Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Угол установки мачты для бермудского вооружения

яхта настройка такелаж мачта

Сообщений в теме: 104

#1 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 16:44

 В ДП мачта может быть наклонена.

Кстати, если уж пошла такая пьянка(тм),
Дедека советует наклонять мачту на 1-3 градуса,
А если 2 мачты с бермудским вооружением насколько они наклоняются?
А что насчёт шхуны, кетча и йола?
  • 0

#2 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 088 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 января 2019 - 17:34

Дедека советует наклонять мачту на 1-3 градуса,
А если 2 мачты с бермудским вооружением насколько они наклоняются?

А пусть советует. Это надо смотреть индивидуально. Небольшой наклон (до 8-10 градусов) в корму с точки зрения аэродинамики может быть полезен. Хотя некоторые пишут, что у них должна стоять столбом.
Поэтому общих цифр нет. Пробовать надо.
Касается это любого количества мачт. Но тоже с оговоркой, поскольку, если их несколько, то надо учитывать взаимодействие. Но взаимное влияние актуально, если мачты примерно одинаковые или передняя ниже.
  • 0

#3 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 18:18

Кстати, если уж пошла такая пьянка(тм),
Дедека советует наклонять мачту на 1-3 градуса,
А если 2 мачты с бермудским вооружением насколько они наклоняются?

Как правило, играются наклоном мачты тогда, когда кончился диапазон настроек по степсу. Или степс вообще не позволяет двигать мачту. Наклон сугубо индивидуален для каждой лодки. Подбирается только опытным путём.
  • 0

#4 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 18:56

А поскольку, если их несколько, то надо учитывать взаимодействие. Но взаимное влияние актуально, если мачты примерно одинаковые или передняя ниже.

 

Дано 2 мачты одинаковые - шхуна.

И на что смотреть индивидуально?

 

Кстати вспоминаю картинку: Корабль и  у него все мачты наклонены, причем каждая следующая сильнее предыдущей.

sailing_ship_sailing_boat_sailing_sea_ship_boat-1154036.jpg


Сообщение отредактировал yuri_b: 10 января 2019 - 19:15

  • 0

#5 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 088 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 января 2019 - 19:52

Дано 2 мачты одинаковые - шхуна.
И на что смотреть индивидуально?
 
Кстати вспоминаю картинку: Корабль и  у него все мачты наклонены, причем каждая следующая сильнее предыдущей.
attachicon.gifsailing_ship_sailing_boat_sailing_sea_ship_boat-1154036.jpg

Началось с вопроса о бермудском вооружении. А теперь перешли к прямому.  :D
У гафельных шхун и судов с прямым вооружением резоны иные. Чаще всего - центровка и обеспечение лучшей работы парусов на грот мачте и бизани. Кроме того, возможность размещения дополнительных парусов. И, наконец, эстетические соображения.


  • 0

#6 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 20:14

Началось с вопроса о бермудском вооружении. А теперь перешли к прямому.  :D
У гафельных шхун и судов с прямым вооружением резоны иные. Чаще всего - центровка и обеспечение лучшей работы парусов на грот мачте и бизани. Кроме того, возможность размещения дополнительных парусов. И, наконец, эстетические соображения.

Действительно - вернемся к нашим баранам :)

Шхуна: как правильно настроить мачты?

1108-30.jpg

1108-29.jpg


Сообщение отредактировал yuri_b: 10 января 2019 - 20:21

  • 0

#7 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 088 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 января 2019 - 20:26

Шхуна: как правильно настроить мачты?

В данном случае так же, как на любой другой яхте, на том же бермудском шлюпе - чтобы была уцентрована.  Здесь упор будет не на наклон мачт, а на углы установки парусов. Фок - добран меньше, грот - больше.


  • 0

#8 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 20:27

Действительно - вернемся к нашим баранам :)

Шхуна: как правильно настроить мачты?

attachicon.gif1108-30.jpg

Как вариант: Выйти с опытным яхтсменом, желательно имеющим достаточно богатый гоночный опыт. Походить разными курсами в умеренный ветер (когда кирпичи летят. вряд ли что-то путное выйдет, так же как и в штиль :) ) Скорей всего всё получится!  :)

 

Как верно заметил коллега БАР, часто мачты на шхунах наклоняют из эстетических соображений, получается более стремительный силуэт.  :)  Но тогда наклон заранее рассчитывается при проектировании. а потом уже корректируется при настройке на ходу...


  • 0

#9 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 20:34

Как вариант: Выйти с опытным яхтсменом, желательно имеющим достаточно богатый гоночный опыт. Походить разными курсами в умеренный ветер (когда кирпичи летят. вряд ли что-то путное выйдет, так же как и в штиль :) ) Скорей всего всё получится!  :)

 

Как верно заметил коллега БАР, часто мачты на шхунах наклоняют из эстетических соображений, получается более стремительный силуэт.  :)  Но тогда наклон заранее рассчитывается при проектировании. а потом уже корректируется при настройке на ходу...

Видимо придется изучать чертежи, хотя не факт что там что то есть про наклон мачты.

Я так понял что поднять все паруса и смотреть куда ведет судно и соответственно изменять наклон.

Не слишком ли сложно?

Может есть какие то рекомендации? (Чертежи увижу только летом)


  • 0

#10 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 088 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 января 2019 - 20:40

Непонятно, почему Вы так замкнулись на наклоне мачт?

Он задается конструктором при проектировании. И чаще всего лежит на его совести.

В эксплуатации это второстепенный фактор. Если конструктор промахнулся (немного), то можно что-то подкорректировать. См. сообщение 3 коллеги 2191.

Если промахнулся много - приходится двигать мачты.

Еще раз повторю, что небольшой наклон в корму бермудского паруса положительно влияет на аэродинамику. Но это инстументально почти не фиксируется и представляет интерес только для гонщиков.


  • 1

#11 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 20:47

Нет не замкнулся.

На очереди смена стоячего такелажа - вот и читаю всю информацию что и как и зачем.

Чтобы не напортачить :)

Проверю углы установки перед заменой штагов, и натяжение заодно.

Спасибо за информацию.


Сообщение отредактировал yuri_b: 10 января 2019 - 20:50

  • 0

#12 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 18 088 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 10 января 2019 - 20:53

Талреп позволяет менять наклон в достаточно широких пределах. Если этого мало, можно сделать проставки. Единственное, что чем больше лодка, тем мощнее должны быть эти детали. А так промахнуться трудно, поскольку диапазон регулировок достаточно большой.

Чаще ограничения возникают в пяртнерсе.


  • 1

#13 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 20:55

Спасибо


  • 0

#14 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 20:55

Видимо придется изучать чертежи, хотя не факт что там что то есть про наклон мачты.

Я так понял что поднять все паруса и смотреть куда ведет судно и соответственно изменять наклон.

Не слишком ли сложно?

Может есть какие то рекомендации? (Чертежи увижу только летом)

Я крайний раз ходил на кече очень давно. И он был настроен яхтсменом, чей талант и опыт не вызывал сомнений. Если б знал тогда - спросил бы про тонкости настройки.  :)

Кроме того, у нас есть бывший кеч, ставший шхуной  (мачты поменяли местами).  Кэп говорил, что так лучше - больше диапазон парусного вооружения. В лавировку они ходили стаксельной шхуной, а на других курсах ставили фок. 

 

Я бы, если б вдруг пришлось настраивать двухмачтовую лодку, скорей всего для начала поставил бы передний парус (стаксель либо кливер)), и грот. Независимо, шхуна это или кеч (иол) И в таком виде первоначально настраивал бы лодку. Когда бы результат центровки (и наклона мачты в том числе) меня удовлетворил, то наклонил бы вторую мачту примерно параллельно грот-мачте, и поставил бы парус (фок либо бизань) и на второй мачте. И уже с полным вооружением доводил настройку.  А там бы уж как получилось с наклоном... :)


Сообщение отредактировал 2191: 10 января 2019 - 21:01

  • 1

#15 FStager

FStager

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 707 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 10 января 2019 - 20:58

Как правило, играются наклоном мачты тогда, когда кончился диапазон настроек по степсу.

Фигасе у вас настройки...
Шаг по степсу - 10см., а наклонять мачту я могу на градус.
  • 0

#16 yuri_b

yuri_b

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 864 сообщений
  • Из:telaviv
  • Судно: Шхуна
  • Название: Tiku Moye

Отправлено 10 января 2019 - 21:06

Я бы, если б вдруг пришлось настраивать двухмачтовую лодку, скорей всего для начала поставил бы передний парус (стаксель либо кливер)), и грот. Независимо, шхуна это или кеч (иол) И в таком виде первоначально настраивал бы лодку. Когда бы результат центровки (и наклона мачты в том числе) меня удовлетворил, то наклонил бы вторую мачту примерно параллельно грот-мачте, и поставил бы парус (фок либо бизань) и на второй мачте. И уже с полным вооружением доводил настройку.  А там бы уж как получилось с наклоном... :)

Я думаю что для начала постараюсь сохранить оригинальную конфигурацию а позже когда пообвыкну буду заниматься улучшайзингом :)

Спасибо.


  • 0

#17 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 21:12

Фигасе у вас настройки...
Шаг по степсу - 10см., а наклонять мачту я могу на градус.

Чегой-то 10 см? У меня например степс длиной примерно 250 мм, в нём, если склероз не изменяет, 8 дырок... Сначала при надобности двигаем мачту взад-вперёд по степсу, потом уточняем настройку наклоном. При замене гоночного комплекта парусов каждый раз приходится перенастраивать мачту... Селяви... :)

 

Да, забыл... Ещё формула обмера влияет, но это уж совсем гоночные дебри. Иногда нежелательно двигать мачту назад, чтоб не увеличилось основание переднего треугольника, поскольку от этой величины завият другие обмерные величины. Тогда приходится больше играть наклоном... :)


Сообщение отредактировал 2191: 10 января 2019 - 21:27

  • 1

#18 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 21:16

Я думаю что для начала постараюсь сохранить оригинальную конфигурацию а позже когда пообвыкну буду заниматься улучшайзингом :)

Спасибо.

Если лодка хорошо уцентрована, паруса те же, круизёр, и нет желания играться настройкой - самый правильный вариант!  :)


  • 1

#19 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 2 369 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 10 января 2019 - 21:24

Как правило, играются наклоном мачты тогда, когда кончился диапазон настроек по степсу. Или степс вообще не позволяет двигать мачту. Наклон сугубо индивидуален для каждой лодки. Подбирается только опытным путём.

С точки зрения центровки это совершенно справедливо.

 

.....Небольшой наклон (до 8-10 градусов) в корму с точки зрения аэродинамики может быть полезен. Хотя некоторые пишут, что у них должна стоять столбом.......

Скорее всего не "может", а можно сказать полезен на острых курсах.

 

Если предположить, что мачта строго вертикальна, лодка идёт без крена острым курсом, т.е. на парусе имеется некая аэродинамическая сила, то её вектор будет расположен параллельно воде, а по осям трехмерного пространства она будет проектироваться как тяга (Т), сила дрейфа (Д) и (НОЛЬ) на вертикальную ось.

Screen.png

Если учесть, что яхта всегда (кроме легких швертботов) идёт с креном под ветер, то на мачте, установленной без наклона к корме, работающий парус расположится таким образом, что вектор полной аэродинамической силы получит наклон к воде и его проекция на вертикальную ось уже не будет равна нулю, как то изображено на известной схеме (Fв), и эта сила будет ещё больше способствовать наклону паруса к воде, что не есть хорошо.

image012.gif

 

В случае же изначального наклона мачты к корме, вектор полной аэродинамической силы будет (при отсутствии крена) отклонен на некоторый угол вверх, который (угол) при возникновении крена лодки под ветер будет уменьшаться, вплоть до нуля. Т.е. наклон мачты к корме обеспечивает в некотором диапазоне крена отсутствие дополнительной "кренящей" силы (Fв). 

 

При вооружении лодки парусом "клешня" появляется возможность более точно расположить парус в пространстве таким образом (наклоняя его плоскость к корме), чтобы обнулить силу (Fв) , либо направить её вверх (например при избыточной силе ветра). 


  • 1

#20 FStager

FStager

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 707 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 10 января 2019 - 21:25

Сначала при надобности двигаем мачту взад-вперёд по степсу, потом уточняем настройку наклоном.

Но это же другое дело! Наклоняем не потому, что дырки кончились, а потому, что дырки реже, чем хочется.

Но у меня всё же 4 позиции установки где-то на ту же длину степса. Каждый раз мне хочется поставить на одну вперёд, и каждый раз я боюсь, что не смогу достаточно наклонить назад, если не понравится.
  • 0

#21 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 112 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 10 января 2019 - 21:41

Но это же другое дело! Наклоняем не потому, что дырки кончились, а потому, что дырки реже, чем хочется.

Но у меня всё же 4 позиции установки где-то на ту же длину степса. Каждый раз мне хочется поставить на одну вперёд, и каждый раз я боюсь, что не смогу достаточно наклонить назад, если не понравится.

А мачта сквозная? Тогда продлевать пяртнерс.  У гонщиков это просто!  :D  Надо - значит надо! А вот пилить дорогого круизёра - тут задумаешься - надо ли...

А если степс на палубе - то вроде бы проблем с наклоном назад не должно быть. Пока штаг не кончился!  :)


  • 1

#22 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 597 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 10 января 2019 - 22:21

...мачты с бермудским вооружением насколько они наклоняются?

По мне так всё очень просто. Для снижения индуктивного сопротивления, идеальная форма крыла в плане - это эллипс. Наклон мачты назад, особенно в верхней части, а так же модные ныне "серпы" с латами в районе файлового угла, приближают форму паруса к эллипсу.
Это касается бейдевинда на рабочих углах крена судна. На однокорпусном судне при крене мачта сама собой получает завал назад, относительно набегающего потока, поэтому установочный угол завала может быть небольшой. Катамараны почти не кренятся, поэтому на них установочный завал больше, как и на швертботах, которые предполагается вести без крена.
Чем длиннее гик - тем больше угол завала мачты.
Имхо естественно.

Сообщение отредактировал свободник: 11 января 2019 - 00:28

  • 0

#23 FStager

FStager

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 707 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 11 января 2019 - 00:23

А если степс на палубе - то вроде бы проблем с наклоном назад не должно быть. Пока штаг не кончился!  :)

Нет, мачта, конечно, не сквозная, степс на палубе. Но там этот... капот... брызговик... А! Спрейхуд! Так гик его задевает, если мачту слишком назад наклонить.
  • 0

#24 В. Мельников

В. Мельников

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 013 сообщений
  • Из:Toronto
  • Судно: Lagoon 380
  • Название: Ariadna

Отправлено 11 января 2019 - 00:46

Как вариант: Выйти с опытным яхтсменом, желательно имеющим достаточно богатый гоночный опыт...

В 1984 году получили на Сахалин четыре Конрада 25. Согласуясь с собственным опытом и прикидываясь на соперниках нашей малочисленной группы отстроили свою лодку и выиграли Малый Кубок Сахалина. Воодушевленные, привезли лодку во Владивосток и тут незадача - обьезжают нас! Пошли шпионить на какой дырке у соперников мачты в степсе. Оказалось - на второй, а у нас на третьей! Переставили и поехали. А так бы без прикидок на сильных гонщиков и ходили бы медленнее чем возможно, ведь правильно заметили - инструментально не определить где лучший вариант, только в спарринге.
  • 0

#25 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 14 582 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 11 января 2019 - 03:50

Кстати, если уж пошла такая пьянка(тм)

----------------------

Действительно - вернемся к нашим баранам :)

Шхуна: как правильно настроить мачты?

post-62252-0-14949900-1547151233_thumb.j

и смотреть ни на что не надо, просто эксплуатировать, мачты меж собой по топу связаны,

для центровки достаточно рифов, и стаксель наверное можно сменить на меньший..


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей


    Yandex (1)