В старые далекие времена, когда я был маленький и кудрявый и только начинал ходить под парусами, один из моих учителей - парусников, которого все за глаза называли "Звездочет", сказал мне, поставив кед на котелок КМ-127: "У тебя есть глаза, уши, на небе светила, облака, а на лодке -паруса, которые ты видишь и должен научиться чувствовать, едь по ним, компас - только для контроля, не научишься сейчас - дальше толку из тебя не получиться", после чего снимал кед раз в 30 минут, чтобы я сам себя проконтролировал. Нас так учили... ГПС тогда не было, ходили по счислению, радиопеленгаторам, компасу и бумаге. Характеристики основных огней на море знали, да и "Огни и знаки" региона вместе с лоцией и картами возили всегда и интересовались, что там. Как счас помню, радиопеленгатор был на базе приемника ВЭФ.
Сейчас пофигу, я по характеру волнения могу и на бакштаге в темноте ходить без особых проблем, так, иногда переднюю подсвечиваешь фонарем для контроля колдунов, проще с румпальником, есс-но, а вот фордак под спинчем в дутье и темноту не люблю - самый не стабильный курс. ГПС, как правило, в районах без навигационных опасностей и с известными глубинами - выключаем.