Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3146

#751 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 октября 2019 - 20:51

Еще вопрос опытным. Смотрю 90Ач ЛиФЕПО4. С бмс на 100А - 33 000 руб. С бмс на 200А - 44 000 руб. Действительно бмс так дороги?

12В мощных потребителей у меня нет. Подключен инвертор 12/220В 2000Вт. Могу подключить к нему 1 кВт болгарку, 1.5 кВт полировалку, обогреватель 1 кВт. Если бмс на 100А поставить, то что будет при превышении тока?

 

И еще вопрос. Если захочется потом добавить лития, можно будет через год поставить в параллель еще 60-90Ач. Для кислотных не рекомендуется ставить разной емкости и разного года выпуска. А с литием как?


Сообщение отредактировал sergvg: 09 октября 2019 - 20:53

  • 0

#752 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 09 октября 2019 - 20:55


  • 0

#753 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 октября 2019 - 21:45

....


БМС при небольшом превышении тока отключит на некоторое время батарею от потребителей. При большом потреблении тока (на порядок больше номинала БМС) есть вероятность что БМС сгорит. Это если обычная БМС, какие ставят в 90% случаев.


....

 

БМС отключит батарею от зарядки и потребителей если вы поставили соответствующие реле....
У нас третий год успешного полета 8*400 ампер ЛФП. БМС от чехов, которая 123 с блю-тусом. Залита лаком, упакована в герметичный бокс, реле не установлены...

Некоторые коллеги в этой теме утверждали, что БМС не нужна. Потом поменяли свое мнение на противоположное. Я ранее полагал, что она нужна. Сейчас думаю, что в ней нет необходимости. Монитора вольтажа и температуры на 4 пары ячеек достаточно. Конечно, если у вас стоят морские брендовые зарядники, регуляторы, инверторы, мониторы и т.д., там своя защита.

Проблема только, что не нахожу монитора на 4 канала одновременно, а колхозить из 4 платок по полдоллара сомнительного качества с али не хочется. Короче, БМС пашет как мониторинг, а не менеджмент система.


  • 0

#754 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 09 октября 2019 - 22:33

 


мало информации чтобы сказать что-то определенное. Какое максимальное напряжение на выходе самого простого ШИМ за 10 евро?

13,6-13,8В. Цифр 14 не видел на мониторе.

Я уже понял, что ничего менять не нужно. Небольшой недозаряд не страшен. Зарядка предполагается только от генератора дизеля и солнечной панели.


Сообщение отредактировал sergvg: 09 октября 2019 - 22:34

  • 0

#755 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 09 октября 2019 - 22:35

Сейчас думаю, что в ней нет необходимости. Монитора вольтажа и температуры на 4 пары ячеек достаточно. Конечно, если у вас стоят морские брендовые зарядники, регуляторы, инверторы, мониторы и т.д., там своя защита.

Проблема только, что не нахожу монитора на 4 канала одновременно, а колхозить из 4 платок по полдоллара сомнительного качества с али не хочется. Короче, БМС пашет как мониторинг, а не менеджмент система.

БМС может и не нужна, а вот балансиры необходимы. У меня кстати 123smart со встроенными балансирами вполне справляется с балансировкой. Хотя и бывает разбег на одной 3.41, а на другой 3.65. И саму бмс я все таки использую именно как посмотреть напряжение на ячейках. Надо бы какой нибудь биппер прилепить на реле перезаряда и разряда, но пока что лень.


  • 0

#756 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 09 октября 2019 - 22:42

_


  • 0

#757 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 октября 2019 - 22:59

БМС может и не нужна, а вот балансиры необходимы....

Не факт. Отдельные "мощные" балансиры кто-то из коллег ставил, но отзывов пока не вижу. Те что интегрированы в БМС123 - маломощные, нагрев воздуха методом шунтирования если ничего не путаю...

Наш путь - находиться в безопасных рамках внутри предельных значений разряда и зарядки. Ничего не хочу утверждать категорично, но для себя это принял за аксиому.

Еще - 1) обязательная первоначальная балансировка и 2) всячески избегать флот режима (есть мнение, что свинец этого тоже сильно не любит, но уже пройденный этап)))


  • 0

#758 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 09 октября 2019 - 23:04

Не факт. Отдельные "мощные" балансиры кто-то из коллег ставил, но отзывов пока не вижу. Те что интегрированы в БМС123 - маломощные, нагрев воздуха методом шунтирования если ничего не путаю...

Наш путь - находиться в безопасных рамках внутри предельных значений разряда и зарядки. Ничего не хочу утверждать категорично, но для себя это принял за аксиому.

Еще - 1) обязательная первоначальная балансировка и 2) всячески избегать флот режима (есть мнение, что свинец этого тоже сильно не любит, но уже пройденный этап)))

 

Немного не понятны ваши утверждения ;-) Какие такие безопасные рамки? Если балансиры не справятся, то этих рамок нет. Насчет флоат режима тоже какое то верование? Вот что именно будет при флоат режиме? Ну будут батареи чуток заряжаться и чуток разряжаться - почему это для них плохо? 


  • 0

#759 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 09 октября 2019 - 23:29

И какие такие мои утверждения? Я же там написал - ничего не утверждаю категорично. Take it or leave it)))

Безопасные рамки - это не доходить до паспортных пределов разряда и зарядки. Что здесь непонятного?

Относительно флот-режима и "верований". Эта тема началась с обсуждения статьи на сайте Рода Коллинса. Человек посвятил этой теме много времени, проделал туеву хучу работы и оч много интересного написал. Я столько не могу и не хочу. Это его мнение, что литий не любит флота. Я не то что бы верую, я просто внимательно отношусь к мнению таких людей.

Далее, "чуток заряжаться и чуток разряжаться"  а - вы в курсе, что литий желательно хранить заряженным проц на 70? Флот конечно может быть несколько часов. А м.б. несколько месяцев. И зачем нам эти риски? 


Сообщение отредактировал Niven: 09 октября 2019 - 23:30

  • 0

#760 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 октября 2019 - 00:55

Считаю если литий долго не используется- его лучше отключить, что и сделал на зиму.
Если есть постоянные потребители, и вы долго стоите на береговом, то целесообразно поставить абсорп на 13,9, а флоат на 13,2.
Если я стою на береговом ночь, что очень редко, опытным путем вывел,
если оставить флоат 13,2- то ночью идет разряд из аккумов, и не начинается заряд от берега, в итоге утром батареи не 100%, а 65, те бессмысленно было оставлять береговое питание, в итоге поставил флоат 13,5. Теперь утром зарядка аккумов от берега 100%.
Балансиры нужны! Постепенная разбалансировка все равно есть! Но если не поднимать абсорп выше 13,7-13,8 вы разбалансировку незаметите, однако при 13,8-14,0 разбалансировка появляется очень быстро в течении 5-10мин.
Раз в мес проверяю напряг каждой ячейки при заряде 14,1в- это максимум, дает правый альтернатор, если есть большой разбег немного добиваю слабые банки по отдельности, в течении 20-30мин, но не до 3,65в, а так, чтобы все 4 банки были примерно одинаковые+-. для этого есть зарядник для лифепо 3,65в.

Сообщение отредактировал german1977: 10 октября 2019 - 00:57

  • 3

#761 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 10 октября 2019 - 01:39

german1977, я в отличии от вас теоретик, но все же: вы свои данные о процентах берете исключительно из показаний батарейного монитора, а он исправно кажет погоду на луне. Точные данные можно получить лишь путем контрольно тренировочного цикла, и построения графика разряда. И вы этого конечно же не делали, в чем я совершенно уверен. Это не попытка докопаться, это всего лишь уточнение
  • -1

#762 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 октября 2019 - 01:56


То кизилкум
Не делайте выводов что я делал, а что нет!!!!
За 3сезона мне многие слабые места в моей системе стали понятны
Количество циклов заряда, разрядов с константной нагрузкой,анализ коэф пеукерта сделано куча и есть что еще исправлять и оптимизировать...
Я очень хорошо теперь знаю как заряжается лифепо с 13,5в до 14,0,
Это именно Практические знания.
Я знаю когда у меня настоящие 100% заряда, для меня это напряг 14,1в.
Далее в теч нескольких дней накапливается ошибка на бэтери мониторе.
Ниже 30% еще ни разу не опускалось, 13,0в для меня это мин показатель и каждый вечер я смотрю на напряг, раз в 3-4 дня все равно добиваю до 14,1в, те настоящие 100%.
Как то так...

Сообщение отредактировал german1977: 10 октября 2019 - 02:02

  • 1

#763 Гость_Kizilkum_*

Гость_Kizilkum_*
  • *******

Отправлено 10 октября 2019 - 02:42

Ну ну. Даже даташит производителя банок дает лишь общие данные о кривой разряда. Но с высоты самомнеия Этого разумеется не видно
  • 0

#764 Mick_

Mick_

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 710 сообщений
  • Из:Владимир
  • Судно: Был((( Dehler 37 CWS
  • Название: Mous'le

Отправлено 10 октября 2019 - 02:42

Нобелевскую премию по химии присудили за литий-ионные батареи

 

https://yandex.ru/ne...ue&wizard=story


  • 0

#765 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 10 октября 2019 - 09:53

И какие такие мои утверждения? Я же там написал - ничего не утверждаю категорично. Take it or leave it)))

Безопасные рамки - это не доходить до паспортных пределов разряда и зарядки. Что здесь непонятного?

Относительно флот-режима и "верований". Эта тема началась с обсуждения статьи на сайте Рода Коллинса. Человек посвятил этой теме много времени, проделал туеву хучу работы и оч много интересного написал. Я столько не могу и не хочу. Это его мнение, что литий не любит флота. Я не то что бы верую, я просто внимательно отношусь к мнению таких людей.

Далее, "чуток заряжаться и чуток разряжаться"  а - вы в курсе, что литий желательно хранить заряженным проц на 70? Флот конечно может быть несколько часов. А м.б. несколько месяцев. И зачем нам эти риски? 

Ну я и написал, что безопасные рамки никак не защитят вас от разбансировки. Ну а у Рода Коллинса по моему даже вы видели сомнительные утверждения из которых я и сделал выводы, что не стоит ему полностью доверять ;-) 

Наверное я таки смотрю из своей практики, поэтому для меня флоат и не страшен. Я обычно к розетке подключаюсь весной и осенью, когда еще пасмурно. И всего на несколько дней. В обычной эксплуатации мои батареи с трудом к 17:00 заряжаются и потом разряд. Ну и когда долго под мотором иду, но тут тоже это не так уж и долго. Ну а на зиму я так же как вы и пишете разряжаю примерно на 100 А из 400 и потом все разъединяю. 

На самом деле разбалансировка начнет реально сказываться через какое то время(5 и более лет), когда и если одна из ячеек потеряет емкость и тогда можно и пропустить момент, когда она разрядится ниже нормы.

У меня кстати эти батареи отработали уже 4 сезона. Свинцовые батареи у меня одни 2 сезона, другие 3 отходили. В первом случае в одной батарее коротнула банка, во втором после второго сезона емкость упала в двое. И это я еще и не напрягал их особо - не было у меня тогда инвертора на 3 кВт. Солнечных панелей было всего от 120 до 360Вт. И довольно много приходилось заряжать от двигателя. Я кстати считаю, что и мрут свинцовые батареи от разряда низким током и заряда высоким. Что для лития по моему вообще нормально, хотя сейчас у меня ток разряда почти всегда выше, тока заряда.

 

Ну ну. Даже даташит производителя банок дает лишь общие данные о кривой разряда. Но с высоты самомнеия Этого разумеется не видно

 

Вы реально очень умный и хорошо разбираетесь в электричестве и других вопросах. Просто иногда смешно видеть некоторые ваши утверждения и когда вам на это указываешь - вы обижаетесь. Причем эти утверждения теоретически сто процентов верные, но на практике все вокруг делают не так как надо, а как получилось и подешевле ;-)

 

PS:  Victron мне в этом году не может сказать, сколько я из батарей электричества потребил - счетчик переполнился ;-)

Вот от солнца показывает, что за 4 сезона 1472 кВтч.


  • 1

#766 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 10 октября 2019 - 11:47

Коллеги!
Давайте не будем обижаться на, даже неверные, утверждения кого либо.
Поправить или написать свое мнение, по техническому вопросу - да конечно, но переходить на личности не стоит.
Тут же собственно и теория и практика, а это далеко не всегда совпадающие вещи.
Причем не факт, что кажущаяся правильной практика на самом деле правильная, равно и наоборот.

Поэтому еще раз повторюсь - давайте спокойно без взаимообвинялок.

Я тоже очень глубоко копал, но по свинцу.
И могу сказать, что он в разы сложнее лития, в части мониторинга.
Однако тут это оффтопиком будет.
  • 2

#767 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 10 октября 2019 - 14:58


  • 0

#768 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 10 октября 2019 - 19:06

Ну я и написал, что безопасные рамки никак не защитят вас от разбансировки. ...

А что нам эта разбалансировка? Она жрать не просит) Возникает в основном на фазе абсорбшин, до 0,15 вольта. При отключении зарядки ячейки выравниваются в течение получаса и дальше разряжаются равномерно.

Основная причина борьбы с дисбалансом – недоиспользование емкости батареи. Это не наш случай, здесь мало у кого из присутствующих напряжение заряда выше 14,1 вольта....


  • 0

#769 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 октября 2019 - 19:59

To niven
Если есть разбалансировка,при низкой емкости банка, когла бэтери монитор покажет 20-30% остатка емкости есть риск просадки одной из ячеек до 2,65, что может привести к потере ячейки.
Проверка именно при зарядке до 14,0-14,1 как раз показывает слабую ячейку, при заряде в районе 13,5-13,8 вы слабую ячейку не увидите.
А при заряде одна или несколько ячеек могут полняться до 3,65и выше, что тоже губительно
Вот такую или такие слабые ячейки я в ручную и подзаряжаю зарядником на 3,65в под лифепо.
  • 1

#770 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 10 октября 2019 - 22:31

А что нам эта разбалансировка? Она жрать не просит) Возникает в основном на фазе абсорбшин, до 0,15 вольта. При отключении зарядки ячейки выравниваются в течение получаса и дальше разряжаются равномерно.

Основная причина борьбы с дисбалансом – недоиспользование емкости батареи. Это не наш случай, здесь мало у кого из присутствующих напряжение заряда выше 14,1 вольта....

Проблема именно в том, что никакого выравнивания нет. Просто график разряда такой, что от 10% до 90% примерно одинаковое напряжение. Со временем при разряде до 20% вы будете думать, что у вас есть еще запас 10%, а одна из ячеек уже помрет. german1977 выше написал уже об этом. И мы это уже обсуждали год или два назад. 

По мне так ситуацию должны спасать балансиры на ток 3-5А. Так как реально балансировка начинается в последней фазе заряда и ток там как раз около 3А.(на моих 400Ач). У меня сейчас 1А и я вижу, что балансировка не успевает. Т.е. ток заряда 3А и напряжение на некоторых ячейках 2.65, а на одной 2.41. И соответсвенно балансир не может физически слить ток в 3 А на резистор и 2А продолжает заряжать уже заряженную ячейку. Можно подумать, что просто отключение заряда могло бы решить проблему, но это не так. Со временем разбег между ячейками будет увеличиваться и заряд будет прекращаться все раньше и раньше уменьшая доступную общую емкость.

В моем случае я думаю еще большую роль играет то, что рядом с батарей стоит инвертор на 3 кВт и вентиляция там не очень. Я просто пока по весне меняю ячейки местами, чтоб в худших условиях работала каждый год другая ячейка.

Вот на сейчас монитор показывает 100% и напряжения такие.

Screenshot_2019-10-10-21-25-47.png

Я просто уже три дня подключен к розетке. Температура - это не температура батареи, а температура датчика и она начинает расти сразу, как начинается балансировка. Вообщем температура резистора ;-) И хотя я и написал, что флоат режим нам не страшен, но все же я всегда прислушиваюсь к умным людям и на ночь бывает отключаю подключение к сети ;-) тем более инвертор-зарядник еще и гудит иногда ;-), а мне все равно завтра никуда не идти.

 

PS: повернул голову на монитор батарей и вижу, что ток прыгает от 0 до 3 А. Зарядник настроен в режиме флоат на 9А, а потребление меняется от 5 до 13А.


Сообщение отредактировал bisoft: 10 октября 2019 - 22:36

  • 1

#771 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 10 октября 2019 - 22:58

Вот с Андреем мы Точно понимаем друг друга.
Разбалансировка не столь критична, при 3,4-3,5 по банкам, а вот когда
У меня была зарядка альтернатором, напряг 14,0в ,70а зарядный ток и падает до 20а
3,65 !
3.55
3.5
3,25 !
вот здесь и кроется Проблемма и балансир не останавливает дальнейший заряд той, где 3,65 и не перераспределяет энергию на слабую- у меня это Факт!
Причина- я думаю в сильном зарядном токе!
Как только по всем банкам поднялось до 14,1
Повторюсь, для себя решил -иногда подзаряжать вручную слабую банку!
  • 0

#772 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 октября 2019 - 00:19

Проблема именно в том, что никакого выравнивания нет. Просто график разряда такой, что от 10% до 90% примерно одинаковое напряжение. Со временем при разряде до 20% вы будете думать, что у вас есть еще запас 10%, а одна из ячеек уже помрет. german1977 выше написал уже об этом. И мы это уже обсуждали год или два назад. 

....

Это как это его нет, когда оно есть? Я вижу вольтаж каждой ячейки отдельно, и они все в ряд, и разряжаются равномерно.

ЗЫ Я про графики писал недавно выше. И про неточность мониторов по параметру SOC, нет им веры.


Сообщение отредактировал Niven: 11 октября 2019 - 00:30

  • 0

#773 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 11 октября 2019 - 00:24

To niven
Если есть разбалансировка,при низкой емкости банка, когла бэтери монитор покажет 20-30% остатка емкости есть риск просадки одной из ячеек до 2,65, что может привести к потере ячейки.
Проверка именно при зарядке до 14,0-14,1 как раз показывает слабую ячейку, при заряде в районе 13,5-13,8 вы слабую ячейку не увидите.
А при заряде одна или несколько ячеек могут полняться до 3,65и выше, что тоже губительно
Вот такую или такие слабые ячейки я в ручную и подзаряжаю зарядником на 3,65в под лифепо.

Я вас не понимаю. Почему именно "до 2,65"? А вы где в это время? Вы не увидите, что у вас ячейка уходит?

"3,65 и выше" - это откуда?  ...х4= 14,6 вольта((((( у меня таких напруг нет.


  • 0

#774 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 11 октября 2019 - 01:29

Селметтер, который показывает вольтаж по каждой банке у меня стоит в моторном,данные передаются по проводу, если пойму надобность смотреть чаще-провода протяну на штурманский стол(не очень просто это сделать) проверяю банки не часто, тк очень редко ходим на моторе до 100% заряда.
Повторюсь:
При зарядке от альтернатора при 14,0 заряд продолжался, уменьшая в токе с 70а до 20а
По банкам
3,65 опасно высокое
3,55
3,50
3,3 недозаряд вот эту ячейку и дозарядил в ручную отдельным зарядником на 3,65в.
  • 0

#775 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 11 октября 2019 - 01:34

.

Сообщение отредактировал german1977: 11 октября 2019 - 01:35

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей