имхо достаточно определить цели и оптимальные способы их достижения, и споры разрешатся сами собой.
Раньше, в период яхтенных рулевых и рулевых 1-2 класса, когда многие были просто заперты в своих акваториях, и паспорт моряка был фактически единственным способом посмотреть мир, умение ходить под парусом действительно было очень важно. Оно и экономило деньги и раздвигало горизонты. Умение ходить под парусом позволяло три месяца в море жить на 100 долларов, доходя до Греции. В том яисле проходя Босфор под парусами, что на обратном пути да по кислякам было совсем не тривиальной задачей. Ну да про тот весёлый период долго можно рассказывать.. Нужен ли сейчас этот опыт? Я считаю что нет, мир изменился.
Если сравнить любителя лавировки и чартериста, любящего дизель-шкот, чем они смогут похвастать по завершению своей карьеры яхтинга? Только тем в каких местах побывали и что видели. И как бы тут не выяснилось что у чартериста опыт будет ещё и побогаче.
Гонщики? А кого мы называем гонщиками? Тех кто гоняется на арендованных лодках на приз Турецкой Водокачки? Или на приз Греческого Пофигизма? Так эти яхтенные утренники точно так же организованы для чартеристов, которым охота сменить формат. Настоящий парусный высококонкурентный спорт находится либо в нишах где нужны серьезные бюджеты, либо в в мелких чисто гоночных сериях типа Торнадо, 505 и тп, где "старым" всё еще есть место. На более молодёжных классах уже гибкости-подвижности не хватит.
Ну и выходит что т.н. лавировщики сами себя обманывают, т.к. в спорте им ничего не светит, а упираясь в лавировку против волны они нерационально расходуют своё время и ресурс лодки. Умение лавироваться для водного туризма в мире с дешевым чартером и дешевыми авиабилетами не востребовано.
Далее, по поводу небрежного отношения к дэй шкипперам.. Вон, в теме про "купить яхту за 1000 бакс и дойти в Средиземку" давали ссылки на парочку хиппи, которая куда больше соответствовала названию чем автор темы. Купили пустую лодку (без мотора, без навигации, без пассредств) и питаясь обьедками из мусорных баков, не неся вахт и вообще забивая на всё что можно дошли таки до Канар. Неимение корочек не помешало им ходить ночью обходиться без мотора..
К чему это я? К тому что корочки большинству нужны только чтоб брать в чартер, а вот дальнейшее развитие как яхтсмена зависит только от личной заинтересованности. Современные технологии позволяют ходить в море с минимумом знаний, так зачем человеку учить больше? Планшет с Навиониксом, умение швартоваться плюс треть Бонда прочитанные на досуге, и Винди чтоб избегать 30+ узлов - и вперёд!
Это и есть современный яхтинг. Фундаментальные знания могут пригодиться тол ко если нет денег, да и то - не обязательны. А имея деньги легко выстроить такую стратегию яхтинга, где будет минимум сложностей, максимум туризма. Как говорят французы - парусник это самое медленный и некомфортный способ добраться туда где абсолютно нечего делать.
Позволить себе таким заниматься могут только те которым больше нечего делать (либо не востребованы, либо всего добились). Остальным чартер и маломерный спорт. Да и в чартер народ приходит ради красивой жизни и новых ощущений, такой себе морской круиз типа для избранных. Здесь это слабо заметно, а вот на кском-нить форуме пртграммистов тема "айда на регату в турцию" или "советы будущим яхтсменам" весьма доставляет..