Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Теория гидродинамики и лодка Махоткина под 10л.с


Сообщений в теме: 1366

#551 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 11 октября 2019 - 17:29

ещё вот какой момент не учли совем, возможно на полной скорости аэродинамика уже и разгружает вес лодки.

 

 Увы, в данном случае силы аэродинамического поддержание ничтожно малы - вот когда воздушный поток беспрепятственно проходит под всей площадью днища, тогда и появляется аэродинамическая составляющая:

 

Jerri_mous_2.jpg   S5001144.jpg   S5001143.jpg   S5001145.jpg   S5001135.jpg   S5001136.jpg   12.jpg   Ris-1.jpg  

 

Антон, Вы так и не озвучили угол наклона транца - можно в личку.


  • 2

#552 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 11 октября 2019 - 18:19

Вдогонку к моему предыдущему посту:

 

http://www.barque.ru..._hulled_vessels

 

http://www.barque.ru...e_deadrise_hull


  • 1

#553 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 11 октября 2019 - 19:12

Увы, в данном случае силы аэродинамического поддержание ничтожно малы - вот когда воздушный поток беспрепятственно проходит под всей площадью днища, тогда и появляется аэродинамическая составляющая:

Jerri_mous_2.jpg S5001144.jpg S5001143.jpg S5001145.jpg S5001135.jpg S5001136.jpg 12.jpg Ris-1.jpg

Антон, Вы так и не озвучили угол наклона транца - можно в личку.


Я не померил. Когда строил скопировал угол с лодки wellboat46. Как буду у лодки смогу померить.
  • 0

#554 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 17 октября 2019 - 14:59

Вот это -- похоже, где-то так с таким винтом и должно быть. Если установить винт с большим (значительно большим ;) ) шагом и хорошенько поднять ПЛМ, то скорости будут выше, но и корпус не для таких мощностей.

В принципе, в 80-е годы порядка 50км/ч на "Автоботе" получали в спорте под "Ветерок-12" с ЧПВ и при хорошей настройке. К слову, В12 -- это что-то 10...11л.с. в лучшем случае.

Не встанет -- я уже об этом писал, Вы не поняли ;)

Так, между прочим, для водоизмещения 300...350кг расчёт даёт оптимальную ширину плоского днища по скуле порядка 725...775мм, что при угле атаки 4...4,5 будет давать минимум сопротивления для плоскодонки такого водоизмещения (ну, +/-, конечно). У Вас же -- широкий корпус с неоптимально малыми углами атаки, потому сопротивление там совсем не так уж мало.


725 775 mm ширина, для оптимального угла в 4градуса. Для водоизмещения 300кг, от скорости это не зависит? Для двух поверхностей в случае с поперечным реданом или лыжами, получается можем по Савитскому просчитать два уравнения, как независимые, поделив водоизмещение в некой пропорции. И в этом случае при водоизмещении в 150кг какая оптимальная ширина будет? Я понимаю, что там скорее производную нужно взять в уравнении зависимости от b, но как всегда времени нет блин разбираться.
  • 0

#555 jeeet

jeeet

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 2 971 сообщений
  • Из:Mars

Отправлено 17 октября 2019 - 22:48

от скорости это не зависит?

Зависит, конечно. Там циферки для 55...60км/ч, т.е. для +/- обсуждаемого режима.

 

Для двух поверхностей в случае с поперечным реданом или лыжами, получается можем по Савитскому просчитать два уравнения, как независимые, поделив водоизмещение в некой пропорции.

Для поперечного редана примерно так и будет -- на форуме я когда то выкладывал статью Савитского и Морабито, и пример такого расчёта другого автора.

 

Для двух разнесённых по ширине поверхностей несколько иначе, т.к. для узких плоских пластин верны чуть другие зависимости. И считать стоит три поверхности -- классическую трёхточку Апеля, в старых КиЯ было несколько статей на эту тему, они примитивны, но лучше так, чем никак.

 

И в этом случае при водоизмещении в 150кг какая оптимальная ширина будет? Я понимаю, что там скорее производную нужно взять в уравнении зависимости от b, но как всегда времени нет блин разбираться.

Опять же, не совсем так.

 

Этому посвящена, фактически, методика Войнаровского (КиЯ №113), т.е. поиску оптимальной ширины глиссирования.

 

Другой способ -- старые данные с графиками зависимости сопротивления от коэффициента динамической нагрузки (есть такие и для узких пластин сверхмалого удлинения). Такие неоднократно и в разном виде были в статьях старорежимного КиЯ, в "Водно-моторный спорт" Вейнберг, Маджос, в "Ходкость и мореходность глиссирующих судов" и т.п. литературе. Для примера -- скриншот.

 

Есть вообще предельно упрощённые графики для выбора ширины для плоскодонных корпусов спортивного типа, вернее -- достижимых скоростей в зависимости от ширины по скуле и водоизмещения. Я вложу скриншот, кто-то выкладывал на этом форуме, я сохранил как пример. Можете прикидывать по нему, кстати, это приемлемо. 

 

В принципе, почти всё это -- однотипно.

 

Если идти в сторону поперечных реданов, то там всё как бы может быть проще: с ростом скоростей и/или уменьшении водоизмещения будет сокращаться длина глиссирующих поверхностей, т.е. расти удлинение и гидродинамическое качество. И если лодка для гладкой воды -- тогда ширина по скуле может быть выбрана исходя из той же начальной остойчивости. Для волнения ширину придётся уменьшать для снижения перегрузок, впрочем. В большинстве практических случаев мы имеем дело с компромиссом.

 

Но я бы смотрел в сторону трёхточек ("прямых", не обратных!), можно поискать старые американские проекты, в 50...60-е были проекты маленьких лодочек с трёхточечными корпусами именно для прогулочного использования, не гоночные. Их можно взять за прототипы, расчёты -- по материалам для гоночных корпусов такого типа. В принципе, это неплохой вариант. Но нужно помнить, что трёхточки и т.п. лёгкие микро-лодки на скоростях более 50...60км/ч уже требуют строгого управления и осторожности!

Прикрепленные изображения

  • Bs_f_v.jpg
  • К_от_удлинения.jpg

  • 0

#556 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 26 октября 2019 - 16:05

Для пластины оптимальный угол атаки 4градуса, но как его добиться? К примеру задана ширина лодки, есть мотор который не может создать вектор тяги выше так как уже и так сильно отжат и происходит проскальзывание винта, центр тяжести максимально отодвинут в корму. Но при заданной максимальной скорости угол атаки к примеру 1градус. И возникает задача, мы можем увеличить высоту спонсонов лыж, таким образом создадим принудительно угол в 4градуса, но возникнет момент сил, который будет давить на эти спонсоны, а площадь у них меньше. Понятно, что этот же момент сил и корму разгрузит, но суммарное сопротивление не возрастёт? Или второй вариант добиться угла атаки в 4градуса путём уменьшения ширины лодки? А спонсоны в этом случае просто будут стабилизаторами, с меньшей нагрузкой? Просто начал смотреть трёхточки, но у них компоновка передняя, у меня же лодка румпельная.
  • 0

#557 arkie

arkie

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 158 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: прокатное
  • Название: разное

Отправлено 26 октября 2019 - 18:54

 Но при заданной максимальной скорости угол атаки к примеру 1градус.

А у вас максимальная скорость при каком угле практически?


  • 0

#558 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 26 октября 2019 - 19:05

А у вас максимальная скорость при каком угле практически?


Ну у меня спонсоны(лыжи) задают угол от 0,5 до 1градуса по разным подсчетам, и изменение центра тяжести и угла положения мотора на максималке не играет роли на угол атаки.
  • 0

#559 arkie

arkie

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 158 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: прокатное
  • Название: разное

Отправлено 27 октября 2019 - 11:07

Ну у меня спонсоны(лыжи) задают угол от 0,5 до 1градуса по разным подсчетам

Причём тут подсчёты. Вы же вроде катались на этой лодке. 

 

"изменение центра тяжести и угла положения мотора на максималке не играет роли на угол атаки." - если под углом атаки понимается "тау" (по Савитски), то это противоречит как практике так и теории. Вы сами то менять пробовали?


  • 0

#560 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 27 октября 2019 - 12:40

Причём тут подсчёты. Вы же вроде катались на этой лодке.

"изменение центра тяжести и угла положения мотора на максималке не играет роли на угол атаки." - если под углом атаки понимается "тау" (по Савитски), то это противоречит как практике так и теории. Вы сами то менять пробовали?


Да катался, но угол как я могу определить?
Смотрите проясню ситуацию:
Лодка плоскодонная. На максимальной скорости, а речь идет о диапазоне скоростей от 50 до 60. С центром тяжести в корме, с отжатым мотором все равно угол атаки не оптимальный, он меньше 4градусов. Это скорее всего из за длинны лодки 5метров, суммарный центр тяжести не так смещён в корму плюс ширина 1.5 плюс такой диапазон скоростей.
После этого я сделал лыжи( спонсоны ) которые не дают дельфинировать, но геометрическая высота лыж такая, что по расчёту( про который вы спросили) угол атаки задан тремя поверхностями( лыжи, корма) и этот угол не регулируется тримом. И дальше я вопрос задал указанный на несколько постов выше.
  • 0

#561 arkie

arkie

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 158 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: прокатное
  • Название: разное

Отправлено 27 октября 2019 - 13:11

После этого я сделал лыжи( спонсоны ) которые не дают дельфинировать, но геометрическая высота лыж такая, что по расчёту( про который вы спросили) угол атаки задан тремя поверхностями( лыжи, корма) и этот угол не регулируется тримом. 

Угол, про который я спросил, это угол между линией киля и поверхностью воды. Его можно измерить на ходу с помощью смартфона. Он регулируется тримом.


  • 0

#562 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 27 октября 2019 - 13:18

Угол, про который я спросил, это угол между линией киля и поверхностью воды. Его можно измерить на ходу с помощью смартфона. Он регулируется тримом.

все правильно, угол атаки 1градус на максимальном отжатом моторе. Вы же спрашиваете не просто так для справки, отталкивайтесь от этих цифр.
  • 0

#563 arkie

arkie

    Рулевой 3-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPip
  • 158 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: прокатное
  • Название: разное

Отправлено 27 октября 2019 - 13:33

все правильно, угол атаки 1градус на максимальном отжатом моторе. Вы же спрашиваете не просто так для справки, отталкивайтесь от этих цифр.

А какой был мотор и винт, напомните плз.


  • 0

#564 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 27 октября 2019 - 14:16

Мотор я30 винт 14
  • 0

#565 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 01 ноября 2019 - 19:13

Для пластины оптимальный угол атаки 4градуса, но как его добиться? 

 

Немного об оптимальных углах атаки :

 

https://vodnyimir.ru...ego-katera.html


  • 1

#566 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 16 декабря 2019 - 20:51

Хочу установить 1uz-fe в лодку, так как сам из автоспорта, в машины есть понимание как ставить и настраивать в машину, вот решил собрать и лодку быструю. Скиньте ссылочки хочу прикинуть масштаб бедствия.
  • 0

#567 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 20 декабря 2019 - 13:57

Какой момент держат отечественные колонки? Как понимаю от амура есть. И винт там можно подобрать?
И второй вариант рассматриваю это аэро, есть варианты подобрать винт. Но там ещё редуктор нужно искать. И интересно на сколько аэро КПД ниже?
  • 0

#568 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 03 февраля 2020 - 20:07

Зависит, конечно. Там циферки для 55...60км/ч, т.е. для +/- обсуждаемого режима.

 

Для поперечного редана примерно так и будет -- на форуме я когда то выкладывал статью Савитского и Морабито, и пример такого расчёта другого автора.

 

Для двух разнесённых по ширине поверхностей несколько иначе, т.к. для узких плоских пластин верны чуть другие зависимости. И считать стоит три поверхности -- классическую трёхточку Апеля, в старых КиЯ было несколько статей на эту тему, они примитивны, но лучше так, чем никак.

 

Опять же, не совсем так.

 

Этому посвящена, фактически, методика Войнаровского (КиЯ №113), т.е. поиску оптимальной ширины глиссирования.

 

Другой способ -- старые данные с графиками зависимости сопротивления от коэффициента динамической нагрузки (есть такие и для узких пластин сверхмалого удлинения). Такие неоднократно и в разном виде были в статьях старорежимного КиЯ, в "Водно-моторный спорт" Вейнберг, Маджос, в "Ходкость и мореходность глиссирующих судов" и т.п. литературе. Для примера -- скриншот.

 

Есть вообще предельно упрощённые графики для выбора ширины для плоскодонных корпусов спортивного типа, вернее -- достижимых скоростей в зависимости от ширины по скуле и водоизмещения. Я вложу скриншот, кто-то выкладывал на этом форуме, я сохранил как пример. Можете прикидывать по нему, кстати, это приемлемо. 

 

В принципе, почти всё это -- однотипно.

 

Если идти в сторону поперечных реданов, то там всё как бы может быть проще: с ростом скоростей и/или уменьшении водоизмещения будет сокращаться длина глиссирующих поверхностей, т.е. расти удлинение и гидродинамическое качество. И если лодка для гладкой воды -- тогда ширина по скуле может быть выбрана исходя из той же начальной остойчивости. Для волнения ширину придётся уменьшать для снижения перегрузок, впрочем. В большинстве практических случаев мы имеем дело с компромиссом.

 

Но я бы смотрел в сторону трёхточек ("прямых", не обратных!), можно поискать старые американские проекты, в 50...60-е были проекты маленьких лодочек с трёхточечными корпусами именно для прогулочного использования, не гоночные. Их можно взять за прототипы, расчёты -- по материалам для гоночных корпусов такого типа. В принципе, это неплохой вариант. Но нужно помнить, что трёхточки и т.п. лёгкие микро-лодки на скоростях более 50...60км/ч уже требуют строгого управления и осторожности!

Для узких поверхностей( лыж ) можно применять методику Савитского?

Как все таки рассчитать оптимальную ширину? Можете скинуть графики выше упомянутые, для скоростей от 70+ или методику расчета.


  • 0

#569 победа

победа

    Мастеровой

  • Мастер
  • 2 835 сообщений
  • Из:Астрахань
  • Судно: уффа фокса
  • Название: МОРЯНА

Отправлено 03 февраля 2020 - 21:05

 

 

В настоящее время Михаил не сможет ответить на ваши вопросы - но Вы можете кое что подчерпнуть для себя из этого источника:

 

https://motorka.org/...rnyy-sport.html

 

Именно эту книгу Вам и рекомендовал Михаил в выделенном сообщение ....  


  • 3

#570 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 февраля 2020 - 03:45

Хотел уточнить можно ли применять методику Савитского для следующих параметров:

Вес 200кг

Скорость 60км.час

Ширина 1-1,5метра

Угол атаки 4 градуса

Плоская пластина

 

По предварительным расчетам

Длина смоченной поверхности получается для 1метра - 6,8см, для 1,2метра - 3,9см, для 1,5метра - 1,9см

И собственно в формуле на сопротивление отличие только  Lсмоченная*b^2 получается минимальное сопротивление для 1,5метра, что как то противоречит пониманию. Хотелось бы разобраться.


  • 0

#571 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 23 февраля 2020 - 04:46

Все формулы это математическое отображение данных полученное на Реальных ТРАДИЦИОННЫХ КОРПУСАХ. и ЧУДЕСА за пределами параметров при которых они получились увы невозможны. 

Наиболее близко Вашим  исходным данным посмотрите проект глиссируещего РЕДАННОГО 2-х местного катера в книге В. Гантмана "4000 км на моторных лодках" Или где то в архивах ДОСААФ возможно он есть.

В  проекте . ДВЕ пластины, одна шириной около 1,3 м основная и другая в корме для создания и поддержания необходимого угла атаки.

Двигатель 30 л.с. скорость 50 км в час.

Всё остальное от лукавого. :tease:

Кстати на ТК "Первенец"  кормовая пластина была выполнена с изменяемым углом.


  • 1

#572 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 687 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 23 февраля 2020 - 04:49

При длине смоченной поверхности даже 6,8см гидродинамическое сопротивление, да и вообще сопротивление, вас волновать не будет. Волноваться нужно будет за устойчивость, по дифференту прежде всего. Об этом у Савицкого тоже есть.


  • 1

#573 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 февраля 2020 - 10:41

При длине смоченной поверхности даже 6,8см гидродинамическое сопротивление, да и вообще сопротивление, вас волновать не будет. Волноваться нужно будет за устойчивость, по дифференту прежде всего. Об этом у Савицкого тоже есть.


Устойчивость создаётся поперечным реданом, собственно и угол в 4градуса им задается.

Просто правильные ли цифры 6,8см ?
  • 0

#574 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 687 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 23 февраля 2020 - 12:00

Они может и правильные, для сферического вакуума. Там вода гладкая. А в реальности она не гладкая. И когда вы на скорости 60км/ч встречаетесь с "волной" высотой в 5 см, то ваши 6см за доли секунды увеличиваются до, положим, 12см. За этот же интервал времени подъёмная сила на вашей узкой полоске возрастает вдвое. А вес лодки остался тем же. То есть, "волна" сначала подбросит вверх нос, придав ему некоторую вертикальную скорость и угловую - судно начнёт вращаться вокруг поперечной оси. А потом подбросит вверх корму, придав ей вертикальную скорость, и угловую, которая стремиться вращать судно вокруг той же поперечной оси, но в обратном направлении. А поскольку два этих вращения сдвинуты по фазе, то что будет в сумме - неизвестно. Может они друг друга скомпенсируют, а может наоборот, породят автоколебания с растущей амплитудой. То есть, устойчивость, создаваемая поперечным реданом, работает только до некоторой скорости, зависящей от формы лодки и её нагрузки и центровки. За этой скоростью редан уже не обеспечивает устойчивость. Эту критическую скорость, конечно, можно определить и на практике, но последствия могут быть неожиданно тяжёлыми.


  • 0

#575 wwwanton

wwwanton

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 152 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 23 февраля 2020 - 15:02

Все формулы это математическое отображение данных полученное на Реальных ТРАДИЦИОННЫХ КОРПУСАХ. и ЧУДЕСА за пределами параметров при которых они получились увы невозможны. 

Наиболее близко Вашим  исходным данным посмотрите проект глиссируещего РЕДАННОГО 2-х местного катера в книге В. Гантмана "4000 км на моторных лодках" Или где то в архивах ДОСААФ возможно он есть.

В  проекте . ДВЕ пластины, одна шириной около 1,3 м основная и другая в корме для создания и поддержания необходимого угла атаки.

Двигатель 30 л.с. скорость 50 км в час.

Всё остальное от лукавого. :tease:

Кстати на ТК "Первенец"  кормовая пластина была выполнена с изменяемым углом.

Моя лодка размерами Длина 4,6, Ширина 1,5, с поперечным реданом(лыжами) на стоковой ямахе 30 уже едит 56-58км в час. При этом угол дифферента не оптимальный. Хочу сначала расчетным методом, понять куда двигаться. Уменьшать ширину, угол дифферента.

 

https://radikal.ru/video/Lzw0JpVwzfO

https://radikal.ru/video/uuanKnE4bm5


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей