_
Литий
#580 Гость_Kizilkum_*
Отправлено 13 мая 2019 - 18:55
гост не на литий а на батареи резервного питания.
искать лень
ваши батареи в лодке по сути то же самое.
тут даже важна не сама потеря емкости, а вероятность полного отказа.
или недостаток энергии в критической ситуации.
так что в холивар в ступать я не стану, но с мантрами: 10% за два года это совсем немного, я категорически не согласен.
для железо фосфатного аккумулятора, это ОЧЕНЬ много
Да, потеря большая. Думаю виной то что они неизвестно чьи, писал же no name. Кроме того не стоит их надолго оставлять разряженными в минимум.
литий, даже и фосфатный, вообще нельзя разряжать ниже порогового напряжения.
они от этого мрут
Сообщение отредактировал Kizilkum: 13 мая 2019 - 18:57
#585
Отправлено 15 мая 2019 - 01:12
А как правильно хранить LiFePO4 зимой, чтобы они не разрядились?
Похоже плата BMS потребляет ток даже на холостом ходу. То есть, как минимум BMS нужно отсоединять от батареи, если нет подзарядки?
У меня уже сложилась некая практика по хранению.
1. На короткой стоянке в марине когда есть внешний источник 220, 1-3 дня.
Банк ЛФП отрубается от системы тумблером. В общую электросистему подключается свинцовая стартерная батарея ГД. Штатно стартерная ГД (как и стартерная генератора и подруля) изолирована от сервисного банка. Это потому что ЛФП не любят флот-режима. Хотя, как говорят сведущие люди, флот-режима не любит и свинец.
2. Среднепродолжительная стоянка, от 3 дней до месяца.
То же что и 1, но все ячейки ставятся в параллель. Чтоб выравнивались.
3. Зимняя стоянка - доводим емкость до 70 процентов и демонтируем все соединения батареи.
#586
Отправлено 03 июня 2019 - 17:50
Слушайте, а можно я примерный вопрос задам (прочитал всю тему - ну не мое это, электрика; смонтировать смогу, спроектировать - нет).
1. Имеем суточное потребление 200 A/h.
2. Зарядка происходит 1 раз в сутки (желательно, чем быстрее - тем лучше) или от розетки 220 или от генератора на ГД
Сколько и каких батарей под такие условия нужно ( для длительной службы)?
Какой генератор для этого нужен?
Сечение проводов?
Какие дополнительные устройства для батарей?
Пример расчета взял у Невзорова
Сообщение отредактировал Владимир Б.: 03 июня 2019 - 17:53
#590
Отправлено 03 июня 2019 - 19:38
Да, еще тему прочитайте всю - не пожалеете.
Прочитал всю - слишком сложно для меня. Даже не скрываю - многое просто не понятно. Буду в гугле рыться с неясностями; перечитаю еще раз.
Очень грубо прикинул - требуемая сила тока в пике первые 12ч - 11,2 А, вторые 12ч - 13,5А. Но это плюс/минус три трамвайных остановки.
Если брать максимум - 13,5А (без радара, помпы и передачи), да на 24ч - это АКБ нужна 325 А*h... Охренеть....
А с недозарядом 80% и КПД 80% - 390 А*h....
Сообщение отредактировал Владимир Б.: 03 июня 2019 - 19:42
#595
Отправлено 06 июня 2019 - 14:30
#596
Отправлено 06 июня 2019 - 14:49
600а литий если поставить-хватит с учетом резерва, те утром ниже 40% не опустится. Заряд от альтернатора, у меня ви ачале работы 105а, затем 70а до заряда 14.1в. Есои есть место рекомендую солары. У меня 1160вт, в пике 55а. На деях сделаю табличку с 8.00 утра до 19.00 греция.
Ух... 8 шт 300 амперных ... 120тр...
Кстати, что за ячейки https://lifepo4.ru/a...v-300ah-lifepo4 ?
#597
Отправлено 16 июня 2019 - 21:35
Предистория:
с верфи 2014г стояли аккумы «глубокого разряда» AGM 5*150Ан=750Ан. Вес около 40-45кг*5=200-220кг. примерный срок службы 5-7лет (при условии щадящего использования без «глубокого» разряда ниже 30%)
комфортный режим заряда 10% от емкости. Те не более 75А( фактически столько выдает и альтернатор и зарядник victron combi 2000/80a по отдельности)
комфортный режим разряда 10% от емкости, те 75А-
выходить за «комфортный режим» можно, но срок службы батарей сокращается до 2-3лет
те вы не можете одновременно заряжать и альтернатором (у меня их два) и мппт
режим заряда разбит на 3 этапа
bulk постоянный ток,(для AGM 10% от емкости или 75а ) до напряжения 14,4в грубо 80% заряда AGM.
absorption постоян напряжение, но слабым током добиваем заряд. Данная фаза растянута во времени до 4-6ч
float поддержка напряжения 100%,
на береговом питании зарядка за ночь до100% дойдет, но
если вы вынуждены идти на двигателе, то аккумы вы добьете до 100%,а если вы стоите на якоре и надо забить аккумы, фаза заряда до 100% сильно растянута во времени, это шум и расход дизеля в пустую.
принципиальное отличие Lifepo4 в том, что заряд идет высоким током 50% и выше от емкости(я проводил эксперимент включая два альтернатора в пике 100а затем 70а и мппт 50а=250а в пике и 190-200 длительно) и фаза bulk заканчивается около 90-95% заряда в частности провел эксперимент: при выкл мппт на 13,8в я включил двигатель и за 40мин аккумы были забиты до 100%
10мин ток40-30а
10мин ток 30-20а
10 мин 20-10а
15мин 10-6а
и так первые выводы:
1. имея 1000Ан AGM вы комфортно используете около 600-500Ан(не опускаете ниже 30-40% емкости и не заряжаете выше 90% если не на береговом питании)
2. вес около 280кг. И занимают много места.
3. Цена около 1500е
4. сильно злоупотреблять инвертором для свч, индукционки и прочего-губительно для AGM
5. при параллельном подключении 3х и более аккумов НУЖНЫ балансиры, тк аккумы заряжаются и разряжаются неравномерно при сильных токах(лично мое мнение, в спор вступать не буду)
6. срок службы и кол-во циклов заряда-разряда 3-7лет
Lifepo4 :
1. купив 600Ан вы имеете честные 600Ан(в инете есть видео по глубокому разряду 400Ан до 440Ан без потери качества, будет интересно-дам ссылку)
2. вес 600Ан 80кг. Места занимают как 3*150 AGM
3. цена 2700е
4. безопасное использование сильных токов на заряд и разряд до 50%(у меня 300а) без потери качества
5. срок службы и кол-во циклов заряда-разряда
недостатки:
1. обязательно нужны балансиры
2. критически не любят просадку ниже 2,5в на банку=10в при 12в системе
3. не перезаряжать выше 3,65 на банку=14,6в при 12в системе
4. длительное хранение при 50% емкости
5. для контроля остатка емкости нужен бэтеримонитор
теперь мой опыт:
Весной 2018г купил у чехов ev-power.eu Winston 8 банок по 300ah . Доставка по европе(мне доставили в грецию).
Считаю, что надежнее брать по 300-400а и собирать параллельно, чем сразу 700-1000а одним блоком, тк при выходе из строя одной банки- вы лишаетесь всего пакета 12в
Безопасные настройки для заряда лития надо установить на всех зарядниках, поэтому при покупке мппт надо сразу учитывать необходимость программирования через ноут.
У себя на лодке имею три системы заряда аккумов:
1.инвертор-зарядник victron combi 200/80 (зарядка от берега или от генератора).
купил провод для victron combi 200/80 и установил фаза absorp на 13,8в float 13,2в
2. солнечные панели у меня стоят 3пакета параллельно: 400вт +400вт +360вт
С мппт( у меня 3 шт tracer a4210 40a) чуть сложнее:
минусы от мппт соеденены в коробе и один провод 35мм2 идет до осн минус шины
плюсы от мппт соеденены в коробе и один провод 35мм2 идет до аккума на клему
так вот- при работе всех мппт реальное напряжение на аккуме ниже того, что показывают мппт на 0,3в, поэтому опытным путем вывел и запрограммировал мппт на absorp 14,0в и float 13,8в, теперь все мппт работают и не конфликтуют друг с другом
3. зарядка от альтернатора( или сразу от двух)- считал это слабым местом всей системы, тк американцы не рекомендуют заряжать до высокого напряжения и высоким током родных альтернаторов.
Их предложение ставить Balmar со своим отдельным контроллером.
У меня стоят двигатели volvo penta d2-55 с альтернаторами 115А по паспорту.
При запуске двигателя альтернатор дает 105А и затем при разогреве постепенно за 10-15мин снижается и стабилизируется на 70-75А- этот ток и остается до окончания заряда, пока напряжение на аккумах не поднимется до 13,5-13,8в, затем
10мин 40-30а
10мин 30-20а
10мин 20-10а
15мин 10-7а и на14,0в левый двигатель и 14,1в правый двигатель,
затем выше 5а не дает
при заряде аккумов 40-60% одновременно заряжалдвумя альтернаторами и мппт, те имел ток заряда 250-200а
так что если НАДО очень быстро зарядить аккумы-вот решение.
Также проводил заряд используя генератор-инвертор и мппт и альтернаторы все вместе, выше 250а тока заряда не было.
Считаю заряд от альтернатора слабым местом-если выйдет из строя диодный мост-будет очень высокое напряжение. И возможно необратимы последствия для лития.
Для этого НАДО ставить реле отключения заряда по высокому напряжению. Для этого купил УРА400.
BMS:
2 системы battery MONITOR system и battery MENEGMENT system не путать обе в инете BMS
год назад считал, что могу обойтись без ситемы контроля заряда каждой ячейки-моя ошибка!!! одна банка сильно просела до 2,7в, устал ее заряжать, меняя местами с остальными банками( тк зарядник на 3,2в на 5-20а найти-БОЛЬШАЯ проблемма)
так что контроль заряда каждой банки НУЖЕН!!!!
в теорию вдаваться не буду- я против установки BMS- дополнительный эл.блок. Открытые платы на аккумы(стремно как то, у чехов bms123 с кучей функций), тонкие провода , слабые радиаторы охлаждения, цена!!!
для себя выбрал активные балансиры. Их задача следить ТОЛЬКО за напряжением на каждой банке и балансировать напряжения каждой банки без контроля вкл и выкл фазы заряда-разряда. Остановился на Deligreen battery equalizer качественно сделан, упакован, 8шт*20е=160е. В инете есть видео как его разбирали, внутри все залито смолой. Зачет!!!!
для контроля напряжения купил на алиэкспресс cellmeter 7s 2шт с доставкой около 15е, не помню
чтобы не было много проводов и для безопасного использования(в тч для отключения каждой банки на зимнее хранение, просто вытащить предохранитель) на каждый + баки поставил автомобильный предохранитель в резиновом корпусе.
Всю коммутацию сделал в боксе с минимум проводов.
Бэтери монитор
Нужен! Если по вольтметру можно понять %заряда -разряда свинца, то у лития нет плавного изменения напряжения, с 10 до 90% напряжение(без нагрузки) будет около 13.2в, и только ниже 10% и выше 90% будет резкое изменение напряжения.
У меня стоит родной бэтери монитор с верфи с 4 шунтами, перепрограммировал его под литий, показывает в % остаток аккумов и в онлайн разряд-заряд.
Из хороших качественных мониторов рекомендую victron 700 или 712(2 шунта).
Дополнительно у чехов на ev-power.eu купил зарядник с 220в на 3,2в специально для Lifepo4 за 58е, но наврали выше 17а, а по факту 15а не поднимался.
Долгими ночами зарядил все 8 банок до 3,65в и собрал всю систему.
Системой доволен,
из доработок хочу изменить систему проводов, так чтобы один провод + шел от аккумов до потребителей12в (возможно в перспективе поставлю реле отключения по нижнему напряжению УРА 400), а второй провод через УРА400(контроль по верхнему напряжению) шел на запуск двигателей и заряд от альтернаторов.
https://marinehowto....eries-on-boats/ большая статья по литию на анг.
https://forum.katera...ic/58484-litii/ обсуждение лития
https://www.ev-power...Ah-200Ah/?cur=1 чехи, магазин с доставкой по европе
#599
Отправлено 18 июня 2019 - 01:45
Целый диссер у вас вышел, коллега Герман, риспект!
Мы как раз начинали эту тему с того источника, что вы приводите в конце, marinehowto...
Там настойчиво несколько раз повторялось о важности первичной балансировки банок. Мне кажется, вы это у себя несколько упустили, положившись на балансиры.
Может это правильно, понаблюдайте, напишите насколько они эффективны.
Я же пока при каждой более-менее длительной стоянке с береговым питанием отключаю ЛФП-банк и ставлю ячейки в параллель.
#600
Отправлено 18 июня 2019 - 07:58
Целый диссер у вас вышел, коллега Герман, риспект!
Мы как раз начинали эту тему с того источника, что вы приводите в конце, marinehowto...
Там настойчиво несколько раз повторялось о важности первичной балансировки банок. Мне кажется, вы это у себя несколько упустили, положившись на балансиры.
Может это правильно, понаблюдайте, напишите насколько они эффективны.
Я же пока при каждой более-менее длительной стоянке с береговым питанием отключаю ЛФП-банк и ставлю ячейки в параллель.
Благодарю, сжал всю информацию по минимум, у себя вветке повесил, на фб ну и сюда без редактирования...
Вот начало моей истории при покупке лития, это весна 2018г
Балансировку при первой зарядке делал, но и здесь был нюанс. Тк заряжал первый раз всю ночь на береговом и не проверил(точно помню) вольтаж каждой банки СРАЗУ после заряда(ночь, спали...), а проверять через пару часов точно нет необходимости, заряд банки чуть снижается. Зарядник ушел во float.
Поставил ячейки в параллель, они якобы сбалансировались. Собрал всю систему, (без бмс) пользовался апрель, май, июнь.
Но! Проверял напряжение каждой банки тестером, а это геморно лезть в моторный, сначала делал это ТОЛЬКО утром, типа все хорошо нет разбега, на моторе ходили мало, те до ПОЛНОЙ разядки редко доходили, (и я не мерил при полной зарядке)а соларов было всего 800вт, те и здесь НЕ БЫЛО 100% заряда, проверил вечером все ок, на каждой банке по 3.3-3.4вроде все норма.
И вот одним утром я остался без элва, одна банка ушла в 2.7, завел, зарядился, начал искать причину-она оказалась банальной-мой бэтеримонитор постепенно накапливал небольшую ошибку- в нем нет отдельной графы под литий, поменял коэв перкинс, сейчас об этом знаю, те когда бэтеримонитор говорит заряд 100%, это напряжение стало 13.8, те реальный заряд около 95%,
Начал заряжать до настоящих 100% альтернатором, проверяя тестером вольтаж каждой банки и увидел всю картину, вольтаж скакал 3.8 3.5 3.6, 3.1! Моя слабая банка.
Затем в июле опять банка просела, уже до 2.55, менял их местами, чтобы зарядить слабую( не было отдельно зарядника на 3.2в), намучился.
Теперь знаю-балансиры нужны!
Весной 2019 зарядил каждую банку до 3.65 отдельно новым зарядником на 3,2в под лифепо, собрал систему, с балансирами, селлметром, предохранителями.
Прошли 2000мл, система работает, разбега нет.
Вот такая история без эмоций и вкратце... не повторяйте моих ошибок!
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей