Господа - прочёл пару страниц с графиками и картинками - нифига ничего не понял - у меня вопрос есть
Название темы вы тоже не поняли? Тема про
управляемый шверт. Швертом, прикрученным болтами к днищу, управлять как собираетесь?
Какой киль ..или скажем шверт или фальшкиль - ну короче плоская доска или лист металла под днищем швертбота даст лучшую лавировку - узкая и длинная перпендикулярно днищу или вдвое больше площади но вдоль днища лодки .
Лучшую лавировку даст узкий и глубокий. Чисто теоретически. Если скорость у лодки под парусом не будет слишком маленькой. Чтобы скорость была не слишком маленькой, надо, чтобы парус был не слишком маленький, и ветер не слишком слабый, а для этого нужно уметь обращаться с парусом, даже если ветер усиливается. Когда парус у вас не слишком маленький, а ветер не слишком слабый, то лодка начинает крениться, тем сильнее, чем глубже у неё шверт. То есть с глубоким и узким швертом, для "лучшей лавировки" надо быть готовым откренивать лодку, перемещая экипаж к наветренному борту и мириться с "опасным" с точки зрения неопытного человека креном. Если вы к этому не готовы, или парус у вас слишком маленький, не позволяющий развивать приличную скорость (а добиться этого от, подозреваю, не слишком лёгкой, короткой и широкой лодки будет сложно), то и добиться "лучшей лавировки" вы вряд ли сможете. Кроме лавировки вам придётся, время от времени, ходить и полными курсами. А там узкий и глубокий шверт нежелателен, так как ухудшает управляемость. На лодках со швертовым колодцем шверт в этом случае можно поднять, а на вашей будет нельзя. Кроме того, с глубоким и узким вам сложнее будет отходить и подходить к берегу, зато проще находить подводные камни и мели. Так что я бы советовал для начала сделать длинный и мелкий шверт, а уж когда с ним освоитесь, научитесь работать с парусом, можно будет сделать, если захотите, шверт поглубже и поуже.