Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Настройка парусов


Сообщений в теме: 92

#1 Капитан Дэн

Капитан Дэн

    Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер

  • Капитан
  • 3 494 сообщений
  • Из:Средиземноморье
  • Судно: Harmoni 47
  • Название: "Menestrel"

Отправлено 13 октября 2018 - 15:52

Засада, о Матёрые! Яхта висит на руле. При правильном обтекании парусов активно приводится. Пробовал выставлять паруса с брошенным рулем - стаксельфал в доску, грот в тряпку и все равно по чуть но приводится. Мачта изогнута в корму. Может, протравить бакштаг и набить штаг? Или стаксель мал? Он возможно не родной, меняный прежним хозяином на новый, не факт, что размеры соблюли
  • 0

#2 scrudg

scrudg

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 727 сообщений
  • Из:spb
  • Судно: катамаран 8 м
  • Название: побег

Отправлено 13 октября 2018 - 17:19

начни с того что попробуй набить стаксельшкот)) если не поможет, трави гикашкот, и если и это не сработает, то выясни что паруса соответствуют или не соответствуют размеру, и да лодка должна немного приводиться

Сообщение отредактировал scrudg: 13 октября 2018 - 17:24

  • 2

#3 GOLF_stream

GOLF_stream

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 271 сообщений
  • Из:Питер
  • Судно: Л6
  • Название: Онега

Отправлено 13 октября 2018 - 19:24

На обоих галсах одинаково?

Если сильно приводится - потравить грот. Травить можно вплоть до заполаскивания передней шкаторины грота. Если это не поможет, взять риф. Если с рифом нормально, разбираться почему. Может, действительно стаксель маловат.


  • 0

#4 Paff

Paff

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 745 сообщений
  • Из:ИО

Отправлено 13 октября 2018 - 19:32

сколько им лет и насколько они растянуты. Какой крой.

 

А то может грот ковшом стоит, тогда почти все настройки будут бесполезны, только либо рифление, либо протравить настолько ,что возникает вопрос вообще о его работе.


  • 1

#5 Капитан Дэн

Капитан Дэн

    Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер

  • Капитан
  • 3 494 сообщений
  • Из:Средиземноморье
  • Судно: Harmoni 47
  • Название: "Menestrel"

Отправлено 14 октября 2018 - 01:56

Т9... Стаксель набит в доску, грот протравлен в тряпку - тогда приводится чуть-чуть.
Паруса не старые, не пузатые. 2-3 года
  • 0

#6 Ruddi

Ruddi

    Яхтенный капитан

  • Banned
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 11 318 сообщений
  • Из:Волга
  • Судно: парусник
  • Название: star

Отправлено 14 октября 2018 - 02:15

Т9... Стаксель набит в доску, грот протравлен в тряпку - тогда приводится чуть-чуть.
Паруса не старые, не пузатые. 2-3 года

Дак стаксель или гена ?



#7 Atair

Atair

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 935 сообщений
  • Из:Карелия
  • Судно: Парусник

Отправлено 14 октября 2018 - 07:23

Гик родной? Не увеличивали размер грота по нижней шкаторине? Может сместили центр парусности назад?


  • 0

#8 альф

альф

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 4 269 сообщений
  • Из:Самара
  • Судно: Катамаран
  • Название: "Яросвет"

Отправлено 14 октября 2018 - 09:57

И вопрос из практики. Случаем булинь по задней шкаторине грота не затянут ли?


Сообщение отредактировал альф: 14 октября 2018 - 09:57

  • 0

#9 Денис Колмаков

Денис Колмаков

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 623 сообщений
  • Из:Северодвинск
  • Судно: Р550
  • Название: НЕМО

Отправлено 14 октября 2018 - 10:39

Фото бы поставленных и "настроенных" парусов разместили, а так, на словах - гадать на кофейной гуще

Сообщение отредактировал Денис Колмаков: 14 октября 2018 - 10:41

  • 4

#10 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 14 октября 2018 - 10:49

Засада, о Матёрые! Яхта висит на руле. При правильном обтекании парусов активно приводится. Пробовал выставлять паруса с брошенным рулем - стаксельфал в доску, грот в тряпку и все равно по чуть но приводится. Мачта изогнута в корму. Может, протравить бакштаг и набить штаг? Или стаксель мал? Он возможно не родной, меняный прежним хозяином на новый, не факт, что размеры соблюли

Задача: сместить ЦП в нос. Вариантов тут не много. Либо увеличивать площадь переднего паруса, либо наклонить (сместить, если возможно) мачту в нос.

Пузатый грот также способствует приведению яхты к ветру.


Сообщение отредактировал капитан с: 14 октября 2018 - 11:05

  • 0

#11 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 688 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 14 октября 2018 - 12:34

Засада, о Матёрые! Яхта висит на руле.

Обычно говорят - "лежит на руле". Если у вас она висит, то это может вызывать причудливые ассоциации.

При правильном обтекании парусов активно приводится.

А какой критерий вы используете при определении правильности обтекания? Колдунчики? Расположение блоков шкотов и их натяжение? Скорость яхты?

Пробовал выставлять паруса с брошенным рулем - стаксельфал в доску,

Фал-то "в доску" зачем? Фал это верёвка, объект преимущественно одномерный. А доска - двумерный. В доску может быть парус - тоже двумерный объект.

грот в тряпку

Это как? Грота-шкот растравлен, грота-фал не добит до марки и гика шкот растравлен? Тоже нехорошая ассоциация, будто у вас вместо грота что-то непотребное.

и все равно по чуть но приводится.

Так это обычное дело для яхт с брошенным рулём. Вот если она с брошенным рулём у вас уваливаться начнёт, тогда плохо. Представьте, на шквалике у вас яхта вместо привода пошла в увал...

Мачта изогнута в корму. Может, протравить бакштаг и набить штаг? Или стаксель мал? Он возможно не родной, меняный прежним хозяином на новый, не факт, что размеры соблюли

Посмотрел картинку
Harmony47.jpg
 
Бакштагов не видно, зато есть ахтерштаг. Протравливать его не надо, а потравить чуток, если есть куда, можно.
Возможно, что и мачта слишком наклонена в корму, и стаксель мал, но сначала я бы попробовал убедиться, что оба паруса нормально работают и правильно установлены по отношению к вымпельному ветру, потому что из вашего описания не создаётся впечатления, что вы этому уделяете должное внимание.
У вас какая модификация плавника/руля? Судя только по картинке, создаётся впечатление, что плавник в любой из модификаций маловат по площади и на малой скорости эффективно работать не сможет. Тогда расчётная центровка гарантированно достигается, только если скорость у яхты приличная, а что будет дотого - х.з. Что, в принципе, для современных круизёров нормально, так как на слабом ветру всё равно почти никто паруса не ставит, тем более в лавировку, идут под мотором. Поэтому, если вы проводите эксперименты в слабый ветер, или яхта прилично обросла, или пытаетесь идти круче оптимального, то проблемы с центровкой не то чтобы естественны, но легко объяснимы. Но вообще-то основная функция парусов - создавать тягу и двигать лодку вперёд. Как у вас со скоростью?
Выбитый в доску стаксель в лёгкий или умеренный ветер вряд ли способен создавать достаточную тягу, да и моменту на уваливание тоже не особо способствует. Считается, что стаксель работает оптимально, если передняя шкаторина находится на грани заполаскивания. Для острых курсов это достаточно надёжная рекомендация. У катамаранов скорость выше и там стаксель обычно более плоский и стоит под меньшим углом к ДП, чем у яхт.   Ну вот на картинке, никакой "доски", и скорость вроде нормальная, хоть и не круто идут.

 

df9e44c214.jpg

 

Аналогично и с гротом - "в тряпку" он почти не создаёт тяги (то есть проекции силы на направление движения), зато хорошо создаёт момент на привод. Попробуйте сделать наоборот, грот поплоще, а стаксель попузатее, вдруг поможет?
Начните с галфвинда или очень полного бейдевинда и попробуйте, не меня курс, а только варьируя натяжение шкотов, положение шкотового угла стакселя и каретки погона гика-шкота добиться максимальной скорости. Проанализируйте, как при этом меняется нагрузка на руле. То же самое проделайте в более острый бейдевинд и в бакштаг. Если на полной скорости яхта по-прежнему продолжает сильно лежать на руле, то можно переходить к более радикальным мерам.
Только учтите, что руль, даже находясь в ДП, создаёт (должен создавать) приличную боковую силу, препятствующую дрейфу, так как его площадь на вашей яхте вполне сравнима с площадью плавникового киля. Если вы бросаете руль, то он, естественно, под действием этой силы отклоняется по потоку и яхта будет приводится. Можно поменять центровку, выключив его из работы по противодействию дрейфу, но тогда дрейф яхты увеличится, сопротивление возрастёт, скорость в тех же условиях снизится. Вы к этому готовы? У вас же штурвал, не румпель, нешто его не удержать?


  • 3

#12 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 154 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 15 октября 2018 - 12:10

Посмотрите как работает стаксель по всей длине, скорее всего топ у Вас не работает, по моему опыту это очень сильно влияет на центровку. Попробуйте переставить каретку стаксельшкота. Если при хорошо настроенном стакселе лодку всё равно тянет в привод, то каретку гикашкота стравите под ветер, вплоть до того, что передняя шкаторина грота будет отдуваться, как отмечали выше. Если по прежнему баланс не достигнут, то надо принимать более радикальные меры: взять риф, уменьшить наклон мачты в корму, переставить мачту в нос (если это конструктивно возможно).


  • 0

#13 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 15 октября 2018 - 12:49

видео бы глянуть, как стоят паруса в бейдевинд. Но судя по тому что приводка настолько сильна - нужно двигать мачту вперёд. Набивать штаг, травить ахтерштаг, проверять настройку вант. Ещё от жесткости мачты зависят настройки рангоута. Если она мягкая и паруса шились под это то важно не перебить ванты-штаги иначе тоже будет приводить плюс крен лишний..  


  • 0

#14 sergvg

sergvg

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 9 987 сообщений
  • Из:Москва
  • Судно: Courier-970

Отправлено 15 октября 2018 - 23:21

Нужно попробовать сначала без грота вообще, под одной генуей. И посмотреть на поведение лодки. Должна уваливаться, при отпускании руля. Если уваливается - уже хорошо. Выпускаем грот по чуть-чуть, следим за поведением яхты, отпуская руль. В какой-то момент должно наступить равновесие. При котором управлять яхтой можно только парусами. Подобрали грот - яхта приводится, потравили - уваливается. И все это лучше делать на бейдевинде 40-45 градусов. 

Чтобы не отпускать руль, тем более если это штурвал, обычно ставят на штурвал марку положения пера в ДП. И регулируют, чтобы эта марка была в самой верхней точке штурвала. По ней видно, куда яхта стремится, на ветер или под ветер.


  • 0

#15 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 16 октября 2018 - 05:59

Как то попробовал рулить на МакГрегоре..., какой там висит, штурвал вообще не грузит информацией...,

толи дело румпель..., а может стаксель надо поменьше поставить...


  • 0

#16 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 733 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 16 октября 2018 - 10:04

Если есть возможность двинуть шпор мачты вперёд - двинуть. Затем поиграться наклоном мачты вперёд-назад, добиваясь оптимального взаиморасположения ЦП и ЦБС. Хорошо набить верхние ванты, и потравить средние и нижние, Так, чтобы середина мачты могла прогибаться вперёд примерно на величину её профиля, убирая лишнее пузо грота.

 

Пример из практики. У меня лодка с бакштагами, и чекстеями . Когда только получили лодку - чекстеи набили вусмерть. Лодку приводило и рачило неподецки. Стали разбираться. Потравили чекстеи, чтоб мачта могла прогибаться вперёд и убирать лишнее пузо грота - проблема тут же ушла. На лодке со стреловидными краспицами эту же роль выполняют средние ванты. Перебивать их не стОит.

 

Так же если у грота слишком большое пузо, а его нижняя шкаторина вставлена в гик, помогает вытащить её из гика, и носить грот со свободной нижней - профиль становится более оптимальным.

 

Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.

 

Хотя, как правильно заметили, "лечение по фотографии" могло бы дать бОльший эффект, чем гадание... :)


  • 1

#17 breton

breton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 077 сообщений
  • Из:-

Отправлено 16 октября 2018 - 12:48

Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.

либо штаг провисает сильно, что тоже смещает пузо стакселя/генуи назад. Особенно если их шкотовый угол слишком сильно вниз/внутрь оттянут

 

В таких ситуациях день на воде с грамотным человеком даст куда больше форумных переписок. День - чтобы хватило времени на перенастройку стоячего такелажа и тесты. 


  • 1

#18 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 октября 2018 - 12:59

либо штаг провисает сильно, что тоже смещает пузо стакселя/генуи назад. Особенно если их шкотовый угол слишком сильно вниз/внутрь оттянут

 

В таких ситуациях день на воде с грамотным человеком даст куда больше форумных переписок. День - чтобы хватило времени на перенастройку стоячего такелажа и тесты. 

А где мне взять такую песню  человека


  • 0

#19 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 16 октября 2018 - 14:05

Скорешиться с гонщиками ;)

 

ЗЫ как ни крути, а к гонкам приходишь, мимо них на пути развития яхтсмена не проскочить. :D


  • 1

#20 капитан с

капитан с

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 4 459 сообщений
  • Из:Пермь
  • Судно: парусные яхты

Отправлено 16 октября 2018 - 17:47

Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.

Ну Вы палку то не перегибайте. Чем больше площадь стакселя, тем больше он потянет в нос общий ЦП.

Кстати, это легко считается.


Сообщение отредактировал капитан с: 16 октября 2018 - 21:56

  • 0

#21 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 октября 2018 - 18:00

Скорешиться с гонщиками ;)

 

ЗЫ как ни крути, а к гонкам приходишь, мимо них на пути развития яхтсмена не проскочить. :D

Я по своей природе соревноваться не люблю. А вот поучиться тонко настраивать паруса очень не против. Няма тут гонщиков. Одни дачники. Они и из марины-то раз в сезон выходят. И то не все.


  • 0

#22 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 16 октября 2018 - 18:07

Ну Вы палку то не перегибайте. Чем больше площадь стакселя, те больше он потянет в нос общий ЦП.

Кстати, это легко считается.

необязательно.

Штаг остается, а значит передняя шакаторина там же. Площадь растет только за счет отнесения шкотового угла в корму. А ЦП стакселя - в его геометрическом центре, который вслед за углом уезжает в корму. Сила конечно растет, но и рычаг падает (вынос цп стакселя в перед от ЦБС), вплоть до того что ЦП стакселя может уехать и в корму от ЦБС - зависит от изначальной балансировки и удлинения грота (длины его гика).


  • 2

#23 Toni Basilio

Toni Basilio

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 154 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 16 октября 2018 - 18:08

Я по своей природе соревноваться не люблю. А вот поучиться тонко настраивать паруса очень не против. Няма тут гонщиков. Одни дачники. Они и из марины-то раз в сезон выходят. И то не все.

Тогда читать про настройку парусов, а потом экспериментировать, экспериментировать и ещё раз экспериментировать. Ну и да, во время экспериментов рулить руками, а не автопилотом.


  • -1

#24 alexk61

alexk61

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 200 сообщений
  • Из:Frankfurt
  • Судно: Schelinkryssar
  • Название: Schelinkryssar

Отправлено 16 октября 2018 - 18:14

Тогда читать про настройку парусов, а потом экспериментировать, экспериментировать и ещё раз экспериментировать. Ну и да, во время экспериментов рулить руками, а не автопилотом.

Или вопросы провокационные тут задавать B) . А автопилот тоже информативен: едет по курсу и насколько отклонился румпель - четко все видно.


  • 0

#25 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 650 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 16 октября 2018 - 18:18

А ЦП стакселя - в его геометрическом центре

Не ЦП, а ЦД, где сила приложена. Это так считают для простоты. На самом деле - ЦД впередее.  :D

Но с увеличением длины нижней тоже ползет в корму.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей