Перейти к содержимому

Фотография

Секстант, необходимость?


Сообщений в теме: 153

#76 dreamer

dreamer

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 645 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: Ямаха30
  • Название: Эрма

Отправлено 27 декабря 2017 - 13:34

С какой точностью? минуты? секунды?


  • 0

#77 Toughbook

Toughbook

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 164 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 27 декабря 2017 - 14:08

Секстант позволяет с большой точностью брать горизонтальные и вертикальные углы. Что очень помогает определяться по местным ориентирам. См. "Огни и знаки".

Так что говорить что он на яхте совершенно бесполезен не стоит.

 

Вы хоть разок попробуйте реально , больше такую ерунду писать вряд ли будете.

Существовал "в годы оны" так называемый "промерный секстан", им и пользовались для замера горизонтальных углов.

Как-то от безделья на якоре пробовал я обыкновенным навигационным  секстаном (СНО-М) замерить горизонтальные углы - "квест" еще тот... .   ;)

Хотя условия были идеальны - крыло мостика большого судна, отсутствие качки, да и "прибор" к руке привычен... .  :D

Прозвучавшая выше "точность" около 5 миль - для океана вполне приемлема, более того - в практических обсервациях - вполне обычна.


  • 0

#78 booBot

booBot

    персональный навигатор с секстантом

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 703 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 27 декабря 2017 - 17:07

Вот все, что нужно знать о секстане и картах. :) 5 миль - это пол/потолок. С такой точностью можно вести прокладку без всякого секстана только по курсу и часам. 

~5 миль - это в руках неопытного "курсанта".

Карты, кстати, не требуются. По высотам двух светил можно вычислить координаты места без графических построений (и даже без знания "места счислимого").

 

С какой точностью? минуты? секунды?

На FREIBERGER'е шкалы позволяют измерить с разрешением в ~6~15 угловых секунд.


  • 0

#79 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 27 декабря 2017 - 18:13

- Капитан, а чем это Вы занимаетесь?

- Счисляю магнитное склонение, Сударыня.

- Ой! Видимо это "магнитное склонение" сегодня сильно склонилось... у меня с утра голова побаливает?

- Так точно, Сударыня, на 15 угловых секунд с Зюйд-Осту.

- А можете меня научить?... ну пожалуйста!

- Прошу. Смотрите в это отверстие... очень внимательно... нет, держите Инструмент обеими руками.

- Ну меня же тогда качать будет.

- А я Вас сзади оккуратненько поддержу... это что "грудь"? Пардоньте, плиз, тогда за Талию. Так лучше?

- Лучше.

- А не выпить ли нам компАсного коньячку... от головокружения, так сказать?

- А почему он называется "компАсным"? его что, к КомпАсы заливают?

- Это отдельная история, прошу спуститься в Каюту Капитана.


  • 2

#80 filichev

filichev

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 566 сообщений
  • Из:SPb
  • Судно: Bavaria 30

Отправлено 29 декабря 2017 - 13:17

Главное - это уверенность в Голосе!

...........................

 Кстати, когда США проводили операцию «Буря в пустыне», GPS американцы отключали по всему миру. Это вызвало панику у европейских авиакомпаний, которые полагались на электронику (наши летчики ориентировались «по звездам»). Именно это и сподвигло Европу, Россию иКитай на разработку собственных систем.

............................

https://www.kuban.kp.../26230/3113370/

Это с каких пор летчики летают по ГПС

 

Я конечно не настоящий тракторист, но в авиации кроме счисления в основном используются поправки от маяков VOR/DME/РСБН .  На том же 154 был НВУ, который вносил коррекцию по маяку сам

GPS до недавнего времени тоже был юридически не значим, а уж звезды... их вроде давно забыли.


  • 0

#81 Sunny

Sunny

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 839 сообщений
  • Из:бухты Барахты
  • Судно: Дебаркадер
  • Название: Корабль-призрак

Отправлено 31 декабря 2017 - 02:26

Это с каких пор летчики летают по ГПС

 

Я конечно не настоящий тракторист, но в авиации кроме счисления в основном используются поправки от маяков VOR/DME/РСБН .  На том же 154 был НВУ, который вносил коррекцию по маяку сам

GPS до недавнего времени тоже был юридически не значим, а уж звезды... их вроде давно забыли.

Сейчас уже немного летают - до зоны действия более аэродромных систем (ближнего привода если не ошибаюсь). Как пользуют ЖПС до начала снижения самолично наблюдал этим летом - летел в кабине грузопассажирского Хэвиленда.

Там статья полная чушь. В 1991 г не только не летали, но и гражданской GPS еще не было (а военная не умела работать без гражданского сигнала). Так что "отключить" ее было нельзя в принципе. Система и так была в тестовом режиме,16 или 17 спутников в наличии, покрытие не больше 2/3 времени.

На самом деле там все смешнее было. Во первых чтобы обеспечить круглосуточное покрытие района боевых действий маневрировали имеющимися спутниками с орбиты на орбиту, в результате один грохнулся. А во вторых военных приемников еще нехватало и армия разместила заказы на гражданские,так поднялись фирмы Trimble, Garmin и Magellan, Было заказано 1500 шт Magellan DLX-10, такой размером с кирпич и ценой 1500 баксов. И чтобы пользоваться все этим, был наоборот, отключен режим SA ограничения точности для гражданских пользователей. То есть не только не отключали, но напротив повысили точность.

Так что авторы статьи "слышали звон да не знали где он"


  • 0

#82 Dixichi

Dixichi

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 866 сообщений
  • Из:Кишинёв
  • Судно: CT-28
  • Название: "DIXI"

Отправлено 04 января 2018 - 16:22

Применять секстан на своей яхте стал ещё до появления на рынке дешёвых GPS.  Определялся всегда только по солнцу, большего не понадобилось. Личный рекорд вычислений линии положения 9 минут. Точность зависит от практики, моя обычная  +\-1 миля т.к. бОльшую точность таблицы всё равно не дают.  Практиковаться надо постоянно, каждый день, чем больше, тем лучше. Когда мне друзья сделали подляну т.е. подарили GPS, навыки стали пропадать и теперь уже лет 10-12  не пользуюсь секстаном.


  • 1

#83 Toughbook

Toughbook

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 164 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 04 января 2018 - 16:37

Применять секстан на своей яхте стал ещё до появления на рынке дешёвых GPS.  Определялся всегда только по солнцу, большего не понадобилось. Личный рекорд вычислений линии положения 9 минут. Точность зависит от практики, моя обычная  +\-1 миля т.к. бОльшую точность таблицы всё равно не дают.  Практиковаться надо постоянно, каждый день, чем больше, тем лучше. Когда мне друзья сделали подляну т.е. подарили GPS, навыки стали пропадать и теперь уже лет 10-12  не пользуюсь секстаном.

 

:D  :D  :D

 

"Напалмом жжОт...!!!"  (С)


Сообщение отредактировал Toughbook: 04 января 2018 - 16:55

  • 0

#84 Sunny

Sunny

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 839 сообщений
  • Из:бухты Барахты
  • Судно: Дебаркадер
  • Название: Корабль-призрак

Отправлено 05 января 2018 - 00:34

Применять секстан на своей яхте стал ещё до появления на рынке дешёвых GPS.  Определялся всегда только по солнцу, большего не понадобилось. Личный рекорд вычислений линии положения 9 минут. Точность зависит от практики, моя обычная  +\-1 миля т.к.

Круто!

Респект и уважуха.


  • 1

#85 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 22 января 2023 - 15:24

"Побережье Суахили плоское, однообразное и скучное. Низкие мангровые заросли отороченные коралловыми рифами, омываемые сильным Сомалийским течением. Оно стало свидетелем моего самого крупного навигационного просчёта на сегодняшний день. Это был хороший урок, я не точно сопоставил ориентиры с картой. То, что видишь здесь на горизонте затянутом дымкой, может соответствовать практически любому месту на карте. Во время ночного перехода в Мтвапа Крик, в пригорода Момбасы, я попал впросак. Утреннее определение с секстантом предупредило, что мы прошли вдоль берега гораздо дальше, чем я думал. Я не поверил, это означало бы, что средняя скорость в течении ночи была девять узлов. Теоретическая скорость «Кехаара» шесть узлов. Я сравнил туманную береговую линию с картой, всё прекрасно совпадало. Нет, похоже на этот раз секстант ошибся. Я отметил результат определения в журнале как «неубедительный» и направился в реку через сложный проход между рифами руководствуясь подробной картой Мтвапа Крик. Яхт клуб оказался там, где и должен был находиться, я встал на якорь напротив него. Представьте моё удивление, когда менеджер тактично поправил меня: мы были не в Мтвапа а в Килифи, в двадцати милях дальше по побережью. Только теперь, внимательно присмотревшись, я убедился, что карта не точно соответствовала местности. Здесь был автомобильный мост, река была шире, рифы расположены по другому, не было маяка. Всё это я проигнорировал. Мы должны были быть в Мтвапа и я подогнал местность под карту. Секстант опять оказался прав. Вы можете с ехидцей спросить, мол не пора ли приобрести GPS? Я, так же ехидно вам отвечу: - Не упоминайте Килифи и GPS в одном предложении. Годом раньше моего памятного ляпсуса шкипер из Германии потерял лодку лишь потому, что предпочитал смотреть на GPS а не на горизонт. Он вышел из Килифи с новой командой туристов рюкзачников. Из за сильного течения, отлива и дующего в сторону берега пассата условия в море были очень некомфортными. Вся команда укачалась и шкипер повернул обратно. Тем временем стемнело и он попытался войти ночью. Это самоубийственное решение, никто из местных яхтсменов на это не решился бы. Каким то образом он нашёл путь между рифами, и когда уже заходил в реку, передал румпель одному из членов команды, страдающему от морской болезни, а сам спустился вниз, проверить GPS. Зачем? Уже ясно были видны береговые огни в ста ярдах. Лодка врезалась в каменный утёс, выдающийся с северного мыса. Команда выбралась на берег, но пассат раздробил ферро-цементную лодку в порошок."

Муссон Дервиш. Крис Ларсен


  • 0

#86 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 22 января 2023 - 15:29

"В отсутствии переносных почтовых отделений я вложил деньги в секстант. Сейчас, когда у каждого есть GPS и все покупают запасные, самый лучший секстант можно купить с рук за приемлемые деньги. Чтобы располагать точным временем, не нужен Ролекс. Мои безымянные пластиковые наручные часы, которые я купил в супермаркете Дарвина, идут уже много лет на той же самой батарейке,устойчиво отставая на пять секунд в месяц. Пять секунд в месяц! Проверьте свой хронометр. Можно позвонить в местную телефонную компанию, чтобы послушать сигнал точного времени. Или сходите на соседнюю яхту, проверьте по их коротковолновому радио или спутниковой аппаратуре. Помню как раз меня пытался оскорбить самодовольный яхтсмен, когда я готовился к переходу на Мадагаскар. На своей долблёнке я подгрёб к ближайшей яхте и спросил у шкипера точное время. Он посмотрел на меня, на мою долблёнку, на Кехаар и выдал: - Зачем? Точное время нужно только когда идёшь в оффшор. В моём ответном взгляде яда было достаточно, чтобы облезло покрытие на его якоре, за который я держался. При спокойном море точность астронавигации должна быть плюс, минус пол мили, при использовании обоих методов: полуденного меридиана или линии положения. При волнении вы уже получите отклонение в три-четыре мили. В пасмурную погоду, при перекрёстном волнении и рваном горизонте, для безопасности лучше принять погрешность в десять миль. Но тут не о чем беспокоиться, после трёхдневной болтанки в шторм, без возможности определиться по солнцу, десять миль не такая уж большая погрешность. Сейчас точность электронных систем превышает точность карт. Земля ведь не круглая и не просто сплющенная с полюсов, это нерегулярная поверхность с выпуклостями, торчащими из неё как глазки из картошки. Вот и попробуйте спроецировать её на плоскую поверхность 169 Муссон Дервиш. Крис Ларсен. карты. У картографов всё получалось, пока не появились эти электронные технологии с их точностью плюс-минус доли секунды. Господи! Одна секунда, это около ста футов, около трёх длин лодки! Возможно это имеет значение для военных, которые платят за эти спутники, морякам же об этом беспокоиться не стоит. Карты дальних уголков земли составлены на основе данных полученных в прошлом веке с помощью секстанта и теодолита и все ошибки сохранились на современных картах. Часто встречаются объекты с надписями: - Отмечено положение в 2,3 милях северо западу от указанного на карте. В среднем определение с помощью секстанта даёт более точные результаты и это не сложная наука. Математические вычисления низведены до простого сложения и вычитания углов. Это ментальный блок, а не умственная неспособность, удерживают людей от изучения астронавигации. Люди всегда относились к ней с суеверным страхом, как к колдовству или алхимии. Японские рыбаки, уходившие далеко в море, никогда не умели пользоваться секстантом. До эры электронной навигации они ходили по счислению и визуальному ориентированию. В Хатинохе я говорил со шкипером 400 тонной плавучей рыбоперерабатывающей фабрики. Он девять раз ходил к Новой Зеландии, по разу в год. Я аж вздрогнул, когда он сказал, что просто шёл по компасному курсу на Японию в течении трёх недель, полагаясь лишь на визуальное наблюдение, на случай если течения отнесут их в сторону. Его зять потерял судно в Микронезии, налетев на риф. Счисление оказалось не точным, а вперёдсмотрящий вахтенный заснул. Шкипер слышал про секстант, но никогда даже не думал научиться им пользоваться. Это не невежество, это высокомерие. Рыбаки с Тайваня ими пользуются. Их финансов не хватает на хороший хронометр, поэтому они ходят «по широтам», определяясь по секстанту, доходят до нужной широты и идут на запад или восток, пока не достигнут нужного места. Опять же, визуальная вахта при этом очень важна."

 

Муссон Дервиш. Крис Ларсен


  • 0

#87 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 22 января 2023 - 15:34

"Тоши сомневался, он спросил, что я хотел бы для своей лодки в качестве подарка. Может быть GPS? - предложил он? Я долго не раздумывал. - Нет, приятель. GPS мне не нужен. Что мне действительно нужно, так это хороший непромоканец. И я получил его в тот же вечер, самую лучшую штормовую куртку, какую можно купить за деньги, плюс всю провизию, которая осталась после плавания. А когда через несколько дней я уходил на Хакодате, был ещё подарок в белом конверте. Щедрый хозяин и хороший друг."

 

Муссон Дервиш. Крис Ларсен


  • 0

#88 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 584 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 22 января 2023 - 17:33

А у Вас на моторной лодке есть секстан? 

И Вы когда-нибудь им пользовались? Хотя бы для определения места по двум береговым ориентирам.


  • 0

#89 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 23 января 2023 - 01:00

Всякому овощу своё время. Секстан появился не потому, что он такой хороший, а от безысходности. Просто в те былинные времена не было другой возможности определится на Шарике после длительного плавания в не совсем благоприятных условиях, да и течения вносили свои поправки в определение места счислением.

Лично мне от знакомства с этим прибором запомнилось, что от таки да, секс. Ещё тот секс. Особенно если ты не морской штурман, а авиационный, который обязан в любой момент знать где ты находишься, а не периодически.

Кстати, в свое время в авиации, ещё до появления звездно-солнечного ориентатора (ЗСО), а тем более GPS, появился ДАК ДБ-3 (Дистанционный астрокомпас дальнего бомбардировщика).

Штука неплохая. Выставил примерную широту нахождения, плюс данные Солнца из астрономического ежегодника (обязательная книжка на каждом борту) и вуаля - стрелка довольно точно показывает истинный курс. Правда когда Солнце видно и ликтричество есть в аэроплане, но то такэ. Хотя, на практике, редкий штурман выставлял данные на ДАКе. Нафиг надо, если у тебя вертятся волчком два гироскопа и парочка независимых указателей магнитного курса. Если клюнет, тогда и выставлю. А клевало редко, почти никогда. Вот так и возили килограммы астрокомпаса лишним грузом. А секстан в авиации, еще раньше "вышел из моды". 

Ну если кому приспичит через окиян, или в кругосветку, может и стоит освежить, что да как, нагрузится таблицами, хренометрами. Потренироваться, на всякий случай. А так, в обыденной жизни, на лодке он разве что как украшение каюты. Чтобы выглядело всё серьезно и круто, как ракушки на груди.

Хотя всякое бывает. Я вот давеча полез на диапазон средних и длинных волн в отсутствие электричества, узнать что, где, когда и почём...., а там, как оказалось уже ничего нет. Пусто. Т.е, и на старуху GPS бывает может быть проруха.

А германец, который полез в каюту, сам дурак. Чего туда лезть? Экран GPS должен быть в кокпите.


  • 0

#90 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 180 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 23 января 2023 - 02:11

...
А германец, который полез в каюту, сам дурак. Чего туда лезть? Экран GPS должен быть в кокпите.

В каких-то религиях это не по фэншую. Во времена когда железный занавес рухнул в Санкт Петербург иностранцы перли потоком посмотреть . В том числе и на яхтах. И вот, приходила яхта аж из Великобритании, из местности являющейся законодателем мoд в яхтинге. И у нее у рулевого был только компас. Все! Я спросил а где-же навигация? А внизу, говорят. Дело рулевого курс держать. А дело штурмана- шкипера задавать этот курс отсиживаясь в укрытом месте где и находятся приборы и карты.

Сообщение отредактировал В. Мельников: 23 января 2023 - 04:08

  • 0

#91 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 23 января 2023 - 03:10

А у Вас на моторной лодке есть секстан? 

И Вы когда-нибудь им пользовались? Хотя бы для определения места по двум береговым ориентирам.

 

Нет, но обязательно будет. Вы видели карту Амура от Хабаровска до Николаевска? Я собираюсь в путешествие. Там без секстанта - никак. К тому же я собираюсь в путешествие на яхте в Латинскую Америку. Вот и изучаю тему. 


  • 0

#92 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 23 января 2023 - 03:18

Ну если кому приспичит через окиян, или в кругосветку, может и стоит освежить, что да как, нагрузится таблицами, хренометрами. Потренироваться, на всякий случай. А так, в обыденной жизни, на лодке он разве что как украшение каюты. Чтобы выглядело всё серьезно и круто, как ракушки на груди.

Хотя всякое бывает. Я вот давеча полез на диапазон средних и длинных волн в отсутствие электричества, узнать что, где, когда и почём...., а там, как оказалось уже ничего нет. Пусто.

 

О том и речь. Сегодня по телефону можно частную киношку посмотреть из Лос-Анжелеса или деревни Гадюкино, а завтра все спутники накроются, или просто молния где-то рядом шандарахнет - и ищи посреди реки или океана вековое дерево со мхом на северной стороне, чтобы хоть как-то примерно определить координаты. Учтём ещё, что магнитный полюс Земли уже тоже собрался в далёкое путешествие.


  • 0

#93 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 23 января 2023 - 12:43

 Дело рулевого курс держать. А дело штурмана- шкипера задавать этот курс отсиживаясь в укрытом месте где и находятся приборы и карты.

Ну да, особенно у берега.

В этом плане характерен пример из авиации.

Для полётов в плотном боевом порядке "поток пар" (между ведущими 40-60 сек, а ведомые справа/слева от ведущих на 1-2 км, боковое 200 м) в сложных условиях была разработана новая система межсамолетной навигации (МСН). И если прежде использовавшиеся построения позволяли ведомому держаться в строю с использованием схемы "команда из погреба", т.е., штурман-команда-летчик-исполнение, то уменьшение дистанции между самолетами вынудило установить не только штурману, но и летчику экран локатора новой системы МСН, чтобы он непосредственно, а не по команде из погреба, рулил самолетом. А то и до греха недалеко, пока команда дойдёт....

Да и на море народ не стоит на месте, и не только массово размещает экраны навигационных систем на поворотных кронштейнах в проеме брандер люка, но и норовит их поставить в кокпит. И на одиночках, и на лодках побольше. Интересно, к чему бы это....

 

0.jpg 00.jpg


  • 0

#94 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 23 января 2023 - 13:37

В каких-то религиях это не по фэншую. Во времена когда железный занавес рухнул в Санкт Петербург иностранцы перли потоком посмотреть . В том числе и на яхтах. И вот, приходила яхта аж из Великобритании, из местности являющейся законодателем мoд в яхтинге. И у нее у рулевого был только компас. Все! Я спросил а где-же навигация? А внизу, говорят. Дело рулевого курс держать. А дело штурмана- шкипера задавать этот курс отсиживаясь в укрытом месте где и находятся приборы и карты.

Переносить на парусные яхты порядки старинных больших парусных судов - неблагодарное дело. Если мы посмотрим внимательно на старые парусники, с удивлением обнаружим, что на некоторых от штурвала не видно горизонта. Да вообще ничего не видно вокруг и особенно вперед по курсу. Вот тут справедливо, что перед рулевым только компас, а какой курс держать, ему командует штурман или капитан.

Сейчас точность gps до метра. Заходить ночью в узкости можно не глядя, если электронные карты на этот регион хорошие.


  • 0

#95 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 23 января 2023 - 14:48

Переносить на парусные яхты порядки старинных больших парусных судов - неблагодарное дело. Если мы посмотрим внимательно на старые парусники, с удивлением обнаружим, что на некоторых от штурвала не видно горизонта. Да вообще ничего не видно вокруг и особенно вперед по курсу. Вот тут справедливо, что перед рулевым только компас, а какой курс держать, ему командует штурман или капитан.

Сейчас точность gps до метра. Заходить ночью в узкости можно не глядя, если электронные карты на этот регион хорошие.

 

В былые времена прокладка курса была тайной за семью печатями для команды. Ключ к которой имел только капитан. В противном случае корабль с товаром и даже без него неминуемо оказывался бы захваченным командой наёмных матросов, а его капитан - в свободном плавании за бортом своего корабля. 

 

Сейчас точность до метра. Но эта точность виртуальная и висит на волоске. Её нельзя взять в руки и тем более - владеть ею, гарантированно пользуясь всегда, когда захочешь. Одно срабатывания ядерного заряда в одном из сотен (?) ядерных спутников на орбите, что неминуемо когда-либо произойдёт  - и нет больше никакого жипиэс. Что будете делать тогда? Бежать в магазин и покупать секстант по цене в полчаса выросшей в десятки раз?


  • 0

#96 Борис Дмитриевич

Борис Дмитриевич

    к

  • Офицер
  • 11 083 сообщений
  • Из:Населённый пункт

Отправлено 23 января 2023 - 15:00

Представьте.. Утро, туман.. Вы просыпаетесь в тресполовиной метровом гандоне. Голова такая, что даже не можете понять на воде или на берегу. вокруг в лодке какие то пакеты, упаковка от колбасы, сыра, корки хлеба, и прочая дрянь.. И о счастье! Бутылка пива! Но ни ножа, ни зажигалки, ни даже ключей от квартиры, где открывашка лежит... Вот тут то секстан и пригодился бы...  :D


  • 2

#97 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 972 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 23 января 2023 - 15:04

В былые времена прокладка курса была тайной за семью печатями для команды. Ключ к которой имел только капитан. В противном случае корабль с товаром и даже без него неминуемо оказывался бы захваченным командой наёмных матросов, а его капитан - в свободном плавании за бортом своего корабля. 

 

Сейчас точность до метра. Но эта точность виртуальная и висит на волоске. Её нельзя взять в руки и тем более - владеть ею, гарантированно пользуясь всегда, когда захочешь. Одно срабатывания ядерного заряда в одном из сотен (?) ядерных спутников на орбите, что неминуемо когда-либо произойдёт  - и нет больше никакого жипиэс. Что будете делать тогда? Бежать в магазин и покупать секстант по цене в полчаса выросшей в десятки раз?

Десятки лет бояться, что gps исчезнет и на этом основании не пользоваться электронными картами, а пользоваться секстаном, идея сомнительная. Если вы в курсе, сейчас на орбите не одна группировка навигационных спутников. И выход из строя одного, да даже десятка спутников, не сильно влияет на работу системы. 

В каботажном плавании секстан не нужен, достаточно видимых ориентиров на берегу. Поэтому как гуляли вдоль бережков, так и будут гулять без жпс и секстанов. А в сложных местах либо обозначат фарватер буями, либо будут брать деньги за лоцманов. 

Секстан - это баловство в открытом океане и в солнечную погоду. Точность - плюс минус палец на карте. Так можно и без секстана определить, зная курс и скорость. 


  • 0

#98 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 180 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 23 января 2023 - 15:10

Представьте.. Утро, туман.. Вы просыпаетесь в тресполовиной метровом гандоне. Голова такая, что даже не можете понять на воде или на берегу. вокруг какие то пакеты, упаковка от колбасы, сыра, корки хлеба, и прочая дрянь.. И о счастье! Бутылка пива! Но ни ножа, ни зажигалки, ни даже ключей от квартиры, где открывашка лежит... Вот тут то секстан и пригодился бы... :D

Вот тут вы не правы, секстан и для навигации сгодится, им можно глубину измерить. :-)
  • 0

#99 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 180 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 23 января 2023 - 15:36

...
Секстан - это баловство в открытом океане и в солнечную погоду. Точность - плюс минус палец на карте. Так можно и без секстана определить, зная курс и скорость.

Перед наступлением миллениума предполагали что по причине смены времяисчисление приемники GPS выйдут из строя и в компании где я работал предписали освежить знания астронавигации, упорядочить инвентарь. Мы тогда ходили из порта Эверглейдс, что Форт Лоудердейл, на Гватемалу и Гондурас. Самый длительный период когда в радар не было видно землю не более суток. В Эверглейдсе есть шикарный книжный магазин с морской тематикой, там всякие книги, таблицы, пособия, инструменты и карты, бумажные и электронные. И я оттуда перетаскал многое что могло бы сделать более эффективным астронавигации, начиная от различных определителей звёзд и заканчивая таблицами и механическими вычислителями. Также и различные алгоритмы вычисления на калькуляторах. Потом обкатывал это в море. Получалось получить позицию за двадцать минут, причем ошибки не исключались. Ну, и состояние неба, облака. При наличии радара и достаточно аккуратного счисления астронавигация совершенно неэффективна. Занимает много времени навигатора отвлекая его внимания от других важных дел а результат?
Ещё в далёкие годы мы совершали длительное плавание на яхте, из приборов лаг и компас. Секстан на борту был, я его использовал несколько раз для определения по горизонтальным углам у берегов Камчатки когда видимость позволяла. Так вот, после недели плавания по счислению наша погрешность в позиции была 14 миль что вполне приемлемо. Скажете это много? Для яхты нормально. (В доспутниковую эпоху ходили на Магадан зимой. У Сахалина лёд, у Камчатки чистая вода но качает. Вот и идешь по кромке изменяя курс. А лаг не работает, трубку льдом может загнуть, убрали. В итоге когда выходишь в точку встречи с ледоколом что далеко от берега то невязка может быть более 60 миль и это у большого парохода. В Охотском море ещё и течения непредсказуемые, как-то получили невязку в 92 мили!) А в другой раз шли на яхте вдоль Курильской гряды в тумане несколько дней смогли пройти с океанской стороны в Охотское море при практически нулевой видимости используя только сигнал радиомаяка и счисление. И никакого секстана!
  • 0

#100 HaskyWay

HaskyWay

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 283 сообщений
  • Из:Хабаровск
  • Судно: моторная лодка
  • Название: Спецназ Ахтуба

Отправлено 23 января 2023 - 15:54

Секстан - это баловство в открытом океане и в солнечную погоду. Точность - плюс минус палец на карте. Так можно и без секстана определить, зная курс и скорость. 

 

Там чуть выше я процитировал записки одиночника-путешественника на самодельной яхте от Тасмании через Большой барьерный риф Австралии до Африки в Японию и обратно в Африку и ещё там в кучу мест по ходу. У него мнение про секстант совсем другое. Навигационных спутников может быть хоть миллион. Но случись на орбите хоть один ядерный взрыв - они все выйдут из строя - какие от радиации, какие- от обломков. И электронные карты будут работать только до решения отключить их, которое от Вас не будет зависеть. Вы можете утверждать что такое не случится никогда? Нет. Поэтому электроника-электроникой, а компас, секстант и бумажные карты обязаны на борту судна быть. Ну, а кто не умеет ими пользоваться - так это не к приборам претензии. 


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей