Готовлюсь к летнему путешествию по озерам Финляндии и поэтому решил оборудовать лодку приспособлением для перевозки трех взрослых нескладных велосипедов. Ранее аналогичную задачу решил для размещения велосипедов на кемпере, поэтому хотелось воспользоваться уже сделанной конструкцией.
Как представляется, получилась довольно удачная конструкция, несложная для самостоятельного изготовления, недорогая, функциональная и относительно приглядного вида. Делюсь фотографиями изделия, может быть, кто-нибудь сделает аналогичное или даже получше.
Долго размышлял, как разместить три велика на лодке так, чтобы:
- они не занимали внутреннее пространство,
- легко/быстро крепились без какой-либо разборки,
- не мешали швартоваться любыми бортами,
- не выходили за габариты лодки,
- не очень мерзко смотрелись на лодке,
- не кренили лодку на воде (лодка трейлерная, круглоскулая и легкая),
- не увеличивали габарит лодки при перевозке на трейлере.
В первом приближении цель достигнута по всем пунктам ТЗ
.
На трейлере велики размещаются в кокпите лодки под транспортным тентом. Кронштейны с кормы снимаются и устанавливаются у воды, несъемные только два передних кронштейна, прикрепленные к алюминиевому борту вытяжными заклепками из оцинковки. Общее время сбора всей конструкции у воды около 10 минут. На воде велики весом около 60 кг утяжеляют корму, что хорошо и даже нужно после оборудования носового штурвала. В приличную погоду обычно управляю лодкой с носа, сидя на крыше каюты. При этом если экипаж перебирается в каюту, то корма поднимается, и винт начинает подхватывать воздух, а утяжеление кормы от такого убережет.
Главная, а может и единственная идея конструкции, заключается в том, чтобы закрепить велик в вертикальном положении за счет заклинивания его колес в прорезях, специально рассчитанных по толщине накачанной покрышки, базе велика и глубине западания колеса. Пришел к этой нехитрой мысли при вытаскивании колес велика из всяких продольных канавок, случающихся на пути. А ведь крепко туда колесо проваливается!
Из обычного штакетника (доска 25х50 мм до строгания) на шурупах собрал раму в расчете на три взрослых велосипеда: электровелик с 26 дюймовыми колесами и два обычных дорожных велика с 28 дюймовыми колесами. На фото рама серого цвета.
Ширина между штакетинами, куда западают колеса, взята на 2 мм меньше ширины накачанной покрышки. За счет этого колеса входят в прорези с некоторым натягом, достаточным для того, чтобы велики не вылетали при тряске. Глубина «проваливания» колес подобрана так, что колеса опускаются примерно на 5 см. ниже штакетин. После того как велик провален в раму всеми двумя колесами, велосипед стоит в конструкции как влитой без дополнительных креплений. При перевозке великов на дышле жилого прицепа их дополнительно фиксировал веревками и растяжками для груза, а при перевозке великов на лодке дополнительно их фиксировать не планирую.
На лодке двумя деревянными брусками сечением 50х100 повторил дышло прицепа. Вроде бы задачка выглядит простой, но её решение оказалось трудоемким. Все кронштейны (листовая нержавейка и нержавеющая толстостенная трубка 20мм) пришлось подгонять по месту, обеспечить плотное прилегание трубки к поверхностям кронштейнов. После подгонки деталей прихватил их по месту дуговой сваркой и нерж. электродом, а потом снял и отвез на качественную сварку профессионалу (дуговая сварка неплавящимся электродом в среде защитного газа). Результат порадовал прочностью. На эти брусья вместо рамы для великов можно кринолин закрепить, прочности вполне хватит.