Привет ТС SerzhTor
Присоединяюсь к теме и во первых строках своего письма хочу сказать, что разделяю желание создать подобный проект, поэтому все ниженаписанное я излагаю не с целью огульной критики, а исключительно из соображений дополнения объективной картины реального мира.
От тримаранов меня заставила отвернуться картинка, увиденная давно-давно в каком-то учебнике. Поведение трима на волне..
Источников точно не помню, рисую по памяти, поэтому прошу прощения за возможные неточности и несообразности.
Катамаран лучше чувствует себя на волнах при килевой качке, получше даже чем монохул. Качка на нем более мягкая, плавная.
В сравнении же с тримараном получается следующее. Тримаран и ровном ходе вынужден опираться на один поплавок, чтобы противодействовать силе ветра в парусах (фаза 2 на рисунке), поэтому он всегда идет с креном (поменьше,чем монохул, но все же есть, расчетно 15 град).
В середине волны он накреняется больше, чем кат, условно говоря это те же +15 град относительно ката. Это уже менее комфортно. Но самым некомфортным является резкая перевалка трима с одного поплавка на другой между фазами 4 и 5, и между фазами 6 и 7. Она может и не всегда возникает, при определенной силе ветра и курсе относительно волны.. но, когда она возникает, это очень резкое изменение крена, которое харатеризует качку на триме как "жесткую, резкую, порывистую".
Даже монохул ведет себя получше, потому что в нем есть баласт, который стремиться держать лодку в вертикальном положении в фазах 3 и 5. А у трима все гораздо хуже.
Помимо неудобств у экипажа, это накладывает серьезные нагрузки на конструкцию трима, эти жесткие моменты, которые нужно закладывать в прочность конструкции. И чем больше масса боковых корпусов, тем больше нагрузки на связи.. мне кажется, что сделать боковые корпуса хоть сколько нибудь обитаемыми или способными нести полезную нагрузку - по меньшей мере очень сложно. По обитаемости вообще кошмар, сидеть в поплавке, который через каждые несколько секунд взлетает на метр в воздух и плюхается с силой в воду - это даже не качели, это ежеминутный краш-тест какой то...
И еще момент (на картинке не нарисовал, но он может быть) - это когда трим грубо говоря вывешивается на боковых поплавках. Он конечно не всегда и не полностью вывешивается, но суть в том, что центральный корпус оголяется больше, чем боковые и нагрузка перемещается с центрального на боковые. В этот момент возникает сильная нагрузка на связи между поплавками. Из-за этих всех моментов расчет нагрузки на трим становится ну очень сложным. Если катамаран посчитать уже в 2 раза сложнее чем монохул, то трим - наверное 4 раза.. вот..
Речь идет конечно о небольших тримах, доступных для самостроя. Если брать 50-метровый трим, то там влияние волн конечно уменьшается и на больших судах это вообще становится некритичным.
Из этих соображений я и перестал воспринимать постройку трима как то, за что стоит браться...
Сообщение отредактировал svettorg@yandex.ru: 28 октября 2016 - 20:53