Рассказ о бульбе стоит начать с рассказа о винтах.
После серии экспериментов было принято решение, что эксплуатируем судно под одним мотором - эксплуатация под двумя никакого смысла не имеет: расход на милю больше, шума больше, вибрация больше.
Винты были посчитаны во многих местах, и по нескольким книжкам, в том числе на всех калькуляторах, что я нашёл в сети, и как то ни один расчёт не устраивал, так как расходился с имеющимися данными: реальная мощность, вырабатываемая моторами, превышала расчетные параметры.
Соответственно решение замерло в нерешительности.
Тут один хороший товарищ, подсказал идею гениальную своей простотой - прежде чем заказывать новые модные и дорогие винты, купить простой стальной винт и попробовать.
Как считался винт на пробу.
Все фирмы, что считают винты, считают их под имеющуюся максимальную мощность мотора и получается ерунда. В данном конкретном случае, так как двигатель имеет переизбыток мощности и его можно дефорсировать до любой величины, винт надо подбирать под корпус забыв о моторах в принципе.
В книжке Дайв Герра о винтах вышеупомянутый подход также описан и он приводит формулу минимального диаметра винта в зависимости от корпуса. Соответственно для Малой Лисы данный диаметр составил 32 дюйма.
А так как оптимальный зазор между лопастями винта и корпусом находятся в диапазоне 0.15-0.2 диаметра винта, а при 32 дюймах этот зазор составляет 0.187 диаметра, то винт 32 диаметра получился единственным рекомендуемым для Лисы.
Встал вопрос, а как посчитать шаг. Чтобы сравнить существующие и винт на пробу было принято решение эксперимент осуществлять с винтом отношением таким же как существующие винты 22/29=0,75. Такием образом был приобретен винт 32х25.
Так как на Лисе есть перегруз, дождались чтобы судно вошло в проектное водоизмещение выработав топливо и новый винт был установлен Лисе на правом двигателе, на левом оставлен старый.
Двигатель с таким винтом работал по такой характеристике.
Таким образом, благодаря провидению, экспериментальный винт и оказался более всего подходящим для судна.
На Боатклубе с Владимиром Ленько тщательно пообсуждали, а почему же все ошиблись при расчете винтов - им было высказано предположение (и мне оно нравиться, да оно на сегодняшний день и единственное), что стандартно при расчетах винта применяет коэффициент попутного потока - 0,12
Как только Владимир подставил в расчеты увеличенный коэффициент попутного потока в два раза - 0,24, все данные расчёта стали один к одному сходится с экспериментом.
Продолжение: непосредственно испытания бульба.