Перейти к содержимому

Фотография

жизнь на катамаране Helia 44 "ORLYAK"

катамаран Helia 44

Сообщений в теме: 1439

#1151 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 апреля 2019 - 22:38

Удачи в сезоне!


  • 0

#1152 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 29 апреля 2019 - 23:08

Спасибо, сегодня были в монемвазия
  • 0

#1153 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 21:22

Небольшой обзор по Хелии 44 Германа :)

В продолжение вот этого поста , что осталось за кадром.

 

Что понравилось (в произвольном порядке):

 

- общая эргономика лодки. За несколько недель похода ни разу не возникало ощущения неудобства от чего либо. Это касается и планировки (каюты, коридоры, кокпит, палуба, штурманский пост, крыша) и рундуков и такелажа и доступа к различным узлам. Тот случай когда если и можешь что-то улучшить, то не намного.  Удобный защищённый штурманский пост с лёгким выходом что на палубу (и с палубы можно пилотировать лодку тоже) что на крышу, на которой не смотря на низко висящий гик и лежаки для загара и ещё один диванчик. И т.к. выход на крышу рядом со штурманом - удобно и детей туда отправить под присмотром, и к парусам-мачте выйти по крыше даже в сильную непогоду и качку, оставшись сухим. Если идти к мачте по палубе вдоль борта в непогоду - совсем другие ощущения. В общем, удивительно что другие так не делают, на редкость удачное решение. Хелия в этом плане портит. Т.к. смотришь потом на другие катамараны, и постоянно возникает ощущение что чего-то не хватает, или вообще не получается понять ради чего так было сделано. Ещё момент - при выходе на палубу и перемещению по ней всегда есть за что держаться, и взрослым и детям. И рассказы про неэргономичные углы у элементов мебели тоже не подтвердились толком, синяков и ушибов от них небыло.

 

- достаточно места везде. У меня рост 194см, я головой ни разу ничего не зацепил и не пользовался ею чтобы распереться о потолок :) Разве что в каютные двери приходилось пролазить боком т.к. иначе цепляешься, особенно с висящим на спине/сидящим на руках ребёнком. 

 

- практически все операции и манёвры можно выполнить в одни руки независимо от условий. Насколько я понял, с завода конфигурация лодки отличалась, и эта лёгкость - результат оптимизаций такелажа и эргономики. При этом конфигурация лодки минималистична, ничего лишнего не бросается в глаза, не попадается под ноги.

 

- энергонезависимость (тоже приобретённое качество, заслуга Германа). Большая площадь соларов, большой допустимый ток зарядки и разрядки батарей, позволяющий и быстро их зарядить, и использовать электроприборы типа индукционных плиток без каких-либо угрызений совести, а ёмкость батарей позволяет с хорошим запасом пережить ночь хода на автопилоте со включённым радаром, всей иллюминацией, телевизором, готовкой еды на индукционке, электроодеялами в каютах и прочими потребителями. Катамаран должен быть таким! Гонять движки/генераторы каждый день для подзарядки - минус и к комфорту и доп расходы и на милю пробега и на обслуживание.. 

 

- жесткость. Герман считает что бывает и лучше, но как по мне - весьма достойный показатель, каких-либо перекосов в сильное волнение не заметил, мощные удары в "мост" и в корпуса вызывали мелкую быстро затухающую вибрацию, что говорит о том что с запасом прочности там всё в порядке. Игры зазоров дверей и мебели вообще не заметил, и скрипов стационарных конструкций при качке тоже. 

 

- ну и самое приятное. Это то что катамаран содержится в отличном состоянии, без какого-либо кроилова и экономии. Очень приятно ходить на лодке у которой всё работает как нужно, без каких-либо неприятных сюрпризов. Уверенность в лодке дорогого стоит. Дикий контраст по сравнению с чартерными лодками, да и многими другими хозяйскими, на которых случалось бывать. То самое чувство, когда хозяин лодки не начинает канючить в духе "а может не надо..? Ну нааадо оно тебе?... " , прикидывая в уме что у него там может сломаться если попробует то что ты ему предлагаешь, а говорит "хочешь? Пробуй!", и понеслись.. :)

В общем, море позитива, что морального, что технического. 

 

Теперь по недостаткам. Какого-то глобального негатива и явных косяков, дающих желание всё взять и переделать я не нашёл. На бытовом уровне были разные мелкие косяки которые скорее на совести людей занимавшихся внутренним оборудованием лодки, а не конструкторов. Например:

- в гостевой кормовой каюте вентиляционный лючок вертикальный находится прямо над розеткой, и с него и конденсат капает на всё что в розетку воткнуто, и забыть прикрыть этот лючок - плёвое дело, он за занавеской. Нас один раз подмочило, благо всё выключено было. Там ещё и светильник под этим лючком.. В общем перенести электрику в сторону - фигня вопрос, на этапе оснащения лодки. И таких мелких моментов там можно ещё с десяток насобирать. Всё легко фиксится на этапе постройки лодки, но вот постфактум это уже куда сложнее, т.к. панели декоративные приклеены. 

- в гостевой кормовой нехватает полок на стенах для всякой мелочёвки, в итоге всё сваливается в кучу на полках у изголовья кровати..

- громко работают насосы, похоже что жёстко прикручены к корпусу и вибрация и шум от них передаются очень далеко. Было бы неплохо их задемпфировать, станет сильно комфортнее

- такое ощущение что моторы с сейлдрайвами ощущаются громче, больше вибраций передаётся на корпус. Но может это субъективное. Не знаю, стоит ли заниматься шумоизоляцией моторных отсеков, но в целом я бы сказал что моторы шумноваты если находиться в кормовых каютах.

- одна из особенностей разводки такелажа у Германа это то что завал-тали и оттяжки Барбера - временные, т.е. если они нужны чтобы оттянуть шкотовый угол генуи и грота-гик - их нужно сходить и вручную прицепить (блочки плюс завести верёвки). Польза в том что на поверхности катамарана минимум лишних верёвок и это реально приятно, но минус в том что для поворота нужно всё это хозяйство отцеплять и переводить на другую сторону. В обычном режиме это и не проблема вовсе, т.к. смена галсов происходит редко, но вот в случае какой-либо внештатной ситуации (за борт что/кто-то выпал, или помеха неожиданно нарисовалась) на подготовку парусов к уборке или смене галса может уйти немало времени. Мне это доставляло лёгкий дискомфорт, т.к. привык к системам где на обезветривание парусов нужны были считанные секунды. 

Но предложить какого-либо однозначно выигрышного решения не смог, улучшали одно, добавляли сложности в другом.. Вопрос для меня остался открытым, буду дальше думать.

- не хватало регулировки грота-шкота. Она есть, но чтобы её набить-потравить нужно было перезаводить шкот на лебёдку, и второй человек чтобы работать со стопором на гике. А с этой регулировкой в меняющихся ветровых условиях можно было бы ещё пол-узла к ходу добавить, если есть желание работать с парусами.

- ещё был лёгкий дискомфорт (опять же, личная деформация) от толщины верёвок. Привык к тому что всё что не ложится в стопорах - уменьшаем в диаметре, сращивая тонкую дайниму с толстым ходовым концом, либо одевая толстую рубашку поверх дайнимы. Но обосновать такую модификацию на примере круизного катамарана сложно, т.к. никакого выигрыша от неё измерить не получится. Это на лёгких спортивных лодках да по кислякам может быть заметно, а тут ниже 7 узлов истинного - дизельшкот :)

- штатные блочки обычные, не подшипниковые. Потери на трение на них ощущаются хорошо, плюс верёвки толстые. Ну да это всё постепенно меняется и так.

- странная настройка картплоттера и навигационного комплекса, причём именно заводская настройка. Об этом в следующем сообщении. 

 

И это пожалуй и всё. Кроме оптимизации такелажа да внутреннего убранства и не делал бы ничего сверх того что было сделано Германом.

 

А ещё однозначно вычеркнул для себя из списка катамараны старых концепций (из 80х и 90х), т.к. их недостатки в плане организации внутреннего пространства стали очевидны, ну а ходовые качества, как выяснилось, этого никак не компенсируют если выскакивать не на день проветриться..

 

Так что если кто-то планирует пересесть на катамаран - рекомендую обратиться к Герману и по возможности попасть на борт чтобы оценить эргономику на практике. Для меня по всяким видео преимущества такой компоновки как на Хелии были далеко не очевидны, а вот когда походишь на борту какое-то время - то приходит понимание того что "блин, как же это классно/удобно"! Хороший признак продуманного дизайна.

 

Следующим сообщением будет сага о Гармине. 


  • 5

#1154 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 22:08

Итак, навигационный комплекс Garmin с картплоттером серии 8008 во главе. Предлагался штатным навигационным комплексом на Хелию, насколько я понял особо настойчивым могли поставить Raymarine, но мало кто об этом знал. 

Недостатком Гармина можно назвать то что он имеет мало "парусных" настроек и по ощущениям больше ориентирован на моторные лодки. Возможность настройки приборов и функционала минимальна но при этом достаточна, я без особого труда создал себе свою конфигурацию "приборки" со всеми нужными мне параметрами, не мешая режимам отображения Германа.

И всё бы хорошо, но! С самого начала почувствовал что-то неладное в работе навигационного комплекса. Автопилот постоянно промахивался при подруливании в результате чего лодка шла по синусоиде, плюс напрягало мельтешение штурвала туда-сюда даже на настройках минимального вмешательства. Плюс судя по приборам лодка шла сильно по-разному на разных галсах. 

Правый галс - всё зашибись, несёмся с углом вымпельного ветра в 33 градуса на скорости 8 узлов при силе ветра в 14 и дрейфом меньше узла, а на левом - тут же дрейф в три узла, скорость падает до 4х, да и ощущения от реальной скорости и того что показывают приборы - не совпадает.

 

Начал копать, выяснилось что компас навигационного комплекса завязан на автопилот, и далее уже автопилот сообщает в nmea-сеть курс относительно магнитного Севера, который и используется карт-плоттером и виндексом для своих вычислений. При этом сам карт-плоттер ещё вычисляет курс и север по ГПС, но делает это уже с учётом дрейфа (что логично, ведь видит только вектор движения, но не ориентацию лодки). Датчиков латерального ускорения/вращения я к слову не нашёл.

 

Так вот, магнитный компас расположен под одной из полок в хозяйской каюте и его показания меняются в зависимости от того что на эти полки положено. В нашем случае никакой подковы, топоров и запасных якорей там небыло, а было просто отсутствие калибровки этого компаса верфью (либо кто-то калибровал компас подложив подкову, не знаю). В общем расхождение в показаниях компаса и правильного магнитного севера было в районе 20 градусов. 

И в картплоттере эти настройки искать бесполезно. Там можно задать поправку на отклонение магнитного полюса от истинного, чем привести в якобы соответствие отображаемый курс по гпс и курс лодки, но это внесёт только больше путаницы в работу приборов (в расчёт углов ветра, дрейфа и тд). 

Решается эта проблема через дилерский доступ к настройкам автопилота, и делается только через его собственный дисплей. Там можно и отъюстрировать магнитный север, и настроить параметры работы гидравлики автопилота плюс получить больше контроля за алгоритмами его работы (точность, ускорение/скорость реакции на отклонения от курса, режим коррекции при излишнем повороте руля, различные ограничения на ускорения вращения штурвала, предельные отклонения руля, скорость схождения к нужному углу поворота руля с ограничением по энергопотреблению, юстировка центра и прочее. В обычном меню там только степень энергосбережения можно задать).

Настраивать это всё нужно в безветренный день, без волны и без течения, т.к. сравнивать показания придётся с ГПС. Нужно несколько часов на настройки и испытания, в результате настраивается не только компас, но и лаг, и виндекс (который тоже может быть установлен с погрешностью и давать отклонение в несколько градусов, плюс врать со скоростью ветра, а это всё в нём корректируется через сервисное меню) и параметры работы автопилота, после чего наконец-то система начинает работать так как должна, скорость и дрейф на левом-правом галсе практически идентичны (зависит от волны), дрейф при ходьбе под одним мотором показывается достоверно и в нужную сторону, курс SOG встроенного гпс совпадает с SOG навионикса на планшете, и при ходьбе под двумя моторами и без ветра совпадает с ориентацией лодки.

 

И вот после этих настроек уже можно нормально ходить по приборам, плюс ушла эта болтанка по синусоиде.

Так что владельцам Гармина этой серии, имеющим схожие проблемы, рекомендую провести юстировку и настройку, выиграете и в комфорте и в скорости ходьбы под парусами на автопилоте. 

 

В лавировку выигрышной стратегией оказалось задавать курс по автопилоту в 56-58 градусов относительно истинного ветра, а не вымпельного, тогда кат не пытается привестись после утыкания в волну и потери скорости, от чего ещё больше тормозится плюс медленно набирает скорость, а наоборот, быстрее разгоняется т.к. вымпельный становится полнее. И в отличие от ходьбы по курсу, ходьба по истинному ветру позволяет отрабатывать все заходы ветра в автоматическом режиме.

Ну а на полных курсах проще ставить курс относительно вымпельного.  При вымпельном больше 130 генуя уже толком не работает, и если ветра меньше 15 узлов то проще убрать геную и грот и поставить ассиметрик, он отлично тянет за двоих и без грота может даже временами изображать симметричный спиннакер, будучи заведённым на носовую утку наветренного корпуса. 

 

Вот ещё кусочек видео, на что похожа вахта на катамаране при ветре в 30узлов, с порывами до 40 :) Всё кажется милым, простым, игрушечным и неопасным.

https://youtu.be/NgzyVqL1Mvc


  • 6

#1155 dimal196

dimal196

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 430 сообщений
  • Из:Казань
  • Судно: Чартер

Отправлено 16 мая 2019 - 22:12

To breton. Приветствую, в на каких катамаранах ещё ходили? Где с Вашим ростом удобно? Зы у меня 196.
  • 0

#1156 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 мая 2019 - 22:36

Из круизных, на современных - никаких. Ходил на катах старой формации (из 80-90х) плюс на Helios 42 более свежем (шверты, все дела, но фактически производная от старого Edel ) - было тесновато и головой упирался. 

 

Попросил Германа в его обзорах упоминать ещё высоту потолка, будет нам счастье :)


  • 0

#1157 Yus70

Yus70

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 690 сообщений
  • Из:Ростов-на-Дону
  • Судно: гидра
  • Название: Мария

Отправлено 17 мая 2019 - 11:35

У volvo penta 2015-2017 годов выпуска могут быть проблемы с запуском двигателя, глючит электронный блок запуска MDI. ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ, НАДО ПРОСТО ЗАМКНУТЬ ДВА ПРОВОДА СНИЗУ MDI блока, красный на клемме 10мм и желтокрасный на 8мм клеме, я себе на всякий случай ставлю вот такие кпопки аварийного запуска двигателя.

Почему бы не кинуть провод сразу на втягивающее стартера? Таким образом заводить мотор напрямую в случае аварии БУ.
  • 0

#1158 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 мая 2019 - 11:44

Вот ещё кусочек видео, на что похожа вахта на катамаране при ветре в 30узлов, с порывами до 40 :) Всё кажется милым, простым, игрушечным и неопасным.

https://youtu.be/NgzyVqL1Mvc

Не тянет на 30 узлов с порывами до 40-ка. На 30-ти там бы такелаж выл так, что вой такелажа зебивал бы задувы ветра в микрофон. (мне кацца). Конечно, Вам виднее. Но и море на 30 не выглядит. Ветромер, он того, может и подвиратъ неслабо. Впрочем, сам видел много раз, как видео отличается от того, что видишь своими глазами с лодки...


  • 0

#1159 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 17 мая 2019 - 11:46

курс попутный, кат бежит свои 10 узлов, вымпельный ветер 20ка.


  • 1

#1160 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 мая 2019 - 11:51

Так и на 20-ти подвывает неслабо. Волна как на 20-25 и пену не гонит ветром. Хотя, еще раз - это видео, а что там было бы в живую.... Но вот мы шли в бакштаг по Северному утром после крепкого ветра, по ощущениям было узлов 22-25 вымпельного, такелаж выл аж...


  • 0

#1161 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 17 мая 2019 - 12:07

выть тонкие верёвки и троса начинают, а на этом кате тонкого нет ничего. На 20-25 несли бы полные паруса :) А тут второй риф и вполовину скрученная генуя, и то разгоняло до 15 узлов.

Пенные дорожки есть, их видно.

Собственно об этом и речь - с высоты лежака на крыше, да на остойчивой платформе, всё воспринимается заметно иначе. :)


  • 0

#1162 Steamer

Steamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 440 сообщений
  • Из:Riga
  • Судно: парусный катамаран

Отправлено 17 мая 2019 - 12:07

Так и на 20-ти подвывает неслабо. Волна как на 20-25 и пену не гонит ветром. 

 

Разный такелаж по-разному поет ... Дело и в диаметрах, и в материале-способах изготовления, и в 

"количестве" ... 

А вот с ветром-волнами согласен. Ну 25 узлов, и на больше, судя по сюжету, действительно не похоже.


  • 0

#1163 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 17 мая 2019 - 12:21

20 узлов ветра с порывами до 25-30 в тех условиях дают более частую и низкую волну, которая куда неприятнее. Есть видео и с таким ветром с того перехода, если хотите, сможете сравнить :) Или просто поверьте на слово. Видео, понятно, ощущений не передаёт.


  • 0

#1164 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 17 мая 2019 - 15:32

Куда-то мы не туда пошли с моей подачи. Сорри!


  • 0

#1165 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 18 мая 2019 - 02:35

Вот данные с нашего (с бретоном) с перехода пилос-таормина. Ветер 140гр багштаг 30-35уз , в порывах 40-45уз, грот 2й риф, стаксель от полного до 1/2, скорость 8-10, с волны 12, мах15. Волна около 3х м.
Абсолютно безопасно. Только мокро и соль везде.

Прикрепленные изображения

  • 20190517_233209.png
  • 20190517_233143.png
  • 20190517_233059.png

  • 0

#1166 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 18 мая 2019 - 02:38

Журнал

Прикрепленные изображения

  • 20190517_233032.png

  • 0

#1167 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 июня 2019 - 19:33

Сделал анализ расхода энергии на лодке и заряда(без берегового питания)
Все цифры фактические, без "теории"и при навигации и при стоянке на якоре.

Прикрепленные изображения

  • Screenshot_20190610-173827.png
  • Screenshot_20190610-173627.png
  • Screenshot_20190610-180405.png
  • Screenshot_20190610-181907.png

  • 3

#1168 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 июня 2019 - 19:47

Закончили поход лаврио-неаполь-лаврио.
Первая часть с погодой сильно не везло, вокруг пилопоннес ветер в лицо, затем до таормина неслись
2 дня при багштаге 30-35уз в порывах до 45. Скорость 8-10, мах с волны поймали 15.1уз.
Грот второй риф, стаксель от полного до 50%. Далее и моторинг и сейлинг был, и штиль и до 30уз. холодно, один раз купались у монемвазия 20гр, все остальное вреся вода 18гр. Бррррр.
Рыбу поймали только один раз у чефало, сразу 2 тунца примерно по 3кг за 10мин на закате.
Вторая часть встретила нас проливным дождем между неаполь и соренто, дальше только солнце и с каждым днем все теплее и теплее, но купались только в греции, вода 21-22. Реальное лето началось только с 03.06. Убегали от лоу, всегда был ветер галфинд-багштаг(команде понравилось), но в большей степени слабый ветер 10-15уз, поэтому и моторинг, и ассиметрики ставили и белокрасный и синий.
Первая часть лаврио неаполь 27.04-15.05 прошли 992 миль в тч 110ч на моторе или 309л дизеля, заправка в марина ди стабио 1.75е!!
Вторая часть неаполь-лаврио 15.05-06.06 прошли 770мл в тч 111ч на моторе или 295л дизеля., заправка в олимпик по 1.52е.
Фотки трудно вешать, почти все места уже знакомые, более четкий маршрут я думаю опишу уже в сент
  • 2

#1169 Их Тиандр

Их Тиандр

    Фикус-яхтсмен

  • Капитан
  • 1 301 сообщений
  • Из:Питер

Отправлено 10 июня 2019 - 23:23

О у меня такие балансиры тока для свинца 2 вольт - у них же покупал как раз. :)


  • 0

#1170 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 июня 2019 - 23:27

Качественные! И хорошо упакованы были с брошурой
  • 0

#1171 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 14 июня 2019 - 21:58

Яхтинг-он бывает разный. Или не все солнечные панели ОДИНАКОВЫЕ.
Итак, после нескольких дней анализа и записей идеальных условий без тени и 100%работы мппт делюсь информацией.
Имею 3 пакета: все панели монокристал стекло.
1. 4×100вт свой мппт, установлены на верфи в 2014г, производитель не известен
2. 4×100вт свой мппт, куплены в германии в 2016г. 100вт 150е, по информации с сайта увеличен кпд на 30%-не наврали!!!, были еще в продаже за 99е.
3. 2×180вт свой мппт, куплены в турции в 2018г. 180вт за 105е, видно, что слабее
Мппт одинаковые tracer a 4210 40а.
Снимал показания в разные дни, стоя у пирса без затенения панелей:
первая часть утром кормой к северу и турецкие панели работали с рассвета
вторая часть вечером кормой к югу и турецкие панели работали весь вечер до заката.
Конечно это идеальные условия, и за солнечный день без тени имеем около 515Ан, но у учетом реального использования и не экономя на электричестве(свч, тв, индукцион плита), мои 600а лития
В условиях навигации: к 17:00-19:00 заряжены на 100%, а утром остаток в аккумуляторах 50-55%
На якоре к 15:00-17:00 заряжены на 100%, а утром остаток в аккумуляторах 60-65%.
В том году имея только 2 пакета(без турецкого 360вт) мне не хватало около 60Ан вечером. И через день, если долго стояли на якоре, на один час включал двигатель или генератор для подзарядки. Теперь в этом нет необходимости.
Во время весеннего похода, когда шли из греции в италию на парусах в течении 1.5 суток все время была сплошная облачность, солары энергию давали грубо 30% и на 4 часа пришлось запустить двигатель на нейтрале, хоть и неслись на парусах под 10уз при ветре 35.

Прикрепленные изображения

  • 20190614_205632.jpg
  • 20190614_201250.jpg

  • 3

#1172 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 16 июня 2019 - 21:39

Яхтинг-он бывает разный. Сервисные аккумы Lifepo4 вместо AGM. практические выводы.

Предистория:
с верфи 2014г стояли аккумы «глубокого разряда» AGM 5*150Ан=750Ан. Вес около 40-45кг*5=200-220кг. примерный срок службы 5-7лет (при условии щадящего использования без «глубокого» разряда ниже 30%)
комфортный режим заряда 10% от емкости. Те не более 75А( фактически столько выдает и альтернатор и зарядник victron combi 2000/80a по отдельности)
комфортный режим разряда 10% от емкости, те 75А-
выходить за «комфортный режим» можно, но срок службы батарей сокращается до 2-3лет
те вы не можете одновременно заряжать и альтернатором (у меня их два) и мппт
режим заряда разбит на 3 этапа
bulk постоянный ток,(для AGM 10% от емкости или 75а ) до напряжения 14,4в грубо 80% заряда AGM.
absorption постоян напряжение, но слабым током добиваем заряд. Данная фаза растянута во времени до 4-6ч
float поддержка напряжения 100%,
на береговом питании зарядка за ночь до100% дойдет, но
если вы вынуждены идти на двигателе, то аккумы вы добьете до 100%,а если вы стоите на якоре и надо забить аккумы, фаза заряда до 100% сильно растянута во времени, это шум и расход дизеля в пустую.

принципиальное отличие Lifepo4 в том, что заряд идет высоким током 50% и выше от емкости(я проводил эксперимент включая два альтернатора в пике 100а затем 70а и мппт 50а=250а в пике и 190-200 длительно) и фаза bulk заканчивается около 90-95% заряда в частности провел эксперимент: при выкл мппт на 13,8в я включил двигатель и за 40мин аккумы были забиты до 100%
10мин ток40-30а
10мин ток 30-20а
10 мин 20-10а
15мин 10-6а

и так первые выводы:
1. имея 1000Ан AGM вы комфортно используете около 600-500Ан(не опускаете ниже 30-40% емкости и не заряжаете выше 90% если не на береговом питании)
2. вес около 280кг. И занимают много места.
3. Цена около 1500е
4. сильно злоупотреблять инвертором для свч, индукционки и прочего-губительно для AGM
5. при параллельном подключении 3х и более аккумов НУЖНЫ балансиры, тк аккумы заряжаются и разряжаются неравномерно при сильных токах(лично мое мнение, в спор вступать не буду)
6. срок службы и кол-во циклов заряда-разряда 3-7лет
Lifepo4 :
1. купив 600Ан вы имеете честные 600Ан(в инете есть видео по глубокому разряду 400Ан до 440Ан без потери качества, будет интересно-дам ссылку)
2. вес 600Ан 80кг. Места занимают как 3*150 AGM
3. цена 2700е
4. безопасное использование сильных токов на заряд и разряд до 50%(у меня 300а) без потери качества
5. срок службы и кол-во циклов заряда-разряда
недостатки:
1. обязательно нужны балансиры
2. критически не любят просадку ниже 2,5в на банку=10в при 12в системе
3. не перезаряжать выше 3,65 на банку=14,6в при 12в системе
4. длительное хранение при 50% емкости
5. для контроля остатка емкости нужен бэтеримонитор

теперь мой опыт:
Весной 2018г купил у чехов ev-power.eu Winston 8 банок по 300ah . Доставка по европе(мне доставили в грецию).
Считаю, что надежнее брать по 300-400а и собирать параллельно, чем сразу 700-1000а одним блоком, тк при выходе из строя одной банки- вы лишаетесь всего пакета 12в
Безопасные настройки для заряда лития надо установить на всех зарядниках, поэтому при покупке мппт надо сразу учитывать необходимость программирования через ноут.

У себя на лодке имею три системы заряда аккумов:

1.инвертор-зарядник victron combi 200/80 (зарядка от берега или от генератора).
купил провод для victron combi 200/80 и установил фаза absorp на 13,8в float 13,2в
2. солнечные панели у меня стоят 3пакета параллельно: 400вт +400вт +360вт
С мппт( у меня 3 шт tracer a4210 40a) чуть сложнее:
минусы от мппт соеденены в коробе и один провод 35мм2 идет до осн минус шины
плюсы от мппт соеденены в коробе и один провод 35мм2 идет до аккума на клему
так вот- при работе всех мппт реальное напряжение на аккуме ниже того, что показывают мппт на 0,3в, поэтому опытным путем вывел и запрограммировал мппт на absorp 14,0в и float 13,8в, теперь все мппт работают и не конфликтуют друг с другом
3. зарядка от альтернатора( или сразу от двух)- считал это слабым местом всей системы, тк американцы не рекомендуют заряжать до высокого напряжения и высоким током родных альтернаторов.
Их предложение ставить Balmar со своим отдельным контроллером.
У меня стоят двигатели volvo penta d2-55 с альтернаторами 115А по паспорту.
При запуске двигателя альтернатор дает 105А и затем при разогреве постепенно за 10-15мин снижается и стабилизируется на 70-75А- этот ток и остается до окончания заряда, пока напряжение на аккумах не поднимется до 13,5-13,8в, затем
10мин 40-30а
10мин 30-20а
10мин 20-10а
15мин 10-7а и на14,0в левый двигатель и 14,1в правый двигатель,
затем выше 5а не дает
при заряде аккумов 40-60% одновременно заряжалдвумя альтернаторами и мппт, те имел ток заряда 250-200а
так что если НАДО очень быстро зарядить аккумы-вот решение.
Также проводил заряд используя генератор-инвертор и мппт и альтернаторы все вместе, выше 250а тока заряда не было.
Считаю заряд от альтернатора слабым местом-если выйдет из строя диодный мост-будет очень высокое напряжение. И возможно необратимы последствия для лития.
Для этого НАДО ставить реле отключения заряда по высокому напряжению. Для этого купил УРА400.

BMS:
2 системы battery MONITOR system и battery MENEGMENT system не путать обе в инете BMS
год назад считал, что могу обойтись без ситемы контроля заряда каждой ячейки-моя ошибка!!! одна банка сильно просела до 2,7в, устал ее заряжать, меняя местами с остальными банками( тк зарядник на 3,2в на 5-20а найти-БОЛЬШАЯ проблемма)
так что контроль заряда каждой банки НУЖЕН!!!!

в теорию вдаваться не буду- я против установки BMS- дополнительный эл.блок. Открытые платы на аккумы(стремно как то, у чехов bms123 с кучей функций), тонкие провода , слабые радиаторы охлаждения, цена!!!
для себя выбрал активные балансиры. Их задача следить ТОЛЬКО за напряжением на каждой банке и балансировать напряжения каждой банки без контроля вкл и выкл фазы заряда-разряда. Остановился на Deligreen battery equalizer качественно сделан, упакован, 8шт*20е=160е. В инете есть видео как его разбирали, внутри все залито смолой. Зачет!!!!

для контроля напряжения купил на алиэкспресс cellmeter 7s 2шт с доставкой около 15е, не помню
чтобы не было много проводов и для безопасного использования(в тч для отключения каждой банки на зимнее хранение, просто вытащить предохранитель) на каждый + баки поставил автомобильный предохранитель в резиновом корпусе.
Всю коммутацию сделал в боксе с минимум проводов.

Бэтери монитор
Нужен! Если по вольтметру можно понять %заряда -разряда свинца, то у лития нет плавного изменения напряжения, с 10 до 90% напряжение(без нагрузки) будет около 13.2в, и только ниже 10% и выше 90% будет резкое изменение напряжения.
У меня стоит родной бэтери монитор с верфи с 4 шунтами, перепрограммировал его под литий, показывает в % остаток аккумов и в онлайн разряд-заряд.
Из хороших качественных мониторов рекомендую victron 700 или 712(2 шунта).

Дополнительно у чехов на ev-power.eu купил зарядник с 220в на 3,2в специально для Lifepo4 за 58е, но наврали выше 17а, а по факту 15а не поднимался.
Долгими ночами зарядил все 8 банок до 3,65в и собрал всю систему.

Системой доволен,
из доработок хочу изменить систему проводов, так чтобы один провод + шел от аккумов до потребителей12в (возможно в перспективе поставлю реле отключения по нижнему напряжению УРА 400), а второй провод через УРА400(контроль по верхнему напряжению) шел на запуск двигателей и заряд от альтернаторов.

https://marinehowto....eries-on-boats/ большая статья по литию на анг.
https://forum.katera...ic/58484-litii/ обсуждение лития
https://www.ev-power...Ah-200Ah/?cur=1 чехи, магазин с доставкой по европе

Прикрепленные изображения

  • Screenshot_20190616-203141.jpg
  • Screenshot_20190616-203205.jpg
  • Screenshot_20190616-203224.jpg
  • Screenshot_20190616-203240.jpg
  • Screenshot_20190616-203257.jpg

  • 11

#1173 Karafox

Karafox

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 844 сообщений
  • Из:Φαληρο
  • Судно: USG
  • Название: Spear

Отправлено 17 июня 2019 - 09:08

Спасибо огромное! Очень ценная информация. Отдельное спасибо за ссылки.
  • 1

#1174 Пенс

Пенс

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 281 сообщений
  • Из:Россия
  • Судно: скамейкер...пока что

Отправлено 17 июня 2019 - 10:19

как все сложно,оказывается :-)

Коль про электричество тут разговор зашел, можно коллегу German 1977 попросить написать что конкретно нужно купить , что бы на новой лодке с имеющимся инвертором

2000W/220V 50HZ и какими то АКБ , идущими в базе, доукомплектоваться до разумно-достаточного уровня :

1. Солнечные панели ( какие , сколько)

2. Дополнительные LiFePo4 элементы (какие ,сколько)

3. Контроллеры, балансиры и т.п. (какие именно)

Думаю разумным пока что сделать дополнительный банк сервисных литиевых батарей  с зарядкой преимущественно от солнечных панелей, а родные АКБ эксплуатировать пока не помрут, а там дальше видно будет.

Если бы информация была бы с ссылками из интернет магазина, указанного выше, было бы вообще здорово.

Спасибо заранее.

Дизельгенератор в комплектации есть, но он же тарахтит, зараза.


  • 0

#1175 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 17 июня 2019 - 10:32

Инвертор бери сразу на 3квт. 2квт реально мало!, даже эл чайник вырубает.
Я в принципе все описал, литий брать у чехов, по 300ан норма, или 600ан делать или 900ан, в зависимости от кошелька и потребностей.
Солары на верфе брать не надо. Ставить солары чем больше, тем лучше, на корме реально 800-1200вт разместить, только доп стойки поставить и каркас сделать(у меня из аллюм профиля из леруа,на заклепках, дешевле чем варить нержу). Солары покупать на месте ищ того, что есть, иначе доставка будет дорогая, сейчас стекло моно стоит около 70е за 100вт.
Мппт я ставил traced a4210, тяжелый, хороший радиатор,монитор, доволен. 40а по паспорту реально 23а в пике, жить будет долго, их перегружать не надо.
Вместо бмс активные балансиры deligreen. И cellmeter s7 доя контроля напряга каждой банки
Бэтеримонитор victron 700 или 712.
Все системы работают от сервисного банка лифепо4 600ан, в каждом поплавке стоят еще агм как стартерные, отключены рубильником, постоянно заряжены на случай каки.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей