...
кратковременно снять часть веса с палубы, перенеся его на воздух,
с этим несогласен. Ветра нет чтобы вес с доски снимать. И так стоим в районе передних петель, иначе доска тонет кормой. Ну а если ветра достаточно чтобы снять вес с доски - то и без пампинга ускоримся..
----------
Чтобы кратковременно снять часть веса с палубы, достаточно просто резко согнуть ноги в коленях. Это работает даже в штиль. Вы ноги при пампинге сгибаете? А кисти рук у вас в конце маха идут строго горизонтально, или всё же ещё и сверху вниз? Ветра недостаточно, чтобы стабильно висеть на парусе, в квазистатическом мире, но реакции паруса при махе вполне достаточно, чтобы кратковременно подвиснуть на гике в конце маха в реальном, динамическом мире, одновременно с толчком доски ногами вперёд и вбок. Верхушка при махе вращается вокруг шарнира, то есть движется по дуге: в начале дуги горизонтально или снизу вверх, в конце дуги - сверху вниз. Чуть-чуть, которое теория в первом приближении не видит.
==========
толкнуть доску ногами
направление толчка? Оно ведь чётко по вектору рывка паруса, а это сильно далеко от "вперёд". Если-б не достаточное боковое сопротивление - ускорение от этого толчка не будет.
----------
Наверное у вас там вектор, но у меня скорее - траектория. Верхушку в начале рывка я веду прямыми руками вокруг себя, заводя вперёд и наветер, затем, приседая, а потом резко тяну к себе, сгибая руки и откидывая назад плечи, и в конце разгибая ноги, толкаю ими доску вперёд и вбок. Вроде так. Ну, вы же умеете?
Что такое "вектор рывка"? Это направление, в котором вы тянете парус? Но в большинстве случаев реакция паруса на этот рывок будет направлена вовсе не вдоль этого направления. Только если направление вашего рывка, грубо говоря, совпадает с неким, осреднённым по времени рывка, положением центра давления паруса, парус будет противодействовать в том же направлении. слегка изменили направление рывка, изменили положение кисти одной руки на гике, и парус при рывке потянет вас в сторону. Это вроде бы элементарные вещи, которые вы наверняка знаете, но в аргументах упорно игнорируете, поскольку они не вписываются в привычную вам статическую схему. То же и с толчком ног - толкаем мы доску в одну сторону, а движется она совсем не туда, куда её толкнули, независимо от размера плавника.
К тому же мах и толчок слегка сдвинуты во времени и вовсе не обязаны быть направлены вдоль одной линии, как силы уравновешивающие друг друга силы в квазистатическом мире.
Вообще, боковое сопротивление не зависит от ускорения, равно как и ускорение не зависит от бокового сопротивления. Само определение бокового сопротивления однозначно определяет, что оно зависит от скорости, подразумевая при этом, что эта скорость постоянна. Ускорение же связывает силовое воздействие с массой, а в случае жидкой среды ещё и с присоединённой массой жидкости, окружающей рассматриваемый объект. То есть ускорение доски будет тем больше, чем меньше сумма массы доски и присоединённой массы жидкости в направлении движения. Присоединённая масса, в отличие от просто массы, есть величина не постоянная, она зависит от направления, в котором объект ускоряется. Для доски в водоизмещении присоединённая масса в направлении поперёк больше присоединённой массы в направлении вдоль доски примерно во столько раз, во сколько длина доски больше её ширины. И если мы толкнём доску под 45° к оси, то ускорение поперёк доски при этом будет в 4-5 раз меньше, чем ускорение вдоль доски, даже без плавника. Вот такая она, динамика.
==========
Ничего этого первое приближение не учитывает.
т.к. перечисленное - вторичные факторы, без которых можно обойтись, и которые сами по себе выхода на глиссирование не обеспечивают.
----------
То есть вы эти факторы во внимание не принимаете и можете без них обойтись. А я - наоборот, использую. Сами по себе они выхода на глиссирование не обеспечат, например, если ветра нет вовсе, то как ни маши парусом, как ни толкай доску, как ни приседай - глиссировать не сможешь. Но при наличии первичных факторов, которые сами по себе глиссирования не обеспечивают, вторичные в совокупности с ними позволяют это сделать.
==========
Сопротивление доски в толчке до горба и сразу за ним одинаково,
не согласен. Дифферент на корму до горба заметно выше. А после горба, если получилось ускорить доску, видно как он заметно снижается и продолжает снижаться дальше, позволяя набрать больше и больше скорости.
----------
Разве я сказал хоть слово про дифферент?
==========
Собственно и давление на переднюю ногу при пампинге - оно не для выталкивания доски вперёд, а чтобы снизить дифферент смещением веса вперёд, помочь преодолеть горб.
----------
Во-первых, при пампинге у меня нагрузка на обе ноги примерно одинаковая, иначе доска будет рыскать при каждом махе. Во-вторых, чтобы снизить излишний дифферент на корму (который есть безусловное зло при разгоне) достаточно просто сдвинуть положение обеих стоп вперёд на несколько сантиметров. И если это, по вашему мнению, поможет преодолеть горб, вам не нужно будет зря давить на переднюю ногу. Ну, а по мне, так дифферент тут не при чём и вот эти картинки
годятся для катеров или памятников виндсерфингисту, поскольку, как уже объяснял выше, динамику процесса выхода они не описывают. В отличие от большого катера, дифферент доски зависит не столько от скорости, сколько от желания тушки, мы можем при желании полностью и постоянно контролировать дифферент просто смещая вес на ту или другую ногу, или сдвигая вдоль доски обе ноги. А вот про сопротивление, в долговременном плане, порядка 5-10с, этого сказать нельзя. Только кратковременно на полсекунды-секунду мы его можем снизить по своей воле, и с дифферентом это вообще не связано.
==========
Но если вы перескочили горб после маха или толчка, то вы продолжите разгоняться. А если не перескочили, то скорость снова упадёт.
не согласен с этим. Если бы это было так, то для выхода на глиссирование достаточно было бы одного энергичного рывка парусом, и всё - летим!
На практике же приходится скорость наращивать постепенно, и наращивание этой скорости позволяет увеличить тягу на парусе, и в итоге и получить достаточно тяги для преодоления горба и выхода на глиссирование. За один мах получается только когда чувствуешь что порыв пришёл и ветра хватит чтобы после рывка оно тебя подхватило и не дало остановиться.
----------
Ну, в предыдущем посте было уточнение, что если наша скорость перевалила за пик после маха, но тяга упала настолько, что не способна скомпенсировать даже начавшееся уменьшаться сопротивление, то надо продолжать махи, с уменьшающейся амплитудой, чтобы не откатиться назад, за горб. Ведь после маха парус у нас практически обезветривается, его снова нужно занести вперёд-подветер, и в это время он почти не работает. Скажем так, машем до тех пор, пока парус, без махов, не начнёт работать нормально и мы при этом уже имеем скорость большую, чем у вершины горба. Дальше лучше не мешать доске и парусу "засасывать" вымпельный ветер лишними телодвижениями. Можете сделать это за 1 мах - молодец. Не можете - машите дальше. Нет, если нравиться махать, то никто же не запрещает, даже если доска и так стабильно глиссирует. Видео с олимпийских гонок я смотрел, и клипы с тренировками формулистов в слабый ветер. Ну, чо сказать? Это ж не люди - кони. Силой их можно восхищаться, но доля их тяжкая вызывает не восхищение, а сочувствие и жалость. Были когда-то и мы рысаками... Нонче же лишний мах делать - два раза подумаешь. Да и зачем, если доска и так сама разгоняться пошла?
==========
Пара процентов сопротивления иногда может означать качествненно иной режим движения.
эти пара процентов важны для максималки, а не в переходном режиме.
----------
Причём тут максималка? Доска глиссирует или не глиссирует. Разница - два процента. Это не важно?
==========
да, либо если человек сильно увалился и не получил прироста силы вымпельного ветра. Либо если недостаточная площадь плавника и большая часть энергии от пампа ушла в дрейф. Вы ведь не будете спорить что если минимизировать плавник а то и вообще убрать, то глиссировать на доске в слабый ветер не получится? Ни о какой ходьбе быстрее скорости ветра и речи быть не может..
----------
Конечно, минимизация длины плавника, под специфические условия, для решения специфической задачи, имеет разумные пределы. 2-3, много если 5-6см в минус от стандартной длины плавника для данного паруса. Всё же после выхода на глиссирование нам нужно будет глиссировать, в петлях и трапеции, без пампинга. Хоть и в увал, но плавник должен при этом работать и давать минимальную опору задней ноге. Иначе смысл теряется.
==========
для максимизации силы вымпельного ветра нужно чтобы угол между направлением движения доски и направлением ветра был как можно меньше. Можно ставить доску сколь угодно круто к ветру, но при сильном дрейфе истинное направление движения будет слишком полным и вымпельный ветер будет так себе. Без бокового сопротивления вымпельный ветер невозможен под парусом. Соответственно чем оно больше, тем больше будет максимально достижимая сила вымпельного ветра. А мы за ней и гонимся.
----------
Если что и имеет смысл максимизировать, так это тягу паруса, а не силу вымпельного ветра. А для тяги важна не только сила вымпельного ветра, но и его направление. Глупо пытаться максимизировать вымпельный ветер, если тяга и скорость доски при этом снижаются. В идеале вымпельный ветер должен дуть под прямым углом к ДП, тогда вся "подъёмная" сила на парусе становится тягой. Больше тяга - больше скорость доски. Больше скорость доски - больше скорость вымпельного ветра, он становится острее, мы можем идти полнее, чтобы опять вымпельный дул нам строго сбоку. Больше скорость доски и полнее её курс - меньше плавник, который способен обеспечить нужное, сравнительно небольшое на полном курсе боковое сопротивление. Да, для доски этот идеал далёк от реальности, но не потому, что вымпельного ветра мало, а потому, что он слишком острый. Ведь для увеличения тяги мы должны отклонить плоскость паруса на 15-25 градусов от направления вымпельного ветра, уменьшив угол тем самым угол между плоскостью паруса и ДП. Уменьшению этого угла есть естественный предел в 5-6 градусом, меньше - тяга пропадает, остаётся только боковая/кренящая сила.
Конечно, вымпельный ветер к доске всегда приходит под острым углом, даже на полном бакштаге, но боковое сопротивление при этом всё же гораздо меньше, раза в два, чем при лавировке, и площадь стандартного плавника при этом становится избыточной, плавник уже не способствует увеличению скорости, а создаёт проблемы с управляемостью.
==========
потому что для того чтобы ускориться нам нужно трансформировать вектор тяги паруса (направленный чуть ли не перпендикулярно доске) в движение доски вперёд.Т.е. мы резко давим на плавник практически перпендикулярно ходу его движения, увеличивая угол атаки. И в такой ситуации боковое сопротивление зависит в первую очередь от площади плавника, и от полноты его профиля. Я по-этому и писал что древние плавники малого удлиннения но большой площади хорошо себя показывали при пампинге, а современные тонкие длинные карбоновые могли оказаться не лучше, т.к. площади столько же, а угол атаки выходит закритический.
----------
Вектор тяги паруса направлен вдоль ДП, поскольку он есть проекция вектора полной аэродинамической силы (ПАС) на парусе на ДП. Сам вектор ПАС направлен примерно по нормали к поверхности( условно - плоскости) паруса. Тяга паруса ускоряет доску, если она больше сопротивления доски и тушки, трансформировать при этом нам ничего не требуется, достаточно просто держать парус под правильным углом к ветру.
На плавник мы давим, лучше не резко, да, практически поперёк ДП. В этой ситуации боковое сопротивление зависит от, в первую очередь, квадрата скорости доски, площади, удлинения и угла дрейфа.
Если давление на плавник резко возрастает, от того, что мы резко надавили задней ногой поперёк доски, то тут, как говорилось выше, в игру прежде всего вступает присоединённая масса плавника, зависящая в основном от его площади. В этом смысле лучше сопротивляются поперечному ускорению (которое вызывает увеличение поперечной скорости и угла дрейфа) плавники более короткие и широкие, чем длинные и узкие. И древние плавники, короткие и широкие, в динамике будут предпочтительнее, так как, в отличие от бокового сопротивления, которое улучшается с ростом удлинения, присоединённая масса при поперечном движении плавника с ростом удлинения уменьшается. Профиль при этом не имеет особого значения, даже наоборот, уменьшает присоединённую массу по сравнению с плоской пластиной. У коротких и широких плавников при толчке меньше поперечное ускорение (больше присоединённая масса) - чисто динамическая фича, больше критический угол атаки (из-за меньшего удлинения) и меньшая вероятность раннего отрыва потока на передней кромке из-за большей относительной толщины и радиуса этой кромки, - это уже квазистатические плюсы, улучшающие работу в динамике.
==========
без комментариев. Снимите плавник, попробуйте выйти на глиссирование..
Ну или оставить самый мизер, для стабилизации. Совсем без плавника действительно разве что на ребре идти пытаться..
----------
Неоднократно, с успехом. Неужели не приходилось на воде без плавника оставаться? Нуу! Рекомендую. Если дует, то доска без плавника на глиссирование выходит мухой, без всяких вспомогательно-посторонних телодвижений, остаётся лишь решить непростую задачу удержаться на доске, а после того - двигаться хотя бы приблизительно в том направлении, которое требуется. Но собственно глиссирует доска без плавника на ура. Да что там говорить, посмотрите на кайтеров, если фристайлеры вас не убеждают: выступы на твинтипах язык не повернётся назвать плавниками, а ведь глиссируют, без проблем.
==========
там прикол в том что можно подцепить трапу и нормально прикрузить нос доски без упирания ног, плавучести кормы хватает чтоб даже при отводе паруса (т.е нет тяги) дифферент сильно не рос стоя в петлях.. Но и обычный пампинг на слаломной доске идёт по тому же принципу, просто вынуждены упираться ближе к мачте чтобы снизить дифферент.
----------
Махать в трапе это не по-пацански.
==========
да это давно пройденный этап, "болотный серфинг" и изнывание от безделья на берегу. Сейчас слава богу живу в месте где дует хорошо
----------
Потому и опыта правильного нет, выскребаться на глиссирование, что он для вас не актуален. Сытый голодного...
==========
weed не короче, у него фронтальная проекция такая же, только сильно наклонён назад. И имеет бОльшую площадь, что и позволяло кататься тогда когда обычного плавника уже не хватало. Пробовали втыкать более длинный плавник в слаломную доску но рачило сильно, выходил изврат. А с "болотным" - норм..
Вот, два справа, примерно так
----------
Не надо тут "фронтальную длину" придумывать. Длина плавника это жаргонный термин досочников, означающий не продольный размер плавника и не длину его передней кромки, а расстояние по вертикали от горизонтального днища в районе плавникового колода до нижней точки плавника. То есть, аналог размаха крыла. В этом смысле weedы всегда короче обычных плавников под тот же парус, даже если передняя кромка у них длиннее.