Итак, свершилось!
Я изготовил из старых банок от надувной лодки складной палубный столик
, разобрался с весьма паршивой системой закрутки стакселя и доработал ее до относительно удобоваримого состояния, подогнал паруса по рангоуту
, перерезал ложемент прицепа
, покрасил удлинитель дышла, и наконец-то 25 июня сего года в День моряка "Моана" была спущена на воду в устье Мурга в районе Раштатта.
Спуск происходил без торжественных речей и церемоний в одиночку. Планировалось провести пару дней на заливе в испытаниях самой лодки и всех систем, а в субботу на борт должна уже была подняться семья.
Перед самым спуском было страшно - как выдержит удлинитель дышла, изготовленный из 3 мм прямоугольной стальной трубы длиной 2 метра. Опасения оказались напрасными: расчетная длина себя оправдала, так что прицеп оказался далеко в воде, и лодка легко с него сошла. Приключения начались сразу после отхода от берега: я умудрился намотать на винт браконьерскую сеть, и срезало шпонку винта.
Течение в Рейне около 4,5 узлов, потому пришлось срочно бросать якорь и менять шпонку, пока неуправляемую лодку не потащило вниз по Рейну. За полчаса мне удалось устранить неисправность, и мы с "Моаной" начали путь к заливу, вход в который который лежал где-то в километре с копейками ниже по течению. Добрались без происшествий...
Уже в заливе, который почему-то называется "Гольдканал" (в память о золоте Рейна, наверное, хотя по легенде его туда бросили намного севернее, в районе Вормса) устроил генеральную приборку и выдраил "Машкой" борта и белесый от времени и морской соли тик палубы. Уже вечерело, потому я сделал пару кругов вокруг островов и устроился на ночевку.
Ветра практически не было, периоды полного штиля сменялись небольшими порывами с незначительной рябью на воде. Лодку на якоре не мотало, так что можно было в полной мере насладиться крепким чаем из специально подаренной женой "морской" кружки и не менее крепким табаком из "капитанской" трубки
под песни Кирилла Игревича Ривеля. "Ветер дул от нордостовых румбов в 11 баллов..." Да жаль, не здесь и не сейчас... Так и отметил День моряка.
Когда окончательно стемнело, начал проверять освещение и получил неутешительный результат. Ходовые огни на корпусе лодки загорелись без проблем, но, не то по причине окисления колодки, не то из-за кривой проводки, проложенной предыдущим хозяином, огни на мачте не горели. Топовый зажигался через пень-колоду, а якорный не загорался вовсе. Замечание занесено в протокол испытаний, и теперь надо будет звонить всю мачтовую проводку от щитка до клотика. Еще заменил проводку до розетки холодильника на более толстую, чтобы пускового тока хватало.
После проверки огней еще долго сидел на палубе, отдыхал... Ближе к полуночи произошло весьма любопытное событие: наблюдая за озером в прибор ночного видения я увидел большую птицу, летящую в мою сторону. Через несколько секунд ко мне на кормовой релинг приземлилась здоровенная цапля. Хлопала крыльями, долго пыталась своими нескладными длинными пальцами зацепиться за гладкую скользкую нержавейку, но в итоге ей удалось зафиксировать тело в вертикальном положении. Я отложил ПНВ, и с любопытством уставился на птицу. Цапля тоже смотрела на меня, смешно наклоняя голову.
Казалось, что она подмигивает мне, как бы издеваясь: "ну что, старик, хорошее в этом году у тебя море?", "Не штормит?.." В ответ я начал спрашивать ее, как такая большая и сильная птица оказалась на таком маленьком богом забытом кораблике, и куда она собирается лететь дальше. Так в дружеской беседе мы провели с четверть часа. Потом она начала все-таки соскальзывать с релинга, не удержалась и улетела в темноту. Даже не попила чая... Странная история, но в табак мне никто ничего недозволенного не подсыпал, а в честь Дня моряка у меня был только чай. Даже не адмиральский. Такие дела...
Спать отправился уже в районе часа ночи. Первую ночь решил поспать в носовом "гробу" - проверить, насколько там комфортно. Несмотря на открытый люк, было довольно жарко. Залазить туда довольно неудобно (ногами вперед - место обязывает), условия очень спартанские, так что спать там можно не больше, чем двоим, и то - исключительно спать. Но, тем не менее, можно было вытянуться в полный рост.
Следующую ночь спал на "боковой полке" по левому борту - как в плацкарте. Там намного просторнее, но длина места не позволяет выпрямить ноги даже такому коротышке, как я. В общем, если идти куда-то экипажем, то он не должен превышать 2-3 человек, либо кому-то придется спать на палубе. Большой минус в протокол...
Пятница выдалась маловетренной. Дуло порывами с юга с заходом на запад до 4 узлов. В основном днем штилело. Тем не менее, лодка показала себя в плане хода с очень хорошей стороны. Она легко рулилась, резво шла как под одной генуей, так и под всеми парусами, а лавировочный угол был в пределах 40°, что для такой лодки весьма приличный показатель. Треки я снял и выложу, когда будет возможность. Вертушечный механический лаг несколько лагал, как ему по должности положено, но по сравнении с данными GPS врал в меньшую сторону не более, чем на полузла. Что не понравилось - постоянная вибрация троса подъема фальшкиля, которая не пропадала, даже если его полностью вытравить. Создавалось впечатление, что мотор все еще работает. Кстати о моторе: пантограф очень неудобен, мотор наклонить вперед в опущенном положении и управлять румпелем не получается. У предыдщего владельца стоял длинноногий Мерк, связанный специальной тягой с рулем. Надо будет подумать, а не соорудить ли мне нечто подобное. Шар на руле и сама тяга у меня сохранились. Если кто с таким сталкивался, подскажите, пожалуйста, стоит ли с этим морочиться?
"Гальюнный эхолот" (про него см. выше) работал добросовестно, так что здесь все отработало на отлично. Паруса еще в хорошем состоянии - что грот, что генуя. Рабочий стаксель не ставил, потому что мороки много, а результат тот же. Тем более, что генуя позволяет себя хорошо рифить.
Протестировал автопилот. С лодкой шел какой-то совсем примитивный не то Раймарин, не то Навико из бюджетного ряда, но я предпочел старый свой проверенный с дистанционкой и полностью перебранный и смазанный в прошлом плавании. Оказалось, что посадочное место под него слишком сильно смещено к правому борту, потому перекладка руля на левый борт вызывала затруднение. Лечится установкой 10-сантиметрового удлинителя либо вклейкой еще одной гильзы в банку на 10 см ближе к миделю. Скорее всего буду укорачивать старый свой удлинитель, который хорошо отработал на "Гемме".
Весь день гонял "Моану" по заливу, купался... К вечеру небо заволокло тучами, поднялся ветер, и пошел дождь. Настало самое время проверить, насколько в лодке будет сухо во время дождя. Спрейхуд надежно закрывает вход в каюту, но люк где-то немного подтекает в районе основания. За ночь упало пару капель - несильно, но очень неприятно. Буду разбирать и уплотнять Фиксалем... Вечерний чай пришлось пить уже в каюте.
Утро субботы выдалось абсолютно безветренным и тихим. Понад водой стелились языки тумана, на берегу орали гуси, а в прибрежных кустах щебетали какие-то мелкие пичуги. Красота-а! Чашка крепкого ... Кто сказал "рома"?! ...кофе разогнала по жилам кровь, застоявшуюся во время сна в скрюченном состоянии на боковушке. Удалось снять несколько фотографий, но все равно тяжело передать ту рассветную красоту в полном объеме.
Прогноз пророчил дожди и грозы, но небо светлело, а тучи потихоньку расходились. Поднимался южный ветер и снова заходил на запад Пока жена с детьми добирались до залива, я не стал терять времени, поднял паруса и еще накинул пару кругов под генуей. Грот ставить не стал, потому что все равно потом подходить к берегу, брать ораву на борт, а при ветре в 7 узлов и поднятом киле лучше это делать только под генуей).
К своему большому сожалению, работать с лебедками я не привык, поскольку на всех моих предыдущих лодках их отродясь не было. Трудно привыкнуть, что направление намотки шкота не зависит от борта и идет только по часовой, но постепенно привыкну. А куда деваться?.. Что не понравилось - так это то, что при слабых ветрах и незначительных углах поворота шкоты генуи цеплялись то за люк, то за передние ванты. Приходилось доворачивать и ждать, пока ветер не расправит парус, а уже тогда выбирать шкоты, из-за чего повороты не всегда выходили плавными и красивыми. Тут надо будет тоже что-то придумать, но пока еще сам не знаю, что.
К полудню приехала семья, мы еще искупались, поплескались и поиграли на пляже, а потом прокатились по Гольдканалу и пошли к противоположному западному берегу в относительную ветровую тень обедать. На обед был особо почитаемый детворой суп с макаронами из пакета, привезенный еще из Хорватии в прошлом году, свиня и овощи на гриле и помидоры. Голодным не остался никто. Гриль расположился на торце стола. Другого места для него с удовлетворительным креплением и удобством пользования, к сожалению, найти не удалось, хотя расположение его на "Гемме" по борту было удобнее. Но и так было неплохо, только сильный ветер, завихряясь, подбрасывал на стол немного дыма и пепла.
После обеда еще немного искупались. Я отправил жену с дочкой домой, потому что их несколько укачало, а сам с сыновьями пошел по Рейну вверх к месту спуска, чтобы вытащить лодку. Идти предстояло где-то с километр, но против очень сильного течения. В стоячей воде лодка под пятикобыльным мотором на полном газу идет 5 узлов. Течение в Рейне - 4,5. Перед входом в Рейн пришлось еще покрутиться и прождать в протоке, пока вверх, натужно расталкивая волну и надрываясь машинами, не прошли 2 бельгийские баржи, а потом мы дали полный вперед и медленно поползли понад французским берегом у самого края судового хода. Когда лодка прошла где-то треть пути внезапно зачихал и заглох мотор. Нас потащило обратно, грозя выбросить на камни. В воду полетел якорь, но даже на 3 метровой глубине при вытравленных 25 метрах каната 15-фунтовый плужный якорь полз по каменистому дну... Пришлось вытравить еще метров 15, прежде, чем якорь забрал. Как оказалось, от вибрации завернулась пробка вентиляции бака, и мотор просто задохнулся. В будущем этот факт будет учтен. Надо отдать должное моей старенькой 30-летней Хонде - никогда она не подводила по собственным причинам и запускалась с полпинка в любой ситуации, если в карбюраторе оставалась хоть капля бензина. Дай бог ей еще долгих лет...
Детям было весело, а у меня, если честно, еще долго тряслись поджилки, потому что застрять на Рейнском течении, пусть даже у самого берега - это паршивая ситуация. Даже опытные пловцы тонут в нем за милую душу. Про лодку я вообще молчу - в лучшем случае вынесло бы ее где-нибудь в районе Маннхайма или даже еще дальше, если бы не долбануло о какой-нибудь мост или не вышвырнуло на камни.
В голову лезла песенка про Лорелею и лодочников, которые сворачивали себе шею на Рейнских порогах, засмотревшись на нее...
Как бы то ни было, отчаянно загребая винтом, но со скоростью сонной черепахи мы поползли дальше к устью Мурга.
Нам престояло еще вытащить лодку из воды, и я опасался, что моей переднеприводной машине это будет не под силу, поскольку "Моана" почти на 400 кило тяжелее "Геммы", а у меня уже была ситуация, когда машина просто буксовала на слипе. Но подъем прошел гладко, лодка без проблем зашла на прицеп, а машина без особых усилий потащила кораблик вверх по слипу. Оставалось только разгрузиться и поехать домой. Но тут, после всего хорошего произошло-таки несчастье: старший сын полез на лодку, сорвался с лестницы и сломал себе руку. Стоит отдать ему должное - в свои 14 он проявил себя как настоящий мужчина. Не стонал, не ныл... Герой! Я бросил лодку, соорудил ему шину из палок, зафиксировал руку и отвез в больницу. Там ему наложили гипс, но уже за лодкой пришлось вернуться в воскресенье утром.
Вот, так и прошел первый спуск "Моаны". Надеюсь, все найденные недочеты удастся устранить, и на следующий год ее ждет не менее увлекательное, но более безопасное путешествие по какому-нибудь морю, будь то Северное или Балтика. Я еще пока не решил, да и не хочу ничего загадывать в это очень нестабильное и непонятное время.
Прикрепленные изображения
Сообщение отредактировал dr_tansky: 29 июня 2020 - 16:52