Настройка парусов
#1
Отправлено 13 октября 2018 - 15:52
#2
Отправлено 13 октября 2018 - 17:19
Сообщение отредактировал scrudg: 13 октября 2018 - 17:24
#10
Отправлено 14 октября 2018 - 10:49
Засада, о Матёрые! Яхта висит на руле. При правильном обтекании парусов активно приводится. Пробовал выставлять паруса с брошенным рулем - стаксельфал в доску, грот в тряпку и все равно по чуть но приводится. Мачта изогнута в корму. Может, протравить бакштаг и набить штаг? Или стаксель мал? Он возможно не родной, меняный прежним хозяином на новый, не факт, что размеры соблюли
Задача: сместить ЦП в нос. Вариантов тут не много. Либо увеличивать площадь переднего паруса, либо наклонить (сместить, если возможно) мачту в нос.
Пузатый грот также способствует приведению яхты к ветру.
Сообщение отредактировал капитан с: 14 октября 2018 - 11:05
#11
Отправлено 14 октября 2018 - 12:34
Засада, о Матёрые! Яхта висит на руле.
Обычно говорят - "лежит на руле". Если у вас она висит, то это может вызывать причудливые ассоциации.
При правильном обтекании парусов активно приводится.
А какой критерий вы используете при определении правильности обтекания? Колдунчики? Расположение блоков шкотов и их натяжение? Скорость яхты?
Пробовал выставлять паруса с брошенным рулем - стаксельфал в доску,
Фал-то "в доску" зачем? Фал это верёвка, объект преимущественно одномерный. А доска - двумерный. В доску может быть парус - тоже двумерный объект.
грот в тряпку
Это как? Грота-шкот растравлен, грота-фал не добит до марки и гика шкот растравлен? Тоже нехорошая ассоциация, будто у вас вместо грота что-то непотребное.
и все равно по чуть но приводится.
Так это обычное дело для яхт с брошенным рулём. Вот если она с брошенным рулём у вас уваливаться начнёт, тогда плохо. Представьте, на шквалике у вас яхта вместо привода пошла в увал...
Мачта изогнута в корму. Может, протравить бакштаг и набить штаг? Или стаксель мал? Он возможно не родной, меняный прежним хозяином на новый, не факт, что размеры соблюли
Посмотрел картинку
Бакштагов не видно, зато есть ахтерштаг. Протравливать его не надо, а потравить чуток, если есть куда, можно.
Возможно, что и мачта слишком наклонена в корму, и стаксель мал, но сначала я бы попробовал убедиться, что оба паруса нормально работают и правильно установлены по отношению к вымпельному ветру, потому что из вашего описания не создаётся впечатления, что вы этому уделяете должное внимание.
У вас какая модификация плавника/руля? Судя только по картинке, создаётся впечатление, что плавник в любой из модификаций маловат по площади и на малой скорости эффективно работать не сможет. Тогда расчётная центровка гарантированно достигается, только если скорость у яхты приличная, а что будет дотого - х.з. Что, в принципе, для современных круизёров нормально, так как на слабом ветру всё равно почти никто паруса не ставит, тем более в лавировку, идут под мотором. Поэтому, если вы проводите эксперименты в слабый ветер, или яхта прилично обросла, или пытаетесь идти круче оптимального, то проблемы с центровкой не то чтобы естественны, но легко объяснимы. Но вообще-то основная функция парусов - создавать тягу и двигать лодку вперёд. Как у вас со скоростью?
Выбитый в доску стаксель в лёгкий или умеренный ветер вряд ли способен создавать достаточную тягу, да и моменту на уваливание тоже не особо способствует. Считается, что стаксель работает оптимально, если передняя шкаторина находится на грани заполаскивания. Для острых курсов это достаточно надёжная рекомендация. У катамаранов скорость выше и там стаксель обычно более плоский и стоит под меньшим углом к ДП, чем у яхт. Ну вот на картинке, никакой "доски", и скорость вроде нормальная, хоть и не круто идут.
Аналогично и с гротом - "в тряпку" он почти не создаёт тяги (то есть проекции силы на направление движения), зато хорошо создаёт момент на привод. Попробуйте сделать наоборот, грот поплоще, а стаксель попузатее, вдруг поможет?
Начните с галфвинда или очень полного бейдевинда и попробуйте, не меня курс, а только варьируя натяжение шкотов, положение шкотового угла стакселя и каретки погона гика-шкота добиться максимальной скорости. Проанализируйте, как при этом меняется нагрузка на руле. То же самое проделайте в более острый бейдевинд и в бакштаг. Если на полной скорости яхта по-прежнему продолжает сильно лежать на руле, то можно переходить к более радикальным мерам.
Только учтите, что руль, даже находясь в ДП, создаёт (должен создавать) приличную боковую силу, препятствующую дрейфу, так как его площадь на вашей яхте вполне сравнима с площадью плавникового киля. Если вы бросаете руль, то он, естественно, под действием этой силы отклоняется по потоку и яхта будет приводится. Можно поменять центровку, выключив его из работы по противодействию дрейфу, но тогда дрейф яхты увеличится, сопротивление возрастёт, скорость в тех же условиях снизится. Вы к этому готовы? У вас же штурвал, не румпель, нешто его не удержать?
#12
Отправлено 15 октября 2018 - 12:10
Посмотрите как работает стаксель по всей длине, скорее всего топ у Вас не работает, по моему опыту это очень сильно влияет на центровку. Попробуйте переставить каретку стаксельшкота. Если при хорошо настроенном стакселе лодку всё равно тянет в привод, то каретку гикашкота стравите под ветер, вплоть до того, что передняя шкаторина грота будет отдуваться, как отмечали выше. Если по прежнему баланс не достигнут, то надо принимать более радикальные меры: взять риф, уменьшить наклон мачты в корму, переставить мачту в нос (если это конструктивно возможно).
#13
Отправлено 15 октября 2018 - 12:49
видео бы глянуть, как стоят паруса в бейдевинд. Но судя по тому что приводка настолько сильна - нужно двигать мачту вперёд. Набивать штаг, травить ахтерштаг, проверять настройку вант. Ещё от жесткости мачты зависят настройки рангоута. Если она мягкая и паруса шились под это то важно не перебить ванты-штаги иначе тоже будет приводить плюс крен лишний..
#14
Отправлено 15 октября 2018 - 23:21
Нужно попробовать сначала без грота вообще, под одной генуей. И посмотреть на поведение лодки. Должна уваливаться, при отпускании руля. Если уваливается - уже хорошо. Выпускаем грот по чуть-чуть, следим за поведением яхты, отпуская руль. В какой-то момент должно наступить равновесие. При котором управлять яхтой можно только парусами. Подобрали грот - яхта приводится, потравили - уваливается. И все это лучше делать на бейдевинде 40-45 градусов.
Чтобы не отпускать руль, тем более если это штурвал, обычно ставят на штурвал марку положения пера в ДП. И регулируют, чтобы эта марка была в самой верхней точке штурвала. По ней видно, куда яхта стремится, на ветер или под ветер.
#16
Отправлено 16 октября 2018 - 10:04
Если есть возможность двинуть шпор мачты вперёд - двинуть. Затем поиграться наклоном мачты вперёд-назад, добиваясь оптимального взаиморасположения ЦП и ЦБС. Хорошо набить верхние ванты, и потравить средние и нижние, Так, чтобы середина мачты могла прогибаться вперёд примерно на величину её профиля, убирая лишнее пузо грота.
Пример из практики. У меня лодка с бакштагами, и чекстеями . Когда только получили лодку - чекстеи набили вусмерть. Лодку приводило и рачило неподецки. Стали разбираться. Потравили чекстеи, чтоб мачта могла прогибаться вперёд и убирать лишнее пузо грота - проблема тут же ушла. На лодке со стреловидными краспицами эту же роль выполняют средние ванты. Перебивать их не стОит.
Так же если у грота слишком большое пузо, а его нижняя шкаторина вставлена в гик, помогает вытащить её из гика, и носить грот со свободной нижней - профиль становится более оптимальным.
Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.
Хотя, как правильно заметили, "лечение по фотографии" могло бы дать бОльший эффект, чем гадание...
#17
Отправлено 16 октября 2018 - 12:48
Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.
либо штаг провисает сильно, что тоже смещает пузо стакселя/генуи назад. Особенно если их шкотовый угол слишком сильно вниз/внутрь оттянут
В таких ситуациях день на воде с грамотным человеком даст куда больше форумных переписок. День - чтобы хватило времени на перенастройку стоячего такелажа и тесты.
#18
Отправлено 16 октября 2018 - 12:59
либо штаг провисает сильно, что тоже смещает пузо стакселя/генуи назад. Особенно если их шкотовый угол слишком сильно вниз/внутрь оттянут
В таких ситуациях день на воде с грамотным человеком даст куда больше форумных переписок. День - чтобы хватило времени на перенастройку стоячего такелажа и тесты.
А где мне взять такую песню человека
#20
Отправлено 16 октября 2018 - 17:47
Стаксель, возможно, не мал, а велик. Тогда его ЦП смещается назад, и смещает туда же общий ЦП, что будет способствовать лежанию лодки на руле.
Ну Вы палку то не перегибайте. Чем больше площадь стакселя, тем больше он потянет в нос общий ЦП.
Кстати, это легко считается.
Сообщение отредактировал капитан с: 16 октября 2018 - 21:56
#21
Отправлено 16 октября 2018 - 18:00
Скорешиться с гонщиками
ЗЫ как ни крути, а к гонкам приходишь, мимо них на пути развития яхтсмена не проскочить.
Я по своей природе соревноваться не люблю. А вот поучиться тонко настраивать паруса очень не против. Няма тут гонщиков. Одни дачники. Они и из марины-то раз в сезон выходят. И то не все.
#22
Отправлено 16 октября 2018 - 18:07
Ну Вы палку то не перегибайте. Чем больше площадь стакселя, те больше он потянет в нос общий ЦП.
Кстати, это легко считается.
необязательно.
Штаг остается, а значит передняя шакаторина там же. Площадь растет только за счет отнесения шкотового угла в корму. А ЦП стакселя - в его геометрическом центре, который вслед за углом уезжает в корму. Сила конечно растет, но и рычаг падает (вынос цп стакселя в перед от ЦБС), вплоть до того что ЦП стакселя может уехать и в корму от ЦБС - зависит от изначальной балансировки и удлинения грота (длины его гика).
#23
Отправлено 16 октября 2018 - 18:08
Я по своей природе соревноваться не люблю. А вот поучиться тонко настраивать паруса очень не против. Няма тут гонщиков. Одни дачники. Они и из марины-то раз в сезон выходят. И то не все.
Тогда читать про настройку парусов, а потом экспериментировать, экспериментировать и ещё раз экспериментировать. Ну и да, во время экспериментов рулить руками, а не автопилотом.
#24
Отправлено 16 октября 2018 - 18:14
Тогда читать про настройку парусов, а потом экспериментировать, экспериментировать и ещё раз экспериментировать. Ну и да, во время экспериментов рулить руками, а не автопилотом.
Или вопросы провокационные тут задавать . А автопилот тоже информативен: едет по курсу и насколько отклонился румпель - четко все видно.
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей