Перейти к содержимому

Фотография

Литий


Сообщений в теме: 3120

#201 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 267 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 17 июня 2018 - 02:06

У этих балансиров другой принцип работы.

Нет никаких пороговых значений, они работают всегда. Если появился дисбаланс между ячейками, балансиры сразу его убирают перераспределяя энергию. На electrotransport.ru несколько лет назад эту тему активно обсуждали, но не смогли создать нормальной рабочей схемы с потерями при переносе энергии менее 15% между банками батареи. 

 

В обычной BMS с функцией баланса, при заряде батарейки логика тупо шунтирует ячейку резистором для исключения перезаряда (на 3,6 в для LiFePo4), другие ячейки, которые не дошли до 3,6 в - продолжают заряжаться. При этом в большинстве BMS токи через шунтирующие резисторы ограниченны сотней мА. А если общий ток зарядки например 200 мА, то оставшиеся 100 мА продолжит заряжать ячейку. При напряжении 3,9 в на ячейке BMS несмотря на возможный дисбаланс вырубит от зарядки всю батарейку.

Если блок питания зарядки не дает напряжению на элементе повысится до 3,6в , балансиры BMS вообще никогда не включатся.

 

Стоят активные балансиры совсем не бюджетно, на 12в батарею из LiFePo4 нужно минимум 4 штуки по цене ~ 20$ каждая, при этом плату BMS - не заменяют.

Поэтому было бы интересно узнать есть ли у кого опыт их использования.


  • 1

#202 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 17 июня 2018 - 04:19

Это оч интересно, но не думаю что здесь найдется информация по опыту использования таких балансиров. У нас пока всего несколько лодок с ЛФП, и все разные. И разные мнения по поводу БМС, не говоря уже про такие балансиры.

Инфа по поводу ручной балансировки. После полугодового отсутствия застал свои ячейки в диапазоне от 3,352 до 3,476 VPC. Зарядил каждую до 3,6 Вольт лабораторным ЗУ несколько раз с перерывами, уравнял все с точностью до тысячных Вольта. Потом соединил их параллельно. Через сутки вольтаж на каждой составил почти ровно 3,549 VPC. Почти - потому что на двух ячейках вольтметр прыгал между 3,548 и 3,549. Еще дней 10 пусть постоят в параллели.


  • 0

#203 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 17 июня 2018 - 15:39

Активные балансиры не используются с lifepo4. Их используют в литий-титанатных аккумуляторах.
  • 0

#204 eliz

eliz

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 781 сообщений
  • Из:Тверь
  • Судно: швербот 34ft
  • Название: INDIGO

Отправлено 17 июня 2018 - 16:18

У этих балансиров другой принцип работы.

Нет никаких пороговых значений, они работают всегда. Если появился дисбаланс между ячейками, балансиры сразу его убирают перераспределяя энергию. На electrotransport.ru несколько лет назад эту тему активно обсуждали, но не смогли создать нормальной рабочей схемы с потерями при переносе энергии менее 15% между банками батареи. 

 

 

Не знаю как 15%, но те что стоят у меня явно столько не теряют. Там принцип такой что стоит емкость, которая подключается то к одной банке, то к второй. Т.е забирается энергия с одной (где напряжение больше) и сливается в другую (где напряжение меньше). И постепенно температура по госпиталю приходит к какому то усредненному   значению  :D . Лениво писать много буковок, приведу описание с одного известного сайта. Там и цены.

 

Подключение балансира производится к 2 последовательно соединенным элементам батареи. С помощью МОП ключей происходит поочередное подключение Емкости 47мкФ: сначала к одной батарее, потом к другой. Частота переключений составляет десятки тысяч раз в секунду. Таким образом, потенциал элемента с большим уровнем перетекая в элемента с меньшим уровнем и наоборот.

КПД такого балансира, несмотря на свою простоту, может достигать 95% и выше. 

При отсутствии дисбаланса ячеек ток потребления существенно меньше тока саморазряда батарей. 

При увеличении разности потенциалов увеличивается и ток балансировки.

Т.к. балансир работает с 2-мя последовательными ячейками то на батареи 4s необходимо 3 балансира, для 8s- 7 и т.д.

Максимальный дисбаланс между ячейками может достигать 0,7V, при этом ток балансировки будет составлять 200мА. Возможно параллельное подключение.

Устройство имеет рабочий диапазон 1,5-5,5V, что полностью перекрывает все типы литиевых АКБ и не требует дополнительного подбора элементов или настройки. 


  • 0

#205 greey

greey

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 267 сообщений
  • Из:Чебоксары
  • Судно: Водоизм-й глиссер :)
  • Название: Краб

Отправлено 18 июня 2018 - 01:05

Активные балансиры не используются с lifepo4. Их используют в литий-титанатных аккумуляторах.

 

Другая химия, другое напряжение ячейки, но для активного балансира это не принципиально.

 

Не знаю как 15%, но те что стоят у меня явно столько не теряют.  

Спасибо, за наводку, попробую купить.


  • 0

#206 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 20 июня 2018 - 09:58

До меня вчера к вечеру дошло, что я неправильно измеряю напряжение на ячейках ;-)

Я измерял при частичном разряде, а надо измерять только когда полностью заряжены. 

Вчера шел долго под двигателем и несколько часов батареи были полностью заряжены и я решил померить на них напряжение. В результате - 3.6 3.5 3.5 3.3, т.е. разбег крайних ячеек составил 0.3В. У меня крайняя ячейка греется рядом стоящим инвертором - поменял крайние ячейки местами. Может со временем выравняется ;-) 

Но лучшим решением наверное будет таки поставить БМС.

 

PS: менял ячейки с утра - на всех было 3.29. Разряд в момент измерения составлял 168 Ач из 400Ач. 


  • 1

#207 Anzer

Anzer

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 559 сообщений
  • Из:М.О. г. Пушкино
  • Судно: яхта
  • Название: Ангара

Отправлено 20 июня 2018 - 14:41

Не знаю как 15%, но те что стоят у меня явно столько не теряют. Там принцип такой что стоит емкость, которая подключается то к одной банке, то к второй. Т.е забирается энергия с одной (где напряжение больше) и сливается в другую (где напряжение меньше). И постепенно температура по госпиталю приходит к какому то усредненному   значению  :D . Лениво писать много буковок, приведу описание с одного известного сайта. Там и цены.

 

Подключение балансира производится к 2 последовательно соединенным элементам батареи. С помощью МОП ключей происходит поочередное подключение Емкости 47мкФ: сначала к одной батарее, потом к другой. Частота переключений составляет десятки тысяч раз в секунду. Таким образом, потенциал элемента с большим уровнем перетекая в элемента с меньшим уровнем и наоборот.

КПД такого балансира, несмотря на свою простоту, может достигать 95% и выше. 

При отсутствии дисбаланса ячеек ток потребления существенно меньше тока саморазряда батарей. 

При увеличении разности потенциалов увеличивается и ток балансировки.

Т.к. балансир работает с 2-мя последовательными ячейками то на батареи 4s необходимо 3 балансира, для 8s- 7 и т.д.

Максимальный дисбаланс между ячейками может достигать 0,7V, при этом ток балансировки будет составлять 200мА. Возможно параллельное подключение.

Устройство имеет рабочий диапазон 1,5-5,5V, что полностью перекрывает все типы литиевых АКБ и не требует дополнительного подбора элементов или настройки. 

eliz, личку посмотрите.
  • 0

#208 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 20 июня 2018 - 17:02

До меня вчера к вечеру дошло, что я неправильно измеряю напряжение на ячейках ;-)

Я измерял при частичном разряде, а надо измерять только когда полностью заряжены. 

Вчера шел долго под двигателем и несколько часов батареи были полностью заряжены и я решил померить на них напряжение. В результате - 3.6 3.5 3.5 3.3, т.е. разбег крайних ячеек составил 0.3В. У меня крайняя ячейка греется рядом стоящим инвертором - поменял крайние ячейки местами. Может со временем выравняется ;-) 

Но лучшим решением наверное будет таки поставить БМС.

 

PS: менял ячейки с утра - на всех было 3.29. Разряд в момент измерения составлял 168 Ач из 400Ач. 

Важно производить замеры одним и тем же девайсом. У меня показания неплохого Mastech и очень неплохого BlueSea 8110 отличаются где-то на 0,01 Вольта. 

БМС даст возможность мониторить вольтаж каждой ячейки непрерывно и с точностью до тысячных вольта. Позволять ли ей балансировать ячейки - вопрос второй. Я пока что проверяю версию ручной балансировки.  Лодка в марине, БМС демонтирована, ячейки в параллели, напряжение всех снизилось с 3,549 до 3,525 за 4 дня.

На подходе USB-интерфейс для Мастерволта, будем перепрограммировать комби и зарядник.


Сообщение отредактировал Niven: 21 июня 2018 - 01:29

  • 0

#209 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 21 июня 2018 - 01:29

Навеяло из другой темы: Лодка в марине, БМС демонтирована, ячейки в параллели, я в белых штанах, ... далее по тексту)))


  • 0

#210 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 21 июня 2018 - 09:31

Важно производить замеры одним и тем же девайсом. У меня показания неплохого Mastech и очень неплохого BlueSea 8110 отличаются где-то на 0,01 Вольта. 

БМС даст возможность мониторить вольтаж каждой ячейки непрерывно и с точностью до тысячных вольта. Позволять ли ей балансировать ячейки - вопрос второй. Я пока что проверяю версию ручной балансировки.  Лодка в марине, БМС демонтирована, ячейки в параллели, напряжение всех снизилось с 3,549 до 3,525 за 4 дня.

На подходе USB-интерфейс для Мастерволта, будем перепрограммировать комби и зарядник.

Ну так из моего поста получается - что подключение ячеек в параллель никак их не балансирует.

Пока ячейки находятся в состоянии от 10% до 90 % заряда напряжение на них будет одинаковое.

Чтоб их отбалансировать нужно зарядить каждую отдельно до напряжения, когда заряд в ней будет близок к 100%.


  • 0

#211 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 21 июня 2018 - 14:58

Я в прошлом сезоне наблюдал процесс он-лайн посредством БМС. Напряжение каждой ячейки разное, оно растет по мере зарядки, но всеравно остается разным. При достижении верхнего значения самой быстрой ячейкой, БМС начинает ее шунтировать, т.е. сбрасывать энергию в атмосферу. Показатели этой ячейки становятся красными и ее датчик начинает нагреваться градусов до 60. Полноценного балансирования при этом не происходит.

Посмотрим как все будет выглядеть в этом сезоне, когда ячейки сбалансированы вручную до тысячных долей вольта.

Если вы подключите их все параллельно без нагрузки и без предварительного выравнивания вручную, они будут выравниваться. Только очень медленно.


  • 0

#212 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 21 июня 2018 - 20:14

Я в прошлом сезоне наблюдал процесс он-лайн посредством БМС. Напряжение каждой ячейки разное, оно растет по мере зарядки, но всеравно остается разным. При достижении верхнего значения самой быстрой ячейкой, БМС начинает ее шунтировать, т.е. сбрасывать энергию в атмосферу. Показатели этой ячейки становятся красными и ее датчик начинает нагреваться градусов до 60. Полноценного балансирования при этом не происходит.

Посмотрим как все будет выглядеть в этом сезоне, когда ячейки сбалансированы вручную до тысячных долей вольта.

Если вы подключите их все параллельно без нагрузки и без предварительного выравнивания вручную, они будут выравниваться. Только очень медленно.

 

Тогда как объяснить, что у меня при разряде 168 Ач  из 400 Ач напряжение на ячейках одинаковое. А вот как только заряд стал около 0, то разбег составил 0.3В?


  • 0

#213 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 21 июня 2018 - 20:43

Это можно объяснить разной емкостью ваших ячеек. Отличие небольшое но оно есть.
  • 0

#214 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 21 июня 2018 - 20:50

Тогда как объяснить, что у меня при разряде 168 Ач  из 400 Ач напряжение на ячейках одинаковое. А вот как только заряд стал около 0, то разбег составил 0.3В?

Это уже около 0.5С. Чайник, бойлер?

Я не спец, но вроде как все замеры напряжения батарей и ячеек наиболее точны через какое-то время, часов через 12, после заряда или разрядки.

Мне кажется, 0,3 в - это оч много, принимайте меры.


  • 0

#215 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 21 июня 2018 - 21:22

Это можно объяснить разной емкостью ваших ячеек. Отличие небольшое но оно есть.

А можно как то развернуть эту мысль?

Понятно что все батареи разные и смысл разбалансировки именно в том и состоит, что одна ячейка уже заряжена, а другая нет. Я же пишу про то, что график разряда батареи на участке 90% - 10% практически линеен и измеряя напряжение получить существенную разницу невозможно. И пока какая то ячейка не вылезет за этот диапазон различия видно не будет.

 

Это уже около 0.5С. Чайник, бойлер?

Я не спец, но вроде как все замеры напряжения батарей и ячеек наиболее точны через какое-то время, часов через 12, после заряда или разрядки.

Мне кажется, 0,3 в - это оч много, принимайте меры.

И чайник и мультиварка и бойлер. В том то и дело, что все замеры в не крайних значений заряда - ничего не дают.

Я до этого всегда измерял на немного разряженных батареях и естественно разбега не было. А это всего лишь значило, что смысла в этих измерениях не было. Надо попросить Славу и Сергея измерить напряжения на ячейках, когда общее напряжение на батареи будет 14В.


  • 0

#216 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 21 июня 2018 - 21:54

А как вы измеряли?  Разъединяли ячейки?

Вот прошлый год, в процессе зарядки:

Прикрепленные изображения

  • 20170630_224542.jpg

Сообщение отредактировал Niven: 21 июня 2018 - 22:01

  • 0

#217 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 21 июня 2018 - 22:03

А что можно сделать без замены отдельных ячеек, тех которые самые слабые? Тут уже балансируй не балансируй, а то что одна (или несколько) ячейка слабее других, ничего с этим не поделать.

Не разряжайте батарею совсем до нуля, тогда эта проблема не вылезет, судя по тому что вы пишете. Так и ячейки дольше проживут, если вы не будете делать полные циклы. Напомните, БМС используете или руками балансируете?


  • 0

#218 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 21 июня 2018 - 23:10

А что можно сделать без замены отдельных ячеек, тех которые самые слабые? Тут уже балансируй не балансируй, а то что одна (или несколько) ячейка слабее других, ничего с этим не поделать.

Не разряжайте батарею совсем до нуля, тогда эта проблема не вылезет, судя по тому что вы пишете. Так и ячейки дольше проживут, если вы не будете делать полные циклы. Напомните, БМС используете или руками балансируете?

Я никак их не балансирую и не использую БМС. Именно потому, что неправильно измерял и думал раз разбега нет, то и БМС не нужна. И проблема как раз вылезет не при разряде, а заряде. Так как я бывает долго иду под мотором и батарея хоть и слабым током, но заряжается долго и ячейка, которая уже зарядилась имеет все шансы перезарядится.

 

А как вы измеряли?  Разъединяли ячейки?

Вот прошлый год, в процессе зарядки:

 

Измеряю по простому ничего не размыкая, обычно в это время идет разряд током до 10 А. 

Вот измерил специально для вас разряд -39.5 Ач все ячейки 3.30 В. Хотя днем при полной зарядке был разбег 0.14 В у крайних ячеек.  

Измерил при токе -180А(чайник) появилась небольшая разница в 0.1 В.

Т.е. разница появляется либо в крайних положениях емкости, либо при большой нагрузке.


  • 0

#219 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 21 июня 2018 - 23:18

Я вас понял. Да, перезаряд отдельных ячеек вполне мог быть в этой ситуации. Это может привести к падению емкости этих отдельных ячеек и уменьшению их максимального количества циклов, в свою очередь увеличивая дисбаланс с каждым таким циклом. Я писал что нужна БМС, которая будет без вашего участия следить чтоб не было перезаряда или переразряда. Качество балансировки ячеек с помощью БМС следует время от времени проверять - раз в неделю или раз в месяц, смотря сколько у вас доверия к конкретной БМС. Если у БМС есть экранчик и она выводит напряжение ячеек на него - это очень удобно, тогда проверка БМС становится крайне простой.


  • 1

#220 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 21 июня 2018 - 23:26

Я вас понял. Да, перезаряд отдельных ячеек вполне мог быть в этой ситуации. Это может привести к падению емкости этих отдельных ячеек и уменьшению их максимального количества циклов, в свою очередь увеличивая дисбаланс с каждым таким циклом. Я писал что нужна БМС, которая будет без вашего участия следить чтоб не было перезаряда или переразряда. Качество балансировки ячеек с помощью БМС следует время от времени проверять - раз в неделю или раз в месяц, смотря сколько у вас доверия к конкретной БМС. Если у БМС есть экранчик и она выводит напряжение ячеек на него - это очень удобно, тогда проверка БМС становится крайне простой.

Вот я в связи с пониманием ситуации и решил купить таки БМС. Собрался купить вот такую https://www.ev-power...-4-0.html?cur=1 


  • 0

#221 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 21 июня 2018 - 23:53

....

Измеряю по простому ничего не размыкая, обычно в это время идет разряд током до 10 А. 

Вот измерил специально для вас разряд -39.5 Ач все ячейки 3.30 В. Хотя днем при полной зарядке был разбег 0.14 В у крайних ячеек.  

Измерил при токе -180А(чайник) появилась небольшая разница в 0.1 В.

Т.е. разница появляется либо в крайних положениях емкости, либо при большой нагрузке.

Я полагаю, что такие измерения неточны.  С другой стороны, БМС тоже измеряет вольтаж при соединенной батарее. Иное дело, что с БМС вы наглядно и непрерывно видите динамику.

 

Вот я в связи с пониманием ситуации и решил купить таки БМС. Собрался купить вот такую https://www.ev-power...-4-0.html?cur=1

У меня именно такая БМС. На той неделе даже заезжал по пути в их офис в Праге докупить одну погибшую плату. Эта БмС неплохая, но проблема - защитить датчики от воды и механических повреждений. 

Но всеравно мне кажется, это верное решение. Стоимость БМС некритична по сравнению с ячейками (кстати, какие у вас?). Но БМС  не решит проблему балансировки в полной мере.

Рассмотрите как вариант Orion BMS  https://www.orionbms...s/orion-bms-jr/

Пож сообщите какой сделаете выбор.


  • 0

#222 bisoft

bisoft

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 145 сообщений
  • Из:Таганрог

Отправлено 22 июня 2018 - 00:04

У меня именно такая БМС. На той неделе даже заезжал по пути в их офис в Праге докупить одну погибшую плату. Эта БмС неплохая, но проблема - защитить датчики от воды и механических повреждений. 

 

Меня всегда удивляет - откуда у людей в лодке вода ;-)

 

Но всеравно мне кажется, это верное решение. Стоимость БМС некритична по сравнению с ячейками (кстати, какие у вас?). Но БМС  не решит проблему балансировки в полной мере.

Рассмотрите как вариант Orion BMS  https://www.orionbms...s/orion-bms-jr/

Пож сообщите какой сделаете выбор.

 

 

Ячейки я покупал у них же на 400 Ач. 

Ну и стоимость БМС получилось 500 евро с лишним(правда я добавил в заказ датчики тока на 500А), четверть от стоимости батарей. Они мне просто вроде как обещали вернуть VAT, так что БМС мне должна достаться почти бесплатно. 


  • 0

#223 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 22 июня 2018 - 00:06

Кстати, сегодня пришел USB интерфейс, и я слабал MasterBus. Пока на соплях, но на удивление все заработало с первого раза. Зарядник и Комби моментально отразились в программе. Еще одна галка в списке дел.

 

bisoft 

Мне кажется, для вас более актуально не БМС, а лабораторный зарядник, который позволит точно зарядить каждую ячейку в процессе ручной балансировки. Стоит намного дешевле БМС. Кроме того, на некоторых таких зарядниках есть функция определения внутреннего сопротивления ячейки. Пока не знаю как это работает и насколько полезно.


  • 0

#224 Niven

Niven

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 241 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Sloop 45
  • Название: Lisse

Отправлено 22 июня 2018 - 00:09

Меня всегда удивляет - откуда у людей в лодке вода ;-)

 

 

Ячейки я покупал у них же на 400 Ач. 

Ну и стоимость БМС получилось 500 евро с лишним(правда я добавил в заказ датчики тока на 500А), четверть от стоимости батарей. Они мне просто вроде как обещали вернуть VAT, так что БМС мне должна достаться почти бесплатно. 

Она, знаете, как-то вокруг. И сверху иногда, и сбоку.... не замечали?


  • 0

#225 SharkRocks

SharkRocks

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 1 235 сообщений
  • Из:---

Отправлено 22 июня 2018 - 00:10

Точно измеренное внутреннее сопротивление ячейки и есть мерило "старости" ячейки. Чем больше это значение, тем больше циклов прошла ячейка. Чем больше внутреннее сопротивление, тем больше нагревается ячейка при разряде большим током. Часть запасенной энергии идет в нагрев


Сообщение отредактировал SharkRocks: 22 июня 2018 - 00:12

  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей