Наверное, все читали в детстве "Гиперболоид инженера Гарина". Действие начинается в Петрограде 1920-х.
А помните, как, собственно, Гарин бежит из послереволюционного Петрограда за границу?
Дежурный не спеша осмотрел причал. Сдвинул зюйдвестку на нос. Ничего не сказал. Пошел вдоль бонов, считая пальцем яхты. Рубанул рукой по ветру и закричал с невероятной энергией:
— Петька, растяпа ты этакая! Чтоб тебе тридцать раз утонуть в тухлой воде, что же ты смотрел! «Бибигонду» увели, лучшее гоночное судно…
Раньше я не обращал на этот эпизод особого внимания. Бибигонда и Бибигонда. Разве что название смешное.
Но вот наткнулся на такой пост:
https://vk.com/@awoo...nnoi-literature
- где со ссылкой на книгу известного ленинградского яхтсмена Н. Ю. Людевига «Парусный спорт» говорится, что яхта "Бибигонда", точнее, на самом деле, "Бэби-Гонда", существовала в действительности.
Кстати, книга эта доступна в Интернете:
http://www.morkniga....ndex.html#p=210
Ленинградцы имеют разительный пример преимущества этого [бермудского] паруса на «Бэби Гонде». Была яхта как яхта. Для своего класса обладала приличным ходом и во время соревнований была обычно среди первых трёх. Это пока она ходила с гафельным гротом. В 1925 г. ей сшили бермудские паруса. Материал был скверный, жидкий. Площадь сознательно была сделана на 3 м меньше, чем ей полагается.
Тем не менее результат поразительный. С этого момента не было ни разу, чтобы одноклассники её обошли в бейдевинд. Она стала даже бить ряд гораздо больших судов с огромными парусами, которые её раньше обходили как угодно.
Причем оказалось, что это не единственное упоминание этой яхты. В статье Н.Астратова "Жизнь яхтсмена Людевига" ("Катера и Яхты", №№ 159 и 60) она тоже упоминается:
...встретили меня без всякой официальности и сразу же провели к энергичному загорелому человеку с бородкой. Он сам заговорил со мной, спросил, что меня сюда привело, и тут же направил на, как он сказал, "самую красивую яхту". Это была "Бэби-Гонда" — первая у нас яхта с бермудским, а не гафельным вооружением.
Отличительной чертой Н. Ю. Людевига как конструктора было новаторство. В частности, это проявилось в освоении им прогрессивного бермудского вооружения, получившего в 20-х годах распространение в Европе и Америке. В качестве первого эксперимента он спроектировал бермудское вооружение гоночной яхты "Бэби-Гонда"
https://old.katera.r...s/159/159_0.pdf
https://old.katera.r...nes/160/160.pdf
Яхта эта, оказывается, была известна и до революции - она несколько раз упоминается в "Памятной книжке императорского речного яхт-клуба за 1915 год" - вероятно, она там и числилась.
http://fulltext.pl.s..._1915_16084.pdf
Кроме того, на нумизматическом ауционе обнаружился жетон Лиги обновления флота за 1915 год, с гравировкой "«Беби-Гонда» Н. П. Кобылинъ"
http://www.auction-i...offline&i=32485
Казалось бы все понятно.
Но.
Есть еще статья Ю.А.Пантелеева "Рождение советского парусного спорта".
Она была опубликована в "Катерах и Яхтах" №4, за 1965 год.
https://old.katera.r...s/4/kiy004.djvu
Там в очень рреволюционной стилистике описывается, как отбирали яхты у бывших владельцев, но дело не в этом. Есть там такие слова:
В навигацию 1918 года политический горизонт уже прояснился. Победила Советская власть. Яхт-клубы окончательно выявили свое социальное лицо. Демократические яхт-клубы продолжали поддерживать свою спортивную деятельность и вовлекать в нее молодежь. А вот некоторые из членов буржуазных яхт-клубов стали на путь явного вредительства в молодом советском спорте. Многие хозяева больших мореходных яхт удрали на них за границу, к врагам Советской страны. Так, через Ладогу ушла в Финляндию чудесная яхта-тендер «Лорна-Дун» (20 т водоизмещением), а также маленький краснодеревец - гоночная яхта «Бэби-Гонда» (обе из Императорского речного яхт-клуба). Это были не единичные случаи.
И вот тут у меня возник вопрос. Как одна и та же яхта могла быть в 1918 году уведена владельцем в Финляндию, но при этом в 1925 году оказаться в Петрограде-Ленинграде?
У меня есть несколько предположений, но это не больше чем гадания.
- Владелец только пытался уйти на яхте за границу, но ему по каким-то причинам не удалось. В газетах же то ли по недоразумению, то ли в пропагандистских целях описали это как состоявшийся факт, и это так и вспомнилось Пантелееву почти пятьдесят лет спустя.
- Владельца заела ностальгия и во время НЭПа он вернулся. Или, возможно, яхту вернул его сын-наследник или кто-то из членов экипажа (если таковые были)
- Финны вернули яхту. В частности, тот же Людевиг упоминает, что после революции "рабочие организации Финляндии" были одними из первых, кто признал советский парусный спорт, и первая международная регата с советским участием проходила в Финляндии. Может быть, в рамках этого мероприятия и яхту вернули?
Но это все догадки. Может быт, кто-то знаком с историей дореволюционного или послереволюционного яхтинга или просто знает историю яхты "Бэби-Гонда" и сможет прояснить ситуацию?
И кстати, почему она так называлась? Кто такой (такая) Гонда?
P.S. И если Гарин так лихо управился с яхтой, то, может быть, он сам был яхтсменом?
Может быть, это вообще его бывшая яхта?..
Сообщение отредактировал Arseny: 23 февраля 2019 - 13:54