То, чем занимается Рамзик Размик , называется баловство с софтом для расчетов сопротивления. Никакого отношения к инженерой практике это баловство не имеет, из-за полного непонимания процесса расчета сопротивления и выбора мощности при проектировании малых судов. Указанное выше деление мощности на два двигателя - это явный индикатор полного профана, извините за прямоту.
Впервые вижу, чтобы учет сопротивления выступающих частей, внешние условия, мелководья и т.д. входил в принимаемый коэффициент 0.5-0.7, или в коэффициенты Ke! До этого надо было додуматься, это какая-то абсолютная безграмотность.Понятно, что разработчики программ оставляют это как некую возможность для тюнинга результатов (т.к. их програмные продукты не позволяют выполнить расчет с выступающими частями и на волнении). Но проектировщик должен все-таки понимать, что он делает, а не безрассудно принимать коэффициенты, предлагаемые программой.
На самых начальных этапах проектирования для грубых оценок действительно принимается пропульсивный коэффициент 0.55 для винтов и 0.50 для водометов, но в него никогда не входят выступающие части и внешние условия. Внешние условия оцениваются напрямую, т.к. судно по техзаданию должно развивать скорость, например, на гладкой воде или волнении 3 балла, а это большая рзаница - дополнительное сопротивление нужно считать. Выступающие части малог осудна (а также тоннели гребных винтов) могут давать до 15-20% от полного сопротивления, их сопротивление легко рассчитать, даже вручную (кстати как раз в публикациях у Холтропа описано, как это сделать). Для маломерки, порядок влияния внешних условий и выступающих частей на буксировочную мощность значительно выше, чем у больших судов - принимать предлагаемые программой коэффициенты грамотный конструктор никогда не будет.
Хотя, о методе Холтропа для расчета сопротивления в применении к маломерке лучше сразу забыть - он построен на корпусах других форм, и не предназначен для маломерных судов, проверено и подтверждено практикой - надежность метода низкая. Нужно смотреть не только на параметры серии/регрессии, а и на формы судов этой серии. Это архиважно!
Теперь касательно выбора мощности двигателя - если делать "по-рамзиковски" - буксировочная мощность умноженная на коэффициент из программы, то контрактную скорость на ходовых испытниях не получить никогда. Для выбора мощности двигателя на практике, необходимо учесть:
- полное буксировочное сопротивление RT с учетом выступающих частей RAPP, аэродинамического сопротливления RAA и дополнительного сопротитвления на волнении RAW.
- методы расчета - считаем 2-4 методами, для дальнейших расчетов принимаем наиболее пессимистичный случай, или конкретный метод, которому больше доверяем для рассматриваемого типа корпусов.
- запас на погрешность методик расчетов, мы принимаем его до 5-10%; меньшие значения - для провереных/испытанных корпусов.
- запас на возможное перетяжеление судна при постройке, а такжен на добавление оборудования в процессе эксплуатации (из опыта - заказчик добавит оборудование в последний момент, и все равно будет требовать контрактрую скорость!).
- запас на дополнительное сопротивление при разгоне судна (около 15-20% над горбом сопротивления) - важно, если судно преодолевает горб сопротивления, особенно для судов с водометами.
- де-рейтинг двигателя, может достигать 10-15% мощности засчет температуры в МО и других факторов.
- бренд двигателя очень важен! "Потребная мощность 300кВт" не говорит ни о чем, т.к. многие второстепенные производители двигателей сегодня в рекламных целях завышают мощность своих агрегатов. "Потребная мощность 300кВт для такой-то марки двигателя" - вот как должен формулировать грамотный конструктор.
- допуски и погрешности указания мощности двигателя (около 2%); а также стандарт указания мощности.
- КПД редуктора и передачи
- пропульсивный КПД установки, который получается в результате расчетов винта; либо напрямую с кривых упора колонок и водомета.
- и т.д.
...
Как видим, в реальности никакие "коэффициенты из программы" не помогут, если не владеть темой на должном уровне. Нужно досконально знать все составляющие, и обоснованно оперировать запасами мощности. Любой, кто сдавал судно с предусмортенными в контракте штрафами за недобор скорости, это понимает. Кто не сдавал - играется с программами
PS Можно было бы конечно и промолчать, но достало наблюдать это агрессивное невежество.
Сообщение отредактировал S_smirnov: 02 мая 2019 - 10:18