Похоже от белухи.
Отправлено 24 июня 2019 - 10:25
И все же память о юнгашах сохранилась не только в памятниках и табличках. Возле Кремля ,на берегу бухты есть музей посвященный им. -на заднем фоне павильон в котором расположен музей. Кроме представленных экспонатов там демонстрируется интересный документальный фильм о Соловецкой школе. Будете в тех краях не поленитесь,посетите музей. А лично мне запомнилась одна экспозиция-ученическая тетрадь одного из курсантов. Какой ровный и красивый почерк !
А моя жизнь на Соловках продолжалась. Я уже говорил ,что поселился на Сельдяном мысу. Можно сказать случайно ,но точно ! Место очень интересное. Не хотелось бы копировать из интернета чужие статьи,поэтому вкратце. Мыс прикрывает бухту Кремля с запада . Собственно он и делает ее удобной и защищенной. Почему Сельдяной ? Монахи ловили сельдь на мысу ,там ее и разделывали. Но застраиваться и капитально осваиваться он стал довольно поздно (по сравнению с историей монастыря ),примерно в 18 в. появились :Такелажный амбар, Амбар для хранения м ремонта морских судов , Амбар для хранения ворвани и салотопенный завод,,Амбар для смоления канатов - . Уже в конце 19 в. на оконечности мыса появилось здание "Биологической станции Соловецкой обители " . Оно очень гармонично вписалось в окружающее .
По центру- Такелажный амбар. Справа здание Биостанции. Между ними виден торец Амбара для хранения судов. Слева виден сам Соловецкий поселок.
Такелажному амбару немного не повезло . Он не сохранился в первоначальном виде. Это уже поздняя реставрация.
Все остальные постройки дошли до нас в более-менее первоначальном виде. Жилых домов на мысу очень мало. Поэтому,находясь на нем,как будто погружаешься в прошлое ! Вот в таком месте я поселился.
Я еще раз хочу сказать ,что в своем отчете не привожу подробных исторических сведений. Чтобы у тех ,кто заинтересовался была возможность открывать этот мир самим ! Да и не хочется чужие труды переписывать.
Все есть в свободном доступе в интернете.
А вот о чужих трудах дальше.
Сообщение отредактировал ж.с: 24 июня 2019 - 10:26
Отправлено 24 июня 2019 - 19:38
Только от очень маленькой. От белухонка или белушонка. Размеры челюсти примерно 6-7 см. А какие еще варианты ?
Отправлено 25 июня 2019 - 13:23
Продолжу.
При посещении Соловков я планировал побывать в Морском музее. И при входе в бухту ,вслед за яхтой "Святой Петр ",и потом по подсказке его экипажа ,я очутился на Сельдяном мысу. Буквально в нескольких шагах от музея. И я туда постоянно наведывался. Доброжелательность ,открытость и живой интерес к посетителю-первое с чем я столкнулся при входе. Вход свободный. Официальное открытие сезона должно состояться на следующий день,но никто не препятствовал посещению. Девушка -экскурсовод расспросила обо мне и с удовольствием отвечала на мои вопросы. Позже вечером я опять забежал к ним и попросил отправить домой СМС. Вообщем,если доведется опять попасть на Соловки,я теперь знаю куда приткнуться.
Я не избалован музеями. Бываю,но в крупных,государственных. Набор артефактов разных эпох и тематик. Они конечно тоже ведут научную работу,но для большинства посетителей она неизвестна.
Здесь же это не просто музей,как здание для хранения артефактов. Он как бы "живой " Здание где он расположен-Амбар для хранения лодок восстановлен усилиями сотрудников музея.Да и весь Сельдяной мыс под их опекой. Экспонаты собраны усилиями сотрудников. Яхта "Святой Петр " построена по инициативе и с участием их же. И это не лодочка для катания туристов ,а серьезное экспедиционное судно,на котором сотрудники Морского музея ходят в научно исследовательные экспедиции. Музей посвящен освоению Севера.
А теперь о людях на которых все это держится. "Товарищество северного мореходства (ТСМ) — Архангельская региональная общественная организация, созданная на Соловках в 90-х годах по инициативе Сергея Васильевича Морозова... "
Я уже давал ссылку на сайт . Еше раз повторю http://solovki.info/ . Не поленитесь,поройтесь-найдете много интересного !
На следующий день я пошел на официальное открытие. Батюшка отслужил молебен перед корабельным иконостасом. Затем сотрудники представляли новые экспозиции ,делились планами на этот год . .
Был представлен новый выпуск альманаха "Соловецкое море "
Бывает же так -первый раз здесь,а столько интересных встреч и знакомств.
Отправлено 25 июня 2019 - 13:48
Я на своем микрульнике постоянно стою в Сельдяной гавани, левее причала, к которому вяжется Василий, на осыхающем пляжике. В центре сельдянки по малой воде 1,5 метра, для нас, "малышей" - самое лучшее место стоянки, лучше на 2-х якорях, но тогда нужно иметь надувной тузик (я его оставляю на попечение бывшей хозяйке причала Веронике, ее дом слева от выхода с причала, забросил через забор - никто не возьмет, но Веронику лучше заранее предупредить). С тузом проще, завел в том году, проще обеспечить безопасность лодки на стоянках, там где проходной двор, или могут быть камни на осушке.
Василий - местная знаменитость, до "Моряны" у него был пароход чуть меньше - 12 м "Арктур", построенный по подобной схеме, шпангоуты из еловых хвостов, клинкерная обшивка. Василий сам из Сумского посада, бывший обходчик РЖД, сейчас на пенсии, катает турыстов. Интересный, но немногословный человек. Талантище, конечно
Сообщение отредактировал Денис Колмаков: 25 июня 2019 - 13:50
Отправлено 25 июня 2019 - 13:52
Рекомендую альманах "Соловецкое море", он на страничке той же ссылки http://solovki.info/...on=topic&id=299, при возможности покупаю новые выпуски, хорошая, разная литература и очень интересно.
Отправлено 25 июня 2019 - 14:10
Ну и конечно же сам Кремль !. Нашел время и по нему побродить. Знаете ,осталось двоякое чувство ! Впечатляют масштабы и монументальность ! , , , .
И многочисленный .... ремонт. Снующие везде рабочие с ведрами ,кистями и строительные леса ,не дают настроиться на нужный лад. Мне сказали ,что в некоторых местах былое великолепие красок упростили до белого. Но... без ремонта никак.
Спросил у проходящей мимо женщины в платочке : "а действующие церкви есть ,или только музеи кругом ? "
Она показала под арку напротив главного входа. Я прошел бы мимо и не заметил. Невзрачная часовенка ,окруженная монументальными стенами. . Кто бы мог подумать ,что это и есть тот кирпичик в основании !
А потом я устроил экскурсию в своем стиле-прошелся там ,где туристов не водят.
Туда еще не дошел запах краски и белил. Там пахло сыростью и плесенью прошедших эпох.
Ну а нам с Селеной пора в море.
Отправлено 25 июня 2019 - 16:50
Сходил попрощался с Василием,помахал рукой и затарахтел под мотором с краю судового хода. Связался с "Соловками.Радио 1 " . Они со смехом ответили -"видим ,видим суперяхту Селена ". Поинтересовались куда иду и пожелали удачи.
А шел я на Заяцкие острова. Расстояние небольшое,поэтому паруса ставить не стал.
- по курсу остров Большой Заяцкий. В монокуляр видно табунчик туристов ,идущих от лабиринтов.
- Свято- Андреевский скит. Правее большой причал с двумя пароходиками. Я потихоньку их обошел,в надежде найти песочек у берега. Но все в камнях. Не знаю есть ли дальше в проливе нормальная осушка. Хорошо ,что сюда ночевать не пошел. У большого причала сбоку есть маленький ,для маломерок. К нему и припарковался. . Пока все . Сошел на берег.
Большой Заяцкий очень интересное в историческом плане место. Его еще люди каменного века обжили. Об этом свидетельствуют каменные лабиринты. Их я не увидел. Меня смотритель не пустил без билета. А скит рассмотрел. Удивительно ,но все постройки оригинальны и с давних времен. Трудно было поверить что церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного построена в 1702г. по указанию Петра I и при его участии. Рядом на берегу первая на Белом море каменная гавань,построенная еще в 16 в. Согласно легенде здесь был утвержден Андреевский флаг.
Собрался уходить. Пожилой мужчина-смотритель стал отговаривать. Дескать на море становится ветренно и на такой лодке (как-то он по своему ее назвал ) нельзя выходить. Подошел к капитану пароходика. Он посмотрел в интернете прогноз. На сегодня 6-7м.с. ,после обеда порывы до 13. ,на завтра усиление-в порывах до 15 м.с. Подумал-проскочу до Кузовов. Завтра совсем не вариант,а ночевать здесь не хотелось.
И вышел в море. - на горизонте Кузова.
Отправлено 25 июня 2019 - 18:56
Ветер юго запад,4-5м.с. малооблачно ,волна небольшая. Хорошо шел. Правда волна потихоньку уваливала. Почти облизал острова Топы. На Кузова уже не выруливал. Стал взбрыкивать блок питания в рубке-периодически отключался. Что-то ,где-то окислилось ,а навигатор от него питается. Пришлось вытащить из фото батарейки и вставить в Гармин. В принципе курс выводил на Рабочеостровск ,но я переборол соблазн и сменил галс на Кузова.
Время послеобеденное-пора всех приключений. Игривые "облачка-белокрылые лошадки " потихоньку превратились в лошадей ,потом в хмурых слонов и юго-запад затянуло. 6-7м.с.и курс меня устраивали. Фронт надвигался. До убежища не успеваю. Уже видны серые потоки дождя между тучами и морем. Но совсем по горизонту светлая полосочка-значит этот фронт неширокий. Стал готовиться-зарифил грот,прибрался на палубе и задраил люк,натянул непром ,да от усердия порвал на коленке. Было видно как темная полоса на поверхности моря быстро приближается. Пошли ветровые толчки 7-8м.с. Анемометр стал путаться -то 9 покажет ,то 2 м.с. Скорее всего вихревые потоки с грота его в замешательство привели. Я пока еще выруливал. А потом просто надавило около 10 м.с с дождем ! . Стало кренить. Растравил гика-шкот и даже сдернул со стопора грота-фал ,пытаясь хоть как то помочь Селене. Шверт я еще раньше подобрал. Стаксель растравить не успел. Селену придавило. Градусов на 45. Стаксель -шкот от нагрузки закусило в стопоре. Я не мог дотянуться до него-боялся лодку окончательно завалить. Вот так вот просто ! Как мышонка лапой к полу придавили ! Селена не осилила подняться А ветру не хватило мощи завалить ее окончательно. А мне -дураку ,не хватило ума предотвратить это. И мы зависли на какое то время в неопределенном положении. Была мысль,что пора перебрасывать ногу через комингс кокпита,чтобы успеть выйти на борт. Но до этого все же не дошло Хватка стала ослабевать и Селена потихоньку выровнялась. (Если честно,не на публику ,мне до сих пор не по себе при воспоминании ) Привел в порядок мысли и снасти. Постарался успокоиться. Опять поставил паруса. Но наступило затишье Юго-запад сплошь затянуло-подходил основной фронт. Ждать больше нечего. завел мотор и к островам. Немного не успел. Боковой ветер около 10.5 м.с. с дождем. Но под мотором уже проще. Протиснулся между о. Вороньими и Немецким Кузовом. Напротив избушки неплохой пляжик Но сегодня не мой день. Осторожно пытаюсь подойти задним ходом и сразу же наваливаюсь на камень. Раздается треск ! Мотор и регулируемый транец сыграли как рычаг и фанера не выдержала-треснула в месте крепления пантографа. Оттащил лодку . Осмотрел мотор и трещину. Мотор вроде цел ,трещина выше ватерлинии. Ушел в другое место. Залив с юга на Немецком кузове Ткнулся в песок и на берег. Немного мутило после дневного перехода и прошедших событий.
Сообщение отредактировал ж.с: 25 июня 2019 - 18:58
Отправлено 27 июня 2019 - 13:11
Еще при входе в этот залив ,обратил внимание ,что на берегу стоят несколько палаток. Ожидал встретить катамаранщиков ,но никаких плавсредств видно не было. Когда парковался подошел молодой человек ,предложил помощь и пригласил к костру. Чуть позднее ,когда немного пришел в себя, отправился к их стоянке. А место в этом заливчике было замечательное . На избушке ,про которую говорил выше,закреплен стенд- "государственный природный заказник Кузова ". Эта территория относилась тоже к нему. Место красивое. Большой песчаный пляж . Полянки,березки ,чистенько. Установлены навесы с столами ,лавками и оборудованными кострищами . Деревянный чистый туалет. В углу пляжа родник. У костра ,под навесом несколько молодых людей-парни, девушки ,есть и семейные пары Познакомились . Я рассказал откуда взялся, а потом они пояснили что здесь делают. Какая- то фирма в Кеми организовывает отдых на Кузовах для желающих . В заливе установлен палаточный лагерь,в нем продукты питания и все необходимое. Здесь живет гид-инструктор (парень ,который подходил ко мне ). Группы привозят и забирают на катере. Люди собираются из разных городов через сайт в интернете . Живут по нескольку дней ,сами готовят на костре. Инструктор ходит с ними на экскурсии по острову. Лес на дрова рубить нельзя. Дрова привозят с большой земли или собирают на берегу,то что морем принесло. Вот такой еще вид отдыха есть. С их слов ,все места в группах на сезон уже расписаны.
Гулял по окрестностям ,сидел с ребятами в лагере,ходил с ними за дровами .... Хорошая ,общительная молодежь. Кстати ,чуть повыше подняться-есть билайн. Позвонил домой.
Кузова красивы ! И виды на море с них ! , , . Залив довольно большой и ветер все же доставал Селену. Тент нещадно трепало А швартовы потихоньку ползли . И только в отлив лодка спокойно стояла
Вечером и ночью хорошо задувало. Утром стало еще хуже. О выходе не могло быть и речи. Теперь я понял что это такое- "ждать у моря погоды " Ветер чуть сменил направление и с силой выгонял воду с верховьев залива. Было похоже на быструю порожистую речку. Только к вечеру стало стихать. Нужно было готовить отход. До полуночи переставлял Селену за отливом ,что бы утром пораньше сняться.
А кстати, подробности про Кузова перед поездкой не изучал и в этот заливчик попал интуитивно. Не прогадал.
" Сидение на Кузовах " на этом заканчивалось.
Отправлено 27 июня 2019 - 16:39
Атмосферное давление пошло на поправку. Вечером небо окончательно очистилось. Температура утром была +7гр.. В 9.30 попрощался с ребятами и отчалил. Прощайте Кузова .Курс на Рабочеостровск. Ветра практически нет . Иду под мотором. На ровном море преодолел еще одну волнистую речку. Селену даже немного потрясло. Все же чудной район для плавания !
На горизонте Рабочеостровск - . Теперь главное-достойно подняться. Подошел к берегу незадолго до полной воды. Все нужно быстро делать ! Бегом за машиной и прицепом. Прицеп в низ, к воде. Потом из лодки все тяжелое на берег-часть балласта,бензин ,остатки воды ,снял мачту. И уже на полной воде загнал прицеп в воду ,как можно дальше. Моих болотных сапог не хватило. Да и черт с ними-не сахарный,не растаю. Со второго раза завел лодку -вроде ровно встала. И чуть вытащил прицеп с лодкой из воды. Все . За день пройдено 24 км.
Стал ждать отлива .
Плавание закончилось.
Подождал когда вода уйдет подальше. Изначально была мысль тянуть прицеп вверх ручной лебедкой или поискать машину посерьезней. Походил по плотному мокрому песку и решил попробовать сам. Загнал машину вниз ,пристегнул прицеп и ,с небольшого разгона,......раз.....и на верху. В конце подъема ,передние колеса немного землю взрыхлили. Удивление и огромное облегчение-море меня отпустило !
А дальше-сборы. И вот мы готовы к дальней дороге .
Два товарища по путешествиям- "Кашак " и " Selena " -
-------------------------------------------------------------------------------------------
Кто то еще только собирается в путешествие ,готовится ,надеется ,мечтает
А у меня уже в прошлом.
Остались воспоминания .Воспоминания о море,....о солнце,.....о ветре и брызгах соленой воды в лицо,....о песчаных пляжах и соснах на берегу ....о старых каменных стенах дальних скитов ....
И о поклонных крестах ,молчаливо смотрящих в морскую даль.....
Маленькое путешествие на маленькой лодочке в удивительный мир Беломорья.
Экипаж яхты "Selena " желает всем попутного ветра и семь футов под килем ! Удачи !!!!!
Сообщение отредактировал ж.с: 27 июня 2019 - 17:14
Отправлено 27 июня 2019 - 19:19
Популярное сообщение!
post scriptum
Разрешите представить по подробнее мою лодку. Она это заслужила.
Яхта "Selena "-крейсерский швертбот класса "пико "
. Длина- 4.2м.,ширина-1.8м., высота борта на миделе- 67см. Набор корпуса продольно -поперечный с обшивкой фанерой 6 мм. и оклейкой стеклом. Плоское дно ,два швертовых колодца с простейшими фанерными поворотными швертами. На дне наклеены три продольных бруска с алюминиевой защитой от стирания . Поворотное перо руля. Свинцовый балласт-100кг. (40 кг.-быстросъемные ). Блоки плавучести-220 л. (не путать с отсеками плавучести ). Вес голого корпуса на этапе строительства- пр.150 кг.
Парусное вооружение-дробное,бермудский шлюп. Общая площадь парусов-9.5 кв.м.. Грот с двумя полками рифов. Стаксель на закрутке. Высота мачты над рубкой - 5.4 м ..Стоячий такелаж-одна пара вант и штаг .
Вспомогательный мотор : Меркурий-2.5 л.с. ,2-такта ,короткая нога.
Электрооборудование :Два гелевых аккумулятора-9 и 18 а.ч. (так получилось ! ) ,солнечная панель-30вт.,электроблок коммуникационный,переходники и зарядники для гаджетов
Якорно швартовое снабжение :3 самодельных якоря разных конструкций ,весом ок. 3,5 кг. каждый (вес недостаточный) ,3 плавучих якоря разных размеров и конструкций ,общая длина швартовых-90 м..
Навигация и связь : Гармин -78 разлочен и перепрошит, с картами района плавания,бумажные карты нужного района, р.станция с морским диапазоном (не морская ) в защитном чехле ,смартфон в чехле с оффлайн-картами района ,путевой магнитный компас и резервный, анемометр Skywach Meteos ,метеостанция Sunroad fr 500 .
сигнально -спасательное снабжение :спас жилет и обвязка с фалом для пристегивания на палубе. Комплект пиротехники (к сожалению нет парашютных,есть попроще ), конец Александрова ,звуковой горн,на рации есть сирена ,свисток. Для важных вещей и одежды-гермомешки.
Кухня : газовая горелка с цанговыми баллончиками в изолирующем кожухе с дополнительной рубашкой. Одна кастрюля нужного диаметра. Два термоса разных объемов.
В этом плавании лодка приняла на борт около 38 л. питьевой воды-из них в штатные места-35 л.
40 л. топлива ,из них 25 л. в штатных местах.
Ну и запас продуктов на 10 дней. Можно и больше,только меню спланировать.
А теперь небольшая фотоэкскурсия .
Ахтерпик-горюче смазочный отсек Рабочая канистра 5 л. ,литровые емкости с готовой смесью 4 шт ,масло ,и пр..
Боковой рундук к кокпите -карманы на крышках ,резиновым жгутом притянута дополнительная канистра 10 л. Штатно две канистры по 10 л. лежат ниже ,под днищем кокпита. Ну и еще одна на 5 л.. Остальное место в рундуках-швартовы, якоря и пр..
Кухня (подсмотрел у коллеги Г.Ш. ) ,простенько из старых кастрюль ,но очень эффективно
В рубке ,вид в перед ,то же ,но подготовлено к ночевке . Второе спальное место по необходимости-симметрично.
Рубка вид в корму По центру-ящик для воды. Справа-кухонная сумка и по мелочи , слева мои спальные принадлежности в походном положении-спальник и подушка в герме ,прикрыты матрасом. Матрас из пенополиуретана. В рубке бортовые вставки тоже пенопластовые.
Передние рундуки возле пиллерса -канистра с водой 10 л. и рядом пристегнут балласт 20 кг. Второй рундук симметрично.
Рундук-стол по центру - одежда ,аптечка,по бокам на перегородке закреплены аккумуляторы. На крышке рундука-карман для карт и прочей письменности.
На стенках рубки у входа полочки для гаджетов и пр. .Там же дополнительная розетка- 12в.
Все рундуки в рубке закрываются на быстросъемные ременные пряжки.
В труднодоступных для вещей местах ,уложены блоки плавучести из Пеноплекса. Но их можно даже в походных условиях достать оттуда.
Под мотором крейсерская скорость 8-9 км.ч.,
Под парусом доходила до 8 км.ч..
Испытанные погодные условия : ветер-до 10.5 м.с., волна -до 1 м..
Ну вот ,вроде ничего из крупного не забыл.
Сообщение отредактировал ж.с: 27 июня 2019 - 19:21
Отправлено 29 июня 2019 - 13:46
….. Стал готовиться-зарифил грот, прибрался на палубе и задраил люк, натянул непром, да от усердия порвал на коленке. Было видно как темная полоса на поверхности моря быстро приближается. Пошли ветровые толчки 7-8м.с. Анемометр стал путаться -то 9 покажет ,то 2 м.с. Скорее всего вихревые потоки с грота его в замешательство привели. Я пока еще выруливал. А потом просто надавило около 10 м.с с дождем ! . Стало кренить. Растравил гика-шкот и даже сдернул со стопора грота-фал ,пытаясь хоть как то помочь Селене. Шверт я еще раньше подобрал. Стаксель растравить не успел. Селену придавило. Градусов на 45. Стаксель -шкот от нагрузки закусило в стопоре. Я не мог дотянуться до него-боялся лодку окончательно завалить. Вот так вот просто ! Как мышонка лапой к полу придавили ! Селена не осилила подняться А ветру не хватило мощи завалить ее окончательно. А мне -дураку ,не хватило ума предотвратить это. И мы зависли на какое то время в неопределенном положении. Была мысль,что пора перебрасывать ногу через комингс кокпита,чтобы успеть выйти на борт. Но до этого все же не дошло Хватка стала ослабевать и Селена потихоньку выровнялась....
А почему не привелись к ветру чтобы разгрузить стаксель и сдернуть шкот со стопора? Лодка же была на ходу. По хорошему стаксель надо было бы свернуть при подходе фронта, а на гроте у Вас два ряда рифов, было бы безопасно.
Отправлено 30 июня 2019 - 09:26
По хорошему мне надо было вообще убрать паруса при подходе фронта. А потом уже по обстоятельствам. А я поступил исходя из своего опыта. Грот зарифил на первую полку. Раньше так мог выруливать до 10 м.с. в порывах. Чуть приведешься и потравишь гик-лодке легче. Да и сама Селена приводилась . А тут начало давить . Я острее ее веду ,а крен остается. Отпускаю гик под ветер -легче не становится. Сдергиваю фал грота со стопора и вывожу грот из работы. Центровку нарушил. Нос лодки прижало через стаксель и она потеряла ход и управление. Хотел стаксель растравить ,но не смог. Не совсем удачно расположены стопора шкотов. Шкот закусило в стопоре. Все это быстро произошло.
Отправлено 30 июня 2019 - 13:33
По хорошему мне надо было вообще убрать паруса при подходе фронта. А потом уже по обстоятельствам. А я поступил исходя из своего опыта. Грот зарифил на первую полку. Раньше так мог выруливать до 10 м.с. в порывах. Чуть приведешься и потравишь гик-лодке легче. Да и сама Селена приводилась . А тут начало давить . Я острее ее веду ,а крен остается. Отпускаю гик под ветер -легче не становится. Сдергиваю фал грота со стопора и вывожу грот из работы. Центровку нарушил. Нос лодки прижало через стаксель и она потеряла ход и управление. Хотел стаксель растравить ,но не смог. Не совсем удачно расположены стопора шкотов. Шкот закусило в стопоре. Все это быстро произошло.
Хорошо, что легко отделались. Теперь нужно переделать стопора, чтобы не закусывало. Может поставить микролебедочки перед стопорами на этот случай. Даже одного оборота шкота перед стопором хватит, чтобы разгрузить стопор и иметь возможность потравить шкот.
Отправлено 30 июня 2019 - 20:28
Да , положение стопоров буду менять. Еще кое какие мысли есть по снаряжению. Плохо что новшества приходится испытывать в реальных условиях.
Вот так вот крошки опыта и собираются. Между нами говоря ,после этого впервые появилась мысль- а не пора ли остановиться ? И не испытывать больше судьбу. А как тогда ? А может просто перенервничал ? Посмотрим.
Отправлено 02 июля 2019 - 09:09
Да много чего полезного можно бы иметь. Идеальных лодок не бывает. Что-нибудь да проявит себя. Тут вопрос в другом. Где проходит та черта,до которой все "легко и непринужденно " ,а после -неизвестность. И насколько это все индивидуально для каждой лодки и , в большей мере , для каждого из нас. И нет такого учебника ,в котором про это учат. А может и хорошо ,что нет.
А матчасть подправим. Каждый поход Селены преподносит какие-нибудь свои уроки .
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей