Погоня за парусностью исчерпала себя на кубке америки. Для самодельщика это всё уже из области фантастики. Было предложено посмотреть в обратную сторону: что можно ходить под небольшим парусом круче чем полветра при ширине до метра и грузоподъёмности +- 100 кг . Условно что-то по удобнее СанФиш. + Весла
По мне, так у каждой лодки есть свой оптимум парусности. Что избыток парусности, что недостаток - обе крайности разочаруют.
Т.е., сколько парусности позволяет нести лодка, при её конструкции, и способности (или желания) экипажа откренивать, столько и самый раз.
Про парус на байдарке... Сам хожу на байдарках много лет. Но парус на неё мастрячить как то...
Ибо носовой платочек ей мало что даст, а парусом побольше уже надо постоянно управлять, т.к. ветер на реках рваный и слабый. А если парусом управлять, то грести уже нечем, и получается чисто парусный ход. А на чисто парусном ходу байдарка всяко хуже, и стрёмнее, чем аналогичного водоизмещения парусник, та же "Мева" например. К тому же мачту на байдарке надо будет часто снимать, чтоб проходить под мостами и деревьями, коих на реке дофига.
В общем, смотря по акватории, ветровых условиях, маршруту... Может, в каких то случаях и есть смысел в таком "гибриде".
Из личного туристского опыта, самым универсальным судном была "Мева" (а позже - свой самодельный швертбот).