Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Угол установки мачты для бермудского вооружения

яхта настройка такелаж мачта

Сообщений в теме: 104

#26 Игорь К.

Игорь К.

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 16 475 сообщений
  • Из:Челябинск

Отправлено 11 января 2019 - 08:01

Чем длиннее гик - тем больше угол завала мачты.
Имхо естественно.

имеет смысл дабы ноком на полных не ложиться на воду...,

и могу предположить что даже при потравленных парусах с сильнонаклонённой мачтой будет сохраняться тяга вперёд..


  • 0

#27 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 11 января 2019 - 08:58

Нет, мачта, конечно, не сквозная, степс на палубе. Но там этот... капот... брызговик... А! Спрейхуд! Так гик его задевает, если мачту слишком назад наклонить.

Чтоб не перешивать грот, ИМХО можно после наклона мачты вытащить грот из ликпаза гика (если нижняя в ликпазе), поднять гик топенантом как хочется, примерить на гроте место "нового" шкотового угла , и поставить дополнительный люверс в "новом" шкотовом углу. Прихватить за него грот к гику стропкой, и за него же закрепить грота-шкот.  А "лишнее мясо" подвязать к гику. Походить. Если понравится - отрезать лишнее. Если нет и захочется вернуть всё на место - в парусе останется всего лишь. лишний люверс. :)


  • 0

#28 2191

2191

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 736 сообщений
  • Из:Сталинград
  • Судно: СТ-25 Поларис
  • Название: Граф

Отправлено 11 января 2019 - 09:24

В 1984 году получили на Сахалин четыре Конрада 25. Согласуясь с собственным опытом и прикидываясь на соперниках нашей малочисленной группы отстроили свою лодку и выиграли Малый Кубок Сахалина. Воодушевленные, привезли лодку во Владивосток и тут незадача - обьезжают нас! Пошли шпионить на какой дырке у соперников мачты в степсе. Оказалось - на второй, а у нас на третьей! Переставили и поехали. А так бы без прикидок на сильных гонщиков и ходили бы медленнее чем возможно, ведь правильно заметили - инструментально не определить где лучший вариант, только в спарринге.

Я там писАл про первичную настройку по ощущениям и по приборам (лаг, ЖПС), чтоб хоть паруса прилично стояли и тянули, и лодка ехала...

 

А спарринг - это естественно.

Подглядеть у более быстрых соперников, да и "выпытать" у них за "рюмкой чая" какие-нибудь секреты - эт само-собой! :D

 

Вторая дырка - наше всё! :D


  • 1

#29 greylonly

greylonly

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 7 419 сообщений
  • Из:Anapa.ru
  • Судно: Гипербореец
  • Название: Последний из Рода

Отправлено 11 января 2019 - 10:01

 

 

Вторая дырка - наше всё! :D

Извращенцы!


  • 1

#30 Kirilius83

Kirilius83

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 5 192 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург
  • Судно: Полярис СТ-25
  • Название: Модерна

Отправлено 11 января 2019 - 10:13

Фигасе у вас настройки...
Шаг по степсу - 10см., а наклонять мачту я могу на градус.

а вы посчитайте, сколько градусов дадут эти ваши 10 см)))

на 10 метров мачты - 100 мм дадут всего 34 минуты.


  • 0

#31 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 11 января 2019 - 14:25

В парус воткнул (и закрепил) булавку, изображающую аэродинамическую силу (АС) и зафиксировал различные положения паруса.

Вот что получилось на курсе бейдевинд. (Стрелка АС указывает положение булавки)

1. Мачта стоит вертикально, крена нет.      

2. Мачта не завалена, имеется крен.         

3. Мачта завалена к корме, крена нет.                         

4. Мачта завалена к носу, крена нет.                             

5. Мачта завалена к корме, имеется крен. 

Итого:

- любой парус "заваленный к корме" (в том числе стаксели), при ветровом крене лодки компенсирует (в некотором диапазоне углов крена и завала мачты) кренящую силу (момент), возникающую за счет проекции аэродинамической силы на вертикальную ось;

- паруса, допускающие возможность регулировки положения в трехмерном пространстве (виндсерфер, клешня), могут компенсировать эту силу полностью.

 

Прикрепленные изображения

  • вертикаль.png
  • вертикаль.крен.png
  • вертикаль завал к корме.png
  • вертикаль завал на нос.png
  • корма и крен.png

  • 0

#32 анатольевич7

анатольевич7

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 243 сообщений
  • Из:саратов
  • Судно: полутонник,тримаран
  • Название: westa

Отправлено 11 января 2019 - 21:55

Полностью согласен со СВОБОДНИКОМ.По Мархаю оптимальная форма паруса в плане -это парабола.Наклоняя мачту мы как-бы приближаемся к параболе(уменьшаем индуктивное сопротивление).Это все справедливо для лавировки.На фордевинде все наоборот:мачту наклоняют вперед.Посмотрите видео гонок звездников: бакштаги все растравленны,мачта улетает вперед.То же видел на драконах.

Вывод.То что выиграете на лавировке,наклоном мачты назад,проиграете на фордаке.Поэтому, не мудруствуя, ставьте мачту перпендикулярно.


  • 0

#33 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 693 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 11 января 2019 - 22:45

В парус воткнул (и закрепил) булавку, изображающую аэродинамическую силу (АС) и зафиксировал различные положения паруса.
Вот что получилось на курсе бейдевинд. (Стрелка АС указывает положение булавки)
1. Мачта стоит вертикально, крена нет.      
2. Мачта не завалена, имеется крен.         
3. Мачта завалена к корме, крена нет.                         
4. Мачта завалена к носу, крена нет.                             
5. Мачта завалена к корме, имеется крен.

Какая-то булавка у вас странная, то перпендикулярна, то не перпендикулярна поверхости паруса. А должна быть перпендикулярна, скажем так, плоскости, проведённой через три его угла, при любых углах его наклона.

Итого:
- любой парус "заваленный к корме" (в том числе стаксели), при ветровом крене лодки компенсирует (в некотором диапазоне углов крена и завала мачты) кренящую силу (момент), возникающую за счет проекции аэродинамической силы на вертикальную ось;
- паруса, допускающие возможность регулировки положения в трехмерном пространстве (виндсерфер, клешня), могут компенсировать эту силу полностью.

1. Наклонённая в корму мачта прежде всего имеет меньший размах относительно ветрового потока, или, говоря простым языком, её эффективная высота уменьшается. А значит - уменьшается максимальная аэродинамическая сила, которую ветер данной силы способе создать на парусе. Крен конечно от этого уменьшится, но и тяга паруса тоже уменьшится, а это не совсем то, чего от паруса ожидают, ибо парус придумали не для того, чтобы он меньше кренил лодку, а для того, чтобы он тянул её вперёд. То есть, этот фактор наклона работает в минус для скорости яхты.
2. При некоторых условиях (зависит от скорости ветра, формы сечения мачты и конструкции её сопряжения с парусом) небольшой наклон мачты способен улучшить её обтекание за счёт уменьшения размеров зоны локального отрыва потока сразу за подветренной стороной мачты. Здесь фактор наклона работает в плюс, хотя эффект его довольно слабый и не постоянный.
3. Вместе с размахом при наклоне уменьшается и удлинение паруса, а значит, ухудшаются лавировочные качества парусного вооружения. Это фактор - в минус скорости при движении с острым вымпельным ветром.
4. При наклоне уменьшается высота центра давления, следовательно и плечо кренящего момента АД силы. Этот фактор, хотя и слабый, в плюс скорости, особенно если ветра навалом.
5 Вертикальная составляющая АД силы может как уменьшать кренящий момент, если центр давлений находится с подветра от ЦБС, так и увеличивать его, если центр давлений находится с наветра от ЦБС. В любом случае кренящий момент создаётся не только вертикальной, но и горизонтальной составляющей АД сил, поэтому рассматривать кренящий момент следует учитывая не только обе составляющие, но и их плечи. Так на парусной доске обе составляющие практически всегда (кроме чистого фордака) работают на увеличение кренящего момента и ни при каком положении паруса его не "компенсируют".

Все эти рассуждения о пользе или вреде наклона мачты можно распечатать и выбросить в корзинку для мусора, если наклон мачты ухудшил центровку лодки; только ради улучшения центровки имеет смысл менять наклон мачты, если другими, более простыми действиями, нужной центровки добиться не удаётся.
  • 2

#34 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 693 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 11 января 2019 - 22:51

По мне так всё очень просто. Для снижения индуктивного сопротивления, идеальная форма крыла в плане - это эллипс.
...

 
 

Полностью согласен со СВОБОДНИКОМ.По Мархаю оптимальная форма паруса в плане -это парабола.Наклоняя мачту мы как-бы приближаемся к параболе(уменьшаем индуктивное сопротивление).
...


То есть, вы согласны, что эллипс это парабола?
А вот по Мунку оптимальная форма в плане не имеет значения для индуктивного сопротивления. Имеет значение только распределение подъёмной силы по размаху.
  • 0

#35 BUNA

BUNA

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 937 сообщений
  • Из:SPb
  • Судно: надувная лодка
  • Название: BUNA

Отправлено 11 января 2019 - 23:11

 

Еще раз повторю, что небольшой наклон в корму бермудского паруса положительно влияет на аэродинамику. Но это инстументально почти не фиксируется и представляет интерес только для гонщиков.

Вово.

Когда приходы последние начинают мачту наклонять. Смотреть как у лидера. Лидер обычно сильно веселится и крутит ванты и штаг перед слипом.


Сообщение отредактировал BUNA: 11 января 2019 - 23:11

  • 1

#36 свободник

свободник

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 906 сообщений
  • Из:село Пивань
  • Судно: катамаран
  • Название: Тэмтигэ

Отправлено 11 января 2019 - 23:41

...идеальная форма крыла в плане - это эллипс ..

...По Мархаю оптимальная форма паруса в плане -это парабола...

Анатольевич, спасибо что поправили. Конечно же я имел ввиду параболу. Просто забыл как называется :)

...На фордевинде все наоборот:мачту наклоняют вперед.Посмотрите видео гонок звездников: бакштаги все растравленны...

На фордевинде, при гибкой мачте, растравливание бакштагов и улетаете мачты вперёд связано с желанием увеличить "пузо" обоих парусов.

А вот по Мунку оптимальная форма в плане не имеет значения для индуктивного сопротивления. Имеет значение только распределение подъёмной силы по размаху.

При мягком парусе навряд ли можно получить желаемые профиля и углы атаки по высоте (размаху) для получения желаемого распределения подъемной силы. Так что можно Мунка оставить в покое :)

Сообщение отредактировал свободник: 12 января 2019 - 00:03

  • 0

#37 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 11 января 2019 - 23:46

1. Наклонённая в корму мачта прежде всего имеет меньший размах относительно ветрового потока, или, говоря простым языком, её эффективная высота уменьшается. 
3. Вместе с размахом при наклоне уменьшается и удлинение паруса, а значит, ухудшаются лавировочные качества парусного вооружения. 

Это не так. Для треугольного (бермудского) паруса, у которого гик расположен перпендикулярно мачте или наклонен вниз, при наклоне мачты в корму вертикальный размер паруса растет. За счет того, что шкотовый угол опускается сильнее, чем фаловый. Поэтому растет и размах, и удлинение. Т.е. те пункты, которые Вы привели, как минус на деле тоже дают плюс.

Кроме того гик начинает обтекаться как передняя шкаторина. С оговорками, естественно. Поэтому перетекание через него уменьшается.

Отсюда имеем только плюсы.  :)


  • 1

#38 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 693 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 12 января 2019 - 00:34

...
При мягком парусе навряд ли можно получить желаемые профиля и углы атаки по высоте (размаху) для получения желаемого распределения подъемной силы. Так что можно Мунка оставить в покое :)

Ну тогда и эллипс с гиперболой вспоминать нет смысла, потому что индуктивное сопротивление от формы паруса с "нежелаемым" профилем и абы какими углами атаки зависеть будет, как "карта ляжет".
  • 0

#39 lop

lop

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 4 693 сообщений
  • Из:Колпино
  • Судно: парусная доска

Отправлено 12 января 2019 - 00:39

Это не так. Для треугольного (бермудского) паруса, у которого гик расположен перпендикулярно мачте или наклонен вниз, при наклоне мачты в корму вертикальный размер паруса растет. За счет того, что шкотовый угол опускается сильнее, чем фаловый. Поэтому растет и размах, и удлинение. Т.е. те пункты, которые Вы привели, как минус на деле тоже дают плюс.
Кроме того гик начинает обтекаться как передняя шкаторина. С оговорками, естественно. Поэтому перетекание через него уменьшается.
Отсюда имеем только плюсы.  :)

Ну да, ну да. Лишь бы было куда гик опускать.
Ещё большие плюсы в этом плане, очевидно, получатся, если грот развернуть задней шкаториной вперёд. Это сулит значительное увеличение размаха и удлинения. И почему до этого никто не додумался?
  • 0

#40 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 12 января 2019 - 00:44

Какая-то булавка у вас странная, то перпендикулярна, то не перпендикулярна поверхости паруса. А должна быть перпендикулярна, скажем так, плоскости, проведённой через три его угла, при любых углах его наклона.

 

Ничего странного в булавке нет. 

Как поставил в уголок мачту-карандаш после фотографирования, так больше и не трогал.

Сейчас вот посмотрел - попердикулярно таки плоскости торчит. Во всяком случае, положение этого "железного вектора" на модели зафиксировано жестко, ни во время съемки, ни после, не менялось. Такие вот дела....

Оптический обман видать. Как раз на фото где есть завал на нос или в корму.

Повторите опыт и убедитесь лично.


  • 0

#41 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 12 января 2019 - 00:51

Ну да, ну да. Лишь бы было куда гик опускать.
Ещё большие плюсы в этом плане, очевидно, получатся, если грот развернуть задней шкаториной вперёд. Это сулит значительное увеличение размаха и удлинения. И почему до этого никто не додумался?

Так, что ли?

2.jpg

Не вопрос, давно додумались. :)


  • 0

#42 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 января 2019 - 00:53

Чтоб не перешивать грот, ИМХО можно после наклона мачты вытащить грот из ликпаза гика (если нижняя в ликпазе), поднять гик топенантом как хочется, примерить на гроте место "нового" шкотового угла , и поставить дополнительный люверс в "новом" шкотовом углу. Прихватить за него грот к гику стропкой, и за него же закрепить грота-шкот.  А "лишнее мясо" подвязать к гику. Походить. Если понравится - отрезать лишнее. Если нет и захочется вернуть всё на место - в парусе останется всего лишь. лишний люверс. :)

Иметь такой люверс - это нормально. Не нормально, скорее - не иметь. Но, разумеется, просто "поставить дополнительный люверс в "новом" шкотовом углу" тем, у кого его нет - не получится.
Но я думаю, что если настройку мачты производить отрезанием кусков от грота, грота надолго не хватит. Лучше отпилить гик.
  • 0

#43 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 885 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 12 января 2019 - 00:54

Действительно - вернемся к нашим баранам :)

Шхуна: как правильно настроить мачты?

attachicon.gif1108-30.jpg

attachicon.gif1108-29.jpg

А шхуну "Ленинград" (Надежда) помнишь?


  • 0

#44 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 12 января 2019 - 00:55

....... парус придумали не для того, чтобы он меньше кренил лодку, а для того, чтобы он тянул её вперёд. .........

 

А рифы, как и тормоза, придумали трусы.


  • 0

#45 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 12 января 2019 - 00:57

Ещё большие плюсы в этом плане, очевидно, получатся, если грот развернуть задней шкаториной вперёд. Это сулит значительное увеличение размаха и удлинения. И почему до этого никто не додумался?

Как никто? У Вас на серферах так и сделано.  Не замечали?  :P


  • 0

#46 FStager

FStager

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 777 сообщений
  • Из:Москва

Отправлено 12 января 2019 - 00:58

а вы посчитайте, сколько градусов дадут эти ваши 10 см)))
на 10 метров мачты - 100 мм дадут всего 34 минуты.

И?
  • 0

#47 БАР

БАР

    Яхтенный капитан

  • Инженер
  • 25 657 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: СТ-31э
  • Название: Авось

Отправлено 12 января 2019 - 01:01

А шхуну "Ленинград" (Надежда) помнишь?

110-1093_IMG.JPG


  • 0

#48 утлюк

утлюк

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 3 096 сообщений
  • Из:Киев
  • Судно: карликовая яхта
  • Название: БУТУЗИК

Отправлено 12 января 2019 - 01:33

Шесть градусов наклон мачты к корме и 70о угол раствора задней "клешни" (по фото) :D

Красавец!


  • 0

#49 Анатолий Анимица

Анатолий Анимица

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPip
  • 216 сообщений
  • Из:Мариуполь
  • Судно: Т3
  • Название: Арго

Отправлено 12 января 2019 - 01:34

Ruddi вам ссылку прислал: https://cloud.mail.r.../Gzvg/syXcraSE8 - на Лухманова


  • 3

#50 Vada

Vada

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 6 885 сообщений
  • Из:С-Петербург
  • Судно: Maxi 84
  • Название: Ласточка

Отправлено 12 января 2019 - 01:51

А Красотку? :)


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей