Кильский Канал. Приехали мы на машине 8-го сентября в пятницу около 22:00 в марину, где я оставил лодку на 2 недели. Лил дождь. Шлагбаум был закрыт. Пришлось вытаскивать со дна непромокаемого мешка свой дождевой костюм. К счастью, карточка от душа и туалета, которую мне выдали при оплате марины, сработала и шлагбаум открылся. Пока таскали вещи, рассовывали их и пр. - наступила полночь. Лодка, слава Богу, видимых повреждений не имела. Только один кранец (они маленькие все кроме двух) потерял тряпичную оболочку и "сдулся". Тем не менее, остальных кранцев хватило, чтоб борт остался цел. Скинули чехлы с парусов, сняли грот для ремонта и наскоро поужинали. Залепили подтекающий вентпорт пластиком сверху. Улеглись спать. Ехали в машине впятером - старший сын должен был перегнать машину в Куксхавен и встретить нас в субботу вечером в Брусбюттеле с тем, чтоб вместе дойти по воде до Куксхавена в воскресенье. Короче, вчетвером ночевали на лодке, один - в машине. Раненько утром проснулись, быстро перекусили, перегруппировались и приготовились к отходу. Все равно, получилось позже, чем я планировал - вместо семи подготовились только к восьми, что было уже критично, поскольку по расписанию в сентябре я мог идти по каналу только до 20:00. Весь канал - 56 миль (или около того), значит надо не менее 10 часов хода без остановок, да еще до шлюза доехать, да еще неизвестно сколько ждать шлюзования.
Мне предстояло в первый раз самому отходить и швартоваться на этой лодке. Немного не по себе: свою лодку-то жалко! Шлюзоваться тоже впервые. Отошли без проблем, хоть и слабый навальный ветерок был - использовал шпринг с кормы. Почапали к шлюзу - около 3 миль. Подошли. Смотрю - горит белый и моргает зеленый. Непонятно, на сайте канала такой комбинации не было. Да, надо идти на белый, а что значит моргающий зеленый? Ворота открыты, там уже "корова" стоит и передо мной парусник трехмачтовый туда же пошел. Ну, думаю, мне тоже можно. Потихоньку поехал, а за мной еще мужик на яхте сзади пристроился. Тут выходит из башни мужик, свистит и машет мне рукой - мол, уе...вай! Сигнал понял, развернулся. Стал тренироваться в управлении своим крейсером: вперед-назад-вперед-назад. Вроде немного освоился, только назад - то слушается руля нормально, то вообще никак не реагирует. Тем временим ожидающих прибавилось и места для тренировок уже почти не осталось. Неожиданно народ, смотрю, рванул в сторону шлюза - точно, горит белый один на других воротах. Там старые шлюзы, через которые яхты шли, закрыли - ремонт, что ли - теперь и "коров" и нас шлюзуют в больших. Подошли - стоят две "коровы" слева, а на яхтах народ швартуется правым бортом.
Тихо-тихо иду, спереди уже 4 или 5 штук стоит и сзади штуки три идут. Там - как в советском магазине - все вперед зачем-то норовят пролезть. Может, в сезон мест не хватает?.. Подхожу потихоньку к понтону, два сына с концами на борту стоят. Осталось с пол-метра на миттеле - первый спрыгнул, я стал гасить скорость. Ну, и корма пошла к понтону, а нос - от него. Второй, короче, клювом прощелкал и спрыгныть не успел - опыта нема. Корма, тем временем, оттолкнулась от понтона кранцем и корабль медленно, но уверенно стал отходить от понтона. "Кидай конец" - кричу второму. Он кинул. "Ума-то нету" (С) - ну, опыта, то есть. Конец, в общем, долетел до понтона, но не в руки первому сыну, а рядом. И стал сползать в воду. Тут первый не растерялся и в самоотверженном броске пузом на понтон все же достал его уже из воды. Подтянули потихоньку лодку и привязались. Вот народ повеселили! Впрочем, возможно, больше испугали. Но виду никто не подал. Тактичные люди! Послал узнать у соседей, кому и сколько надо платить (должно было быть около 20 Евро, судя по сайту канала). Сказали, что ничего не надо. Ладно, думаю, наверное, на выходе надо будет. Оказалось что и на выходе не надо было, т.е. мы прошли канал бесплатно. Наверное, не сезон.
10:00. Подняли уровень воды, открыли ворота, народ ломанулся - опять, типа, кто раньше, что ли? Отошли уже спокойно. Не спеша почапали в сторону правого от нас берега. В итоге, в сам канал вошли уже предпоследними. Потом я понял, чего они так спешат: на выходе из kанала зона ожидания, где все ночуют. Там три понтона и только один оборудован водой и электричеством - мест на 8-9.
Дальше ничего особо интересного не было, кроме уже описанного мной случая, когда меня решил протаранить паром, пересекающий канал. Яхта за нами стала отставать, передние ушли вперед. Начался дождь, который лил, то усиливаясь, то стихая, часов до трех. Жена с сыном внизу занялись ремонтом грота. Оказалось, что старые нитки частично обветшали, а частично остались очень еще крепкими. Странно, почему так? Непромоканец мой часа через 3-4 все-таки стал промокать, сделалось холодно. Но через часок дождь все же кончился и даже солнце стало выглядывать. По каналу надо идти под мотором, но можно помогать и парусом. Однако, нужного ветра не были, да и парус сильно обзор закрывает, потому даже мысли не было его ставить. А навстречу одна лодка под парусами-таки попалась. Проходящие сухогрузы и пр. больших проблем не создавали, хотя, надо было прижиматься к берегу иногда метров до 10-ти. К обеду мы нагнали одну из лодок, спросили разрешения обогнать и обошли ее. Часам к двум настигли другую. Так же обогнали. Потом, видимо подумав о местах для швартовки, они догнали нас и ушли вперед. Паромов, которые возят народ с одного берега на другой там штук 10-15. Все ходят очень часто, канал не широкий - около 100 метров в среднем. Они всегда давали нам пройти, как и положено по правилам. Шли около 5.5 узлов и подошли к месту стоянки и ожидания ровно в 20:00. Конечно все "рублевые" места были уже заняты, те, что нас обогнали, стояли вторым корпусом уже (может, они с какими знакомыми шли). Мы ошвартовались у почти пустого противоположного понтона. Мужик с соседней лодки взялся было помогать, но мы его поблагодарили и вежливо попросили. В этот раз встали без проблем, правда, вроде, я зашел только со второго раза. С первого не хватило пространства для маневра.
Поставили назад отремонтированный грот, встретили старшего сына, поужинали и улеглись все впятером в лодке - места хватило. По плану надо было часов в семь выходить. Конечно, несмонтя на то, что я проснулся в 5:30, отошли только около 8-ми. Народ уже крутился рядом со шлюзом. Минут через 15 его открыли. Вошли, уже относительно спокойно встали к понтону, даже не привязывались, просто держались. Ворота открылись, все вывалились в устье Эльбы. Отлив в верхней точке, течение, наверное, более 3-х узлов. Поставили грот на второй риф и развернули геную полностью. Да, скорость! 10-11 относительно грунта. Но уж больно кренило, а ехать нам всего 18 миль. Подкрутили геную и пошли помедленнее, зато и крен 7-10 градусов в бейдевинд. Быстро дошли до Куксхавена, чуть проскочили вход в марину - типа, времени полно, однако, отлив, который должен был уже закончиться, почему-то не кончался и пришлось возвращаться 2-3 мили против такого же сильного течения под генуей и мотором. Вход в марину узкий, а течение сносит, да еще из самой марины вода вытекает. Довольно весело, когда рулишь в однуи сторону, а едешь не туда, куда рулишь. В марине швартовка на "пальцы" - тоже для меня в первый раз. В этот раз спешить было некуда, поциркулировал, объяснил каждому задачу, привязали кранцы как надо и куда надо и без проблем встали. Марина неплохая, все есть, 20 Евро для моей лодки за ночь. Собирался через неделю уже до конца догнать, но не получиолось. Поехал только через две недели.
Всю дорогу по каналу жутко боялся, что двигатель встанет - что делать-то тогда? Но ничего, не подвел он.