Перейти к содержимому

Фотография

Регистрация в ГИМС лодки самостоятельной постройки (обмен опытом)


Сообщений в теме: 1276

#501 RaNav

RaNav

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 1 914 сообщений
  • Из:Айрон

Отправлено 28 сентября 2019 - 10:58

Да, именно этот документ у меня и был в архиве, спасибо. Но с тех пор воды уж много утекло. 
А в тех.регламенте ничего нет ни об якорях, ни о швартовах, аптечках, меня это озадачило вот и полез искать более подробно, чем же мне надо снабдить лодку и в соответствие каким требованиям перед тем, как ехать регистрировать, неужели без якорей можно, а без спасательных плотов нельзя? А оно воно как...

Есть такое письмо
Прикрепленный файл  _Письмо_ МЧС России от 27.09.2018 N 29_1-3-1277 _О применении части 3 статьи 11.PDF   107,47К   233 Количество загрузок:
Вкратце: нормы снабжения установлены техрегламентом, для судов построенных до его вступления должно быть то, что прописано в судовом билете. Как обычно вопрос о том, как быть с самостроем, на который техрегламент не распространяется, не рассмотрен.
  • 0

#502 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 537 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 18 декабря 2019 - 21:43

Всем доброго здравия.

На прошлой неделе получил судовой билет на лодку самостоятельной постройки. Построил ее форумчанин malez.

Лодка новая, на учете нигде не стояла.

Открытая, стальная, 6,6 х 1,7 м., переходник. 

Быстроходная водоизмещающая лодка, проект "Red Rocket FDB-6,5" ("Красная Ракета"), автор jeeet

 

Опущу несущественные подробности. Но поскольку регистрация самостроя всегда вызывает много вопросов и споров, опишу что нужно было в моем случае для успешного завершения дела.

1. Проект.

С ним проблем не возникло. Автор в дополнительных рекомендациях не нуждается. И это не набор общих видов, больше похожих на рисунки, кои продают на многих зарубежных сайтах. Не журнальная статья. Это проект. С чертежами, видами, схемами силового набора, спецификацией, больше похожей на пояснительную записку. Посмотрев, ничего больше не потребовали.

2. Расчеты.

Интересовали два. Расчет допустимой грузоподъемности, и расчет остойчивости. ДСО, диаграммы статической остойчивости, выполненные конструктором для нескольких вариантов водоизмещения, устроили. Предоставлялись в виде графиков, и в виде графических моделей: лодка на ровном киле, и лодка при предельных кренах.

3. Фотографии.

Предоставил много. Постройки, готовой лодки, испытаний. С полным экипажем, ходовых, кренования. В общем все, что было.

4. Чеки на материалы.

А вот так! Их потребовали приложить сразу же, при первом моем посещении ГИМС.

5. Три заявления.

Первое - на разрешение на постройку. А вот так!

Второе - на первичные действия сотрудников (первичный осмотр, и т.п., зачем потребовалось такое заявление, осталось загадкой, вникать не стал, написал, как сказали).

Третье - на регистрацию. Это уже потом.... 

6. Квитанции об оплате. госпошлин

Первая за регистрацию.

Вторая за выдачу документов.

7. ПЛМ.

И его попросили предъявить в натуре. А вот так!

Подогнал машину, открыл багажник, сфотографировали шильду с номером (хотя такие фотографии я тоже предоставлял). 

 

Ну вот собственно и все. Четыре поездки, десять дней по времени. Никакой нервотрепки, никаких "палок в колеса", никаких "ужасов". Все очень доброжелательно, по деловому. Да просто по человечески в конце концов! 

Конечно я читал форум. Конечно знал другие примеры. Конечно сам морально готовился к "бегу с препятствиями". Ничего этого не потребовалось.

Попросили лишнего? Давно отменили? Ну и что, от меня убыло что ли?

 

Проект же не просто взяли. Его изучили. Весь. Чертежи и записку. Прямо при мне (просидел в этот день почти два часа). Интересовались всем. Вплоть до марки примененной стали. В последующие дни еще раз десять звонили. Спрашивали. Уточняли. Кое что высказали. Кое за что мне потом "попало"... уточнять не буду...

 

Когда все было готово, пригласили для получения документов. Вместе с судовым выдали две памятки. Одна, как правильно нанести номера. И вторая, нормы обязательного снабжения. Спасательный круг, огнетушитель, и три ракеты красного огня теперь для меня норма. "Ну а что ты хотел, судно больше шести метров...". 

 

Еще нужно будет по жидкой воде, после спуска, пройти техосмотр. 

А мне самому выучится и сдать на права.


  • 16

#503 ВЛАДДАЛВ

ВЛАДДАЛВ

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 204 сообщений
  • Из:Новосибирск

Отправлено 19 декабря 2019 - 19:44

Ну молодец!!!!

А лодка то где ? Покажи


  • 0

#504 marava

marava

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 195 сообщений
  • Из:Сосновый Бор
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 19 декабря 2019 - 20:42

 "Ну а что ты хотел, судно больше шести метров...". - а если меньше шести метров? Почему такое внимание именно этой длине?


  • 0

#505 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 537 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 19 декабря 2019 - 21:08

Собственно мои фото, пока только "дорожные". Да и то несколько штук.

Но представление получить можно. Как по габаритам, так и по обводам. 

Прикреплю еще несколько не моих, для полноты понимания. Эти есть в открытом доступе, так что, вроде, никого не должен обидеть...

С людьми воздержусь.

Вот такой "корабль". В полтора раза больше машины.

Ну и не прост конечно. Совсем не прост.

 

 


 "Ну а что ты хотел, судно больше шести метров...". - а если меньше шести метров? Почему такое внимание именно этой длине?

До шести другие нормы снабжения. Меньше, проще.

Прикрепленные изображения

  • Фото5250.jpg
  • Фото5257.jpg
  • Фото5262.jpg
  • prev_d69e45.jpg
  • prev_b02b48.jpg
  • prev_184883.jpg

  • 4

#506 marava

marava

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 195 сообщений
  • Из:Сосновый Бор
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 19 декабря 2019 - 22:14

 Лодка Камчатка стоит 330тр. вес 550кг. Кокой вес и себестоимость Вашей лодки?

Untitled-1.jpg

Лодки похожи, интересно сравнить характеристики для железа и пластика, покупная или самоделка.


Сообщение отредактировал marava: 19 декабря 2019 - 22:16

  • 1

#507 EvgenKory

EvgenKory

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 386 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Weekender
  • Название: Александра

Отправлено 20 декабря 2019 - 00:09

 

До шести другие нормы снабжения. Меньше, проще.

 

После шести метров суда подлежат классификации с ежегодными освидетельствованиями. 

http://docs.cntd.ru/document/902352820

 

http://www.consultan...640356448064606


  • -1

#508 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 909 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 20 декабря 2019 - 00:42

После шести метров суда подлежат классификации с ежегодными освидетельствованиями. 

http://docs.cntd.ru/document/902352820

 

http://www.consultan...640356448064606

 

Фигня какая-то получается с классификацией:

Статья 7

...

77

...

Заявителем при классификации маломерных судов может выступать зарегистрированное в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся строителем или продавцом, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.

Следовательно, обычный гражданин не может быть заявителем при классификации, поэтому классификация в отношении лодки построенной обычным гражданином не может быть проведена.

А вот ещё там-же, Приложение 8

 
Таблица N 2. Перечень объектов, подлежащих классификации

 

п/п

Объекты технического регулирования

1.

Категория маломерные суда

1.1.

Маломерные суда длиной корпуса более 6 метров

1.2

Серийно выпускаемые маломерные суда длиной корпуса более 6 метров

 

 

 

Отсюда можно понять, что несерийные с маломерные суда длинной корпуса более 6м, классификации не подлежат.


  • 0

#509 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 20 декабря 2019 - 00:52

После шести метров суда подлежат классификации с ежегодными освидетельствованиями.

Пятилетний срок между освидетельствованиями там упоминается, про ежегодные не видал.
Классификация ГИМСом - да, потому что лодки более шести метров не сертифицируются. Но классифицируется также и весь самострой независимо от длины.


  • 0

#510 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 20 декабря 2019 - 00:55

Фигня какая-то получается с классификацией:

Следовательно, обычный гражданин не может быть заявителем при классификации, поэтому классификация в отношении лодки построенной обычным гражданином не может быть проведена.

А вот ещё там-же, Приложение 8

 

 

Отсюда можно понять, что несерийные с маломерные суда длинной корпуса более 6м, классификации не подлежат.

Вы бредите? Или на самом деле не понимаете текст? Прошу, перечитайте... Может до вас дойдёт... Подобные формулировки, призваны усложнить и запутать процесс. Дабы "подогреть вас и таких-же как вы" чиновников предложением взятки.


  • 0

#511 ЮЛА

ЮЛА

    .......................

  • Опытный Капитан
  • 11 704 сообщений
  • Из:Планета Земля

Отправлено 20 декабря 2019 - 01:07

Пятилетний срок между освидетельствованиями там упоминается, про ежегодные не видал.
Классификация ГИМСом - да, потому что лодки более шести метров не сертифицируются. Но классифицируется также и весь самострой независимо от длины.

Возможно я ошибаюсь! Но, сертификация и класиффикация, к самостройщикам, не имеют ни какого отношения!


  • 0

#512 RaNav

RaNav

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 1 914 сообщений
  • Из:Айрон

Отправлено 20 декабря 2019 - 08:26

После шести метров суда подлежат классификации с ежегодными освидетельствованиями. 

http://docs.cntd.ru/document/902352820
 
http://www.consultan...640356448064606


Люблю я наш форум. Можно сослаться на первый попавшийся документ и на этом основании утверждать что угодно.
Пальцем ткните в пункт, в котором говорится о ЕЖЕГОДНОМ освидетельствовании.
  • 0

#513 RaNav

RaNav

    Яхтенный капитан

  • Офицер
  • 1 914 сообщений
  • Из:Айрон

Отправлено 20 декабря 2019 - 08:46

Возможно я ошибаюсь! Но, сертификация и класиффикация, к самостройщикам, не имеют ни какого отношения!


Не совсем так. Да, Техрегламент ТС не применим к судам самостоятельной постройки, т.е. к судам построенным не на продажу. Но при государственной регистрации такого судна требуется присвоение категории сложности плавания. Которая присваивается на основании классификации согласно "Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях", утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820.
  • 0

#514 EvgenKory

EvgenKory

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 386 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Weekender
  • Название: Александра

Отправлено 20 декабря 2019 - 09:13

Люблю я наш форум. Можно сослаться на первый попавшийся документ и на этом основании утверждать что угодно.
Пальцем ткните в пункт, в котором говорится о ЕЖЕГОДНОМ освидетельствовании.

 

По поводу ежегодно, да, погорячился :(


Фигня какая-то получается с классификацией:

Следовательно, обычный гражданин не может быть заявителем при классификации, поэтому классификация в отношении лодки построенной обычным гражданином не может быть проведена.

А вот ещё там-же, Приложение 8

 

 

Отсюда можно понять, что несерийные с маломерные суда длинной корпуса более 6м, классификации не подлежат.

 

В Правилах:

5. Классификация проводится органом классификации по заявлению собственника маломерного судна (его доверенного лица) в следующих случаях:
а) осуществление государственной регистрации маломерного судна, ранее не классифицированного органом классификации;
Поэтому, думаю, классификации подлежат все суда свыше 6 м, включая самостоятельной постройки.

  • -1

#515 Кат73

Кат73

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 537 сообщений
  • Из:Ульяновск
  • Судно: Стальной переходник
  • Название: Скат 73

Отправлено 20 декабря 2019 - 10:56

 Лодка Камчатка стоит 330тр. вес 550кг. Кокой вес и себестоимость Вашей лодки?

Лодки похожи, интересно сравнить характеристики для железа и пластика, покупная или самоделка.

340 кг. Примерно 60 тр.

Обводы другие. Я не случайно их проиллюстрировал. Отсюда иными будут характеристики. Особенно экономичность.  

 

 

Возможно я ошибаюсь! Но, сертификация и класиффикация, к самостройщикам, не имеют ни какого отношения!

Нет, не ошибаетесь.

 

Технический регламент:

Статья 1. Область распространения 4. Настоящий технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза маломерные суда, спасательные средства....

 

Это уже из другого, просто для понимания...

Что значит термин "выпуск в обращение":

"...выпуск в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю;..."

"..."выпуск продукции в обращение" - размещение на рынке государств - членов Таможенного союза продукции, отправляемой со склада изготовителя, продавца либо лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, или отгружаемой без складирования, или экспортируемой для реализации на территории государств - членов Таможенного союза;..."

 

Т.е. явно речь идет о товаре.

Именно поэтому

...обычный гражданин не может быть заявителем 

 

А только

".... физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся строителем или продавцом..."

Строго, ни одна бабка не имеет права продать пучок редиски возле магазина, не зарегистрировавшись ИП. Отсюда же и все накаты на самозанятых (которых, они, сами же, в самозанятых и превратили).  Малооо...  Мало!

Да и еще во многих местах этого документа, явно, делается разделение понятий "изготовитель", и "потребитель".

 

Можно сослаться на первый попавшийся документ и на этом основании утверждать что угодно.

Да.

 

Дословно не помню. Но в заявлении №2 (см. выше) прописывалось: "...судно построено мною в частном порядке... назначение судна - туристическое.... не предназначено для коммерческого использования...". И писал я это заявление прямо под диктовку начальника отдела регистрационной работы. А уж он то точно знал, что подпишет руководитель регионального ГИМС, а что нет....

Категорию сложности плавания присваивают работники ГИМС. Это одно из действий, которое подразумевается под "первичными действиями сотрудников", о чем я просил в заявлении №2 (см. выше).

Кстати, на форуме, это уже обсуждали...  Впрочем как и пременимость / неприменимость ТР ТС к самострою.

 

...Техрегламент ТС не применим к судам самостоятельной постройки, т.е. к судам построенным не на продажу. Но при государственной регистрации такого судна требуется присвоение категории сложности плавания. Которая присваивается на основании классификации согласно "Правил классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях", утв. постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 820.

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ


2. Классификация и освидетельствование проводятся территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации.....

3. Классификация и освидетельствование проводятся в соответствии с настоящими Правилами и техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", а также с техническими требованиями, предусмотренными в отношении маломерных судов правилами, издаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - технические требования).

4. При классификации органом классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания в соответствии с настоящими Правилами.

 

Что собственно и было сделано.

Таким образом, если построенное вами судно соответствует п.3, то бишь техническим требованиям, ну и далее по текстам соответствующих документов, проблем никаких не будет. И не важно 6 оно метров, или 6,6....

Не пужайте новичков...  А то я сам, грешным делом, почитав форум, пошел в ГИМС с трясущимися коленками...

 


  • 0

#516 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 909 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 20 декабря 2019 - 11:12

 

По поводу ежегодно, да, погорячился :(


 

В Правилах:

5. Классификация проводится органом классификации по заявлению собственника маломерного судна (его доверенного лица) в следующих случаях:
а) осуществление государственной регистрации маломерного судна, ранее не классифицированного органом классификации;
Поэтому, думаю, классификации подлежат все суда свыше 6 м, включая самостоятельной постройки.

 

Вы вообще по поводу Регламента погорячились, да собственно как и я. Как выяснилось, Регламент не применяется к маломерным судам индивидуальной постройки.
 


  • 0

#517 S_smirnov

S_smirnov

    Лодочный моторист - экранопланостроитель

  • Модератор
  • 22 909 сообщений
  • Из:Балахна
  • Судно: Казанка, СВП

Отправлено 20 декабря 2019 - 11:18

...

 

А только

".... физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся строителем или продавцом..."

Строго, ни одна бабка не имеет права продать пучок редиски возле магазина, не зарегистрировавшись ИП. Отсюда же и все накаты на самозанятых (которых, они, сами же, в самозанятых и превратили).  Малооо...  Мало!

Да и еще во многих местах этого документа, явно, делается разделение понятий "изготовитель", и "потребитель".

...

Самостоятельным лодкостроителям ЭТО можно не читать. Если только ради интереса, но чревато. Я вчера дочитал до требований к маневренности (Приложение №2), и понял, что серийных водометных катеров у нас не может быть в принципе:

 

в) маломерное судно должно выводиться из установившейся циркуляции, совершаемой при угле перекладки руля 20 градусов, после остановки двигателей действием главных средств управления без использования подруливающего устройства;

 

 

Как известно, на водомете при остановленном двигателе средства управления не действуют.


  • 0

#518 WinderWanderer

WinderWanderer

    Яхтенный капитан

  • Администратор
  • 2 869 сообщений
  • Из:Кострома

Отправлено 20 декабря 2019 - 11:28

Уф, ну вроде разобрались. Для нас ничего не изменилось. А то строишь-строишь а потом бац!


  • 1

#519 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 20 декабря 2019 - 19:59

 При классификации органом классификации проводится освидетельствование и присвоение маломерному судну категории сложности района плавания в соответствии с настоящими Правилами.

 

 Иногда подобные документы содержат явные нелепицы - к примеру, кто нибудь слышал о маломерных судах с подобными категориями сложности :

 

 

8. По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из следующих категорий сложности района плавания:

 

а) категория сложности 0 - плавание без ограничений по условиям плавания;

б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны до 8,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль.


  • 1

#520 marava

marava

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 195 сообщений
  • Из:Сосновый Бор
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 20 декабря 2019 - 21:08

Сообщение 515

340 кг. ????Примерно 60 тр.

Обводы другие. Я не случайно их проиллюстрировал. Отсюда иными будут характеристики. Особенно экономичность. 

http://volnanavolge.ru/blog/1295.html

Указанно  водоизмещение 650 кг.???

При том, что лодка Камчатка на метр длине и ширина 2м борт 1м/0.85 тоесть процентов на 20 больше.


  • 0

#521 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 20 декабря 2019 - 21:33

 

Сообщение 515

340 кг. ????Примерно 60 тр.

Обводы другие. Я не случайно их проиллюстрировал. Отсюда иными будут характеристики. Особенно экономичность. 

http://volnanavolge.ru/blog/1295.html

Указанно  водоизмещение 650 кг.???

При том, что лодка Камчатка на метр длине и ширина 2м борт 1м/0.85 тоесть процентов на 20 больше.

 

 

Всё немного не так:

 

Креветка.png

 

http://volnanavolge....tml#comment5980

 

Беспокоит другое - где у этой лодке блоки плавучести на 800 кг полного водоизмещения ....


  • 1

#522 marava

marava

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 195 сообщений
  • Из:Сосновый Бор
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 20 декабря 2019 - 21:44

Всё немного не так:

 

attachicon.gifКреветка.png

 

http://volnanavolge....tml#comment5980

 

Беспокоит другое - где у этой лодке блоки плавучести на 800 кг полного водоизмещения ....

Да спасибо сначала не понял, что 650кг это с людьми и мотором  


  • 0

#523 marava

marava

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 195 сообщений
  • Из:Сосновый Бор
  • Судно: -
  • Название: -

Отправлено 20 декабря 2019 - 21:50

А вот нашол, интересно почитать комментарии как этот аппарат испытывали

http://volnanavolge.ru/blog/1389.html


Сообщение отредактировал marava: 20 декабря 2019 - 21:50

  • 0

#524 Danev

Danev

    Оффлайн

  • Инженер
  • 17 518 сообщений
  • Из:С.-Петербург
  • Судно: Полуглиссер
  • Название: Мальстрём

Отправлено 20 декабря 2019 - 23:23

 Иногда подобные документы содержат явные нелепицы - к примеру, кто нибудь слышал о маломерных судах с подобными категориями сложности :

А что, на яхтах кругосветку не ходят?


  • 1

#525 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 21 декабря 2019 - 01:11

А что, на яхтах кругосветку не ходят?

 

Разумеется, на счету того же Евгения Гвоздева две кругосветки - но речь сейчас не об этом.

Вот барк Крузенштерн" является судном неограниченного района плавания - но он же не "маломерное судно".

 

 

Поэтому по прочтении того документа у меня и возникли сомнения в том чтобы 20-ти метровым судам каким то образом могут присвоить категорию неограниченного района плавания - в качестве аргумента привожу положение о категориях для промысловых судах: 

 

http://www.consultan...4fdde32bc1502d/

 

Понимаю, в приведённой ссылке речь как бы не о частных прогулочных яхтах, но разве принцип - чем больше судно тем оно более автономней и мореходней не справедлив и для остальных типов судов?

 

Поправьте меня если я не прав  ....

 

:offTopic:


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Yandex (1)