Перейти к содержимому

Фотография
- - - - -

Гиперболоид инженера Гарина, Императорский речной яхт-клуб и яхта "


Сообщений в теме: 9

#1 Arseny

Arseny

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 февраля 2019 - 13:45

Наверное, все читали в детстве "Гиперболоид инженера Гарина".  Действие начинается в Петрограде 1920-х.

А помните, как, собственно, Гарин бежит из послереволюционного Петрограда за границу?

 

 

Дежурный не спеша осмотрел причал. Сдвинул зюйдвестку на нос. Ничего не сказал. Пошел вдоль бонов, считая пальцем яхты. Рубанул рукой по ветру  и закричал с невероятной энергией:

 
— Петька, растяпа ты этакая!  Чтоб тебе тридцать раз утонуть в тухлой воде, что же ты смотрел! «Бибигонду» увели, лучшее гоночное судно… 

 

Раньше я не обращал на этот эпизод особого внимания. Бибигонда и Бибигонда. Разве что название смешное.

Но вот наткнулся на такой пост:

https://vk.com/@awoo...nnoi-literature

- где со ссылкой на книгу известного ленинградского яхтсмена Н. Ю. Людевига «Парусный спорт» говорится, что яхта "Бибигонда", точнее, на самом деле, "Бэби-Гонда", существовала в действительности.

Кстати, книга эта доступна в Интернете:

http://www.morkniga....ndex.html#p=210

 

 

Ленинградцы имеют разительный пример преимущества этого [бермудского] паруса на «Бэби Гонде». Была яхта как яхта. Для своего класса обладала приличным ходом и во время соревнований была обычно среди первых трёх. Это пока она ходила с гафельным гротом. В 1925 г. ей сшили бермудские паруса. Материал был скверный, жидкий. Площадь сознательно была сделана на 3 м меньше, чем ей полагается.

 
Тем не менее результат поразительный. С этого момента не было ни разу, чтобы одноклассники её обошли в бейдевинд. Она стала даже бить ряд гораздо больших судов с огромными парусами, которые её раньше обходили как угодно.

 

Причем оказалось, что это не единственное упоминание этой яхты. В статье Н.Астратова "Жизнь яхтсмена Людевига" ("Катера и Яхты", №№ 159 и 60) она тоже упоминается:

 

 

...встретили меня без всякой официальности и сразу же провели к энергичному загорелому человеку с бородкой. Он сам заговорил со мной, спросил, что меня сюда привело, и тут же направил на, как он сказал, "самую красивую яхту". Это была "Бэби-Гонда" — первая у нас яхта с бермудским, а не гафельным вооружением. 

 

 

Отличительной чертой Н. Ю. Людевига как конструктора было новаторство. В частности, это проявилось в освоении им прогрессивного бермудского вооружения, получившего в 20-х годах распространение в Европе и Америке. В качестве первого эксперимента он спроектировал бермудское вооружение гоночной яхты "Бэби-Гонда"

 

https://old.katera.r...s/159/159_0.pdf

https://old.katera.r...nes/160/160.pdf

 

Яхта эта, оказывается, была известна и до революции - она несколько раз упоминается в "Памятной книжке императорского речного яхт-клуба за 1915 год" - вероятно, она там и числилась.

 

http://fulltext.pl.s..._1915_16084.pdf

 

Кроме того, на нумизматическом ауционе обнаружился жетон Лиги обновления флота за 1915 год, с гравировкой "«Беби-Гонда» Н. П. Кобылинъ"

http://www.auction-i...offline&i=32485

 

Казалось бы все понятно.

Но.

Есть еще статья Ю.А.Пантелеева "Рождение советского парусного спорта".

Она была опубликована в "Катерах и Яхтах" №4, за 1965 год.

https://old.katera.r...s/4/kiy004.djvu

 

Там в очень рреволюционной стилистике описывается, как отбирали яхты у бывших владельцев, но дело не в этом. Есть там такие слова:

 

 

В навигацию 1918 года политический горизонт уже прояснился. Победила Советская власть. Яхт-клубы окончательно выявили свое социальное лицо. Демократические яхт-клубы продолжали поддерживать свою спортивную деятельность и вовлекать в нее молодежь. А вот некоторые из членов буржуазных яхт-клубов стали на путь явного вредительства в молодом советском спорте. Многие хозяева больших мореходных яхт удрали на них за границу, к врагам Советской страны. Так, через Ладогу ушла в Финляндию чудесная яхта-тендер «Лорна-Дун» (20 т водоизмещением), а также маленький краснодеревец - гоночная яхта «Бэби-Гонда» (обе из Императорского речного яхт-клуба). Это были не единичные случаи.

 

И вот тут у меня возник вопрос. Как одна и та же яхта могла быть в 1918 году уведена владельцем в Финляндию, но при этом в 1925 году оказаться в Петрограде-Ленинграде?

 

У меня есть несколько предположений, но это не больше чем гадания.

- Владелец только пытался уйти на яхте за границу, но ему по каким-то причинам не удалось. В газетах же то ли по недоразумению, то ли в пропагандистских целях описали это как состоявшийся факт, и это так и вспомнилось Пантелееву почти пятьдесят лет спустя.

- Владельца заела ностальгия и во время НЭПа он вернулся. Или, возможно, яхту вернул его сын-наследник или кто-то из членов экипажа (если таковые были)

- Финны вернули яхту. В частности, тот же Людевиг упоминает, что после революции "рабочие организации Финляндии" были одними из первых, кто признал советский парусный спорт, и первая международная регата с советским участием проходила в Финляндии. Может быть, в рамках этого мероприятия и яхту вернули?

 

Но это все догадки. Может быт, кто-то знаком с историей дореволюционного или послереволюционного яхтинга или просто знает историю яхты "Бэби-Гонда" и сможет прояснить ситуацию?

 

И кстати, почему она так называлась?  Кто такой (такая) Гонда?

 

P.S. И если Гарин так лихо управился с яхтой, то, может быть, он сам был яхтсменом?

Может быть, это вообще его бывшая яхта?.. :)

 

Прикрепленные изображения

  • Жетон яхты Бэби-Гонда.jpg

Сообщение отредактировал Arseny: 23 февраля 2019 - 13:54

  • 7

#2 Ptr

Ptr

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 676 сообщений
  • Из:Моск. обл.
  • Судно: - Спутник-15
  • Название: -

Отправлено 23 февраля 2019 - 14:05

P.S. И если Гарин так лихо управился с яхтой, то, может быть, он сам был яхтсменом?

Может быть, это вообще его бывшая яхта?.. :)

Надо внимательно изучать биографию автора "Гиперболоида..." Автор - персонаж реальный, в отличие от Гарина.

Не помню где, читал что в "Золотом ключике " все герои списаны с представителей тогдашней театрально-литераторской тусовки.


  • 0

#3 Arseny

Arseny

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 февраля 2019 - 14:30

Надо внимательно изучать биографию автора "Гиперболоида..." Автор - персонаж реальный, в отличие от Гарина.

Не помню где, читал что в "Золотом ключике " все герои списаны с представителей тогдашней театрально-литераторской тусовки.

 

А разве Толстой был яхтсменом?  Нигде про это не слышал...


  • 0

#4 StrangerM

StrangerM

    чужой

  • Модератор форума
  • 15 683 сообщений
  • Из:СПб
  • Судно: МН
  • Название: Stranger

Отправлено 23 февраля 2019 - 14:39

 А вот жил он, как мне помнится, в доме на берегу р.Ждановки, что напротив стадиона Ленина (когда писал роман). Табличку в детстве читал частенько.


  • 0

#5 Arseny

Arseny

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 февраля 2019 - 14:49

 А вот жил он, как мне помнится, в доме на берегу р.Ждановки, что напротив стадиона Ленина (когда писал роман). Табличку в детстве читал частенько.

 

Тогда понятно, почему там начинается действие "Аэлиты". Чтобы, так сказать, далеко не ходить. :)

 

Но яхта, меня все-таки больше интересует яхта...


  • 0

#6 Ptr

Ptr

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • PipPipPipPipPipPip
  • 676 сообщений
  • Из:Моск. обл.
  • Судно: - Спутник-15
  • Название: -

Отправлено 23 февраля 2019 - 18:05

А разве Толстой был яхтсменом?  Нигде про это не слышал...

Да и я не слышал. Но из приведённого Вами отрывка и последующих изысканий понятно, что автор "Гиперболоида ... " знал "фактуру". Может быть сам был яхтсменом, может быть был вхож в общество любителей отдыха на воде - сюжет не "из пальца высосан".


  • 0

#7 muk

muk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 349 сообщений
  • Из:Лен.обл.
  • Судно: STORFIDRA 25
  • Название: НЕРПА

Отправлено 23 февраля 2019 - 18:21

Ю. Пантелеев пишет, что Петроградские газеты много писали о "Беби Гонде" и ее бегстве. У Корнея Чуковского тоже есть стихи о проворном человечке "Бибигон".  А. Толстой и воспользовался сюжетом о бегстве лучшей яхты в "Гиперболлойде. Похоже, что эти литераторы о реальной яхте "Беби Гонда" знали по наслышке из газет и сплетень. Даже одинаково переврав название. Так что ни А. Толстой, ни К. Чуковский, ни Гарин, скорее всего к яхтам отношения не имели.


  • 0

#8 Arseny

Arseny

    Юнга

  • Основной экипаж
  • Pip
  • 9 сообщений
  • Из:Санкт-Петербург

Отправлено 23 февраля 2019 - 19:09

Ю. Пантелеев пишет, что Петроградские газеты много писали о "Беби Гонде" и ее бегстве. 

 

А где он это пишет?  Я не нашел...

 

 

У Корнея Чуковского тоже есть стихи о проворном человечке "Бибигон".

 

Меня тоже смущало это сходство. Но "Бибигон" написан намного позже. Подозреваю, что Чуковский взял его как раз у Толстого.

 

Так что ни А. Толстой, ни К. Чуковский, ни Гарин, скорее всего к яхтам отношения не имели.

 

Если Гарин так ловко управился с яхтой, то он явно в этом деле был не новичком :)


  • 0

#9 muk

muk

    Яхтенный капитан

  • Капитан
  • 1 349 сообщений
  • Из:Лен.обл.
  • Судно: STORFIDRA 25
  • Название: НЕРПА

Отправлено 23 февраля 2019 - 20:37

А где он это пишет? Я не нашел...

В книге "Парус - моя жизнь".
  • 0

#10 rn6lek

rn6lek

    Яхтенный капитан

  • Мастер
  • 9 836 сообщений
  • Из:Цимлянск
  • Судно: Яхточка и другие
  • Название: Бобр 2

Отправлено 24 февраля 2019 - 08:25

Яхт-клубы были не только центрами парусного спорта и туризма. Это было престижно, там "тусовалось" как тогда выражались "общество". А Толстой  был в это "общество" вхож. Выходил он на яхтах? Скорее всего да. В каком качестве и как часто......? Но в курсе событий наверняка был.

И про " Лучи смерти" и им подобное в кают компаниях за игрой наверняка много говорили. Смерть профессора который весьма вероятно изобрёл газовый лазер с химической накачкой много шуму наделала.  Даже писательница Мариэтта Шагинян  (баба) наверняка про это слышала и описала в своём романе "Месс-Менед" прообраз системы РЭБ.


  • 0



Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей