойти стрингер.
На фото видно как линия заклепок отклоняется и возвращается назад.
Файл_005 (2) (Копировать) (5).jpeg
 
Соответственно отверстия под болты в пивальнике также сверлятся не по прямой линии.
Файл_006 (2) (Копировать) (4).jpeg
 
Пивальник крепиться на болты, которые в свою очередь крепятся в резьбовые заклепки.
Файл_007 (2) (Копировать) (4).jpeg
 
Подрядчик провел эксперимент и отдельно проверил заклепку на мел-керосин ее так вжимает в металл что даже течи нет.
А при установке по краске, краску выдавливает из под заклепки.
Обжатая заклепка.
Файл_009 (2) (Копировать) (2).jpeg
Инструмент для установки заклепок за 3000 рублей живет 50 заклепок, сейчас идет эксперимент с более дорогим. Но эти заклепки находка, решают все проблемы.

  • 2

#675 r0b0k0t

r0b0k0t

    Морепроходимец

  • Капитан
  • 1 603 сообщений
  • Из:Сахалин, Холмск
  • Судно: Conrad-46
  • Название: Flagman

Отправлено 25 марта 2017 - 02:23

Подключение приборов, на примере подключения зарядного устройства, на мой взгляд выполнено отлично

Как писал выше: наконечники обжаты, герметично заизолированы; экран заземлен; кабеля промаркированы.

Остального касаться не буду, но это... :wacko:  Посмотрите на клеммы и контактные площадки ЗУ. Там же замыкание гарантированно будет! Особенно на вибрациях и с водичкой из воздуха.


  • 1



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами строительство моторной яхты, Брюс Робертс

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей