(написал давно, руки дошли выложить только сейчас)
Поупка лодки в Швеции
Думаю, многим будет интересно узнать про покупку парусной яхты в Швеции. Рынок большой, яхты дешевые.
Немного предыстории…
Еще летом в Испании, проведя месяц в кемпингах в палатке, я задумался о том, что готов жить в ограниченном пространстве достаточно комфортно. Задумался и о том, что хочу немного прокачать скилов в яхтинге, а то хожу совсем нерегулярно и всегда однообразно. Вот и родилась мысль купить небольшую надежную яхточку в Швеции и дойти на ней из Скандинавии в средиземку.
Есть у меня друг, любит путешествовать и легок на подъем. Предложил ему сделать это на пару, и он с радостью воспринял мою идею.
Сначала думали купить Albin Vega. Стоит мало, сопоставимо с чартером лодки в средиземке. Ну плюс расходы на доп. оборудование, разные регистрации, прикинули, что на все про все выйдет это тысяч в 15-20 евро на покупку и доведение лодки до ума.
Посмотрели одну вегу в Ореховой на Пироговке, почитали, подумали, посмотрели, что продается на блокете (blocket.se основной ресурс для поиска яхт в Швеции) и достаточно быстро пришли к выводу, что яхточка нам мала для такого перехода. Положили глаз на 2 другие лодки. Обе достаточно известного производителя Hallberg Rassy. Hallberg Rassy - это надежные, изначально очень недешевые шведские лодки, хорошо себя зарекомендовали, как мореходные. Многие ходили или ходят вокруг света. Мы выбрали HR Monsun и HR Rasmus. Обе лодки дизайнера Olle Enderlein. Обе очень популярные модели у Hallberg Rassy. Чтобы было с чем сравнивать, нашли похожие лодки, Malo 40h и Malo 50 ketch. Ну и двинули в путь! (20 сентября)
В дорогу с нами поехала девушка Леши Настя. Решили поехать не самым быстрым путем, через Польшу и паром в Германии. И не прогадали. По дороге, еще в Белоруссии, вспомнили про Мазуры, ну и решили заехать. Я давно там хотел походить.
Мазуры.
Границу проехали у Белостока около 5 утра. Проскочили быстро. Единственное, что задержало – Леше не поставили штамп в паспорте на въезде, решили вернуться и штамп поставить. На пересечение границы потратили суммарно час-полтора. По дороге позвонили в ahoj (http://ahoj.pl/ - чартерная компания на Мазурах, о которой много писали на катерах и яхтах, поэтому она первой и пришла в голову). Оказалось, что все лодки у них забронированы под регату, мы приехали на выходных. В итоге поехали вдоль берега и достаточно быстро нашли предложение от Vector Czarter (http://vector-czarter.pl/ru/). Лодка была готова, баки заправлены. На два дня с нас взяли 120евро за лодку и еще 100евро залога и отпустили “в плавание”. Никаких документов, никаких контрактов, вообще ничего. Отдали деньги, сели на лодку и вышли! Заправляет всем Ирек. Очень милый поляк. Все показал, все рассказал, указал на карте, куда нам сходить на эти 2 дня. Досталась нам Лагуна 730 (http://vector-czarte...cht/лагуна-730/)
Всю дорогу по Европе пользовались симкартой orange mundo. Работала во всех странах очень хорошо. Трафик – 3ГБ за 15евро, была акция и нам давали в два раза больше трафика. Итого 6ГБ за 15 евро.
Мазуры понравились, но много времени там не проведешь. Немного скучнее нашего Селигера ИМХО. Шверт у лодки легко поднимается, поэтому подходишь к самому берегу, оттягиваешься за деревья, можно даже костерок развести и песни попеть. Все свободно и радушно. Подъехали местные и попросили 30 злотых за то, что встали у мостков. Наскребли 18, больше не было, только карточки и евро. Приняли 18 злотых, дали чек на 30 и распрощались. Все очень мило.
см. ниже - фото Мазуры (не разобрался, как здесь удобно прикрепить фото)
Дальше Гданьск, Щецин и паром в Ростоке. Паром дорогой, за машину и трех человек взяли 110евро. И это самое дешевое предложение, которое нашли. (Для сравнения, из Стокгольма в Хельсинки паром стоил 55евро за троих с машиной при расстоянии раза в 3 большем)
Собственно, сама покупка лодки…
Высадились мы в Треллеборге и поехали в путь. Точки с яхтами на карте (mapsme) проставили еще по пути, на пароме. Всем продавцам постарались написать на блокете, что скоро приедем, но не все ответили. Шведы часто не отвечают на сообщения на блокете, но почти всегда отвечают на телефонный звонок и договариваются о просмотре без проблем. Несколько лодок оказались на пути в Гётеборг (Западное побережье) или в нем самом, еще несколько недалеко от Стокгольма. На западе Швеции хорошо, тепло, плюс нам повезло с погодой. Там лодки и на зиму часто оставляют на воде. Море замерзает крайне редко. В общем идеальное побережье для пкупки, если потом на ней уходить в сторону Дании и Нидерландов.
Лодка №1 Malo 40h
Так вышло, что первые две лодки – это те, которые мы покупать не особо планировали, а решили посмотреть для сравнения.
Malo 40h – это 32-футовый бермудский шлюп очень хорошего шведского производителя. Стоит в одном ряду с Hallberg Rassy и Наядами. Центеркокпит. Небольшая осадка.
Пжилой Швед встретил нас в Марине, живет в двух минутах от нее. Это нередко. Т.е. вы звоните договориться о встрече и оказывается, что человеку не составляет никаких проблем доехать до марины и быстро вам показать лодку.
Облазили ее всю. Видно, что хозяин о ней заботился хорошо. Это третья яхта владельца. Паруса, как новые. Двигатель стартанул на ура. Все чисто и аккуратно. Порадовались, что уже есть яхта, о которой можно думать. Стояла она за 220 000 шведских крон и стоила своих денег. Мы условно в голове приравняли шведскую крону к евро, хотя реально курс примерно 1.1 к 1. Поэтому в цифрах я могу допускать небольшую погрешность иногда. Что-то считали в кронах, что-то в евро.
Фото этой лодки:
см. ниже - фото Malo 40h (не разобрался, как здесь удобно прикрепить фото)
Лодка №2 Malo 40h
Лодка стояла в Мальме на кильблоке. Показывал ее молодой мужчина 25-30 лет. Практически сразу поняли, что ее покупать не будем. По цене примерно аналогично предыдущей, но все надо доделывать и ремонтировать. Сразу по первому впечатлению понятно, что работать с ней придется много. Держа в голове предыдущий вариант на этот смотрели просто, чтобы набраться побольше опыта.
Фото этой лодки: (Фото остались у Леши, но смысла выклалывать нет. Снаружи норм, внутри все совсем плачевно)
Пока мы ехали, один HR Monsun уже продали, так получится, что мы эти яхты в итоге вообще не смотрели. Хотя изначально это был основной вариант. И внешне они мне очень нравятся.
Лодка №3 Hallberg Rassy Rasmus в Кунгсбакке та, которую в итоге и купили
Лодка стояла за 185 000 SEK без тузика. За 190000 с тузиком и подвесником. Для такой цены она выглядела очень неплохо. Но, стояла долго, поэтому немного натекло дождевой воды, пара винтиков под леерами текут. Двигун не стартанул, это нас очень напрягло. Не горели пара лампочек. В общем, продавец обещал починить к следующему дню. В итоге починил только лампочки, но двигатель так и не работал. (Как выяснилось позже, была проблема с контактами от аккумулятора к стартеру, но пока мы этого не знали.)
Ситуация неоднозначная, но скорее всего ничего в ней супер плохого нет. Видно, что человек не готовился заранее. Не прогрел двигун и т.д.
В общем, поехали дальше, договорившись, что продавец решит проблему, и дальше уже будем думать.
Фото этой лодки:
см. ниже - фото Hallberg Rassy Rasmus Kungsbacka (не разобрался, как здесь удобно прикрепить фото)
Лодка №4 Hallberg Rassy Rasmus в городе Кальмар
Над этой лодкой в итоге мы думали очень долго. Хозяин о ней «заботится» 10 лет. Купил ее и катает ее очень аккуратно, постоянно что-то доделывая. Я до сих пор не уверен, что надо было брать не ее. Зимует в гараже, к моменту, когда будет отдавать обещал убрать буквально все царапинки, хотя она и так выглядит отлично. Паруса в отличном состоянии и их много. Хранит их дома. Лодка сухая. Стоит вебасто и горячая вода. Новые подушки и т.д. вопросов не вызывает вообще. Что ни посмотришь, все сухое, рабочее и т.д. Двигатель стартует немного медленнее чем на всех, где мы в итоге послушали. Но заводится. Еще в гараже стоит один двигатель на ТО. И еще один лежит на запчасти.
Продавалась за 300 000SEK
Если кто захочет покупать, советую ее посмотреть, пока еще не продана.
Фото этой лодки:
см. ниже - фото Hallberg Rassy Rasmus Kalmar (не разобрался, как здесь удобно прикрепить фото)
Лодка №5 Malo 50 ketch около Стокгольма
Продавалась очень дешево, за 200 000SEK. Хозяин на ней живет. Только что обошел вокруг света. Все работает. Двигатель моментально стартует. Все продумано. Но! Общее впечатление совсем не приятное. Для начала ее надо долго просто мыть снаружи и изнутри. Потом убирать брошенные на полу провода, потом менять паруса. И т.д. Хоть на лодке все и работает, но надо потратить много времени и денег, чтобы на ней начать ходить в удовольствие.
По обитаемости она лучше всех предыдущих намного.
Параллельно с нами ее смотрела еще одна шведская семья, которая аналогично нам решила, что не готова тратить время и деньги на то, чтобы доводить все до комфортного состояния.
Фото этой лодки:
см. ниже - фото Malo 50 (не разобрался, как здесь удобно прикрепить фото)
И снова лодка №3 Hallberg Rassy Rasmus в Кунгсбакке
По дороге назад, позвонили одному из брокеров и попросили помочь оценить корпус, потому что всерьез задумались купить один из Rasmus-ов. Оказалось, что живет он недалеко и говорит по-русски.
Приехали к продавцу. Двигатель был немного прогрет к показу, но стартанул очень резво. Это оригинальный MD21A. Но после кап ремонта. Решили, что корпус нормальный, особо воды не было. Видно, протерли перед показом. Но и не подтекала она. Да и новый знакомый сказал, что все с корпусом ОК.
В этот же день яхту должны были смотреть другие покупатели. Ну и как-то в общем сумбуре, а нас уже было 5 человек на месте. Продавец, новый знакомый и нас трое, мы решили, что сразу внесем аванс. Перед оплатой нам обещали поднять яхту на кране и показать днище. Что и сделали на следующий день. Все выглядело неплохо.
Вот собственно и все.
В итоге у нас для небольшого запланированного перехода Hallberg Rassy Rasmus 35 футов.
Сомнения при выборе
Покупка поддержанной яхты – это не очень просто в смысле доп. оборудования и конфигурации. На одной лодке будет стоять одно, что тебе нужно, на другой другое. Сколько по времени ставить и сколько за это платить мы не знали. На той, что мы купили были для нас приятные мелочи. Например, подрулька нашей. На Расмусе за 300 вебасто и горячая вода. Ну и много других различий. На нашей вооружение Cutter, на той, что за 300 – бермудский шлюп. Т.е. у нас лишняя большая генуя. Как такие моменты сравнивать – непонятно. Мы изначально заложили, что потратим 10т-15т евро на доведение всего до ума. Надеюсь, уложимся.
После покупки
Продавец нам помог со страховкой в Швеции. К слову, она там обязательна. Просто распечатал несколько бумажек и сказал, где оплатить. После чего страховой агент подтвердил факт оплаты и соответственно страховки. Немного поездили, посмотрели марины вокруг. Приценились. На воде нашли место за 700SEK (т.е. примерно за 70-75 евро) в месяц. Зимовка на суше примерно 10000-12000SEK за зиму.
Вышли пару раз на лодке в море. Места красивые! Ходить там хочется. И поехали в Финляндию регистрировать наш новый Rasmus.
Не знали сколько времени мы потратим на регистрацию яхты в Хельсинки. Не были уверены, что вообще это получится сделать. В итоге в Хельсинки заехали в trafi.fi и зарегистрировали лодку за примерно час. Причем заполняли анкету на Финском языке, Финским мы не владеем, если что. Немного помог Русский парень, который сидел там же и регистрировал свою машину, немного операционистка, она говорила по английски. Выяснилось, что карточку регистрации могут выслать нам в Россию, но сама яхта уже зарегистрирована о чем у нас есть соответствующее подтверждение. Попросили от нас только Договор купли-продажи, копию паспорта и 40евро.
Что из этой всей затеи выйдет – не знаю. Надеюсь, удастся получить удовольствие нашей лодочки Немного фактов:
-
Проехали 6000км через Белоруссию, Польшу, Германию, Швецию, Финляндию
-
Чартер на Мазурах на 2 дня $120!!
-
Аренда жилья – все сложно. Иногда букинг и airbnb, иногда в палатках в очень красивых местах, так что все индивидуально
-
Симкарта – orange mundo
-
Стоимость лодки: 190 000 SEK, оплата наличными в банке
-
Страховка 2400SEK
-
Посмотрели 5 лодок: две Malo 40h, две Hallberg Rassy Rasmus, одну Malo 50 ketch
-
Регистрация лодки в Хельсинки в trafi.fi – 1 час, 40евро
Спрашивайте, кому, что интересно.
Создал группу в фейсбуке, потихоньку туда тоже буду выкладывать информацию.
https://www.facebook...772667883036111
фото Мазуры