Стеклопластик как способ построить легкий кар-топ
#1
Отправлено 20 марта 2018 - 22:26
Вот здесь голова съехала на бок, видимо в отличие от фанеры, накопленный опыт пластикового лодкостроения малых лодок не велик, информации применительно к небольшим размерам практически нет. Что удалось найти.
Применительно к однослойной конструкции - это эмпирическое правило "толщина обшивки в мм равна длинне лодки в метрах". Правило простое, но грустное : может быть для лодки 6 метров толщина в 6 мм и нормально, но для лодки 3 метра делать борт из десяти слоев, например Т-23, весом более 5 кг за квадратный метр, это все равно как если бы я вместо 4 мм фсф использовал 9 мм фсф. Получается, что однослойная конструкция отпадает? Ну хрен бы с ней, тем более, что само название "однослойная" звучит как-то ненадежно
Переключился на сэндвич. Однако здесь, даже если оставить в стороне вопрос наполнителя (эппс-45, пхв-115 или пс-1, про диабы вообще молчу), удалось найти не менее грустную фразу о том, что для лодок до 5 метров толщина наружного слоя должна быть не менее 3 мм, а внутреннего не менее 2 мм, то есть в сумме даже не 3, как в однослойной, но уже 5! Даже если применить однослойние правило и поделить 3 мм для трехметрового сэндвича на 2 снаружи и 1 изнутри, все равно по весу и трудоемкости проигрывает фанере.
В связи с этим вопрос: действительно ли стеклопластик не подходит для малых лодок и не дает для них выигрыша в весе? Заранее спасибо за ответы.
#3
Отправлено 20 марта 2018 - 23:35
Вес корпуса, растёт так: шпон-фанера-дюраль-стеклопластик-сталь.(из КиЯ)
... стеклопластик для постройки корпусов лодок может быть ; полиэфирный, эпоксидный, по способам изготовления - открытая формовка (кисти и валики в матрице без вакуума), закрытая формовка - вакуумный пакет (накладывается после открытой формовки), вакуумная инфузия (в сухую преформу, армирующий материал), под пакет из плёнки подают связующее используя вакуумное разряжение, а ещё есть технологическая операция называемая постотверждение, или термостатирование, которая весьма упрочняет изделие и значит толщины обшивки можно закладывать меньше и получать изделие легче по весу. Способы изготовления во многом определяют вес корпуса.
... А ещё погода в цеху, чем теплее тем лодка легче - смола менее вязкая и её меньше расходуется в работе.
Если это всё сложно, неинтересно, то лучше выбрать другой материал для лодки.
С уважением.
#7
Отправлено 21 марта 2018 - 10:11
...
Переключился на сэндвич. Однако здесь, даже если оставить в стороне вопрос наполнителя (эппс-45, пхв-115 или пс-1, про диабы вообще молчу), удалось найти не менее грустную фразу о том, что для лодок до 5 метров толщина наружного слоя должна быть не менее 3 мм, а внутреннего не менее 2 мм, то есть в сумме даже не 3, как в однослойной, но уже 5! Даже если применить однослойние правило и поделить 3 мм для трехметрового сэндвича на 2 снаружи и 1 изнутри, все равно по весу и трудоемкости проигрывает фанере.
В связи с этим вопрос: действительно ли стеклопластик не подходит для малых лодок и не дает для них выигрыша в весе? Заранее спасибо за ответы.
Если с камнями и корягами бодаться не собираетесь, то достаточно 3 слоя стеклоткани (или 2 слоя, с усилениями на местах, где возможны сосредоточенные нагрузки: вдоль килевой, по скулам, на форштевне, вдоль привальника, в районе крепления двигателя), и 2-3 слоя изнутри. И пенопласт пвх, годится даже для полиэфирки, хотя её придётся защищать от воды, что тоже даёт лишний вес. ПС/ЭППС плотностью меньше 60 для сэндвича не годится, а большей плотности хуже для укладки на криволинейной поверхности, да и адгезия у него с эпоксидкой хуже, чем у пвх. Знаю несколько случаев изготовления парусных досок (а там вес важнее, чем у картопов) из фанеры, некоторые даже были близки по весу к сэндвичевым стеклопластиковым, пока новые, но быстро ломались: сначала локально отлетал или ломался набор, после чего доска быстро теряла общую жёсткость и сыпалась как костяшки домино.
Можно в описанной технологии заменить один слой стеклоткани (не наружный) на слой шпона, это позволит немного снизить вес и получить так любимую некоторыми поверхность "под дерево". Но в этом случае сэндвич обязательно вакуумировать, и в процессе эксплуатации нужно будет тщательно следить за целостностью наружного слоя - через царапину в дерево будет попадать вода и оно начнёт гнить.
#8
Отправлено 21 марта 2018 - 10:14
Вес корпуса, растёт так: шпон-фанера-дюраль-стеклопластик-сталь.(из КиЯ)
И где-то в самом начале данного перечня - углепластики и прочие подобные материалы с приставкой "супер". В том числе, и главное наверное здесь, суперцена. Для самодельного картопа...
С уважением - Е.Д.
#13
Отправлено 21 марта 2018 - 11:33
А по сравнению с чем будет выигрыш в весе и долговечности? Если с фанерой, то разве только в долговечности. И "правильное расположение набора" тоже... смущает. Понятно, что если на ходу набор отвалился от обшивки, то можно сказать, что расположение было "неправильное". В погоне за малым весом естественно стремление уменьшить толщину обшивки по сравнению с фанерой. При этом лист обшивки из стеклотекстолита по изгибной жёсткости становится существенно слабее листа фанеры, а значит потребует более частого набора, который съест весь выигрыш в весе. Вот если его изогнуть как-то по-хитрому, то можно побороться с этой бедой. У вас есть какие-то примеры удачного использования стеклотекстолита для лодок, в смысле выигрыша в весе?
#16 Гость_Дон П.Зурита_*
Отправлено 21 марта 2018 - 11:59
У одной , точно помню , было дно "крыло чайки" , у второй тоже какие-то хитрые обводы . Т.к. сам не "моторник", особо не запомнил .
Что касается фанеры - совершенно согласен ; только последующая оклейка привносит много веса . Но если не рассматривать необходимость погрузки лодки на багажник , считаю вес Кузи абсолютно нормальным для уверенной эксплуатации.
Я , например , могу залезть в своего Кузю из воды ; если бы он весил 25 кг , то при такой попытке перевернулся бы через транец и дал мне по голове ..
#18
Отправлено 21 марта 2018 - 15:23
Способы изготовления во многом определяют вес корпуса.
... А ещё погода в цеху, чем теплее тем лодка легче - смола менее вязкая и её меньше расходуется в работе.
Если это всё сложно, неинтересно, то лучше выбрать другой материал для лодки.
С уважением.
Или обводы...... Вам интересно?
#19 Гость_Дон П.Зурита_*
Отправлено 21 марта 2018 - 15:47
Не так давно рассматривал вблизи одну лодочку , по известному проекту , в клинкер такая ... На 4.3 длины 60 кг веса. Ткани нет вообще . Из обрезанного края торчат сухие волосы ... Нормативы что есть какие-то? А то страшновато , что при гребле привальник треснет , я уж не говорю - на камни ...
По рассказам , на Пеллах выпуска середины 90-х были случаи пробивания ногой дна . А если взять , например , Вторую Пеллу - так они , наверное , вечные . Я уж не говорю про Ледянку .
#20
Отправлено 21 марта 2018 - 20:20
Знаете, что вы мне ответили? Это как если бы на вопрос «как пожарить быстро стейк» вам ответили: вам знакомо понятие денатурации, ренатурации, коагуляции? А ещё есть сухое вызревание и влажное... А в Японии вообще коровам дают пиво, делают массаж и включают Чайковского. Если это всё сложно, неинтересно, то лучше выбрать другой продукт для жарки.Если это всё сложно, неинтересно, то лучше выбрать другой материал для лодки.
С уважением.
Всем ответившим по существу вопроса большое спасибо. Как говорится, ЧТД. Информации для размышления предостаточно. Я бегло поковырял Винни-пуха, это судя по всему, единственный «живой» вариант трехслойной конструкции, где всего по одному слою стекла, хотя и 390 гр/м.
По наполнителю владимирский пхв в плитах 65х65 см, распускать, стыковать и набирать потом обшивку в 1 см при цене 2000 руб м2 имеет смысл, если круглоскулые обводы и уверен в результате. Соты той же толщины выходят около 1000 руб м2 что для экспериментов интереснее. Ну и остаётся старая добрая фсф 4 мм с развитым продольным набором короче говоря буду изучать в заданном направлении. Ещё раз всем спасибо.
«А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» Если не возражаете, можно продолжить в профильной теме про кузю.Что касается фанеры - совершенно согласен ; только последующая оклейка привносит много веса . Но если не рассматривать необходимость погрузки лодки на багажник , считаю вес Кузи абсолютно нормальным для уверенной эксплуатации.
Я , например , могу залезть в своего Кузю из воды ; если бы он весил 25 кг , то при такой попытке перевернулся бы через транец и дал мне по голове ..
Сообщение отредактировал tromb: 21 марта 2018 - 20:23
#22
Отправлено 21 марта 2018 - 20:42
Ну ладно, у меня "Ледокол" в 4м, полностью сделан из ФСФ 8мм, плюс поперечный набор через 400мм, палуба по 2 шпангоут, рундуки в корме и носу и пайолы весом в пол-лодки - все это менее 100 кг, а как корытце из 4-ки весит 50кг? или там фанера бакелитовая и собрано на стальных болтах?
Посмотрите в сторону надувнушек.. жесткое днище и баллоны из ПВХ. Для маленькой лодочки- самый легки вариант.
#23
Отправлено 21 марта 2018 - 21:28
Ну ладно, у меня "Ледокол" в 4м, полностью сделан из ФСФ 8мм, плюс поперечный набор через 400мм, палуба по 2 шпангоут, рундуки в корме и носу и пайолы весом в пол-лодки - все это менее 100 кг, а как корытце из 4-ки весит 50кг? или там фанера бакелитовая и собрано на стальных болтах?
Посмотрите в сторону надувнушек.. жесткое днище и баллоны из ПВХ. Для маленькой лодочки- самый легки вариант.
Не преувеличивайте корытце 3х1,5 с транцевым носом в 50 кг - это не очень много. Перетяжелил я местами, по неопытности: на транц фанерку взял толще, чем можно было, где-то дуб вместо сосны, ну и галтели у меня - почти стрингеры, тк в сечении они, зачастую, треугольники с высотой 1,5 см все остальное вполне культурно.
А ПВХ нам нельзя, мы парусные
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей