Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Отломало краспицу - каковы причины и как подлечить?

Поломка краспицы Albin Vega

Сообщений в теме: 40

#1 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 19 сентября 2017 - 15:52

Заехал сегодня в марину, время вроде особо нет, но на полтора-два часа выйду, думаю...

Дует хорошо, с грота даже чехол снимать не стал, геную раскрутил и поехал. Хорошо причем, поехал - 5,5-6 узлов уверенно прям. Ветер сильный, но порывистый - неудобно..

А через ~1мин после первого поворота оверштаг обнаружил болтающуюся краспицу.

11 13 23.jpg

Ну чего делать - парус скрутил, талреп подтянул (ванта вполне обтянулась), дизель-шкот дернул и домой. В бинокль поразглядывал  - разворотило втулку, ось на месте, может чуть погнута.

 

1) Какова причина поломки? Недотянута или перетянута ванта была? Буквально на прошлой неделе, какую-то из вант этого борта подтягивал - показалось, что совсем болтается, прям можно сказать провисает. Но именно что подтянул чуть-чуть, не "до звона". НУ и вообще, у меня "до звона" ни одна из вант не натянуты.

 

2) Как бы это оперативно подлечить? Фото прикладываю. Выломало часть, которая красным обведена.

Просто втулку деревянную сделать пока - до конца сезона хватит? А вот стрелками зелеными - это площадки, которые не дают краспице излишне отгибаться, как я понимаю? Насколько это важный элемент конструкции и можно ли без этого элемента обойтись пока?

12 45 30.jpg

 

PS. Владельцам Albin Vega на заметку:

- пару недель назад пришла новая Vega - так вот у нее при постановке мачты сломали именно этот узел тоже. Не так тотально - втулка формально осталась целой.

- сегодня у меня разломало втулку крепления совсем;

- когда пошел фотографировать этот узел на Веге, которая на берегу стоит - обнаружил что там тоже трещина в этом узле.


Сообщение отредактировал t332: 19 сентября 2017 - 15:53

  • 0

#2 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 19 сентября 2017 - 16:24

1) Какова причина поломки? Недотянута или перетянута ванта была? Буквально на прошлой неделе, какую-то из вант этого борта подтягивал - показалось, что совсем болтается, прям можно сказать провисает. Но именно что подтянул чуть-чуть, не "до звона". НУ и вообще, у меня "до звона" ни одна из вант не натянуты.

 

2) Как бы это оперативно подлечить? Фото прикладываю. Выломало часть, которая красным обведена.

Просто втулку деревянную сделать пока - до конца сезона хватит? А вот стрелками зелеными - это площадки, которые не дают краспице излишне отгибаться, как я понимаю? Насколько это важный элемент конструкции и можно ли без этого элемента обойтись пока?

1. Лечить по фотографии - вещь неблагодарная. Но можно предположить, что деталь литая и это - дефект литья. Тем более, что Вы привели аналогичный пример с другой яхты. Сила натяжения вант не должна приводить к подобным поломкам.

 

2. Узел серьезный, поэтому деревяшкой не обойтись.

Как один из вариантов можно предложить следующий. Из алюминия на токарном станке выточить деталь, состоящую из двух цилиндров, соединенных конусом. Один цилиндр по внутреннему размеру краспицы, другой - по расстоянию между ушками оковки. Потом на фрезерном станке или болгаркой срезать плоскости, оставив толщину, равную меньшему диаметру. Просверлить отверстие под болт крепления краспицы в оковке. Торец вокруг болта закруглить напильником, чтобы нормально вращался в оковке. С этим можно будет ходить всю жизнь.

 

Выступающие ушки ни нафиг не нужны.


  • 0

#3 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 19 сентября 2017 - 16:55

1. Это СТАРОСТЬ!
2. Я бы полностью переделал этот узел. Сделал бы оковки в обхват мачты (минус ликпаз) из 2-ки нержи, и приварил бы к ним стаканы, на которые надеваются краспицы, и ухи для крепления основных вант.  Во всяком случае после поломки у меня подобного силуминового узла в 2011-м году, на своей лодке я сделал именно так.
 
Алюминиевые ухи для крепления вант, приваренные непосредственно к мачте - мина замедленного действия. Никогда не знаешь, когда алюминий сломается по сврке при знакопеременных нагрузках...

Сообщение отредактировал 2191: 19 сентября 2017 - 17:03

  • 1

#4 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 19 сентября 2017 - 17:33

Из двух нерж трубок сварить Т-образную деталь, одна трубка с наружным диаметром равным внутр. диаметру краспицы (а можно и наоборот - надевать на краспицу по наружн. диаметру) и вторая под прямым углом - это ось вращения узла в оковке (длина равна расстоянию между ушами оковки на мачте, внутр диам.= диам оси или пальца, что там). Ну и упоры, чтобы краспица не опускалась вниз. 


  • 0

#5 eov

eov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 21 сообщений
  • Из:Одесса

Отправлено 19 сентября 2017 - 17:34

По п.1 О причине поломки. Можно долго гадать недотянута ли была и т.д. Но по моему мнению, основная причина в том, что в свежий ветер было принято решение использовать только  стаксель. Дело в том что одна из функций грота, как ни странно, это разгрузка мачты через гика-шкот и(или) оттяжку. Поэтому либо грот и стаксель, либо только грот. Нести одиночный стаксель можно только при легких ветрах, когда скорость лодки не нужна.


  • 0

#6 gals08

gals08

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 609 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: Ищу

Отправлено 19 сентября 2017 - 18:04

Скорее всего уже была трещина в металле, можно посмотреть на сколе - излом свежий или нет. А то что стаксель нельзя ставить без грота по соображениям устойчивости мачты- как то не приходилось слышать такое


Сообщение отредактировал gals08: 19 сентября 2017 - 18:10

  • 1

#7 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 19 сентября 2017 - 18:17

Дело в том что одна из функций грота, как ни странно, это разгрузка мачты через гика-шкот и(или) оттяжку.

 

Вот с этого места поподробней.

Это почему же грот через гикашкот разгружает мачту, а стаксель, через стаксельшкот, ее нагружает?

Какая-то забавная физика получается.

Мужики сумлеваются. :lol:
 


  • 1

#8 eov

eov

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 21 сообщений
  • Из:Одесса

Отправлено 19 сентября 2017 - 19:32

Проведите эксперимент.
При ветре 10-12 узлов, станьте на курс гоночный бэйдвинд только под стакселем.
Замерьте нагрузку на наветренных вантах.
Потом поставьте грот и проделайте ту же процедуру. Результат Вас, как я понял, удивит.

Сообщение отредактировал eov: 19 сентября 2017 - 19:51

  • 0

#9 Алексеев В.М.

Алексеев В.М.

    Za RUDDI u SKR

  • Инженер
  • 16 363 сообщений
  • Из:Ленинград
  • Судно: яхта
  • Название: Касси

Отправлено 20 сентября 2017 - 00:11

Вообще же краспица не для работы на изгиб. Только на сжатие, и должна САМОУСТАНАВЛИВАТЬСЯ в плоскости верхней и нижней ветвей ванты. Короче: это всего -то РАСПОРКА. При большой нагрузке может потерять устойчивость.


  • 3

#10 GStager

GStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 727 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 20 сентября 2017 - 00:39

У меня краспицы не гнутся. Ну дык я и на голом стакселе не езжу. И езжу не на Веге.

 

Но думаю - из-за прослабленных вант и нелепого набора парусов мачта на ходу сильно погнулась. А из-за дурацкой конструкции крепления краспиц - краспицу оторвало.


  • 2

#11 VladPK

VladPK

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 550 сообщений
  • Из:Забайкалье
  • Судно: Парусно-моторное
  • Название: Дешулан

Отправлено 20 сентября 2017 - 06:07

Если надо покататься "прямо сейчас", то можно просто из листа алюминия согнуть скобу, надеть на ось, и приклепать её к краспице
  • 0

#12 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 20 сентября 2017 - 08:32

Проведите эксперимент.
При ветре 10-12 узлов, станьте на курс гоночный бэйдвинд только под стакселем.
Замерьте нагрузку на наветренных вантах.
Потом поставьте грот и проделайте ту же процедуру. Результат Вас, как я понял, удивит.

И какова была нагрузка в том и другом случае? В Ньютонах или граммах?

Скорость яхты и ветра, угол крена, угол установки паруса, угол вымпельного ветра, угол дрейфа?

Или сравнивали мягкое с теплым?


  • 1

#13 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 20 сентября 2017 - 08:41

Лучше с краспицами не шутить, потом мачту из двух кусков сваривать придётся, и это не новую, а уже сорокалетнюю.

 

Проблема понятна в принципе. Может свежевыделанные дейшкиперы не знают, ибо их учат как рулить, а остальное остаётся за кадром. Мне лично пришлось сразу, как пришёл в яхт-клуб, сразу заниматься ремонтом яхты, а не катанием. Предыдущий экипаж раздолбал привальник и нос покоцал, но это бы ладно, а вот поломали и утопили одну краспицу, это было куда хреновей. Для ясности, вот такая лодка.

nash_20_photo.jpg

Инспекция показала,

во-первых, краспицы стоят неправильно, должны стоять по биссектрисе от угла, образованного вантой,

во-вторых, ванта не должна падать за борт, если разрушится её крепление к мачте.

В-третьих, краспица не должна быть жёстко прикреплена к мачте даже при топовом вооружении, а уж при дробном тем более, ей необходима некоторая свобода, поскольку она должна всегда оставаться в плоскости, воображаемой поверхности, образованной вантой и мачтой.

 

Теперь по эксплуатации.

У нас на Конраде-25Р ванты, бакштаги и штаг обтягивались при настройке по максимуму. За все годы не ломали, ни мачту, ни краспицы.

 

В разбираемом примере ванты были явно прослаблены, в результате краспицу при натяжении ванты начинает ванта двигать вверх-вниз, при жёстком креплении к мачте поломка неизбежна, вопрос времени, усталость металла даст себя знать. Не было там никакого брака, лодке почти сорок лет, надо очень внимательно инспектировать все узлы, это же планер, летящий на границе двух сред, отношение должно соответствовать.

 

Извиняюсь за много букф! 


  • 1

#14 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 995 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 20 сентября 2017 - 15:53

Сайт закрыт на технический перерыв - 15 минут! Полистайте пока журнальчики http://katera.ru/all-magazines

  • 0

#15 Мик72

Мик72

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 572 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Судно: резиновая лодка
  • Название: Чакан

Отправлено 20 сентября 2017 - 19:01

Ох уж эти журнальчики...


  • 0

#16 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 20 сентября 2017 - 19:35

Коллеги, большое спасибо за участие в обсуждении и за советы. Упомянутые нюансы, безусловно, любопытны и есть о чем подумать/почитать.

 

Краспицу сегодня снял.  Обнаружил, что разрушившийся узел УЖЕ подвергался какому-то ремонту. Так что, все остальные причины, наверняка, в какой-то степени сыграли свою роль, но, возможно, первопричина в другом.

 

Краспицы на Веге стоят строго 90гр к ДП и, похоже, действительно выполняют роль просто распорки, как заметил уважаемый Алексеев В.М.

 

Попутно возник такой вопрос: вот посмотрите, как выглядит проход ванты через краспицу. 14 21 37.jpg

В оригинале оно так и задумано, там не должно быть больше никакой фиксации, краспица свободно скользит по ванте и все?

У меня то были одеты наконечники краспиц вот такого плана - http://moreman.ru/es...=6512&cid=&pid=

и они были на вантах стяжками очень основательно прихвачены. Могло ли быть так, что под нагрузкой краспица встала в какое-то положение, а потом не успела отскочить в нормальное состояние из-за вот этой фиксации на ванте и следующей нагрузкой её и сломало?

 

PS. 

Может свежевыделанные дейшкиперы не знают, ибо их учат как рулить, а остальное остаётся за кадром. Мне лично пришлось сразу, как пришёл в яхт-клуб, сразу заниматься ремонтом яхты, а не катанием.

 

"У меня есть ПЯТЬ экю!" (с)

Я имею в виду, что у меня более выигрышное положение - сам катался, сам сломал, сам чиню. =) 

 

Фото разрушения. 15 42 10.jpg

Фото сломанного узла и исправного. 15 41 28.jpg

На самом деле - _почти_ исправного  - sergvg - вот так видишь  трещину на своей краспице?

 

Гайка крепления оковки краспицы была какая-то ужасно хитрая - и то ли она так намертво затягивается, то ли за 40 лет "прикипела" - но стронуть не было никакой возможности, спилил Дремелем. Перехода от гайки к болту в процессе так и не нашел, неужто это та самая диффузия металлов, про которую в школе рассказывали? =)

Фото хитрой гайки. 14 08 26.jpg
Вот эта типа колечко с разрезами - на самом деле не колечко, а составляет одно целое с самой гайкой.

 


  • 0

#17 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 20 сентября 2017 - 20:00

Самая частая причина - полное непонимание как работают краспицы. Они должны стоять как биссектриса угла между ветвями ванты. Как уже было сказано.
Данное крепление краспиц позволяет вантам проскальзывать в пазах, а краспицам двигаться вверх-вниз, но не вперед-назад. Мачта должна быть жесткой в этом месте. Для этого там две пары нижних вант. Такелаж надо натягивать так, как рекомендовано в руководстве, а не абы как. Или до 10% разрывного усилия используемых тросов. Как это делать написано в книге от Selden

Сообщение отредактировал Renown: 20 сентября 2017 - 20:02

  • 1

#18 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 20 сентября 2017 - 21:57

Чертовы журнальчики!!!

 

Про натяжение  понял.

 

Про биссектрису вроде понятно все, кроме того, как на это можно повлиять... Ну т.е. допустим я вижу что это не так - и чего делать? Ванты на месте стоят, мачта тоже, краспицы - вверх-вниз только, а вовсе не вперед-назад.

 

Книжка какая имеется в виду вот эта - https://seatracker.r...opic.php?t=3307  ?


Сообщение отредактировал t332: 20 сентября 2017 - 22:01

  • 0

#19 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 20 сентября 2017 - 22:32

Да проблем нет, живём в одном городе, можно и встретиться, а вообще, до накопления опыта примите правило, столкнулись с чем-то незнакомым и непонятным, думайте, не торопитесь, ну и за спрос денег не берут, спрашивайте. Про дейшкиперов больше не буду, прошу пардону! Все когда-то делали что-то в первый раз. Нам повезло в том, что опытные яхтсмены были вокруг и всегда были готовы помочь советом, или подставить плечо. 


  • 0

#20 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 20 сентября 2017 - 22:35

Сайт закрыт на технический перерыв - 15 минут! Полистайте пока журнальчики http://katera.ru/all-magazines

ДБ

Сообщение отредактировал капитан с: 20 сентября 2017 - 22:36

  • 0

#21 SKR

SKR

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: нет

Отправлено 20 сентября 2017 - 22:41

Если не в лом, то перед отправкой сообщения, скопируйте его и когда вылетят "журнальчики", нажимаете "изменить", выделяете журнальчики и на их место вставляете скопированный текст, и вуа-ля, мы все его видим!


  • 0

#22 Мик72

Мик72

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 572 сообщений
  • Из:Краснодар
  • Судно: резиновая лодка
  • Название: Чакан

Отправлено 20 сентября 2017 - 23:25

Инструкция в моей подписи!


  • 1

#23 Renown

Renown

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 622 сообщений
  • Из:Заречный
  • Судно: Westerly Renown
  • Название: Nascha

Отправлено 20 сентября 2017 - 23:42

Чертовы журнальчики!!!

Про натяжение понял.

Про биссектрису вроде понятно все, кроме того, как на это можно повлиять... Ну т.е. допустим я вижу что это не так - и чего делать? Ванты на месте стоят, мачта тоже, краспицы - вверх-вниз только, а вовсе не вперед-назад.

Книжка какая имеется в виду вот эта - https://seatracker.r...opic.php?t=3307 ?


Книжка эта. Краспицы и надо двигать вверх и вниз до положения биссектрисы
  • 0

#24 t332

t332

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 473 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Albin Vega, №2605
  • Название: PEMI

Отправлено 21 сентября 2017 - 09:43

 

Книжка эта. Краспицы и надо двигать вверх и вниз до положения биссектрисы

 

А!! Не про тот угол то думал, поэтому и не мог понять. 

 

Книжку нашел на русском, если кому интересно - прикладываю.

 

Прикрепленный файл  595-540-E5_correct_Rus.pdf   2,77МБ   615 Количество загрузок:

 

Книжка эта. Краспицы и надо двигать вверх и вниз до положения биссектрисы

 

А!! Не про тот угол то думал, поэтому и не мог понять. 

 

Книжку нашел на русском, если кому интересно - прикладываю.

 

Прикрепленный файл  595-540-E5_correct_Rus.pdf   2,77МБ   615 Количество загрузок:

 

Сообщение отредактировал t332: 21 сентября 2017 - 09:43

  • 0

#25 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 21 сентября 2017 - 10:09

Сайт закрыт на технический перерыв - 15 минут! Полистайте пока журнальчики http://katera.ru/all-magazines
 
 
... ... ... дь!

Сообщение отредактировал 2191: 21 сентября 2017 - 10:28

  • 1



Ответить



  



Темы с аналогичным тегами Поломка краспицы, Albin Vega

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей