Перейти к содержимому

Фотография

А зачем нам GPS?


Сообщений в теме: 72

#51 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 13 августа 2005 - 10:05

Джентльмены!

Кто-то упоминал пару палочек в качестве уломерного инструмента. Поделитесь - как?

С уважением,  Day skipper.

<{POST_SNAPBACK}>

В КиЯ была информация о простейшем приборчике для определения координат, который можно изготовить из листового пластика.

Когда случилось декабрьское цунами ко мне звонит один мой знакомый и говорит, будто слышал по какому-то голосу, про смещение земной оси на несколько (6) градусов. Ты, говорит у нас моряк, да ещё и астрономией занимался, поэтому должен уметь определять координаты по звёздам. А то может надо срочно ехать на Алтай - спасаться.
Раз уж очень просит - надо сделать, тем более, что он-то мне помогал с компьютором. Да и самому интересно стало не про смещение оси, конечно, а смогу ли определиться - "на пальцах".

Сыскал я эту статью, разобрался как работает, сделал упрощенную модель из картона и школьного траспортира, определился. Расхождение с фактическими координатами получилось менее полуградуса.

Кстати, тогда я подумал - а нужен ли такой приборчик современным мореходам? Хотя бы для смеха, в качестве действующего сувенира или чтоб иметь элементарную подстраховку GPSу. Какие будут мнения?
  • 0

#52 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 13 августа 2005 - 11:47

Очень занятно. Если можно - ссылочку бы или картинку как-то. Я как-то на спор определялся по методу Жюль Верна. правда метода береговая и многопроходная. Несколько дней заняла. Гвоздь в планшетке и меллиметровка. В районе полдня на миллиметровке отмечаешь точку тени и время по обычным электронным часам (Cassio). Перед экспериментом часы выставляешь по "Маяку". Точка наиболее короткой тени дает время местного полдня. Расхождения местного полдня с полднем Гринвича (или Москвы) дает долготу. Экстремум ловиться с точностью минут десяти. Пара полдней нужно для грубой пристрелки, чтобы реальные измерения делать и не рисовать кривую тени несколько часов. Ну а широта выходит как арктангенс отношения длины тени в минимуме к длине гвоздя. Это справедливо конечно в дни равноденствия, но при некоторой хитрости можно привести задачу от реального дня к дню равноденствия. С уважением, Day skipper.

#53 tuger

tuger

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Полярный
  • Судно: Морской буксир

Отправлено 13 августа 2005 - 16:24

[quote name='Day_skipper' date='13 Aug 2005, 11:47']
"Экстремум ловиться с точностью минут десяти."

В пересчёте на местность - миль 150. Впрочем для того, чтобы не промахнуться мимо контенента - такая точность вполне подайдёт.
Это уже другая крайность. Истина как всегда по середине.
  • 0

#54 seamanager

seamanager

    Чужой в земле чужой

  • Модератор
  • 3 154 сообщений
  • Из:Florida
  • Судно: Motorsailer
  • Название: Vorstrom

Отправлено 13 августа 2005 - 23:54

- Ладно, обойдемся без карты - А если заблудимся? - Пристанем к берегу и спросим Из кинофиьма Captain Ron - в русском прокате "Одноглазый капитан" А еще мне очень нравится: "Как вам удалось отыскать остров в окане?" "А зачем его искать? Он всегда здесь стоит" :)
  • 0

#55 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 августа 2005 - 14:09

Очень занятно. Если можно - ссылочку бы или картинку как-то.

<{POST_SNAPBACK}>

Статья под названием: ""КРУЙЗЕРФИКС" заменитель секстанна" - была опубликована в 5 номере за 1978 год (75 - по сквозной нумерации).

У меня она есть, но, к сожалению, нет под рукой сканера.
  • 0

#56 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 14 августа 2005 - 14:25

- Ладно, обойдемся без карты
- А если заблудимся?
- Пристанем к берегу и спросим

<{POST_SNAPBACK}>

В наставлении лётчику по эксплуатации вертолётов кроме всех способов восстановления ориентировки, которые рекомендованы для самолётов приведен ещё один способ - опросом местного населения.
  • 0

#57 tuger

tuger

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Полярный
  • Судно: Морской буксир

Отправлено 14 августа 2005 - 15:22

В наставлении лётчику по эксплуатации вертолётов кроме всех способов восстановления ориентировки, которые рекомендованы для самолётов приведен ещё один способ - опросом местного населения.

<{POST_SNAPBACK}>


Ну вот, начали за здравие а кончили за упокой. Штурманская служба (на судне любого размера) не может быть плохой или хорошей, она либо есть, либо её нет. Главный "прибор" - это голова судоводителя.
В идеале ведётся счисление пути, и любая обсервация либо принимается к счислению, либо нет. А вот тут встаёт вопрос о точности и доставерности полученной инфирмации. Так вот у GPS точность самая высокая (хотя секстан +протрактор могут с этим поспорить), а доставерность самая низкая из всех штурманских приборов.
  • 0

#58 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 22 августа 2005 - 23:59

Джентльмены! Я тогда схватился повторить Жюль Верна, и повторил не подумав особенно. А написав сюда еще и задумался. Ведь если есть пеленгатор и открытая линия горизонта, то взяв истинный пеленг точки восхода (и или захода) Солнца можно четко определить широту. В диапазон от экватора и до полярных кругов, где теряется понятие точки восхода-захода. На экваторе точка восхода - захода строго соответствует сторонам света. На Полярном круге точка восхода - захода стягивается до одной точки, которая расположена строго на Севере - Юге. Во всех остальных широтах пеленг на точку реального восхода пересчитывается в широту. Не буду приводить формул, прикидывал на куске старого конверта и мог ошибиться, но идеологически по моему прав. Прошу штурманов подсказать где я не прав, или привести соображения по расчетам. Сам подумаю, и если будут заинтересованные - выложу сюда методу. При наличии достаточно точных часов, а достаточно просто электронных, засекая время восхода и захода солнца, или время восхода и долготу дня места из таблиц - справочников, можно привести это время ко времени полдня, т.е. кульминации Солнца. Разница между часами по Гринвичу и реальным полднем даст вашу долготу. К сожалению или нужно хотя-бы примерно знать где находишся для пользованием справочником, либо метода годится для недвижущихся объектов. Ну там типа Таинственного острова, буровой, или степи бескрайней типа пампасов. Чтобы замерить точное время от восхода до захода солнца и самому при этом не менять положения. Идея тоже проста. Солнечная кульминация, т.е. полдень, расположен строго в средине временного интервала от момента восхода и до момента захода. Если я не прав, или на этом пути возникают необъятные технические трудности, прошу меня поправить. С уважением, Day Skipper.

#59 Ayrton

Ayrton

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 13 247 сообщений
  • Из:Новосибирск
  • Судно: Ассоль №198
  • Название: Тамара

Отправлено 23 августа 2005 - 10:18

Day_skipper,13 Aug 2005, 11:47: "Экстремум ловиться с точностью минут десяти."

В пересчёте на местность - миль 150.

<{POST_SNAPBACK}>

Интересная цифирь у тебя получилась... А я то, наивный, всю жизнь думал, что морская миля в точности равна одной угловой минуте дуги меридиана... :innocent: Или у тебя мили какие-то другие? :D
  • 0

#60 tuger

tuger

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Полярный
  • Судно: Морской буксир

Отправлено 23 августа 2005 - 15:04

Интересная цифирь у тебя получилась... А я то, наивный, всю жизнь думал, что морская миля в точности равна одной угловой минуте дуги меридиана... :innocent: Или у тебя мили какие-то другие? :D

<{POST_SNAPBACK}>


Может я чтото не так понял, но вроде речь шла о точности определения местного полдня, а если десять минут времени перевести в угловую величину...
Хотя если описываемым способом поймали 10 угловых минут, то - снимаю шляпу.
  • 0

#61 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 августа 2005 - 15:58

Может я чтото не так понял, но вроде речь шла о точности определения местного полдня, а если десять минут времени перевести в угловую величину...
Хотя если описываемым способом поймали 10 угловых минут, то - снимаю шляпу.

<{POST_SNAPBACK}>

Оставьте в покое свою шляпу.
Минуты - временные.
10 минут соответствует 2,5 угловым градусам.
Это вполне достижимая точность.
  • 0

#62 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 23 августа 2005 - 16:20

Минуты конечно временные! И кульминация солнца ловится графически. Если быть честным и не подгонять ответ, то точнее чем 10 min не выходит. С уважением, Day Skipper

#63 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 августа 2005 - 19:26

    Я тогда схватился повторить Жюль Верна, и повторил не подумав особенно. А написав сюда еще и задумался. Ведь если есть пеленгатор и открытая линия горизонта, то взяв истинный пеленг точки восхода (и или захода) Солнца можно четко определить широту. В диапазон от экватора и до полярных кругов, где теряется понятие точки восхода-захода.

    На экваторе точка восхода - захода строго соответствует сторонам света. На Полярном круге точка восхода - захода стягивается до одной точки, которая расположена строго на Севере - Юге.  Во всех остальных широтах пеленг на точку реального восхода пересчитывается в широту. Не буду приводить формул, прикидывал на куске старого конверта и мог ошибиться, но идеологически по моему прав.

<{POST_SNAPBACK}>

В принципе, такое определение возможно. Но уж больно хлопотно.
Для начала - солнце на экваторе "строго соответствует сторонам света", сторого говоря - два раза в год. Во время весеннего и осеннего равноденствия. Между этими датами оно будет гулять в определённых пределах. Соответственно будут гулять точки восхода и заката и в других широтах. Таблиц для учёта этого я не видел.

Определить точный пеленг на восход и закат затруднительно, особенно в высоких широтах.
Из-за преломления в атмосфере мы видем солце несколько раньше, чем оно появляется над горизонтом. Я не знаю, как это учитывать. Да и сам диск - не маленький, особенно на восходе и закате из-за того же преломления.

Обязательно заспиртуйте помянутый "кусок старого конверта" - для подтверждения Вашей идиологической правоты. А то ведь не поверят.

И всё-таки брать высоту полуденного солнца намного проще. В равноденствие и таблиц никаких не надо. 90 минус высота солнца над горизонтом = широта. В высоких широтах, опять же, надо учитывать рефракцию. В другое время нужна поправочка. Кстати, она есть на помянутом мной ранее приборчике.

Так, что постарайтесь не попадать на полюса в равноденствие.
  • 0

#64 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 августа 2005 - 19:42

    При наличии достаточно точных часов, а достаточно просто электронных, засекая время восхода и захода солнца, или время восхода и долготу дня места из таблиц - справочников, можно привести это время ко времени полдня, т.е. кульминации Солнца. Разница между часами по Гринвичу и реальным полднем даст вашу долготу. К сожалению или нужно хотя-бы примерно знать где находишся для пользованием справочником, либо метода годится для недвижущихся объектов. Ну там типа Таинственного острова, буровой, или степи бескрайней типа пампасов. Чтобы замерить точное время от восхода до захода солнца и самому при этом не менять положения. Идея тоже проста. Солнечная кульминация, т.е. полдень, расположен строго в средине временного интервала от момента восхода и до момента захода.

<{POST_SNAPBACK}>

Проще всего определять полдень - по компасу, естественно, с поправкой на магнитное склонение и девиацию прибора. При этом вполне достижима точность в пределах +- 0,5 градуса, т.е. 30 миль по экватору, а в средних широтах и того меньше.

Думаю, что можно определить полдень и как середину между восходом и закатом.
Дело совсем за малым. Остаётся только подъискать Таинственный остров.
  • 0

#65 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 23 августа 2005 - 20:18

Уважаемый Сэр kapitan!

Я люблю лед когда он в стакане. Для этого на полюс или за Полярный круг не обязательно.

Мне кажется Вы не правы что до Экватора. Именно там точки восхода и захода соответствуют географическим всегда. Во время равноденствия солнышко на Экваторе еще и через Зенит проходит. А в дни Солнцестояния высота подъема солнца (угол) равен углу эклиптики. Со знаком плюс или минус в зависимоста от зимы или лета. Возможно поэтому таблиц "гуляния" быть и не должно.

И тогда от Экватора и до Полярного круга точки восхода - захода движутся в сторону Севера - Юга, сливаясь на Полярных кругах в одну - строго на Севере - Юге.

Высота Солнца в равноденствие на средних широтах и есть широта места. В дни солнцестояния это широта места плюс - минус угол эклиптики. Меняется наклон плоскости видимого движения Солнца по небесной сфере, а вот точки восхода - захода не меняются. Сечение плоскости горизонта плоскостью видимого движения Солнца по небесной сфере проходит через наблюдателя только на Экваторе.

По поводу рефракции - готов согласиться. Хотя попробую проверить сам.

ХМ! Высоту конечно измерять лучше. Но для этого секстан нужон. А пеленгатор он к компасу привинчен. И часы на руке.

Старого конверта боюсь уже нет. Но Джентльмен всегда поверит слову Джентльмена. Не так ли?

С уважением, Day Skipper. Gentleman.

#66 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 августа 2005 - 21:57

   Я люблю лед когда он в стакане. Для этого на полюс или за Полярный круг не обязательно.

   Мне кажется Вы не правы что до Экватора. Именно там точки восхода и захода соответствуют географическим всегда. Во время равноденствия солнышко на Экваторе еще и через Зенит проходит. А в дни Солнцестояния высота подъема солнца (угол) равен углу эклиптики. Со знаком плюс или минус в зависимоста от зимы или лета. Возможно поэтому таблиц "гуляния" быть и не должно.

<{POST_SNAPBACK}>

А я люблю, когда в стакане что ни будь погорячее.

Увы, пока что, точно на экваторе мне бывать не приходилось. Навскидку - будет меняться, но я еще подумаю.

Высота Солнца в равноденствие на средних широтах и есть широта места. В дни солнцестояния это широта места плюс - минус угол эклиптики.

Насчёт этой самой "эклиптики" - спорить не стану. Но если бы солнце вело себя столь безответственным образом, тогда на экваторе в равноденствие широта была бы 90 градусов и образовались бы полярные льды, чего, к счастью, не наблюдается. А то бы на этот ледяной экватор меня и калачом бы не заманили.

Ну, разве что, на совсем уж средней широте в 45 градусов.

Меняется наклон плоскости видимого движения Солнца по небесной сфере, а вот точки восхода - захода не меняются. Сечение плоскости горизонта плоскостью видимого движения Солнца по небесной сфере проходит через наблюдателя только на Экваторе.

Чего-то Вы меня вконец запутали.
Сечь наблюдателя на небесной сфере я тоже не пытался, но точно знаю, что в средних широтах пеленги восхода и заката со временем года меняются и весьма значительно. Пеленгов, конечно, я ни у кого не брал, но из-за какого дома солнце встаёт и куда оно садится - наблюдать приходилось.

По поводу рефракции - готов согласиться. Хотя попробую проверить сам.

Насчёт этого Вы можете даже и не соглашаться - она всё одно будет. В детстве я занимался астрономией, уже тогда имея в виду цели навигации. Даже получил квалификацию астронома-наблюдателя.

Старого конверта боюсь уже нет. Но Джентльмен всегда поверит слову Джентльмена.  Не так ли?

А вот это уже - совершенно непростительная оплошность. Я то, конечно, и поверил бы, да не все тут такие доверчивые.
  • 0

#67 tuger

tuger

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Полярный
  • Судно: Морской буксир

Отправлено 23 августа 2005 - 22:09

    ХМ! Высоту конечно измерять лучше. Но для этого секстан нужон. А пеленгатор он к компасу привинчен. И часы на руке.

 

<{POST_SNAPBACK}>

Чем вам так неугодил секстан? Замечательный приборчик, а в паре с протрактором вообще - песня! И время полдня по кульминации ловиться с точностью до нескольких секунд (временных). Да и вообще, секстан - единственный прибор на судне не допускающий разночтений.
  • 0

#68 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 23 августа 2005 - 22:16

Так нету его у меня! Нету! С уважением, Day Skipper

#69 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 августа 2005 - 22:31

Да и вообще, секстан - единственный прибор на судне не допускающий разночтений.

<{POST_SNAPBACK}>

to tuger

Кстати, коллега, а почём они у Вас в Полярном.
  • 0

#70 tuger

tuger

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 222 сообщений
  • Из:Полярный
  • Судно: Морской буксир

Отправлено 23 августа 2005 - 22:37

to tuger

Кстати, коллега, а почём они у Вас в Полярном.

<{POST_SNAPBACK}>

Не знаю, не покупал. Но поспрошать можно.
  • 0

#71 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 23 августа 2005 - 23:11

Уважаемому Сэру kapitanу!

-Почему-то мне никто не верит, когда я рассказываю как жалобно пищат устрицы, когда их ешь! Наверное слушатели не джентльмены.
- А вы сами слышали?
- Нет. Но мне рассказывал другой джентльмен.

С уважением, Day Skipper.

#72 kapitan

kapitan

    Инженер

  • Капитан
  • 1 905 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 24 августа 2005 - 10:26

Уважаемому Сэру Day_skipperу!

Коллега!

Я, конечно, понимаю всю важность этой проблемы для морской навигации вообще и для Вашего знакомого джентльмена - частности, но почему Вы решили, что я люблю кушать тараканов, да ещё и живых?

С уважением, kapitan.
  • 0

#73 Day_skipper

Day_skipper

    Рулевой 1-го класса

  • Пассажиры
  • PipPipPipPipPipPip
  • 492 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Taurus(Pl), Carina(P
  • Название: "Арго", "Лань"

Отправлено 25 августа 2005 - 01:21

Дак кто-же тараканов? Устрицы, Сэр! Только устрицы! Всго-лишь устрицы. Нет, сам не ел. И даже не видел как едят. Но очень живо рассказывал один Джентльмен. Ел-ли он? Не знаю. Думаю нет. Но наверняка слышал. Догадываетесь от кого? Впрочем устрицы, это видимо тема отдельного обсуждения. С удовольствием послушаю Джентльменов. С уважением, Day Skipper.



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей