Зайду с конца. Рекомендации по выбору площади асимметричного шверта, отталкиваясь от площади паруса, довольно противоречивы. Многие авторы упоминают, что для быстроходных килеватых катамаранов достаточно очень небольших швертов. В частности поэтому для катамарана "Линде Кэт" с площадью парусов 21 м2 оказалось абс. достаточным шверта с профилем " CLARK - Y" и площадью 0,2 - 0,25 м2, что укладывается в диапазон от 9,5 до 1,2 % от площади паруса. Дело в том, что обычно рекомендуется выбирать площадь симметричного шверта в диапазоне от 4 до 6 % от площади паруса. Лтличие получается примерно в 5 р., что слишком много.
Кто бы опытный вынес вердикт по поводу моих приблизит. расчётов площади одного шверта для двухшвертового проа ?
Примем площадь паруса в 17,5 м2.
Тогда площадь шверта:
2,5 % - 0,44 м2
3% - 0,525 м2
В кач. рабочей гипотезы принимаю шверт с рабочей частью 1,25 Х 0, 375, площадью 0,469 м2 и удлинением 3,(3). Для относит. толщины профиля 0,128 высота профиля будет 48 мм. В длине шверта укладывается 26 толщин.
Если на бейдевинде передний шверт добавит половину этой площади, то суммарная площадь двух швертов будет 0,7 м, что составляет 4 % от площади паруса. Для асимметричных швертов этого (вроде бы) должно хватить.
Источник: http://www.barque.ru..._and_catamarans
Цитаты:
1. Даже значительное увеличение площади шверта с профилем NACA-0006 и А-6°/о не позволяет обеспечить дрейф катамарана менее 1,5°, а ведь каждый градус дрейфа — это потеря 17,5 м высоты на каждом километре лавировки. Применение профилей с большей кривизной позволяет легко уменьшить дрейф до 0—1°. Площадь шверта с профилем CLARK-Y составит при этом всего 0,2—0,25 м2.
Если площадь шверта, имеющего большую вогнутость профиля, завышена для какого-то режима работы парусов, то в этом режиме катамаран будет иметь отрицательный дрейф — дрейф на ветер. Для рассматриваемого нами режима такое явление будет наблюдаться, когда площадь шверта с профилем CLARK-Y превысит 0,25 м2
2. Мы убедились, что применение несимметричных профилей большой вогнутости обеспечивает минимальный дрейф на лавировке при небольшой площади шверта. Однако такой шверт будет вызывать на полных курсах дрейф катамарана на ветер. При этом не только без нужды увеличивается сопротивление корпусов, но и затрудняется управление яхтой: катамаран на галсе на нижний знак может настолько вынести на ветер, что придется либо непрерывно уваливаться, либо даже подходить к знаку другим галсом. Автор статьи убедился в этом на своем катамаране «Вымпел» в гонках 1965 г. Катамаран был оборудован швертами профиля CLARK-Y площадью 0,19 м2 каждый и совершал лавировку практически без дрейфа, что очень удобно при «нацеливании» на знак. Однако после огибания верхнего знака приходилось тотчас приподнимать шверт во избежание дрейфа на ветер.
Если применяются шверты кинжального типа, следует изготовить один симметричный шверт небольшой площади специально для полных курсов. На катамаранах с поворотными швертами вопрос решается частичным выбиранием шверта; при этом косое обтекание шверта и уменьшение его площади предотвращают дрейф на ветер."
Сообщение отредактировал Бамбула.: 26 марта 2022 - 02:04