Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3162

#401 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 15 октября 2018 - 20:39

Своими глазами не видел, на видео - видел.

Что теперь, бензин и газ не использовать?

Мы используем, при этом придерживаясь установленных правил безопасности. Чем литий отличается? Правила другие, к ним надо привыкнуть, только и всего.

Если б литий-ферум были легче литий-полимера, кто бы в сторону последнего смотрел. Разница в весе почти в 2 раза довольно существенная для меня, я готов ради этого придерживатся определенных правил безопасности.


Сообщение отредактировал SharkRocks: 15 октября 2018 - 20:50

  • 0

#402 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 15 октября 2018 - 21:03

Своими глазами не видел, на видео - видел.
Что теперь, бензин и газ не использовать?
Мы используем, при этом придерживаясь установленных правил безопасности. Чем литий отличается? Правила другие, к ним надо привыкнуть, только и всего.
Если б литий-ферум были легче литий-полимера, кто бы в сторону последнего смотрел. Разница в весе почти в 2 раза довольно существенная для меня, я готов ради этого придерживатся определенных правил безопасности.


Для маленькой лодочки может и критично.
Для любой круизной - нет, они же под свинец рассчитаны :)
  • 0

#403 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 20 октября 2018 - 15:14

Забавно - плавающий аккум )

https://www.olx.ua/o...sd=1#5eb23b9424;promoted

Не реклама, кроме того что написано я об этом аккуме не знаю ничего.


  • 0

#404 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 26 октября 2018 - 18:03

. Дальше, у каждого типа литиевых есть номинал, он жёсткий, без вариантов ЛИ-ПО 3.7В, ЛИ-ИОН 3.6в и ЛИ-ЖФО4 3.3в. 

Не понял... Пальчиковые литиевые - это, как понимаю, ион (18665 что ли они зовуться, склероз) Их заряжают до 4,2 Вольта.


  • 0

#405 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 26 октября 2018 - 18:39

есть 18650 ячейки номинальным напряжением 3,6В и 3,7В, также есть и lipo призматики (пакеты) 3,6В и 3,7В, смотря какой подвид хиимии. Это среднее значение, кроме него есть минимальное и максимальное, обычно это 2,75В(2,5В) и 4,2В. Но также есть исключения: 18650 ячейки с максимальным напряжением 4,35В, а нижним - 3,1В. Есть подвид химии LiPo который допускает заряд при -20 градусах цельсия без вреда для ячеек и разряд при -40 градусах, за это приходится платить удельной емкостью на кг, она на 15-20% ниже чем у обычных ячеек.

LiFePO4 мне встречались только одного и того же диапазона напряжений, там вроде бы большого многообразия подвидов нет.

У LiTi номинальное напряжение ниже чем у всех остальных - 2,3В

 

число 18650 - это типоразмер. 18мм - диаметр, 65мм - длина. Есть и несклько других типоразмеров, но 18650 самые распространенные.

 

Могу привести примеры с ссылками того что я перечислил, если интересно


Сообщение отредактировал SharkRocks: 26 октября 2018 - 18:43

  • 1

#406 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 26 октября 2018 - 18:48

Господа, лития пока на лодке не имею, но, как практикующий инженер замечу: вы все хотите большие зарядные токи, а это вряд ли нужно (коллега из Казахстана это отметил справедливо). Штука в том, что бОльшие токи - бОльшая опасность возгорания. Т.е. если вы так уж сильно хотите иметь 100-200 А зарядного тока, необходимо чуть ли не ежедневно (если вам дорога своя лодка) проверять качество всех контактов в таких цепях. Ну ладно, ежедневно - загнул, конечно, но регулярно. Я бы делал это минимум раз в неделю. Лодка находится в агрессивной среде и окисление-деградация контактов происходит быстро. Я бы себе (и буду в недалеком будущем) установил зарядник для лития на столько ампер, чтоб зарядил мне за 12 часов - не больше. Именно потому, что у стеночки стоим ночь, практически не бывает ситуаций, когда тебе от стенки надо за 2 часа забить батарею, это ж не "Тесла" на шоссе. Т.е., например, имея банк 400А/ч надо зарядник на 35 А всего. Насколько он дешевле ваших мастервольтов? И все эти извращения с программированием по моему скромному мнению электронщика - ф топку. Если ток зарядника достиг максимума - это автоматом и будет режимом заряда постоянным током. Как только напряжение на батарее достигло номинала, скажем 14.5 Вольт для самого дешевого зарядника безо всяких наворотов, ( а LiFePO4 имеет 14,6 максимума), то автоматом получается "вторая фаза", ток будет уменьшаться с постоянным напряжением на батарее. Да, вероятно не удастся забить 100%, но и то, что будет, будет недалеко. И еще, по моему скромному разумению, все аккумуляторы "любят", чтоб их заряжали минимальным током, живут они тогда дольше. Да, литий "позволяет" форсировать процесс, но на пользу ему это точно не идет. Насколько это вредно - не знаю, возможно совсем немного, но точно - не полезно. Да, с генераторов - другой расклад, тут надо побыстрее, деваться некуда. А вот солнечные батареи или ветряк - самое оно.


число 18650 - это типоразмер. 18мм - диаметр, 65мм - длина. Есть и несклько других типоразмеров, но 18650 самые распространенные.

 

Могу привести примеры с ссылками того что я перечислил, если интересно

Спасибо, я в курсе. Просто не понял, какое напряжение имеется в виду.

 

 

Кстати, учтите, что на 100А дуга замечательно горит. В принципе лучше бы заражать каждую ячейку по отдельности, и балансировка автоматически получится, и ток в 4 раза меньше. А токи более 100 А уже неслабые магнитные поля создают. А там еще, поди, и импульсы с зарядки лезут - ваще свинцовые трусы надевать надо и кепочку из фольги на голову... :lol:


Сообщение отредактировал alexk61: 26 октября 2018 - 18:56

  • 1

#407 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 655 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 26 октября 2018 - 19:01

18650 самые распространенные.

А почему? Те же 26650 емкость имеют в 1.5 раза большую при сравнимой цене. В чем достоинства 18650?

И еще вопрос. Может невнимательно прочел тему, но ответа на него не нашел. Если обсуждался, дайте ссылку на сообщение.

Интересует влияние низких температур. То, что падает емкость, понятно. Но в сети очень большой разброс мнений: от "все, конец", до "ничего не случится".

Допустим я осенью, в октябре-ноябре, зарядил батарею под завязку. Сбросил массу. Температура у нас зимой где-то -10 -  -15. Но бывают дни до  -25.

Что я буду иметь к весне (апрелю)? Она останется жива (пусть на минимуме заряда) или можно выбрасывать?

Если регулярно подзаряжать (как часто?), жизнь сохранится? Или обязательно увозить домой и хранить в тепле (около нуля) как кислотную?


  • 0

#408 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 26 октября 2018 - 19:17

_


  • 0

#409 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 26 октября 2018 - 19:29


  • 1

#410 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 26 октября 2018 - 19:33

Да 4 зарядника на не сильно крутые токи проблема не большая, но это уж точно изврат (однако, сбалансирует автоматом). В принципе бланс нужен только чтоб зарядить все полностью. Подозреваю, что достаточно на каждую ячейку повесить по вольтметру, пару раз зарядить и будет ясно, до какого напряжения можно заряжать несбалансированную батарею и заряд, скорее всего будет около 90% от максимально возможного.

Вы, вижу, профи в них. Скажите, какую емкость лития минимально надо иметь, чтоб подключать микроволновку (800 Вт) (кпд инвертора пренебрежем)?


  • 0

#411 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 26 октября 2018 - 19:42


  • 0

#412 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 26 октября 2018 - 20:44

Хватит ночного потребления холодильников в жару (у меня это 100-120ач), но так мало неудобно - нужно сразу заряжать.

Мы прекрасно жили с 400ач (используя средние 200-250ач), забивая каждый вечер генератором (все равно воду для душа греть). Сейчас 800ач, вообще рай.

Зарядник лучше брать сразу комбо с инвертером.

Сообщение отредактировал The_Average_KZ_male: 26 октября 2018 - 20:47

  • 0

#413 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 16:56

Теперь цифры. Падение напряжение между ЗУ и батареей на максимальном токе заряда не должно превышать 0.2 - 0.3 В (мы же заряжаем, а не греем воздух в каюте проводами), значения больше этого указывают на проблемы, инженерные или сборки и текущего состояния. Кстати, шунты на минусовой части рассчитываются на максимальный ток нагрузки, который в разы больше зарядного. Их сопротивление мало.

При уменьшении тока заряда в 2 раза от максимального, падение напряжения измениться всего на 0.1 - 0.15 В. Насколько это критично для лития? Современные технические характеристики на ячейки (которые стали более консервативными, чем ранее) указывают максимальное напряжение заряда в 3.65 - 3.8 В (14.6 - 15.2 В). При этом тесты в различных публикациях и графики заряда от самих производителей указывают на рабочий диапазон заряда в 3.4 - 3.5 В (13.6 - 14 В). Между максимумом и рабочим напряжением - разница в 1 В, более чем достаточно чтобы перекрыть флуктуации в падении напряжения.

 

Вам в голову не приходило, что в конце цикла заряда, когда происходит "заряд при стабилизации напряжения" зарядный ток будет ничтожно мал (батареи пюочти полные), чтоб создать сколь-либо значимое падение напряжения на проводах-контатктах? Так что проблема в практической плоскости несколько надумана. Т.е. падение на проводах только чуть раньше включит режим стабилизации напряжения, вот и все.


  • 0

#414 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 17:18

Вот еще некоторые подробности.

Мастервольт использует твердотельные элементы для преобразования (высокая частота – низкие потери, высокий КПД), но в случае превышения нагрузки бабахнет. Виктрон использует обычные трансформаторы. Низкая частота, низкий КПД, но малочувствителен к перегрузкам. Много жрет на холостом ходу. Эти схемы хорошо проработаны и надежны, широко используются в промышленности (индукционная печь, электровоз).

 

Утверждение не мое. Из переписки с одним оч грамотным человеком.

Как все запущено! Надо ж такое сочинить..

Высокая частота=ШИМ=мелкие трансформаторы (дешевле, меньше вес) есс-но транзисторы/диоды управление/выпрямление. 50 Гц (уж не знаю, кто сейчас такое делает) = большие трансформаторы (дорого, тяжело) тиристоры/диоды управление/выпрямление. Все и там и там твердотельное, лампы не ставят :)  кроме специальных случаев. КПД аналогичен. Схемы управления по размерам и стоимости/сложности аналогичны. Потери ХХ аналогичны. Реализация т.н. "импульсных" "высокочастотных" блоков питания (обычно 20-40кГц) ограничивалась наличием и стоимостью мощных быстродействующих транзисторов. Проблема эта решена уже лет 25 назад, т.е. стандартные 50/60Гц источники стали дороже импульсных поскольку транзисторы стали дешевле и качественнее а медь дороже. Управляющая электроника стала вообще копейки стоить. Рад за всякие фирмы типа МВ - вдувают за 10 номиналов приборчики (если не за 20)...

В случае чего, 50 Гц "бабахает" внушительнее  -он много толще! Еще и подпрыгнет! :lol:

 

И ищо. Если надо 12(24/48)/220 настоящий синус, то тут без "толстого" трансформатора не обойтись, к сожалению. Не изучал вопрос специально, думаю на этом многие и экономят. Впрочем, не очень представляю, где нужен такой "чистый" синус. По уму и надо на этом экономить - абы стиралка да холодильник крутились да не перегорали....


Сообщение отредактировал alexk61: 29 октября 2018 - 17:25

  • 0

#415 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 18:01

Кстати, если заряжаете током 100А вы берете из сети 1.5кВт. А на борту, вероятно есть потребители 220 В типа микроволновки (800-900Вт) или чайника (еще лучше - 2 кВт). Как полагаете, розетка/автомат в марине обрадуется такой нагрузке (а также ваши провода и вилки)? А у кого-то и стиралка имеется, не правда ли?


  • 0

#416 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 18:47

Не пинайте, пожалуйста. Что значит отбалансировать вручную? Зарядить отдельные ячейки порознь до номинала?


  • 0

#417 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 19:16

У меня на борту все оборудование 12В, нет постоянно подключённого инвертора. Я знаю что КПД инвертора низкое и терять на нем как минимум 20% энергии жалко. Для маленьких лодок такое годится, для больших без инвертора никак

С чего Вы взяли про КПД инвертора? Он в тех же пределах, что и КПД зарядки: 90-95%, если не криво сделано. Если дюже мощный, то потребление ХХ будет уже чувствительным. Все.


  • 0

#418 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 19:20

Ошибки у меня нет. Сравните ВАХ АБ и СП (естественно,  при фиксированной освещенности). А вот у вас ошибка - напряжение на выходе СП сильно изменяется. Упрощая, попробуйте опыт с КЗ. Идеальный источник напряжения должен развить бесконечный ток, идеальный источник тока - номинальный. При опыте  ХХ наоборот, идеальный ИТ должен развить бесконечное напряжение (для неидеального ИТ напряжение ХХ, например 21В вместо 19), а идеальный ИН номинальное напряжение.

А еще производители любят ток КЗ множить на напряжение ХХ и говорить, что это - номинальная мощность их панелей. Сплошь и рядом...


  • 0

#419 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 29 октября 2018 - 19:35


  • 0

#420 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 29 октября 2018 - 19:54


  • 0

#421 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 29 октября 2018 - 21:11

Я же сказал, если не криво сделано. В угоду габаритам/массе могут залупить пару сотен килогерц тактовую, а то и выше. Само собой, кпд резко поползет вниз. Нормальные вещи делают не более 40 кГц. Я делал на 22 или 24, не помню уже, давно было. Само собой, оно несколько погабаритнее и подороже - меди и феррита (он тоже недешев) больше. Зато и КПД будет человеческий. Все эти БП принципиально не отличаются друг от друга: выпрямитель (если 220) - каскад собственно инвертора на IGBT или ключевых полевиках с трансом, схема управления типовая, обычно на контроллере нынче и выходные цепи - выпрямитель/фильтр ВЧ. СтОит здесь в основном трансформатор (феррит плюс медь) и что-то еще стоят транзисторы ключевые. До мощностей в пару киловатт тоже, в общем, копейки. Киловатт 10 - ну, может, долларов 50, давно уже цен не знаю. Управление, чем в основном и отличаются разные зарядки, сами понимаете, железо у всех одно и то же (в принципе), разница в софте, который в массовке тоже ничего не стоит. ПОчему про импульсы и написАл: если там под сотню другую кГц, то свистеть будет неслабо на таких токах.Т.е. это не шутка. Выбросы на фронтах меандра хрен полностью уберешь. И неизвестно, убирают ли они их вообще. А там частоты уже на порядок-порядки выше. У меня вон зарядка на 6 А, так эхолот моментом с ума сходить начинает, когда она включена.


  • 0

#422 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 29 октября 2018 - 21:18

_


Сообщение отредактировал SharkRocks: 03 апреля 2022 - 20:41

  • 0

#423 The_Average_KZ_male

The_Average_KZ_male

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 086 сообщений
  • Из:Rijeka, HR
  • Судно: FP Salina 48
  • Название: Eva

Отправлено 30 октября 2018 - 12:01

Кстати, если заряжаете током 100А вы берете из сети 1.5кВт. А на борту, вероятно есть потребители 220 В типа микроволновки (800-900Вт) или чайника (еще лучше - 2 кВт). Как полагаете, розетка/автомат в марине обрадуется такой нагрузке (а также ваши провода и вилки)? А у кого-то и стиралка имеется, не правда ли?


Розетка в марине 16 или 32А.
Выставляете свой инвертер-зарядник на нужный макс. ток, и он не будет брать больше - будет брать из сети 16А (или меньше, если от маломощного бортового генератора), а остальное брать из батарей.

Естественно, голову включать тоже надо, и не включать сразу MW, чайник и кондиционер :)
  • 0

#424 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 30 октября 2018 - 12:40

А как насчет прекрасных дам? Они ведь даже с высшим техническим образованием не понимают, как такая большая синусоида в такой тоненький проводок лезет. :lol:

 

По поводу инверторов. Я себе взял копеечный (30 Евро) с меандром на 2 кВт. Все, кроме устройств с асинхронниками должно работать. Понятно, что 2кВт он может несколько минут, но 800 Вт тянет. Какой у него КПД - ХЗ, не мерял. Судя по корпусу - процентов 90. Нужен он мне по большей части для микроволновки и чайника (800 и 600 Вт) на переходах, если лень плитку разбирать, да и расположена плитка неудобно. Пока так и не поставил, только дома тестировал.

Если коротко использовать в таком режиме, то КПД побоку, как и у маломощных, тех, что для зарядок телефонных.


  • 0

#425 Fish66

Fish66

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 039 сообщений
  • Из:MSK
  • Судно: S/V Van de Stadt 38

Отправлено 04 ноября 2018 - 19:47

Приветствую Комрады. Идешь в море уже 3 или 4  день, хорошо ,что есть ветер а если нет то моторишь, еще панели дают 10-15 А ... избыток эл-гии девать некуда поэтому включаешь бойлер через инвертор( у меня бойлер не от движка греется ) но при этом можно готовить на индукционке (80А -120А час) никакой свинец не выдержит таких издевательств.Если стоять в марине то воткнул в розетку зарядил -выключил,  а если надолго идешь там много нюансов и все они в сторону системы с БМС .Поэтому от свинца полностью не избавиться избыток зарядки кидаю туда. Инвертор есть использую только для плитки эл.чайника эл.духовки  и миксера при покупке учитывал макс мощн относительно инвертора ,все остальное от 12в . Так получилось но за  5 лет два раза менял весь банк свинца потом поставил литий - пока все работает. В процессе эксплуатации выяснилось , что при наличии более двух систем зарядки (в море) солнбаттки, ветряк,генератор , альтернатор ГД итд, нужен обязательно  контроль по перезаряду.


  • 1



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей