Вот набросал схемку вариантов вооружения, о чем спрашивал. Лодка 30фт. Хочется продумать комплект, типа круизного вооружения описанного у Рейнке. Но на современный лад, когда стаксель на закрутке, и другой парус на него не поставишь.
Это я к тому что насколько разные свойства можно заложить в вроде бы одну типовую схему.
Мне кажется, большой количество парусов еще больше несовместимо с круизингом, чем бакштаги.
Если вы хотите паруса под минимум телодвижений - то это грот и два стакселя на закрутках - большая топовая генуя на закрутке под хорошую погоду, и стаксель 3/4 опять же на закрутке под свежую погоду и лавировку. + продуманная схема рифления, в идеале одной веревкой. Два рифа должны быть заведены, первый должен оч легко браться (он самый ходовой), второй берется когда надо далеко идти в сильный ветер (когда близко - проще вообще убрать грот и под мотором/стакселем вернуться), третий риф можно заранее не заводит - это резерв на совсем крайний случай, когда прижмет можно и руками веревочки привязать, просто надо заранее потренироваться.
Если вы не хотите обойтись без бакштагов и при этом не топовый стаксель - то у вас будут развернуты краспицы в корму. Не хотите класть грот на ванты - ну так просто не травите гикашкот на фордаке.
Есть еще вариант двух топовых штагов парралельно (один чуть правее, другой чуть левее), на одном закрутка с генуей на втором со стакселем. Плюсом - стаксель не мешает переносить геную и имеете топовое вооружение без бакштагов и без развернутых краспиц, минусом - стаксель стоит на самом носу, дальше от ЦБС. Кстати, на случай шторма можно иметь беби-штаг для штормового стакселя, ближе к мачте, который убирать в хорошую погоду - на одной лодке мы так практиковали. Но там были бакштаги, хотя наверно можно пару вант слегка отнести в корму.
А куча дополнительных парусов, которые вы хотите - это не круизинг, это уже скорее гоночный вариант. Постановка и уборка парусов со свободной передней шкаториной - сложнее и требует заметной подготовки экипажа. Если стоит задача периодически гонятся (или просто активно кататься, с ветерком) на круизной лодке - то да, основное вооружение просто и заточено под круиз, а для скорости берется соответствующая команда и ставятся доп паруса, там тогда и спинакер и геннакер уже в тему. А именно для круиза доп паруса вообще мимо.
Но как мне кажется,, лучше сразу сделать лодку с прицелом на скорость, а потом просто не ставить большие паруса в круизе. И опять же, простота управления зависит не сколько от типа паруса, сколько от технического оснащения. Аналогично с ЦП - не выйдет так просто взять и переделав вооружение резко понизить ЦП, иначе так бы давно делали в том числе и гонщики, им же это тоже выгодно. Что бы уменьшить крена - надо просто ставить меньше парусов. Если лодка планируется под слабые ветра - просто делают мачту по длинее, особенно если еще и под закрытую акваторию, а в сильный ветер берутся рифы. Минусы в виде регулярного хождения зарифившись и мешающей в шквал верхушки мачты не так уж критичны, можно потерпеть. Альтернатива - меньше площади парусов, под свежий ветер. а в слабый вообще моторить. Оч многое зависит от акватории, где ходить.