На бермудском на топ кроме сил от ветра действуют еще силы от натяжения задней шкаторины, а они заметно больше: я гика-шкотом за заднюю шкаторину грота на бейдевинде держу всю мачту, шкаторина как ахтерштаг работает, и шкотмо в руке в том числе регулирую и изгиб мачты! Заодно и штаг натягиваю.
Ну и считать нагрузку только от треугольника выше вант - ИМХО, некорректно, т.к. от остальное площади паруса нагрузка распределяется в том числе и на заднюю шкаторину, а шкаторина приходит куда? Ведь нельзя просто отрезать от грота верхний треугольник - он работать перестанет.
ЗЫ гафель, а тем более гик не могут ударить по топу мачты. гик может ударить по вантам но внизу. а гафель вверху и с приличным рычагом но вот именно с ударом ли - вопрос.
Удар рангоута по стоячему такелажу при непроизвольном фордаке опасен для всех, но в первую очередь для самих гика/гафеля и вант/бакштагов. Фалы на топ рывок конечно передадут, но при этом они частично рывок погасят раз, и основной рывок будет в другой плоскости, он на ванты придется. Так же топ же на самом деле не имеет жесткой заделки (это при расчетах на прочность допустимо так упрощать, но не на деформацию), и при рывке будет гнуть мачту - а это тоже заметно погасит рывок, буквально как пружина/рессора.
А что до резких порывов ветра - все ж таки это не то же самое что удар твердого тела, все таки воздух и полегче и гораздо более упругий. Для больших кораблей, где инерция на порядки больше - это опаснее, но я не слышал о подобных проблемах у мелких яхт, обычно просто кладет парусами на воду, у них не такие уж огромные собственные инерционные массы.
ЗЫ лабы на сопромате это конечно хорошо, но они учат считать по готовым формулам, это простая математика, базовые знания. а в расчетах самое сложное - понять какая же нагрузка и как действует. Иметь правильную схему нагружения часто больше половины собсно расчета.
Сообщение отредактировал Kirilius83: 17 декабря 2018 - 15:52