Ну так разговор и идет чтоб обойтись не большим количеством, а необходимым. Взять изначально паруса по больше-так собственно производители и делают, с точки здравого смысла вообще неправильно. Им понятно лучше, они деньги зарабытывают, а нам зачем. Каждый метр мачты и закруток имеет вес понижающий остойчивость и приличную стоимость. Большие паруса на раксах хороши тем что их как раз легко убрать в случае внезапного усиления ветра. Дернул фал-парус потух и опал (шкот не отпускаем, есть такой способ). Описание когда выскочили из-за острова на сильный ветер и не могут смотать геную довольно часто слышишь.
Площадь лавировочного комплекта нужно четко подгонять под задачи. В виде дополнительных сейчас повсеместно код зеро и генакер. Но оба имеют высокий ЦП и кренящий момент. Поэтому думается что вариант вольвовцев с несколькими стакселями с низким ЦП вполне не плох. По крайней мере на вид едут они ровнее чем порой лежащие на боку имоса60, где парусов обычно меньше но больших.
Это все слегка отрывается от реальности. В теории - рассуждения может и правильные, но на практике работают плохо.
Большую мачту ничем не переплюнешь, т.к. все доп паруса работать будут менее эффективно. Тем более что вверху ветра больше, и низкий ЦП остается без ветра во многих случаях. И кстати, верхушка легко обезветривается, просто потравив шкот.
Делая большой доп парус - вы во первых не делаете его эффективным (это как бы брут форс - грубое решение в лоб), а во вторых как раз и попадаете на сложность уборки при усилении ветра. Независимо от крепления - любое нормальное крепление одинаково работает. При любом креплении парус на ветру сам не упадет, и потребует заметных усилий для уборки руками. И если условно "гонщики" к этому привыкли и это умеют, а круизеров/чайников проблемы и возникают - в легкий ветерок парус ставиться легко, что дает ощущение легкости уборки, и для них неочевидно когда уже пора убирать парус. Они начинают убирать когда лодка вообще с ним идти уже не может - и без умения и знаний им это сделать проблематично. Буквально становятся заложниками большого паруса. А гонщики мало того что умеют это делать. так и сделают это раньше,пока убрать проще.
Как раз выгоднее ставить эффективный парус - тогда можно сделать его меньшей площади. А ставя менее эффективный парус - придеться делать его площадью больше, со всеми вытекающими. И паруса со свободной передней шкаториной - менее эффективны на острых курсах. Но и на фордаке - они тоже проигрывают спинакеру, и не особо лучше генуи. А ходить на истинных полных курсах вымпельным бейдевиндом, как делают гонщики под геннакером - нужна легкая лодка, что несовместимо с круизингом, по крайней мере в наших небольших размерах. В результате геннакер есть, управлять им не так просто, а толку - так себе. И обычная генуя может быть не хуже, но меньшей площади. В любом случае, если вы не можете легко свернуть геную на закрутку (тут кстати еще вопрос качества закрутки - тоже не маловажно), то и убрать любой другой парус тоже будет не так легко.
И самое главное - паруса надо заранее убирать, а это мало кто делает, чаще всего не смотрят по сторонам, и более сильный ветер за островом становиться неожиданностью - хотя вообще что это элементарно предсказывается, и сворачивается генуя еще за островом. И проблема в этом, в элементарной морской практике в первую очередь, и кивание на оборудование - часто "с больной головы на хорошую".
Ну вот вы сами и ответили, доп паруса очень специфичны))) Только не путайте крен и остойчивость - вы же понимаете, что закренить ветром можно любую лодку, и на любой лодке можно идти без крена, это корректируется парусами на ходу, и заложенным балластом при проектировании. Если у вас высокий ЦП - ну в проекте просто бульбу потяжелее заложить для компенсации, и все, при этом с более высоким ЦП вы получите и более высокую скорость. Хотите лодку полегче - ну сделаете бульбу меньше, парусов меньше, так потеряете в скорости. Но если вы будете загонятся над низким ЦП парусов - то вы рискуете сделать неэффективные паруса, при при низком ЦП сильно потеряете в скорости, ничего не приобретя в замен (придется ставить паруса большей площади и крен может оказаться выше, чем был бы при высоком ЦП). Взаимосвязь ЦП=крен это миф! Есть взаимосвязь площадь+ЦП-Балласт=Крен! Играть надо тремя параметрами, а не одним. Ну и не очевидная для многих вещь - имея лодку с грассирующими обводами вы будете вынуждены идти без крена для максимальной скорости. Поэтому если гоночная лодка идет без крена - это не значит что она более остойчива, они просто поставили такие паруса что бы идти без крена.