Прекрасно!
И событие
И подача
Рад, но не завидую, поскольку сам надеюсь ещё выйти на воду. Хоть и поднялся
Напросился и меня берут
Рад, что поднял настроение!
Отправлено 04 мая 2022 - 15:06
Привет всем эксплуатирующим малые парусные. Лучше поздно чем никогда, но я хочу вернуться к вопросу поднятия опрокинувшегося швертбота на воде. Это один из главных вопросов безопасной эксплуатации подобных судёнушек. Этот вопрос я пытался поднять на ВСШС, особенно после того как у нас на Валдае опрокинулся "новоиспечённый" швертбот. (Глас вопиющего), "русский авось", или пока петух в ж.... не клюнет.
Человек попробовал, и сразу задумался надо это - надо то, а была бы эта тема на наших "мероприятиях" хоть на Валдае хоть в Петергофе или на Селигере, что-нибудь бы он предпринял перед выходом. Повторяю то что говорил на ВСШС, на маленькой лодке обязательно должен быть плавучий якорь, постоянно готовый к применению, во время уборки - постановки парусов лодка должна быть носом против ветра, тем более при восстановлении "опрокинувшейся" лодки. Парусники - гонщики на швертботах специально отрабатывают на тренировках "постановку на ровный киль", в нашем случае при первой же возможности паруса надо убрать. И не слушать глупых подсказок хихикающих со стороны забраться в лодку через нос, это возможно только на достаточно больших яхтах.
Сообщение отредактировал Степаныч. Т: 04 мая 2022 - 15:08
Отправлено 20 марта 2023 - 18:31
Ветка ожила. Поэтому прошу кузяводов делится всем наболевшим.
Со своей стороны хочу изложить свой опыт плавания курсом фордевинд в очень свежую погоду, который я получил прошлым летом. При движении курсом фордевинд на лодке с вооружением кет возникает сильный приводящий момент, поскольку ЦП сильно смещён в сторону. Управлять швертботом в таких условиях трудно.
В конце лета мне нужно было перегнать моего кузю из пункта А в пункт Б. С берега погода показалась мне вполне подходящей, поэтому я отправился в путь. На выходе из гавани я повстречал своего товарища по стоянке, который возвращался назад. Пока мы расходились он сообщил мне, что дует довольно сильно (как потом оказалось в порывах до 20 м/с). Но меня поджимало время и ветер показался вполне умеренным, поэтому я продолжил плавание
Когда я лёг на курс, то налетел порыв. Как известно, на курсе фордевинд сила истинного ветра ощущается не так остро. Поэтому я с удивлением увидел что форшпигель моего кузи погрузился в воду почти до привального бруса. Такое я наблюдал впервые за четыре года плаваний на кузе. Одновременно лодка получила сильный приводящий импульс. Появился риск, что при резком приведении кузя накренится под ветер и черпанёт бортом. К счастью мне удалось удержать лодку на курсе. Шквалы следовали один за другим. Я решил, что пытаться убрать паруса или взять рифы очень рискованно. Поэтому стал искать возможность для дальнейшего движения прежним курсом.
Довольно быстро я выработал технику управления моим швертботом в таких условиях. Во-первых, подобрал грот, при этом парус стал под углом к ветру. В таком положении приводящий момент уменьшился. Видимо вследствие того, что ЦП переместился ближе к ДП. Во вторых, на порывах стал позволять моему шверботу идти несколько на привод. Такой манёвр давал возможность спокойнее переносить шквалы. Лодка шла устойчивее. Между порывов мне приходилось идти по-возможности полнее, чтобы сохранять генеральный курс.
Следует отметить, что когда ситуация несколько успокоилась я обнаружил, что рулю стоя. Так же как это делают рулевые финнов на полных курсах. Что неудивительно, поскольку тип парусного вооружения одинаковый. Действуя почти рефлекторно я нашёл, что могу удерживать лодку в стабильном состоянии помогая рулю переносом массы тела с борта на борт.
Пройдя в таком стиле минут тридцать-сорок я почувствовал себя довольно уверенно. Лодка спокойно двигалась вперёд и аварийных ситуаций больше не возникало. Расстояние в шесть миль было успешно преодолено.
На основании изложенного считаю, что рулевым кузи, да и вообще всех малых швертботов с парусным вооружением типа кэт, следует специально отрабатывать движение курсом фордевинд в спокойных условиях для того, чтобы в случае внезапного усиления ветра иметь нужные навыки.
Сообщение отредактировал kobomaka: 20 марта 2023 - 18:52
Отправлено 26 марта 2023 - 12:02
Когда я лёг на курс, то налетел порыв. Как известно, на курсе фордевинд сила истинного ветра ощущается не так остро. Поэтому я с удивлением увидел что форшпигель моего кузи погрузился в воду почти до привального бруса. Такое я наблюдал впервые за четыре года плаваний на кузе. Одновременно лодка получила сильный приводящий импульс. Появился риск, что при резком приведении кузя накренится под ветер и черпанёт бортом. К счастью мне удалось удержать лодку на курсе. Шквалы следовали один за другим. Я решил, что пытаться убрать паруса или взять рифы очень рискованно. Поэтому стал искать возможность для дальнейшего движения прежним курсом.
У меня нет опыта использования такого вооружения, но собираюсь приобщиться. Поэтому появились вопросы.
1) Можно ли на попутном курсе при порыве растравить шкот и привести парус во флюгерное положение, снизив тем самым нагрузку?
2) Можно ли из флюгерного положения убрать парус? Что этому помешает? Он упадет в воду впереди лодки и лодка на него наедет с непредсказуемыми последствиями? Опасно будет переместиться на нос, чтобы сдернуть парус вниз, если он сам не будет падать?
Отправлено 27 марта 2023 - 18:52
У меня нет опыта использования такого вооружения, но собираюсь приобщиться. Поэтому появились вопросы.
1) Можно ли на попутном курсе при порыве растравить шкот и привести парус во флюгерное положение, снизив тем самым нагрузку?
2) Можно ли из флюгерного положения убрать парус? Что этому помешает? Он упадет в воду впереди лодки и лодка на него наедет с непредсказуемыми последствиями? Опасно будет переместиться на нос, чтобы сдернуть парус вниз, если он сам не будет падать?
1) Можно. Но это не лучшее решение. В общем и целом ответ в Вашем 2) пункте. Вы будете двигаться по ветру с полощущим парусом и надо будет с эти что-то делать. Опускать парус в таком положении нельзя, возвращать гик в нормальное положение тоже. К тому же у вас выхлестнется гика-шкот из блока. Я попадал в похожую ситуацию до описываемого случая, именно так и сделал, и понял, что это была ошибка. Спасло то, что мы были в Ладожских шхерах. Лодку отнесло в тихое место. Обошлось поломкой уса гика. Пример того, что книжные рекомендации не всегда верны. В отечественной литературе рассуждая о преимуществах паруса на свободно стоящей мачте пишут примерно так: " ...преимуществом является то, что при внезапном усилении ветра можно просто отпустить шкот и переждать шквал". На мой взгляд это не верно.
Лично моё мнение, что на малом швертботе какие-либо сложные манипуляции с парусом при усилении ветра становятся, как минимум, затруднительны, если не сказать невозможны. Особенно одному. Это касается, в т.ч. и уборки паруса, и взятия рифов. Поэтому если есть сомнения, то лучше сразу взять рифы на берегу. Гораздо проще отдать рифы при ослаблении ветра, чем наоборот. Именно по этой причине я выступаю против шверцев. Управление шверцами требует дополнительных действий,что в некоторых случаях может стать проблемой. Исключение составляют шверцы, которые могут работать и на наветренном борту. Но такие системы слишком громоздки.
Наиболее безопасная тактика при встрече со шквалом, на мой взгляд, привестись и идти максимально остро удерживая парус на грани заполаскивания. Впрочем думаю, что Вы, лично, и без меня всё это прекрасно знаете.
Отправлено 27 марта 2023 - 19:36
Наиболее безопасная тактика при встрече со шквалом, на мой взгляд, привестись и идти максимально остро удерживая парус на грани заполаскивания. Впрочем думаю, что Вы, лично, и без меня всё это прекрасно знаете.
Самый простой способ избежать оверкиля при курсе фордевинд на швертботе с вооружением кэт - это привестись к ветру до курса бакштаг и следовать им, периодически меняя галс.
Сообщение отредактировал Алексей Малышев: 27 марта 2023 - 19:40
Отправлено 27 марта 2023 - 19:40
Вы будете двигаться по ветру с полощущим парусом и надо будет с эти что-то делать. Опускать парус в таком положении нельзя, возвращать гик в нормальное положение тоже. К тому же у вас выхлестнется гика-шкот из блока.
Но раз судно движется, почему нельзя с полощущемся парусом привестись к ветру, управляя рулем? Т.е. изменить положение корпуса в пространстве, не трогая парус.
А когда гик окажется в пределах палубы, опустить парус.
Отправлено 27 марта 2023 - 20:00
Но раз судно движется, почему нельзя с полощущемся парусом привестись к ветру, управляя рулем? Т.е. изменить положение корпуса в пространстве, не трогая парус.
А когда гик окажется в пределах палубы, опустить парус.
Затрудняюсь с ответом. Теоретически вроде бы можно. Практически мне кажется это сложным манёвром. До галфвинда, допустим, вы сможете повернуть. А дальше? Нужно тянуться к ноку гика, на подветренный борт, ловить шкот. Нужно ещё как-то рулить при этом. Всё это при сильном ветре ... У моего кузи гик три метра. Гораздо проще подобрать грот, тогда проекция площади паруса на плоскость, перпендикулярную вектору скорости ветра уменьшается.
Идя фордевинд подобрать грот трудно, а если несколько привестись, то это сделать будет проще.
Впрочем, Вы всё это и без меня знаете
Сообщение отредактировал kobomaka: 27 марта 2023 - 20:06
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей