Длинный киль длинному килю - рознь. Прошлые выходные готовил лодку к подъему, ну и покатались чуть под мотором. До этого 3 недели назад был на лодке один и не смог выйти из бокса. Вообще. Сдуло на мелкое место, выкарабквался на веревках часа три назад. Зато наконец дошли некоторые особенности поведения лодки при движении кормой и на малых ходах при ветре. Что-то, казалось бы, очевидное, а что-то не очень. Из очевидного: при боковом ветре нос начинает поворачивать от ветра очень сильно - в одиночку из бокса выйти обычным способом шансов нет, не успеваешь добежать до румпеля и управления двигателем. Причина проста: киль начинается примерно под мачтой и идет в корму (Смотрим фото лодки в первом посте.). Соответственно, появляется крутящий момент. Да еще и нос выше, чем корма. На полном киле это будет выгледеть намного слабее, думается. При движении на малом ходу при покидании бокса эффект еще поинтересней: румпель надо поворачивать В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ сторону, чем по логике. После набора скорости логика возвращается и рулится в правильную сторону. Причина: поворачивающий момент создает не само перо руля (точнее, оно тоже создает, но баланс в сторону другого механизма смещен), а поток воды, которая от пера руля направляется в длинный киль, много больший по площади. Таково мое понимание этой механики. С набором скорости баланс меняется в пользу пера руля. И этот эффект будет зависить от конкретной геометрии конкретной лодки. Все эти идеи и были опробованы при выходе и покатушках. Конечно, направление движения также подвержено эффекту заброса кормы, т.е. в одну сторону будет быстрее поворачивать, в другую - медленнее. Правда, учитывая, что ход мотором даешь короткими рывками, то заброс кормы слабый. Все это проверили и все оказалось соответствующим моим предположениям. Итого: чуть подталкивая лодку назад и вперед можно развернуться практически на полуметре НЕ МЕНЯЯ положение румпеля, т.е., переложив его на один борт. При этом, если есть ветер (в моем случае 15-20 узлов) маневр закончить не получается - ветер сдувает нос, когда он становится точно в борт, удавалось довернуть до 120-150 градусов, потом ветер пересиливал (стояли кормой к ветру, хотели развернуться носом на ветер). Ловить баланс, когда румпель начинает "правильно" работать - надо тренироваться, сразу получается через раз или два. Маневры на заднем ходу вполне реальны, надо только терпеливо учиться, пока не почувствуешь лодку. Ну и понимание, как она себя когда ведет тоже важно. Развернуться на ограниченном пространстве, если нужно нос на ветер повернуть в одиночку шансов НЕТ. Зато если надо по ветру - очень легко.
Сообщение отредактировал alexk61: 28 ноября 2019 - 13:57