Первая лодка должна быть чужая. Как и вторая и третья и четвертая. Т.к. в самом начале опыт набирается быстрее всего и приоритеты меняются диаметрально. А когда хотелки оформятся - тогда и советы других людей не потребуются при выборе, т.к. каждый кулик своё болото хвалит.
Покупать первую лодку без опыта крайне контрпродуктивно, если стоит цель научиться ходить под парусами. Но как правило такой задачи и не стоит, в списке истинных приоритетов ходьба под парусами на заднем плане.
Ну а дальше всё просто.
Чтобы быстро ходить под парусами нужно уметь ими пользоваться и быть готовым идти на жертвы ради сохранения динамических характеристик лодки. Это могут быть жертвы в плане комфорта, в плане стоимости содержания, в плане подбора команды.
Высокие скорости не комфортны, и поэтому мейнстрим-круизинг спокойно себе ограничивается скоростями до 10 узлов, пытаясь увеличить комфорт именно в этом диапазоне. Но результат получается противоположный, комфортное хождение возможно в очень небольшом ветровом диапазоне. Иначе или плетёмся еле-еле, или сильная качка и бунт пассажиров.
Но 80% времени на стоянке это 80% на стоянке.
У любителей "дешёвых шведских лодок" другая крайность, берётся то на что хватает денег, и дальше начинается плохо маскируемая тоска по более современным проектам лодок, лучше подходящим под требования этих людей. Ну а так как бюджета на серъезную доводку такой лодки нет, равно как и на замену на что-то более подходящее, то эта тоска выливается в такие вот исповеди, которые мы тут видим.
Так что если Вы выбираете первую лодку лодку, и паруса не в приоритете - берите что-то максимально комфортное для жизни на борту, пусть и уродливое и не ходкое. Если паруса в приоритете - не покупайте крейсерскую лодку, поучавствуйте в регатах на других чтобы понять какой именно баланс скорости-комфорта для вас будет приемлемым. Либо может вообще в дейсэйлоры уйти (спорт швертботы и катамараны), там порог вхождения сильно ниже, а опыт растёт не по часам. Ну а если стоите перед выбором брать что есть или не брать вообще - всё же лучше взять что есть, т.к. любая парусная практика лучше её отсутствия, пусть даже на каком-нибудь доисторическом шведском/английском/французском чемодане.
И разделение на плавдачи и дейсэйлоры становится всё ярче и ярче выражено. Ниша быстрых крейсерских лодок невелика, людей способных оценить такой формат весьма немного, а оплатить - ещё меньше. Особняком стоят ребята переделывающие старые офшор рейсеры для жизни на борту. Получается порой весьма интересно.