Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Управляемый шверт


Сообщений в теме: 306

#251 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 26 марта 2022 - 01:34

Толщина тут причём? Удлинение есть отношения длины шверта к его (средней) ширине. Толщина при этом может быть любой, она на удлинение никак не влияет.

Толщина здесь притом, что, начиная с некот. удлинения шверта, её может не хватить для сохранения устойчивости. Влияет ли она с учётом упомянутого обстоятельство на удлинение ? Да. Она его ограничивает.


Сообщение отредактировал Бамбула.: 26 марта 2022 - 01:36

  • 0

#252 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 26 марта 2022 - 01:52

Зайду с конца. Рекомендации по выбору площади асимметричного шверта, отталкиваясь от площади паруса, довольно противоречивы. Многие авторы упоминают, что для быстроходных килеватых катамаранов достаточно очень небольших швертов. В частности поэтому для катамарана "Линде Кэт" с площадью парусов 21 м2 оказалось абс.  достаточным шверта с профилем " CLARK - Y" и площадью 0,2 - 0,25 м2, что укладывается в диапазон от 9,5 до 1,2 % от площади паруса. Дело в том, что обычно рекомендуется выбирать площадь симметричного шверта в диапазоне от 4 до 6 % от площади паруса. Лтличие получается примерно в 5 р., что слишком много. 

 

Кто бы опытный вынес вердикт по поводу моих приблизит. расчётов площади одного шверта для двухшвертового проа ? 

Примем площадь паруса в 17,5 м2.

Тогда площадь шверта:
2,5 % - 0,44 м2
3% - 0,525 м2

В кач. рабочей гипотезы принимаю шверт с рабочей частью 1,25 Х 0, 375, площадью 0,469 м2 и удлинением 3,(3). Для относит. толщины профиля 0,128 высота профиля будет 48 мм. В длине шверта укладывается 26 толщин.
Если на бейдевинде передний шверт добавит половину этой площади, то суммарная площадь двух швертов будет 0,7 м, что составляет 4 % от площади паруса.  Для асимметричных швертов этого (вроде бы) должно хватить.

 

Источник: http://www.barque.ru..._and_catamarans

Цитаты:

1. Даже значительное увеличение площади шверта с профилем NACA-0006 и А-6°/о не позволяет обеспечить дрейф катамарана менее 1,5°, а ведь каждый градус дрейфа — это потеря 17,5 м высоты на каждом километре лавировки. Применение профилей с большей кривизной позволяет легко уменьшить дрейф до 0—1°. Площадь шверта с профилем CLARK-Y составит при этом всего 0,2—0,25 м2.

Если площадь шверта, имеющего большую вогнутость профиля, завышена для какого-то режима работы парусов, то в этом режиме катамаран будет иметь отрицательный дрейф — дрейф на ветер. Для рассматриваемого нами режима такое явление будет наблюдаться, когда площадь шверта с профилем CLARK-Y превысит 0,25 м2
2. Мы убедились, что применение несимметричных профилей большой вогнутости обеспечивает минимальный дрейф на лавировке при небольшой площади шверта. Однако такой шверт будет вызывать на полных курсах дрейф катамарана на ветер. При этом не только без нужды увеличивается сопротивление корпусов, но и затрудняется управление яхтой: катамаран на галсе на нижний знак может настолько вынести на ветер, что придется либо непрерывно уваливаться, либо даже подходить к знаку другим галсом. Автор статьи убедился в этом на своем катамаране «Вымпел» в гонках 1965 г. Катамаран был оборудован швертами профиля CLARK-Y площадью 0,19 м2 каждый и совершал лавировку практически без дрейфа, что очень удобно при «нацеливании» на знак. Однако после огибания верхнего знака приходилось тотчас приподнимать шверт во избежание дрейфа на ветер.

Если применяются шверты кинжального типа, следует изготовить один симметричный шверт небольшой площади специально для полных курсов. На катамаранах с поворотными швертами вопрос решается частичным выбиранием шверта; при этом косое обтекание шверта и уменьшение его площади предотвращают дрейф на ветер."


Сообщение отредактировал Бамбула.: 26 марта 2022 - 02:04

  • 0

#253 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 26 марта 2022 - 12:22

Рекомендации по выбору - это некие статистические данные. Средняя температура по больнице.

Цифры из приведенной Вами цитаты тоже некий обобщенный результат.

Вы можете выбрать на базе собственных рассуждений любой вариант.

Чтобы получить конкретные данные надо считать. И не шверт в отдельности, а всю компоновку (судно) в целом.

Сформулировать критерий оптимума и искать его. При этом в зависимости от выбранного критерия результаты будут разными.

Для максимальной скорости один, для оптимального выхода на ветер - другой. И так далее.

Поэтому рисуйте такой, какой Вам нравится и получайте удовольствие от хождения под парусом.

Выбранный Вами вариант позволит ходить против ветра и гнуться (вибрировать) не будет. 


  • 1

#254 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 26 марта 2022 - 14:16

Выбранный Вами вариант позволит ходить против ветра и гнуться (вибрировать) не будет. 

Уже хорошо !!!  :)


  • 0

#255 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 22 апреля 2022 - 14:23

Уже начал работы по реализации своего проекта, но проектирование в части швертов ещё не закончено, и это вызывает моё беспокойство. 

 

 У меня управление курсом будет осуществляться через управление заглублением двух асимметричных кинжальных швертов в носу и в корме. А поскольку менять заглубление нужно будет под нагрузкой и очень часто, надо будет позаботиться о хорошей  стойкости швертов к истиранию и о всемерном  снижении трения швертов о стенки колодцев. Какую пару трения избрать ? Нужны ли спец. вставки в колодцы из капролона, нейлона, фторопласта и пр. ? Или достаточно просто покрыть трущиеся поверхности, как вариант, полиуретановым лаком ? 

 

Примеров  реализации подобных кинжальных швертов не нашёл. Придётся мудрить самому. Важно не выбрать тупиковый вариант. Ибо срезать колодцы в случае неудачи и вклеивать потом новые очень бы не хотелось. Одним словом, мне нужны очень скользкие и износостойкие кинжальные шверты. Хотелось бы понять, как это реализовать. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 22 апреля 2022 - 14:38

  • 0

#256 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 22 апреля 2022 - 16:35

Хотелось бы понять, как это реализовать. 

Сделать нормальный человеческий руль.  :D

 

"Нормальные герои всегда идут в обход

В обход идти, понятно, не очень то легко

Не очень то приятно и очень далеко.

Но мы с пути кривого ни разу не свернем ..."


  • 0

#257 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 22 апреля 2022 - 17:42

1. Полимочевина Вам поможет.

2. Бамбула, стройте нормальные парусники!  И не "по Крючкову": у него цели были  другие. И ещё: большой спорт - как война.  Там не в "профилях швертов" дело.


  • 0

#258 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 22 апреля 2022 - 19:14

Сделать нормальный человеческий руль.  :D

 

Тогда их придётся сделать два (в обеих оконечностях лодки). и это попахивает целым букетом сложностей, с кот. столкнулся Владимир со своим "Крэйзи проа". пожалуй, на эти грабли я наступать всё - таки не буду.

 

. Полимочевина Вам поможет.

 

Так а какая пара трения ? Полимочевина по полимочевине ? Точно ли это хорошая пара ? Пока что я нашёл только "Моденджи - 1018". Это смола, насыщенная мельчайшим фторопластовым порошком. В секте БЛ об этом антифрикционном покрытии есть полная информация, здесь же ограничусь одним скрином из интструкции. 

 

Меня интересует конкретный опыт. Чем покрывают кинжальные  шверты, для получания минимального трения и большой долговечности ?

 

Недавно  демонтировал подуключины на "САВЕ - 700", потому что они мешают монтажу элемента, несущего балки. А когда снял их, то удивился. Они достаточно плотно, как мне казалось, прилегали к бортам лодки, но под ними оказалось пятно застарелой тёмной грязи. Как - то заползла она туда. А это значит, что шверт регулируемого заглубления натащит в колодец точно такую же грязь, только уже в зн. больших количествах. Так что хотелось бы заблаговременно принять меры по этому поводу, чтобы продлить срок эксплуатации швертов и облегчить эту эксплуатацию, снизив трение швертов о стенки колодцев. 

 

Я не уверен, что покрытие "Моденджи" - лучшее. Просто пока больше ничего найти не удалось, что без приключений можно нанести при комнатной температуре. Все жидкие смазки сразу отпадают, потому что грязь и песок налипают на них, и шверт превращается в напильник.

Прикрепленные изображения

  • мо.jpg

Сообщение отредактировал Бамбула.: 23 апреля 2022 - 02:56

  • 0

#259 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 22 апреля 2022 - 19:21

Мой советчик из Новой Зеландии прикрепил к стенкам колодцев бруски из нейлона с непонятным идентификационными индексом. Что это за нейлон такой, я так и не понял. Шверты он покрыл эпокс. смолой с щедрой  примесью графита. И вроде как у него всё работало. Но немножко это отдаёт кружком "Умелые руки". Он обошёлся тем, что попало под руку. Я пытаюсь понять, какие есть ещё решения. 

Прикрепленные изображения

  • ныцо.jpg

Сообщение отредактировал Бамбула.: 22 апреля 2022 - 19:22

  • 0

#260 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 22 апреля 2022 - 21:00

На яхте, как  на корабле, работает правило: "Будь всегда готов!"  встретить изменение обстановки. Догоняющему конкуренту на повороте спусти через сосалку литр отработанного масла, сбрось 20 метров полипропиленового шнура. Иначе всё это сделает ОН - КОНКУРЕНТ. НЕ РАССЛАБЛЯЙСЯ! .

Хочешь быть лидером - так окружи себя слабаками.  Желаешь надёжность - подбери грамотных и деловых, пусть грубых.

На  лодке определи приоритеты:  самое важное - надёжность и работоспособность устройства в любых весьма переменчивых условиях. Не трать силы и время на детали десятого порядка малости.


  • 0

#261 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 22 апреля 2022 - 22:42

Вопрос был про износотойкие и скользкие покрытия. Меня не интересует ни сосалка, ни отработка, ни изменение обстановки, ни шнур из пропилена. Меня интересуют только покрытия и пары трения. Не тратьте своё и моё время попусту. 


  • 0

#262 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 22 апреля 2022 - 23:00

Вопрос был про износотойкие и скользкие покрытия. Меня не интересует ни сосалка, ни отработка, ни изменение обстановки, ни шнур из пропилена. Меня интересуют только покрытия и пары трения. Не тратьте своё и моё время попусту.

Медь по стали вроде хорошо скользит.
  • 0

#263 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 23 апреля 2022 - 00:21

Капролон по алюминию. Разное по тефлону. В СВП применяют полиэтилен для обшивки баллонов.


  • 0

#264 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 23 апреля 2022 - 02:11

Вопрос был про износотойкие и скользкие покрытия. Меня не интересует ни сосалка, ни отработка, ни изменение обстановки, ни шнур из пропилена. Меня интересуют только покрытия и пары трения. Не тратьте своё и моё время попусту. 

Вам хочется ходить под парусом? - Ходите на надёжных конструкциях. До профилей и проблем трения ещё очень далеко. И эти проблемы мало заметны.
 


  • 2

#265 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 688 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 23 апреля 2022 - 07:00

При чём тут ходить под парусом? Это и дурак может. А тут человек любит преодолевать трудности и решать проблемы. Любые, даже не существующие. Если их нет, он их выдумывает и загодя решает, а не то, что другие (дураки), которые решают проблемы по мере их возникновения.


  • 3

#266 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 23 апреля 2022 - 12:28

Медь по стали вроде хорошо скользит.

 Бронза по льду лучше? :cry:  Но там же опять" смазка" водой?

Медь в морской воде, вроде бы не обрастает...А пресная, - она же как смазка. :wacko:   Сталь - откупоросим или отсуричим свинцовым. :rolleyes:

"Меня интересуют только покрытия и пары трения. Не тратьте своё и моё время попусту."

- Любое Ваше решение будет ПРАВИЛЬНЫМ. :)

 


  • 0

#267 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 23 апреля 2022 - 14:03

 Разное по тефлону. 

Есть примеры тефлонирования швертов ? 

 

 человек любит преодолевать трудности и решать проблемы. Любые, даже не существующие. Если их нет, он их выдумывает и загодя решает

Тысячи лет тихоокеанские проа управлялись преимущественно через изм. положения ЦБС. Здесь НЕТ никаких проблем, и тут ничего не нужно преодолевать. Просто когда капитан в лодке один, он сидит на балках и не м. бегать по ваке ради перемещения ЦБС. Отсюда и эта схема.

  Мне не нужны советы по управлению и центровке. Мне нужны советы по парам трения, которые можно реализовать в швертовых колодцах. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 23 апреля 2022 - 14:03

  • 0

#268 mafia

mafia

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 913 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: катамаран
  • Название: no

Отправлено 23 апреля 2022 - 14:24

Реализуйте трение качения. Лучше не найдёте.
  • 0

#269 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 362 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 23 апреля 2022 - 15:05

Есть примеры тефлонирования швертов ? 

 

Примените тефлоновую краску.


  • 0

#270 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 23 апреля 2022 - 15:10

Есть примеры тефлонирования швертов ?

Нет.

Но речь шла не о примерах:

Вопрос был про износотойкие и скользкие покрытия.  Меня интересуют только покрытия и пары трения. 

Примеров фторопластовых подшипников - множество. Сам делал на флюгарку.


  • 0

#271 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 23 апреля 2022 - 17:17

Тефлон, как я понимаю, - это просто так маркетологи гламурно фторопласт называют при капитализме. С коээффициентом трения там всё в полном порядке, но он мягковат. Если шверт обговнять, то как бы чего не вышло. А обеспечить его работу в зарытом от грязи объёме технически сложно. "Моденджи" - это композиция из смолы и фторопластового порошка. Порошок отвечает за трение, а смола за твёрдость. Единственное, что останавливает - абс. невменяемая цена. Поэтому и захотел узнать, чем проверенным и скользким народ покрывает кинжальные шверты, чтобы они поменьше исшваркивались. 


Сообщение отредактировал Бамбула.: 23 апреля 2022 - 21:30

  • 0

#272 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 066 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 апреля 2022 - 23:25

https://youtu.be/ikjdzwPo1jI

Шверты регулируются под нагрузкой. Колодцы больше сечения шверта, шверт фиксируется в месте прохода через днище корпуса внизу и через подвижную пластину сверху. Материал пластины — делрин. Как я понимаю, это у нас полиацеталь называется. Ну или использовать какой-нибудь графитонаполненный пластик воде капролона.
  • 1

#273 Бамбула.

Бамбула.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 698 сообщений
  • Из:С-Пб
  • Судно: Каноэ "САВА - 700"
  • Название: "КОВЧЕГ"

Отправлено 25 апреля 2022 - 23:28

 Материал пластины — делрин. Как я понимаю, это у нас полиацеталь называется. Ну или использовать какой-нибудь графитонаполненный пластик воде капролона.

Наиль, огромное  спасибо !  Про полиацеталь пока не думал, ибо работал только с капрололоном. Меня предупреждали, что эта зараза в воде разбухает, но я не внял советам, и в подшпинике поворотной мачты люфт был минимален. через некот. время мачта стала подклинивать. Других претензий к капролону не возникло. Опытные люди, кстати, утверждали, что в паре трения "капролон - дюраль"  капролон съедает дюраль, а не наоборот. 

 

Вот статья, в кот.сравниваются капролон и полиацеталь: https://msel.ru/arti...li-poliatsetal/

Что лучше работает на истирание, из статьи не оч. понятно. 

 

Также я не смог понять, чем покрыты в ролике "шверты - крылья". т. е. нет ясности в отношении второго компонента пары трения. 


  • 0

#274 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 066 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 26 апреля 2022 - 01:27

Шверты покрыты гелькоутом.
  • 1

#275 Nnnnnnn

Nnnnnnn

    Покатушечник

  • Капитан
  • 4 066 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 26 апреля 2022 - 01:44

Но вообще, мне идея отказаться руля не нравится. Я тут как-то выкладывал ссылку на блог одного перца, который построил проа по идеям Диркинга и пошел на нём около 2000 миль вдоль берегов Мексики.
Его резюме по этому вопросу: нормальный руль на голову лучше и рулевого весла, и, тем более, управления смещением ЦБС и ЦП. В частности, смещением ЦБС/ЦП обычно не удается рулить оперативно.
  • 2



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей