Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3120

#776 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 01:57

Это как это его нет, когда оно есть? Я вижу вольтаж каждой ячейки отдельно, и они все в ряд, и разряжаются равномерно.

ЗЫ Я про графики писал недавно выше. И про неточность мониторов по параметру SOC, нет им веры.

 

На большей части графика разряда от 30 до 60% (взял зелененькую линию)напряжение условно одинаковое. Так что одна ячейка может быть на 30%, а другие на 60% при приблизительно одинаковом напряжение 3.3 В.

И как вы понимаете, если одна на 30%, другие на 60%, что будет когда разрядится еще на 30% - одна ячейка умрет, ну или ваша система отключит нагрузку.

Начнете заряжать и точно так же пока не зарядите до 70% напряжение будет на ячейках одинаковое, а потом только начнет меняется и вы сможете увидеть разбег.

 

lifepo4-akkumulyatory-harakteristiki_2.j


  • 3

#777 nvc

nvc

    Яхтенный капитан

  • Модератор форума
  • 7 550 сообщений
  • Из:Black Sea coast
  • Судно: Leisure17+Seal 36

Отправлено 11 октября 2019 - 12:14

На большей части графика разряда от 30 до 60% ......

К сожалению, тут показаны очень высокие токи разряда.
В реальной эксплуатации таких редко бывает.
А глубокий разряд малыми токами (0.1C например) - гораздо опаснее для здоровья батареи.
Вот на такие бы графики стоило (имхо) ориентироваться.

И есть еще один аспект, касающийся 100% заряда (к режиму Float имеет прямое отношение)
Это температура ячейки, реальная, а не то, что показывает БМС на своем резисторе :)

Я опять же немного отклонюсь от темы но это и лития тоже касается просто цифры другие будут.

Так вот, все режимы заряда и графики разряда, как правило, приводятся для температуры 20 или 25 градусов цельсия.
Подчеркну еще раз, температуры ячейки, а не окружающего воздуха.
И вот тут начинается интересное (я сейчас про свинец снова)
И про свинец стоящий на долгом подзаряде без существенного потребления.

Мы заряжаем до ~99% при напряжении 14.25 вольта в течении нескольких часов, потом держим
флоат 13.5V добивая до упора (100%), при этом батарея нагревается так или иначе либо просто жарко даже.
А потом... а потом батарея остывает и... читаем внимательно документацию, обычно там есть минус ~0.03V на градус.
То бишь если у батареи температура 30 градусов нам необходимо снижать напряжение всех циклов зарядки аж на 0.3V
А если температура 40C то уже 0.6V - немало правда ?
И если батарея остыла с 40 до 25 или даже 30ти (ночью например) то вопрос, куда девается избыточная энергия, которую батарея не может уже удержать в себе ?
А она девается в разрушение батареи :(

А теперь скажите - у кого есть термодатчики к чарджерам, приклеенные к ячейкам ?
  • 2

#778 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 13:00

_


  • 0

#779 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 13:07


  • 0

#780 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 11 октября 2019 - 13:35

....она девается в разрушение батареи :(

А теперь скажите - у кого есть термодатчики к чарджерам, приклеенные к ячейкам ?

а может в безобидную химреакцию...


  • 0

#781 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 13:51

К сожалению, тут показаны очень высокие токи разряда.
В реальной эксплуатации таких редко бывает.
А глубокий разряд малыми токами (0.1C например) - гораздо опаснее для здоровья батареи.
Вот на такие бы графики стоило (имхо) ориентироваться.

 

Один я заметил что график разряда для максимального напряжения заряда 4,2В, а значит это не LiFePO4 литий? У LiFePO4 максимальная напруга 3,65В

Ну я просто поиском искал картинку в час ночи, так что наверное и ошибся, но суть это не сильно меняет.

Вот я нашел более хорошую картинку

Lifepo4-article-elektra4.jpg

которая еще лучше показывает, что при малом токе напряжения на ячейках будут одинаковыми в гораздо более больших пределах. И  таким образом видя у себя на мониторе, что напряжение на всех ячейках одинаковое при разряде на 90% вы вдруг решили попить чайку и включили чайник и если разбег у ячеек 30%, то в слабой ячейке вполне уже может и не быть амперов для чайника и она как я понимаю прям сразу и помрет.

Подчеркну еще раз разбалансировку ячеек можно увидеть при очень сильном разряде или при заряде близком к 100%.

В остальное время вы будете думать, что все хорошо. И если вы не разряжаете сильно и не заряжаете до конца, то и увидеть разбалансировку вы не можете и получите проблемы при сильном разряде совершенно этого не ожидая. Ну а балансировка начинает реально идти в при заряде близком к 100% поэтому надо, чтоб балансиры умели сливать лишний ток как раз в этот момент. То что у меня бмс начинает балансировать с 3.4 В, но толку от этого немного, так как в этот момент ток заряда под 100А. Так что мне кажется, что балансиры и  активные балансиры могли бы быть полезны если они минимум на 3 А. 


  • 3

#782 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 14:09


  • 0

#783 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 11 октября 2019 - 14:14

Бисофт абсолютно верно написал.
Разбалансировка очень сильно видна
1. при разрядных токах,
вы включили нарузку 120-150а(индукционка, чайник, свч) когда напряг на 4х банках около 12,5-12,8в
И одна из банок, если она недозаряжена была легко может провалиться до 2,65.
2. При зарядных токах
В частности альтернатор, выдает 70а и при подходе к 13,6в вы еще не видите разбалансировки, затем в теч часа напряг поднимается до 13,8 разбалансировка появляется, но еще слабая
И очень быстро в теч15-20мин напряг поднимается до 13,9-14,0 и вот тут очень четко появляется реальная картина напряжения каждой банки.
  • 1

#784 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 11 октября 2019 - 14:21

То шарк
Верно, на мппт и береговом заряднике мы можем поставить любое напряжение(если это позволяет программирование, но на многих мрпт и зарядниках есть только фиксированные настройки,), себе сделал 13,9
Осн проблема -если вы вынуждены долго идти на двигателе, те альтернатор поднимает напрядение до 14,1-14,2в. Вот в таком случае я принимаю решение нужно ли мне заряжать литий и долго держать его на зарядке или рубильником отключаю заряд лития и переключаю на заряд аккум свинец ( резервный, стартерный) и/или вкл другой двигатель, есть право выбора левый , в тч и подогрев воды или правый
  • 0

#785 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 14:45

_


  • 0

#786 Их Тиандр

Их Тиандр

    Фикус-яхтсмен

  • Капитан
  • 1 301 сообщений
  • Из:Питер

Отправлено 11 октября 2019 - 15:52

Смарт контроллер поможет решить проблему заряда. 


Сообщение отредактировал Их Тиандр: 11 октября 2019 - 15:56

  • 0

#787 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 17:05

_


  • 0

#788 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 17:25

Вам повезло что вы не спалили разрядные резисторы БМС... При этом напряжении уже должна быть фаза заряда Constant Voltage, с малым током. Именно поэтому я не задуваю с генератора 100% заряда - когда напряжение подходит близко к включению балансировки на BMS, я отключаю генератор и дальше заряжаю только от солнечных панелей малым током. Это если на воде. У берега - зарядное от розетки делает всю работу правильно с двумя фазами заряда как и должно быть.

Тут я не могу регулировать у меня в БМС встроена балансировка. Я настройками задал напряжение начала балансировки, а БМС уже сама дальше. Никаких ограничений в инструкции нет. Я бы тоже отрубал генератор по перезаряду, но сейчас вообще убрал изолятор батарей и генератор работает только на сервисные батареи и если отрубить нагрузку с генератора, я не уверен, что он не сгорит.


Сообщение отредактировал bisoft: 11 октября 2019 - 17:25

  • 1

#789 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 17:30

Мне больше нравятся последовательные гибриды - когда на гребном валу только электродвижок, а генерация энергии производится отдельным узлом ДВС + генератор. С последовательными гибридами проблем меньше да и выкинуть генератор можно, чтоб облегчить лодку для гонок, если лодка парусная

В этом случае будет пролема с безопасностью, так как электромотор и генератор на нужную мощьность просто потопят лодку ;-)


  • 0

#790 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 18:17


  • 0

#791 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 18:24

Практика показывает что не потопят. По крайней мере за два перехода по 330-340 км полет нормальный.

Ну давайте скажите нам сколько будет весить дизель-генератор на скажем 25 кВт? Электрический двигатель на ту же мощность и батареи, чтоб запас хода был хотя бы на 4 часа.  И потом мы рассмотрим потонет моя бавария 34 от этого веса или выдержит ;-)


  • 0

#792 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 18:25

.


  • 0

#793 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 11 октября 2019 - 18:28

У меня нет лодки для дизеля на 25 кВт. Есть маленькая лодка, на ней и провожу все эксперименты.

А если дунет 35 узлов в сторону скал ваша лодка выгребет? 


  • 0

#794 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 11 октября 2019 - 18:33


  • 1

#795 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 13 октября 2019 - 20:39

....И  таким образом видя у себя на мониторе, что напряжение на всех ячейках одинаковое при разряде на 90% вы вдруг решили попить чайку и включили чайник и если разбег у ячеек 30%, то в слабой ячейке вполне уже может и не быть амперов для чайника и она как я понимаю прям сразу и помрет.

Подчеркну еще раз разбалансировку ячеек можно увидеть при очень сильном разряде или при заряде близком к 100%.

В остальное время вы будете думать, что все хорошо. И если вы не разряжаете сильно и не заряжаете до конца, то и увидеть разбалансировку вы не можете и получите проблемы при сильном разряде совершенно этого не ожидая. Ну а балансировка начинает реально идти в при заряде близком к 100% поэтому надо, чтоб балансиры умели сливать лишний ток как раз в этот момент. То что у меня бмс начинает балансировать с 3.4 В, но толку от этого немного, так как в этот момент ток заряда под 100А. Так что мне кажется, что балансиры и  активные балансиры могли бы быть полезны если они минимум на 3 А. 

Возможно вы правы относительно емкости ячеек на их низком вольтаже. А возможно там совершенно другой механизм. Только при разряде на 90 проц я не буду включать чайник. И на 80 не буду.... Тем более что график вольтажа у нас не наглядный, а мониторы SOC врут...

Не совсем понятно зачем нам стремиться "увидеть разбалансировку" по верху. У нас 14,1 напряжение заряда в балке, это 3,53 VPC. Ну разбегутся они, если какая-то сильно подберется к 3,8, я это увижу на мониторе, мне будет грустно, и я, возможно, начну думать об активных балансирах на 3А.  Но пока электрический бог миловал.

Когда я говорю про находиться в безопасных пределах - это никак не приближаться (и даже откорректировать для себя, сузить безопасный коридор)  к пороговым значениям заряда и разрядки ячеек: 2,8 - 3,8 VPC. Это рекомендации производителя, и это уже с запасом, реальная смэрть - это ниже 2,5 и выше 4, там крокодилы) - а "не ходите, дети, в Африку гулять..."  :)


  • 0

#796 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 13 октября 2019 - 20:48

Селметтер, который показывает вольтаж по каждой банке у меня стоит в моторном,данные передаются по проводу, если пойму надобность смотреть чаще-провода протяну на штурманский стол(не очень просто это сделать) проверяю банки не часто, тк очень редко ходим на моторе до 100% заряда.....

А я полагаю непрерывный мониторинг каждой банки - это обязательно. Если у вас литий.

Кроме того, это интересно, их поведение в разных условиях.


  • 0

#797 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 13 октября 2019 - 20:57

.....

А теперь скажите - у кого есть термодатчики к чарджерам, приклеенные к ячейкам ?

Это оч хороший вопрос. Риторический. Ответ - скорее всего ни у кого.

Зарядники (МВ во всяком случае) предусматривают только один датчик на одну батарею независимо от количества их в том или ином банке.

БМС показывает температуру модуля, а не банки....

Я уже писал, что склоняюсь к мнению, что БМС как управляющая система мне не нужна. Лишняя. А вот как monitoring system - обязательно. Вольтаж и температура каждой ячейки, алармы, плюс какие-то общие показатели...


  • 0

#798 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 13 октября 2019 - 21:01

Когда я говорю про находиться в безопасных пределах - это никак не приближаться (и даже откорректировать для себя, сузить безопасный коридор)  к пороговым значениям заряда и разрядки ячеек: 2,8 - 3,8 VPC. Это рекомендации производителя, и это уже с запасом, реальная смэрть - это ниже 2,5 и выше 4, там крокодилы) - а "не ходите, дети, в Африку гулять..."  :)

 

Ну да я я неправильно вас понял. Я думал вы будете безопасный корридор смотреть без напряжения на ячейках. Если вы будете держать напряжение на ячейках в нормальных пределах то и вопросов нет. Как я и написал у меня пока за 3.65 напряжение не поднималось в то время как я очень долго ходил под двигателем и было солнце. Просто в будущем не избежать, когда разбалнсировка таки появится. Вон у Сергея одна ячейка ушла в 0. Так и у нас когда нибудь такое может случится ;-)


  • 0

#799 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 13 октября 2019 - 21:53

Ячейка ушла не в ноль, а показала 2.5-2,6 сейчас точно не скажу.это был в том сезоне без бмс.
В этом году все под контролем.
  • 0

#800 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 14 октября 2019 - 00:31

Ну да я я неправильно вас понял. Я думал вы будете безопасный корридор смотреть без напряжения на ячейках. Если вы будете держать напряжение на ячейках в нормальных пределах то и вопросов нет. Как я и написал у меня пока за 3.65 напряжение не поднималось в то время как я очень долго ходил под двигателем и было солнце. Просто в будущем не избежать, когда разбалнсировка таки появится. Вон у Сергея одна ячейка ушла в 0. Так и у нас когда нибудь такое может случится ;-)

Вы правильно все излагали. Только мы об одном и том же говорили с разных позиций. Вы - с точки зрения физики, я - с управленческой....

Нам бы покопаться в вопросе, который поднимал Герман - глюк датчиков SOC. Я сужу из своего опыта - BEP Marine и Mastervolt, которым вообще-то уже больше 10 лет....

Сейчас общался со своим приятелем, который компетентен в электронике. Он полагает, что современная элементная база позволяет с точностью до пары процентов определять емкость ЛФП батарей и ячеек на любой момент.

Но готовых продуктов на эту тему нет.

Еще надо бы поизучать современные продукты того же МВ - Мастершунт и их новые мониторы. И их регулятор напряжения альтернатора. Есть ли у кого реальный опыт по ним?

Масербас - их шина- у меня стоит на компе и прекрасно управляет зарядником и комби.

 

ЗЫ Вроде выглядит как офф-топ. Но в контексте речь о плоском графике разряда ЛФП - вольтаж ячеек не позволяет нам  уверенно определять SOC, особенно внизу. Нужен надежный мониторинг этого параметра.


Сообщение отредактировал Niven: 14 октября 2019 - 00:39

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей


    Ahrefs (1)