Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3146

#126 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 28 апреля 2018 - 18:40

Если предположить, что в сети MasterBus гуляют разные показания одного и того же параметра от разных источников, например вольтажа, почему бы не назначить приоритеты для всех компонентов этой сети?

 

Потому, что такая функция не реализована :)

 

Сеть - это "тупой" переносчик информации. Что делать с информацией, доступной в сети, зависит от конкретного устройства. И  то, что информация о напряжении непосредственно на клеммах батареи доступна в сети, еще не означает что она используется зарядником.

 

ChargeMaster Plus умеет это делать, что отражено в его мануале:

 

Shunt.JPG

 

Combi и обычный ChargeMaster - нет.


  • 1

#127 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 28 апреля 2018 - 20:46

Вот видите, мы уже слегка продвинулись) И даже несколько дальше, чем уважаемый Род Коллинз в своей прекрасной статье. Новые модели МВ умеют "это" делать. И это расширяет поле вариантов....

Теперь надо поразбираться с Мастербасом. У МВ есть некоторые приблуды, в частности, Masterbus Combi Interface. Если не ошибаюсь, он полностью адаптирует Комби к шине, где, предположим, уже стоит шунт, монитор etc. И в этом случае есть вполне ненулевая вероятность увидеть на экране компа картинку из вашего предыдущего поста.


  • 0

#128 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 28 апреля 2018 - 21:31

Этот дисплей помимо MasterBus отдельно подключается к сети DC, что неспроста т.к. шина имеет свою силовую пару.

 

Отдельное подключение к 12 VDC используется в том случае, если питание по MasterBus не доступно или не достаточно. Повторюсь, что EasyView сам ничего не измеряет.


  • 0

#129 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 28 апреля 2018 - 22:20

У МВ есть некоторые приблуды, в частности, Masterbus Combi Interface. Если не ошибаюсь, он полностью адаптирует Комби к шине, где, предположим, уже стоит шунт, монитор etc. И в этом случае есть вполне ненулевая вероятность увидеть на экране компа картинку из вашего предыдущего поста.

 

Wishful thinking  :)

 

Документация не поддерживает вашу теорию, разграничивая "старые" и "новые" зарядники. Поэтому я и не упоминал об этой опции ранее.

 

ChargeMaster Plus: Voltage compensation: Yes, by means of automatic compensation or MasterShunt

Mass Combi Ultra: Battery voltage sense: through MasterShunt, otherwise automatic compensation

 

Mass Combi: Battery voltage sense: Automatic compensation

 

Раздел "Configuration" соответственно тоже отличается.

 

Как это проверить? Можно попробовать позвонить/написать в Мастервольт?


Сообщение отредактировал Navigator: 29 апреля 2018 - 00:15

  • 0

#130 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 29 апреля 2018 - 00:16

Написал в Мастервольт. Посмотрим, что ответят.


  • 0

#131 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 29 апреля 2018 - 00:45

Вы в какой написали в канадский или голландский?


  • 0

#132 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 29 апреля 2018 - 01:02

Я заполнил форму на сайте mastervolt.com, думаю он Голландский.

Писал по английски :)

Сообщение отредактировал Navigator: 29 апреля 2018 - 01:03

  • 0

#133 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 29 апреля 2018 - 02:55

Цикл заряда кислотных батарей

 

Mastervolt.JPG

 

Цикл заряда кислотных батарей включает в себя три основные фазы:

 

   1) BULK или Constant Current (CC) - это фаза заряда током постоянной величины.

 

В этой фазе происходит основной заряд батареи.

 

Номинальный ток заряда задается производителем и выражается в процентах от емкости батареи (например, 0.2С).

 

При заряде током выше номинального, срок службы батареи сокращается, иногда существенно. Во избежание этого, ток на выходе некоторых зарядных устройств (ЗУ) можно принудительно ограничить через настройки.

 

С другой стороны, для батарей большой емкости, зарядный ток зачастую ограничевается не номинальным током, а мощностью ЗУ, которые вынуждены работать «на пределе» продолжительное время.

 

Во время заряда, внутреннее сопротивление батареи увеличивается вслед за увеличением % её заряда. По закону Ома, растет и напряжение на клеммах батареи:

Напряжение = Ток х Сопротивление

 

После того, как напряжение достигает порогового значения, цикл заряда переходит на вторую фазу - Absorption.

 

Для кислотных аккумуляторов, пороговое напряжение как правило равно напряжению начала интенсивного газообразования.

   2) Absorption или Constant Voltage (CV) - это фаза заряда напряжением постоянной величины.

 

В этой фазе происходит дозарядка батареи до её полной емкости.

 

Внутреннее сопротивление батареи продолжает расти и при постоянном напряжении начинает падать ток:

Ток = Напряжение / Сопротивление

 

При падении зарядного тока ниже отсечки, определяемой производителем, батарея считается полностью заряженной, и цикл заряда должен переходить на следующую фазу - Float.

 

   3) Float - это фаза поддержания заряда/хранения, в которой батарея может «счастливо» находится сколь угодно продолжительное время.

 

В этой фазе заряд поддерживается напряжением постоянной величины, которое ниже порогового напряжения фазы Absorption, но выше напряжения покоя аккумулятора.


  • 0

#134 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 29 апреля 2018 - 03:00

Отличия лития от AGM

 

Литий отличается от AGM тем, что может принимать номинальный ток заряда в более широких пределах и заканчивать фазу Bulk с бОльшим % заряда. График заряда лития имеет ярко выраженную «полку» от 20 до 90%:

 

Charge_03.JPG

 

Соответственно, фаза Absorption сокращается по времени (1 час против 4-8).

 

Литий гораздо хуже переносит перезаряд, при котором происходят необратимые процессы осаждения ионов лития на пластинах. Поэтому своевременное завершение фазы Absorption является чрезвычайно важным для лития.

 

Литий принципиально отличается от AGM тем, что он деградирует при хранении со 100% зарядом, особенно в режиме его поддержания.

 

Поэтому фаза Float настраивается таким образом, чтобы ЗУ выступало источником энергии для потребителей 12 В и при этом НЕ подзаряжало литий. Пороговое напряжение выставляется равным, или чуть выше, напряжения покоя аккумулятора.

 

Практически все настройки цикла заряда (пороговые напряжения, токи отсечки и временные параметры) у лития отличаются от AGM и будут описаны на примере Мастервольт далее.


Сообщение отредактировал Navigator: 29 апреля 2018 - 03:00

  • 0

#135 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 29 апреля 2018 - 23:34

Интересная инфа, которая, на мой взгляд, продвигает нас в деле реабилитации МВ :) Прикрепленный файл  MasterShunt-SetupInstructions.pdf   135,37К   372 Количество загрузок:

Прилагаю допник к мануалу на MasterShunt. Если я правильно все понял, текущие параметры батареи, измеряемые шунтом, включая особенно нас интересующий вольтаж на клеммах батареи, посредством компа передаются в общую сеть как приоритетные (здесь же, в интерфейсе шунта, выставляются параметры зарядки).

Дальше уже вопрос к другим компонентам сети (заряднику и комби в моем частном случае), согласятся ли они принять к руководству показатели шунта. С новыми моделями точно с этим все в порядке.

Обнадеживает то, что к мануалам старых агрегатов у МВ тоже есть допники по поводу интеграции их в MacterBus, она же NMEA2000. И есть обновления софта.

Для интересующихся, стоимость этого шунта порядка 250 евров.

 

ЗЫ Тоже написал в МВ с вопросом по вольтажу серийными номерами агрегатов. Комби 2015 года, а вот чаржер еще с верфи.

 


  • 0

#136 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 01:25

Настройка Зарядного Устройства

 

Настройка ЗУ рассматривается на примере Mastervolt Mass Combi 12/2500-100 (максимальный ток заряда – 100 А) и литиевой батареи LiFeYPO4, состоящей из 4-х ячеек емкостью 400 Ач. При этом рекомендации носят универсальный характер.

 

Цикл заряда Мастервольт (МВ) можно считать образцовым с точки зрения контроля и управления зарядом. Переход от одной фазы к другой осуществляется по достижению граничных значений тока или напряжения, при этом сами фазы ограничены во времени на случай, если пороговые значения не достигнуты по какой-либо причине. Типичный, кстати, подход в сфере управления технологическими процессами.

 

Mastervolt.JPG

 

Очень жаль, что у МВ отсутствует простая и эффективная выделенная цепь контроля напряжения непосредственно на клеммах батареи. Новейшие МВ используют для этих целей удаленный шунт MasterShunt и передачу данных по шине MasterBus, а вот с железом предыдущего поколения – непонятки.

 

НАСТРОЙКИ:

 

   1)    I max (максимальный ток заряда): по умолчанию (без ограничений)

 

Производители стали более консервативны с характеристиками литиевых ячеек. Номинальный ток заряда в настоящее время определен в пределах <0.33C – 0.5С

 

http://en.winston-ba...category_id=176

www.sinopolybattery.com/userfiles/files/SP-LFP400AHA.pdf

 

Для батареи емкостью 400 Ач, Imax, равный 100 А (0.25С), ограничивать нет необходимости.

 

   2)    Min Bulk Timer (минимальное время заряда в фазе Bulk): 60 сек.

 

Служит для предотвращения «пролетания» фазы Bulk или зацикливания всех фаз заряда покругу. Из-за чувствительности лития к перезаряду, время сокращено с 120 сек до 60 сек.

 

   3)    Max Bulk Timer (максимальное время заряда в фазе Bulk): 240 мин.

 

Служит для защиты от перезаряда и предотвращения “зависания” в фазе Bulk, если по какой-то причине напряжение на батарее не достигнет Bulk Voltage.

 

Расчет: Время = Емкость / Imax
что включает 20% запаса, т.к. рабочий диапазон лития 10-90% заряда.

 

При наличии мощных потребителей 12 В, часто работающих во время цикла заряда, Max Bulk Timer необходимо увеличить.

 

В нашем случае: Время = 400 Ач / 100 А = 4 ч = 240 мин

 

   4)    Bulk Voltage (пороговое напряжение фазы Bulk): 14.0 В

   5)    Abs Voltage (пороговое напряжение фазы Absorption): 13.9 В

 

МВ разделяет два пороговых напряжения: одно – для окончания фазы Bulk, другое – для поддержания напряжения в режиме Absorption.

 

Для AGM это позволяет продлить фазу Bulk с зарядом максимальным током, и при этом иметь безопасное напряжение в фазе Absorption.

 

Для лития, при отсутствии выделенной цепи контроля напряжения, это позволяет отдельно подстраивать напряжения отсечки для двух фаз, более точно компенсируя падение напряжения в цепи между ЗУ и батареей.

 

Основной заряд лития происходит в диапазоне между 13.6 - 14 В (3.4 - 3.5 В на ячейку), при этом внутреннее сопротивление батареи практически не меняется. Производители декларируют максимальное напряжение заряда в 14.6 – 15.2 В (3.65 – 3.8 В, и даже 4 В), что дает приличный запас и возможность поиграть настройками.

 

Начальные значения:
Bulk Voltage – 14.0 В (в сравнении с 14.4 В для AGM);
Abs Voltage – 13.9 В (в сравнении с 14.25 В для AGM);
что с учетом паразитного падения напряжения достаточно консервативно.

 

Далее нужно провести пару-тройку циклов заряда, измеряя ручным вольтметром напряжение на выходных клеммах ЗУ и непосредственно на батарее, желательно в начале, середине и конце цикла заряда, и внести усредненные поправки в настройки при необходимости. Цель – заряжать эффективно, при этом без потенциальной возможности перезаряда.

 

Замечу, что для  Виктрона с выделенной цепью контроля напряжения и только одним напряжением отсечки начать можно с 13.8 – 13.9 В (3.45 – 3.475 В).

 

   6)    Min Abs Timer (минимальное время заряда в фазе Absorption): 5 мин.

 

Служит для предотвращения «пролетания» фазы Absorption или зацикливания всех фаз заряда покругу. Из-за чувствительности лития к перезаряду, время сокращено с 15 мин до 5 мин.

 

   7)    Max Abs Timer (максимальное время заряда в фазе Absorption): 60 мин.

 

Служит для защиты от перезаряда и предотвращения “зависания” в фазе Absorption, если по какой-то причине напряжение на батарее не достигнет Return Amps.

 

Время 60 мин взято из дефолтных настроек Виктрона и МВ на литиевые батареи их производства.

 

   8)    Return Amps (ток отсечки фазы Absorption; % от Imax): 20%

 

При падении зарядного тока ниже отсечки, определяемой производителем в пределах 0.02C – 0.033С, батарея считается полностью заряженной, и цикл заряда переходит с Absorption на Float.

 

В нашем случае: 400 Ач х (0.02C – 0.033С) = 8 – 13.2 А

что составляет 8 – 13% от Imax (100 А), с запасом получаем 20%.

 

При наличии мощных потребителей 12 В, часто работающих во время фазы Absorption, необходимо увеличить Return Amps.

 

Несмотря на всю логичность и целесообразность завершения фазы Absorption при падении тока заряда ниже отсечки,  МВ  чуть ли не единственный, кто измеряет ток заряда. И в этом его принципиальное отличие.

 

Все остальные, включая Виктрон, ограничевают фазу Absorption только по времени. На практике это означает, что несмотря на то, достигла  ли батарея полного заряда или нет, фаза Absorption будет длиться весь Max Abs Timer, увеличивая шансы на её перезарядку.

 

Я считаю, что иметь возможность определять окончание заряда по току важнее чем измерять напряжение непосредственно на клеммах батареи. И если влияние паразитного падения напряжения можно минимизировать настройками параметров, то отсутствие контроля тока заряда уже ничем не исправишь. В идеале нужно и то и другое.

 

   9)    Float Voltage (пороговое напряжение фазы Float): 13.35 В

 

В отличии от AGM, литий деградирует при хранении 100% заряженным, особенно в режиме поддержания этого заряда. Поэтому ЗУ должно НЕ подзаряжать литий и при этом выступать источником энергии для потребителей 12 В.

 

Пороговое напряжение 13.35 В (3.34 В) – это напряжения покоя аккумулятора при 90% заряда.

 

http://nordkyndesign...l-SOC-Curve.png

http://nordkyndesign...y-SOC-Curve.png

 

   10) Return to Bulk (пороговое напряжение возврата в фазу Bulk): 13.00 В

 

Возвращение в фазу Bulk из фазы Float происходит когда напряжение падает ниже Return to Bulk.

 

Этот режим предназначен для того случая, когда в любой момент фазы Float нагрузка от включения мощного потребителя 12 В  превышает мощность ЗУ, вызывая разряд батареи.

 

Пороговое напряжение 13.00 В (3.25 В) – это напряжение, соответсвующее 70% заряда при разряде током 0.5С (а также напряжение покоя аккумулятора при 25% заряда).

 

 

Если нужно что-то уточнить или пояснить, спрашивайте. Комментарии приветствуются.


Сообщение отредактировал Navigator: 30 апреля 2018 - 04:05

  • 0

#137 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 03:14

Интересная инфа, которая, на мой взгляд, продвигает нас в деле реабилитации МВ :) attachicon.gifMasterShunt-SetupInstructions.pdf

Прилагаю допник к мануалу на MasterShunt. Если я правильно все понял, текущие параметры батареи, измеряемые шунтом, включая особенно нас интересующий вольтаж на клеммах батареи, посредством компа передаются в общую сеть как приоритетные (здесь же, в интерфейсе шунта, выставляются параметры зарядки).

 

Мануал описывает как опубликовать данные из одной сети (MasterBus) в другую (CZone) посредством моста (bridge) MasterBus Interface. О приоритетности данных речи не идет. Реабилитации МВ не помогает  :) 

 

ЗЫ Тоже написал в МВ с вопросом по вольтажу серийными номерами агрегатов. Комби 2015 года, а вот чаржер еще с верфи.

 

Вот они удивятся  ;) 


  • 0

#138 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 16:09

БМС настроена на 13,8 вольт.


13.8 В - это самое-самое напряжение заряда литиевой батареи. Что именно у вас настроено в БМС на эту величину?
  • 0

#139 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 апреля 2018 - 16:20

У себя все поставил, протестил, работает,
Сейчас имею на мппт и на виктроне 13.8в авsorption и 13.2в float. Глюк только в том, что мппт не хочет заряжать литий, если напряжение на батареях 13,2в а заряд аккумов 80-90%. Но если выключить мппт и включить через 30сек начинается зарядка. На левом альтернаторе наппядение 13.8-13.9 при 1600об,на правом 14.0. Если включить оба альтернатора на 1600об, в сумме дают 150а. Ляпота, если есть вопррсы, готов ответить.
  • 0

#140 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 16:40

Сейчас имею на мппт и на виктроне 13.8в авsorption и 13.2в float. Глюк только в том, что мппт не хочет заряжать литий, если напряжение на батареях 13,2в а заряд аккумов 80-90%. Но если выключить мппт и включить через 30сек начинается зарядка.

 

В какой момент МППТ отказывается заряжать литий? После прохождения цикла заряда Bulk -> Absorption -> Float? Т.е он не перезапускается после того как достиг  фазы Float?

 

Какая у вас модель МППТ?


  • 0

#141 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 апреля 2018 - 16:50

Tracer 4210a. Когда было 20% аккумов и 12.9в мппт включился сам . Когда на аккумах 13.2в мппт не включился. После того, как я сам отключил и включил рубильник мппт начал работать.
Да и на всех банках 3.3в утром, если стою на береговом питании. Bms не ставил.
  • 0

#142 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 апреля 2018 - 16:58

Сейчас альтернатор левый 63а, обороты 1600, 13.5в, 95%аккумы, солнце, время 16.00 солары не включились.
  • 0

#143 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 17:29

Tracer 4210a. Когда было 20% аккумов и 12.9в мппт включился сам . Когда на аккумах 13.2в мппт не включился. После того, как я сам отключил и включил рубильник мппт начал работать.

 

На какое значение напряжения у вас настроен параметр "Boost Reconnect Charging Voltage"?


  • 0

#144 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 30 апреля 2018 - 17:45

Из описания контроллера Tracer 4210a для: Gel, Sealed and Flooded battery type

ИМХО, для лития надо MPPT у которого написано что он поддерживает литиевые АКБ.


  • 0

#145 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 30 апреля 2018 - 17:48

Это лист настроек мппт и виктрона,

Прикрепленные изображения

  • 20180430_164557.jpg
  • 20180430_164509.jpg

  • 0

#146 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 18:02

Для МППТ, загрузите пожалуйста данные для Battery Type "User". Вы выложили настройки для "Sealed".

 

Тогда понятно будет, глюк это или нормальная работа.


Сообщение отредактировал Navigator: 01 мая 2018 - 01:00

  • 0

#147 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 30 апреля 2018 - 19:07

Написал в Мастервольт. Посмотрим, что ответят.

 

Получил ответ от Mastervolt USA. Похвальная оперативность.

 

Мой запрос был о том, поддерживают ли "старые" Mass Combi  and ChargeMaster компенсацию напряжения по информации с MasterShunt, как это делает новейший ChargeMaster Plus. Ответ - нет, не поддерживают  :( 

 

the larger Chargemaster and Mass Combi units do not have the ability to adjust charging voltage, via information from the master-shunt.


  • 0

#148 german1977

german1977

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 882 сообщений
  • Из:москва
  • Судно: катамаран Helia 44
  • Название: ORLYAK

Отправлено 01 мая 2018 - 09:33

По литию:утро 08.30. Зарядка аккумов 70%, на каждой банке 3.31-3,32. Разбега нет. Мппт не включается, - перезапустил, тогда пошла зарядка от мппт.на 08.30 7.3а 800вт солары.
  • 0

#149 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 01 мая 2018 - 15:15

Есть ответ от МВ из Голландии. Только новые девайсы согласны принимать показания шунта к руководству. Sodade.


  • 0

#150 Navigator

Navigator

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 600 сообщений
  • Из:Calgary
  • Судно: Чартерные

Отправлено 01 мая 2018 - 15:23

Мппт не включается, - перезапустил, тогда пошла зарядка от мппт.


Насколько я вас понял, МППТ у вас работает в режиме “User”, для которого параметры вы забили вручную. Если выложите лист настроек “User”, то будет понятно, почему МППТ не запускается.
  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей